Конспект урока математики «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10» в 1 классе
Класс: 1
Тема урока: «Сложение и вычитание вида 10 + 7,17-7,17-10».
Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа» городского округа Саранск РМ.
Базовый учебник: М.И. Моро, С.И. Волковой «Математика 1 класс»
Цель урока:
Образовательная
Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10.
Развивающая
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Воспитательная
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Воспитание ответственности (Личностные УУД.)
Задачи:
Личностные задачи: создавать у детей положительный эмоциональный настрой на сотрудничество, прививать им интерес к предмету, мотивировать на успех.
Метапредметные задачи:
-познавательные УУД: обеспечить развитие у учащихся умения сравнивать, выделять нужное, анализировать;
-регулятивные УУД: способствовать развитию у детей умения контролировать себя и других, давать оценку учебной деятельности, умения принимать и решать учебную задачу;
-коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные задачи: обучать выполнять вычисления вида 10 + 7, 17 — 7. 17 — 10 с опорой на знание нумерации; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задачи изученных видов; моделировать задачи с помощью схематических рисунков.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, тетради, учебники М.И. Моро, С.И. Волковой «Математика 1 класс» (часть 2), карточки с числами разного цвета, геометрические фигуры, сигнальные карточки.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:
Учащиеся научатся понимать смысл сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10; решать задачи, пользуясь новым знанием. Дети будут учиться работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия, продолжат учиться работать в группах. В ходе урока продолжится формирование у учащихся познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший, дружный класс.
Всё получится у нас.
2. Привели мысли в голове в порядок.
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказку и поможем сказочному герою. Мы будем решать примеры, задачи и откроем новые секреты науки математики.
- Угадайте, в какую сказку мы попадем:
“...Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат — попала стрела в грязное болото и подхватила её ..... (лягушка-квакушка)”. Слайд 1 (enter)
Как называется сказка, героям которой мы будем помогать?
(Царевна – лягушка)
- Нам надо помочь Ивану-царевичу найти и расколдовать квакушку.
Слайд 2. ( С Иваном – царевичем).
II. Актуализация знаний.
- Часто в сказках героям помогала не столько сила, сколько ум и смекалка. Давайте выясним, насколько вы готовы к испытаниям.
1) игра «Фокусник» (мешочек с лото).
В мешочке лежат бочонки с числами от 1 до 20. Ученики достают по одному бочонку и выполняют задание:
- Назови следующее и предыдущее числа;
-Назови соседей числа;
-Достань два бочонка и назови все числа, стоящие в числовом ряду между ними;
-Назови в этом числе десятки и единицы. (enter)
Слайд 3
2) Иван – царевич в поисках невесты набрёл на избушку. Кто живёт в этой избушке? Под каким номером в лесу стоит избушка на курьих ножках?
Нам нужно набрать число 10 разными способами и помочь Ивану – царевичу найти свою стрелу.
Баба – Яга довольна, что вы помогли справиться с заданием, и подсказала Ивану – царевичу, что стрелу нужно искать на болоте.
3) решить задачу – шутку.
В поисках Царевны – лягушки Иван – царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по одной лягушке. Сколько лягушек встретил Иван – царевич в поисках своей невесты, которая подняла стрелу? ( 4 лягушки) (enter)
Слайд 4. Минутка чистописания.
На экране числа красного и зелёного цвета. Числа зелёного цвета расположите в порядке возрастания, числа красного цвета – в порядке убывания.
Дети по одному выполняют у доски, остальные в тетрадях. Потом проверяем.
11,13,15,17,19 - нечетные
10,12,14,16,18 - четные
-Посмотрите на числа первого ряда, как можем мы назвать их одним словом?
-А как можем назвать числа второго ряда?
-Увеличим наибольшее из этих чисел на единицу?
-Прочитайте получившееся выражение разными способами.
Посмотрите на экран. (enter)
III. Самоопределение к деятельности.
Слайд 5.
