Конспект урока математики в 5 классе по теме «Задачи на дроби»
Конспект урока математики в 5 классе по теме «Задачи на дроби»
Предмет: математика.
Класс: 5
Автор учебника: С.М.Никольский
Тема урока: «Задачи на дроби».
Учитель: Рамонова Л.В.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, обобщающий.
Технологии:
педагогики сотрудничества
развития исследовательских навыков
развития самодиагностики и самокоррекции результатов
здоровьесбережения
личностно-ориентированного обучения
парная деятельность
Решаемые проблемы:
систематизировать знания учащихся по теме «Задачи на нахождение дроби по его части и части по дроби».
Виды деятельности:
фронтальный опрос
работа в парах
работа у доски
работа в тетрадях
Цели урока:
Предметные:
- систематизировать знания учащихся по теме «Задачи на нахождение дроби по его части и части по дроби»
Метапредметные УУД:
коммуникативные:
уметь точно и грамотно выражать свои мысли
воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи
формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по теме
регулятивные:
определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения
осознавать уровень и качество усвоения материала
познавательные:
ориентироваться на разнообразие способов решения задач
создавать и преобразовывать схемы решения задач
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения
Личностные:
формирование познавательного интереса к изучению математики, способам обобщения и систематизации знаний
формирования навыков самоанализа и самоконтроля
Ресурсы:
Презентация к уроку в программе Power Point.
Карточки для самостоятельной работы – раздаточный материал
Технические средства обучения:
Компьютер
Мультимедийный проектор и экран
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи | . Знают как решать задачи на нахождение части целого и целого по его части, подбирать аргументы, соответствующие решению, проводить сравнительный анализ. Могут решать задачи на нахождение целого по части; правильно оформлять работу, аргументировать своё решение, выбирать задания соответствующие знаниям, излагать информацию, обосновывая свой собственный подход. | Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные - умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта, дифференцировать, делать выводы; - умение структурировать полученную информацию, выбирать главное; - умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности Коммуникативные - умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). - отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности предметной и интеллектуальной. - формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию,, извлекаемую, в том числе из субъектного опыта, в словесной, символической формах; -распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Приёмы, УУД |
1. Самоопределение к деятельности, мотивация | Активация учащихся. | – Здравствуйте ребята! | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | – Сегодня я бы хотела начать урок с устного опроса. Слайд 2 - Какое сегодня число? (5) - Какую часть этого месяца составляет это число?( 5/31). Почему? - Какую часть года составляет месяц март? 1/12. Почему? -Какие весенние месяцы вы знаете? - Какую часть года составляют эти месяцы? 3/12 = ¼. - Как называются все названные вами дроби? -Сколько всего учащихся в вашем классе? -Сколько мальчиков и девочек в вашем классе? -Как узнать какую часть составляют мальчики и девочки от всех учащихся в классе? Предлагает уч-ся назвать тему урока. Формулирует тему урока. Слайд 3 А теперь догадайтесь, какой тип урока? Разгадайте ребус и узнаете ответ на вопрос. Подводит учащихся к осознанию целей и задач. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Записать на доске. Учащиеся проговаривают тему урока. Учащиеся разгадывают ребус. Проговаривают тип урока. | Регулятивные: целеполагание; планирование. |
3.Актуализация знаний. | Выявить уровень знаний и систематизировать их. | Предлагает ответить на вопросы: Слайд 5 Слайд 5 Перед вами цепочка обыкновенных дробей. Прочитайте дроби Назовите числитель и знаменатель Что показывает числитель и знаменатель дробей? Что показывает числитель и знаменатель дроби | Отвечают на вопросы. | Личностные: осознание своих возможностей. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать разнообразие задач на дроби, решаемых в жизни. | Слайд 6 Сократите дробь. Ученики меняются тетрадями, проверяют друг у друга, выставляют оценки. Слайд 7 (На экране указаны правильные ответы). Слайд 8 Разделите задачи на две группы: -Минутку подумайте и назовите номера задач, которые вы отнесете к 1-ой группе. -Назовите номера задач, которые вы отнесете ко второй группе. -Каким принципом руководствовались, осуществляя деление задач на группы? -Как мы называем первую группу задач? ( Задачи на нахождение части целого .) -Как мы называем вторую группу задач? (Задачи на нахождение целого по его части.) | Организация и контроль за процессом решения задач Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. |
5.Самостоятельная работа с последующей проверкой | Выявить уровень знаний и ещё раз систематизировать их. | Слайд 9 Предлагаю начать нашу работу с решения задач по вариантам у доски. Два человека решают по две задачи спрятавшись за доской. Остальные в тетрадях. По окончанию решения сверяют свои решения и находят ошибки. 1 вариант. 1.Букашки выпили 72 чашки чая. Сколько было в гостях тараканов, если количество выпитых ими стаканов чая составило 5/8 от количества чашек? 2. У Винни Пуха было 10 шариков, что составляло 2/5 от шариков Пятачка. Сколько шариков было у Пятачка? 2 вариант. 1. Змей Горыныч варил суп. Получилось 45 литров зелёной гадости. Две головы съели 3/5, одна голова есть отказалась. Сколько литров супа съел Змей Горыныч? 2. Домовёнок Кузя заказал на завтрак ватрушки с творогом и вареньем. С творогом было 15 штук, что составляло 5/6 всех ватрушек. Сколько было ватрушек? | Решают у доски с последующей проверкой | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
6. Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку уч-ся | Слайд 10. Давайте немного отдохнем. Но отдохнем с умом. Если дробь записана правильно, то руки вверх; если дробь записана неправильно – руки вперед. | Осознание ценности здоровья в физкультминутке | |
7. Решение задач у доски. | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | Слайды11-14. Учащиеся решают №785, 791. | Обсуждают краткую запись и решают задачи у доски | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
8. Рефлексия деятельности | 1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности | Слайд 15-16 Рефлексия деятельности на уроке Итак, ребята, пришло время подводим итог урока. Послушайте притчу: Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Ребята давайте и мы оценим каждый свою работу за урок. - Кто работал на уроке так, как на каторге? Поднимите красную карточку -Кто работал добросовестно? Поднимают желтую карточку - Кто принимал участие в строительстве храма? Поднимите зеленную карточку. - Оценки за урок …. Слайд 17 И наконец. Сегодня у нас праздник 8 марта. Конечно же поздравляю девочек класса с этим замечательным днем. И домашнее задание. | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Организовать обсуждение и запись домашнего задания | Слайд 18 Домашнее задание: Мальчикам: Тест Девочкам: придумать задачи двух типов на дроби с числами 84 и | записывают домашнее задание | |