Технологическая карта урока математики в 5 классе «Задачи на дроби»
Технологическая карта урока.
Тема: Задачи на дроби |
Часов на изучение темы: 4 |
||
Тип урока: объяснение нового материала |
В теме: первый урок |
||
Цель урока: |
Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия задачи на дроби, формирование умения «видеть» различные типы задач |
||
Задачи урока: |
Образовательные |
Формирование умения решать задачи на дроби, совершенствовать вычислительные навыки. |
|
Развивающие |
Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь |
||
Воспитательные |
Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству |
||
Новые термины и понятия: |
Типы задач: часть целого и число по его части |
Планируемый результат: УУД |
Личностные: формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики; формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Познавательные: выбирают эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта; под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие); уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
|
Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
|
Коммуникативные: принимать участие в работе группами; понимать задаваемые вопросы; выражать свою точку зрения; адекватно воспринимать другое мнение и позицию. |
Организация пространства |
||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
Подготовка к изучению алгебры |
Фронтальная, Работа в группе |
Учебник, карточки Компьютер, Презентация, |
УМК: Никольского |
Этап урока |
Время |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Оценка результата деятельности ученика |
|
Организационный |
3 мин |
Включение учащихся в учебную деятельность |
Приветствую учащихся.
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. |
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание |
Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны |
|
Актуализация знаний |
6 мин |
Актуализация знаний, фиксирование индивидуальных затруднений, организация коммуникативного взаимодействия |
Далее учитель организует индивидуальное обсуждение устных заданий. Прошу выйти к доске и записать дробью заштрихованную часть фигуры, объясняя, что показывает числитель дроби, что знаменатель. |
Выполняют задания, закрепляют умение считать устно, тренируют вычислительные навыки, вспоминают понятие дроби. |
Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения речевого высказывания Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения |
Участие в устной работе, понимание необходимости тренировки умения работать с дробями |
|
Постановка учебной задачи |
6 мин |
Фиксирование умения выполнять алгоритм решения задач на дроби |
Предлагаю пработать в группах решить 2 ребуса, для вывода темы урок. С помощью этих слов давайте сформулируем тему нашего урока. Давайте запишем число, классная работа и тема урока Задачи на дроби. Ребята, какие цели вы поставили бы перед собой на этот урок? - научиться решать задачи на дроби; - применять полученные знания на практике - Цель нашего сегодняшнего урока – научиться решать задачи на дроби, рассмотреть виды задач такого типа. |
Выполняют решение, учатся определять типы задач |
Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение |
Осознанно воспринимают математическое понятие задачи с дробями и работа с разными типами |
|
Предлагаю вам сравнить формулировки данных задач и попробовать ответить на следующие вопросы: Что дано в первой задаче? Что требуется найти в первой задаче? Что дано в второй задаче? Что требуется найти во второй задаче? Чем отличается первая от второй? Сравнив эти задачи, давайте сформулируем на какие виды делятся задачи на дроби |
|||||||
2 мин |
физкультминутка |
Дружно с вами мы считали и про дроби рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Дроби, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я. |
|||||
Закрепление изученного материала |
12 мин |
Проверка умения правильно определять тип задачи |
Крокодил Гена прочитал ¾ книги о строительстве домов. Сколько страниц прочитал Гена, если в книге всего 40 страниц? Давайте определим вид этой задачи и решим ее. Сколько всего страниц в книге?(40) На сколько частей разделили книгу?(4) Сколько частей Гена прочитал?(3) Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи? Мы можем решить эту задачу? Решаем! 1)40:4=10(стр.) в одной части книги 2) 10*3=30(стр) прочитал Гена. Ответ: 30 страниц прочитал Гена. А можем ли мы объединить эти действия? 40:4*3=30(стр) Давайте сформулируем алгоритм решения такого вида задач: Если часть целого выражена дробью, то, чтобы найти эту часть, можно целое разделить на знаменатель дроби и результат умножить на ее числитель. Давайте прочитаем это правило в учебнике на странице 174. |
Учатся применять алгоритм решения задач в процессе работы |
Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем |
||
Применение полученных УУД на практике |
10 мин |
Формирование навыка применения алгоритма решения задач в нестандартном задании |
Организую работу по выполнению задания Количество учеников 5-го класса 189. Из них учатся на «хорошо» и «отлично». Сколько учеников 5-го класса учится на «хорошо» и «отлично»? |
Учатся применять алгоритм в процессе индивидуальной работы |
Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за свою работу Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение одноклассников, координируют свои действия |
Выполняют задания на карточках, формируют УУД Применяют алгоритм в нестандартном задании, фиксируют отличие типов задач |
|
рефлексия |
4 мин |
Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке |
Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какие цели ставили? Достигли? У вас у каждого на столах есть червячок, птичка с червячком, и птичка, предлагаю на дерево на доске приклеить птичек с червячками – если понравился урок, птичка – если не очень, червячок – если не понравился. |
Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности своей группы |
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
||
Д/з. |
2 мин |
Обсуждение порядка выполнения |
П.4.3, № 777,778 |