Конспект урока на тему "Глагол"

0
0
Материал опубликован 10 October

Тема: «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей «не».


Цель: формирование личности способной к творческой деятельности, стремление делать речь более выразительной, точной, меткой, образной.

Задачи:

1. Образовательные: систематизировать известное о глаголе, формировать навыки нахождения глагола в тексте; учить работать с художественным текстом; продолжить обучение комплексному анализу текста, расширяя представление о богатстве русского языка.

2. Развивающие: совершенствовать умение употреблять глаголы в речи; развивать самостоятельное мышление; развивать познавательный интерес;

расширить представления о многофункциональности глаголов.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности одновременно как члена общества; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Предметные: знать правила по теме, уметь разбирать слова по составу, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать синонимы к словам, чтение и понимание общего содержания текста.

Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний.

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

















Ход урока

Организационный.

- Здравствуйте ребята. Я приветствую всех, кто находится сейчас в этом классе.
Сегодня нам предстоит совместная работа. Надеюсь, что наше общение будет взаимоприятным и продуктивным.
Вы готовы?

Психологический настрой: ребята, сегодня на уроке нас ждёт интересная работа, мы с вами вспомним многое из того, что знаем уже; продолжим работу над речью; на чуточку станем лучше, чем были еще вчера; почувствуем вкус победы и успеха. Главное, чтоб ваши ожидания сбылись. Запишем в тетрадях число, классная работа.


Стадия вызова. (Подводка к теме приём «яркое пятно» вызов интереса к теме)


- Хочу начать нашу работу со слов древнегреческого мыслителя, что человек должен самосовершенствоваться. (Слайд.) Как вы понимаете и считаете ли вы это возможным для себя.

- Вот и сегодня мы будем, ребята, свершать открытия.

Для этого вам придётся представить себя редакторами газеты.

Словарная работа.

Работа с карточкой.

Карточка № 1.

Выражать, гладить, готовить, клеить, лаять, понимать, сверкать. (Вставить пропущенные буквы, запиши в тетрадь.)

Взаимопроверка.

- Что общего во всех этих словах?


Формулирование темы урока. Постановка целей.

- Итак, как будет звучать тема нашего урока? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Употребление глаголов в речи)

- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. (Кластер – начало)

Сформулируйте цель урока.

Знать: какую роль играют глаголы в тексте.

Уметь: находить глаголы, определять их значение.

1) закрепить знания о глаголе как части речи;

2) вырабатывать навыки умелого употребления глаголов в речи, стремиться к образной, выразительной речи;

- Почему же так необходим глагол?

- Какую роль играет глагол в речи? – вопросы сегодняшнего урока.

- В конце урока мы с вами попробуем ответить на эти вопросы.


IV. Актуализация знаний

- Итак, чтобы быть хорошим журналистом или редактором, нужны знания и умения.

- Со словами этой части речи вы встречались с 1 класса и с каждым годом ваши знания прибавлялись. И если в 1 классе глаголы вы называли словами – действиями, то к 4 классу знания явно расширились, появились новые понятия.
А давайте подумаем, что нового может появиться в этой теме в 4 классе?
Давайте рассмотрим столбики знаний
(Слайд.), с. 144 – учебник.



V. Cтадия осмысления.

1.Графическое изображение знаний по блокам – кластер.

Итак, чтобы нам было легче все, что будем вспоминать, собираем в схему дальше.

2.Метод подводящего диалога.

Работа с учебником. Содержание. С.61 упр. 230 (Слайд.)


- А как вы объясните значение слова разглагольствовать? (Словарь с. 135)
- Доводилось ли вам его слышать?
- Давайте послушаем объяснение помощника на основе информации из словаря Ожегова.
- Какой смысловой оттенок у этого слова? Следует ли это действие выбирать в качестве личного образца?

(Корень, части речи, запись в тетрадь только глаголы, вопросы к глаголам устно)

- Можем ли мы сказать когда происходит действие? Кто его выполняет?

- В какой форме записаны эти глаголы? (неопределённая форма глагола) (Запись в тетрадь)

- Какие получились пары слов? (Синонимы).