На слайде записаны выражения 3+4=7, 4+3=7, 7-3=4, 7-4=3.
- Разделите эти выражения на две группы. Объясните, почему вы так решили? (Сложение и вычитание). (enter)
Слайд 6.
- Вспомните, как называются компоненты при сложении. (Слагаемые, сумма). (enter)
- Как связаны между собой все эти выражения? (Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое).
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
( О связи суммы и слагаемых).
IV. Изучение нового. Построение проекта.
Слайд 7. Работа с геометрическими фигурами.
-Положите перед собой 1 десяток красных кружков.
(Сколько кружков положили?)1 дес.=10
-К 1 десятку прибавьте 5 единиц синих кружков.
-Какое число составляют 1 дес. и 5 единиц?
Найдем сумму чисел 10 и 5. 10 – это 1 десяток. 1 дес. и 5 ед.получается 15, т.е. 10 + 5 = 15
-Из 15 уберём 5 единиц (5 синих кружков). Сколько останется? (10).
Найдем разность чисел 15 и 5. 15 – это 1 дес. и 5 ед. Если вычтем 5, то останется десяток (или 10). 15 – 5 = 10
-Из 15 уберём 1 десяток кружков (10 красных кружков, останется (5).
Найдем разность чисел 15 и 10. 15 – это 1 дес. и 5 ед. Если вычтем 10, то останется 5. 15 – 10 = 5 (enter)
Слайд 8. Вывод:
Если из суммы двух слагаемых вычесть первое слагаемое, то останется второе слагаемое.
Если вычесть второе слагаемое, то останется первое слагаемое.
А сейчас все встанем и будем глазками наблюдать за фигурами на слайдах.
V. Физкультминутка. Разминка для глаз. Слайды 9-12. (enter)
VI. Первичное закрепление. Слайд 13.
Учебник стр. 52 № 1 устное решение примеров с комментированием цепочкой. (enter)
Лягушку похитил Кощей Бессмертный, и не хочет возвращать её Ивану – царевичу, нам нужно помочь. Ивану спасти царевну.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Слайд 14.
- Кощей Бессмертный приготовил для Ивана – царевича салат из помидор. Нам нужно решить задачу в учебнике №2, тогда мы поможем герою найти свою царевну.
(Ученик выходит к доске, читает задачу).
Слайд №15.
VIII. Физкульминутка.
IX. Работа в группах. Слайд 16.
У вас на листочках выражения без знаков действий. Ваша задача: расставить знаки сложения и вычитания, чтобы получить верное равенство.
3 7 2 = 8 16 6 3 = 13 20 1 9 = 10 зелёная карточка |
6 4 9 = 1 17 10 1 = 8 20 10 8 = 18 оранжевая карточка |
2 8 3 = 7 14 4 6 = 16 20 10 4 = 6 синяя карточка |
Логическое задание. Слайд 17.
- Мы выполнили все задания Кощея Бессмертного. И теперь осталось освободить Василису Премудрую из темницы.
В какой башне Кощей заточил Василису Премудрую, если Марья-царевна не сидит в башне 18 и 16, а Елена Прекрасная не сидит в башне 16? (В башне 16). (enter)
Теперь нам хором нужно сказать волшебные слова: «Лягушка, превратись в Василису Премудрую!»
- Василиса Премудрая спасена, чары развеялись. Слайд 18. (enter)
X. Рефлексия учебной деятельности.
Слайд 19.
Сегодня на уроке я учился...
Сегодня на уроке я научился...
Сегодня на уроке мне понравилось...
Сегодня мне не понравилось…
- Оцените свою работу на уроке.
- Если вы хорошо усвоили материал и можете объяснить его другому, то покажите яркую радугу.
- Если вы материал поняли, но ещё нужна помощь учителя, то покажите радугу с тучкой.
- Если вы ещё не совсем усвоили новый материал и вам нужна помощь учителя, покажите картинку грозы.