Конспект урока биологии на тему «Методы изучения природы» (5 класс)
Технологическая карта урока
Флипчат к уроку
FLIPCHART / 55.08 Мб
ФИО педагога: Майорова Мария Александровна
Место работы: МОУ СОШ 87 г.Ярославль
Должность: учитель биологии и географии
Предмет: биология
Класс: 5
УМК: Н.И.Сонин и А.А.Плешаков, УМК «Сфера Жизни», Введение в биологию 5 класс
Тема урока: Методы изучения природы
Тип урока: Комбинированный
Цели урока: создать условия для осмысления и осознания блока информации о методах изучения природы, для овладения начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: выделять методы изучения природы, сравнивать увеличительные, лабораторные измерительные приборы.
Метапредметные: Познавательные: овладении составляющими исследовательской деятельности, давать определение понятиям.
-умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные.
-умение находить информацию в учебнике, научно-популярной литературе.
Регулятивные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях при изучении различных методов природы.
Коммуникативные: -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии; умение сравнивать методы изучения природы; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Личностные: сформированность познавательных интересов направленных на изучение методов изучения природы; сформированность интеллектуальных умений(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы)
Примечание: В таблице прописываются все этапы урока, независимо от того, используется цифровое оборудование или нет.
Ход урока
Этап урока, длительность (мин.) | Учитель | Ученик | Инструменты и функции ИО |
Этап 1. Организационный. Актуализация знаний (10 мин.)
Группа 1. Видеофрагмент существования рыб в условиях аквариума. 2. Изучение нового содержания темы.
Интелектуально-преобразовательная деятельность. Закрепление материала. | | Слушают преподавателя, отвечают на вопросы, рассказывают о наиболее интересных фактах, выписанных в домашней работе. Обсуждают эти факты, задают вопросы. 2. Записывают тему урока, высказывают свои мнения 4. Учащиеся внимательно слушают объяснения к практическим работам. Под руководством учителя выполняют задания. Делают нужные записи в тетради, выбирают одного участника группы, который будет производить доклад о знаниях, которые группа получила в ходе своей практической работы. 5. Выступающий группы поясняет, что они делали в ходе своей практической работы и называет метод «наблюдения» 6. Группа отвечает на вопросы, остальные группы помогают при затруднении ответа. Ученики внимательно слушают рассказ учителя, выдвигают свои предположения, записывают определения в тетрадь «наблюдение –это первоначальный этап исследования, который проводится в непринужденной обстановке при наблюдении за живой и неживой природой» 7. Выступающий группы поясняет, что они делали в ходе своей практической работы и называет метод «опыт, эксперимент» 8. Группа отвечает на вопросы, остальные группы помогают при затруднении ответа. Ученики внимательно слушают рассказ учителя, выдвигают свои предположения, записывают определения в тетрадь: «эксперимент – это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент осуществляется по определенному плану» Дети осознают и запоминают план проведения экспериментов и лабораторных работ, задают вопросы. 9. Выступающий группы поясняет, что они делали в ходе своей практической работы и называет метод «измерения» 10. Группа отвечает на вопросы, остальные группы помогают при затруднении ответа. Ученики внимательно слушают рассказ учителя, выдвигают свои предположения, записывают определения в тетрадь: «измерение – это метод изучения природы, определяющий какую либо величину тела или вещества». 11.Ученики выдвигают свои предположения отвечая на вопрос учителя. 12. Ученики внимательно слушают, запоминают, задают вопросы. 13. Ученики с помощью учителя проговаривают название групп и приборов. Учащийся, называя громко и правильно прибор, относит его к одной из предложенных групп. 14. Класс выполняет задание в тетради, один из учеников у доски, после чего происходит обсуждение и проверка, исправление ошибок, если таковые имеются. | На странице 1 расположен элемент перо. На странице 3 расположены элементы кнопок, нажимая на которые учитель будет проверять правильно ли ученики по группам определили названия метода. На тексты (названия метода) наложена функция «скрыть/показать», после открытия названия, можно пройти по гиперссылке, которая переносит на нужную страницу, для более подробного изучения того или иного метода. На знаке вопроса в секции «наблюдатель», которым является учитель наложена функция гиперссылки, которая переносит на слайд «выводы». На странице 5 основная информация скрыта за функцией «прозрачность». Активная кнопка «стрелка» снабжена функцией гиперссылка, которая возвращает на страницу 3. На странице 6 определение на переднем слое скрыто за функцией «прозрачность». На зеркале наложена функция «зеркально отобразить по вертикали», при нажатии на зеркало стрелка отображается в противоположном направлении. На странице 7 работает активная кнопка «гиперссылка», которая снабжена функцией гиперссылка, которая возвращает на страницу 3. На странице 8 определение «измерение» скрыто под функцией «прозрачность», на странице вставлен инструмент «перо». Активная кнопка «стрелка» снабжена функцией гиперссылка, которая возвращает на страницу 3. На странице 9 запись скрыта под функцией «прозрачность» На странице 10 Представлена анимация оборудований для научных исследований, с помощью инструмента «выбор» учащийся перетаскивает данные анимации под названия группы, к которой они относятся. На странице 11 ученик должен использовать элемент «соединитель», физические величины заблокированы на слою, единицы измерения не заблокированы, поэтому после соединения их можно выстроить в правильном порядке. |
Этап 5. Домашнее задание (3 мин.) | Учитель проговаривает домашнее задание, поясняет как нужно проводить измерение и наблюдение, объясняет как нужно оформлять записи. | Знакомятся с заданием, записывают его, уточняют выполнение. |
|
Использованные ресурсы:
Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/ Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. – М.: Дрофа, 2012. – 158 с.: ил.
Ресурсы интернета