3.Мотивирующий приём.

Работа с текстом. «Необычное озеро»

Статья уже готова, и она лежит перед вами. Я прочитала текст, но я не всё поняла, мне кажется, что в нём чего-то не хватает. Прочитаем текст. Групповая работа по карточкам.

Карточка № 2.

Необычное озеро.

Необычным и одним из самых красивых озер России является озеро Морской Глаз. Чистая вода, удивительного сине-зелёного цвета, отражает вековые сосны, которые подступают к самому берегу.

Мимо озера со склона горы в долину проходит дорога, течет небольшая речка. Ребятишки и взрослые купаются и ловят рыбу. Шумным ручьем из озера вниз в долину бежит озерная вода. Сюда постоянно приезжают любители природы, чтобы полюбоваться красотой озера. Народ сложил об этом волшебном месте много интересных легенд.

Слова для справок: является, отражает, подступают, проходит, течет, купаются, ловят, приезжают, бежит, сложил, полюбоваться.


- Вам нравится эта картина? А что нужно сделать для того, чтобы она ожила?

- Это текст-описание или текст-повествование? Почему? (Слайд.)

Слова какой части речи появились в этом тексте? (Глаголы.)

Какой текст вам понравился больше? Почему? (Глаголы делают речь образной и выразительной, они передают точное высказывание мысли. Точнее рисуют картину, помогают лучше представить предмет.) По частоте употребления в речи глагол занимает 2 место после существительного.

Поставить глаголы в неопределённую форму.

Выписать 3 предложение. Объяснение орфограмм, характеристика предложения. Найти грамматическую основу.

Мимо озера со склона горы в долину проходит дорога, течет небольшая речка.

- Какая роль у глаголов в предложении?

4.Приём антиципации (предугадывание содержания текста по опорным словам)

Мы сегодня на уроке много говорим о красоте русского языка и красоте природы. Продолжим эту тему: прочитайте слова на доске. (Слайд.)

- Как вы думаете о чём пойдёт речь? Какие правила здесь зашифрованы?

Не?кричи, не?бросай, не?рви, не?ломай, не?лови, не?разжигай.

(О правилах поведения в природе).

Беседа об актуальности правил поведения в природе.

- Какое значение придаёт глаголам частица «не»? (отрицание, запрет действия)

- Как бы вы написали эти глаголы?


VI. Оперативный контроль.

Карточка № 3.

1. Глагол - это ... часть речи:

а) самостоятельная; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: .........................., ............................. и .............................. .

5. Частица «не» с глаголами пишется:

а) слитно; б) раздельно.

6. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса ....... .

7. В предложении чаще всего глагол бывает ……….............. и образует

с подлежащим …………………………………………….. .
8. Глаголы ………………………………нашу речь.


VII. Рефлексия.

Какое действие было главным в сегодняшнем уроке. (Повторять) (Слайд.)

Давайте проверим, добились ли мы цели.
Расскажите о глаголе по составленной нами схеме.
Схему я вручаю каждому из вас. Она вам поможет в дальнейшем освоении новых тем русского языка. Её можно расширять и дополнять.


Самооценка: «Какая вы птица?» (Слайд.)

Орлы: высоко летаете (отлично усвоили материал).

Соловьи: хорошо поёте (хорошо усвоили материал).

Воробьи: клюёте по зёрнышкам (будь внимательнее на уроках).

Птенцы: скоро вырастите (поработайте дома).


VIII. Дом. задание. Составить предложения с частицей «не» на тему «Правила поведения в природе» или упр. 232.





Синквейн.

Глагол.

Возвратный, совершенный.

Описывает действие, спрягается, повелевает.

В предложении обычно бывает сказуемым.

Часть речи.


Глагол.

Живой и яркий.

Работает, знает, говорит.

Важная часть речи.

Действие.

Глагол.

Дивный и прекрасный.

Улыбается, смеется, хохочет.

Без него и шагу ступить нельзя.

Выполнение.

глагол
переходный, возвратный
объединяет, выступает, употребляется
обозначает действие или состояние
что делать?









t1760097277aa.gif




t1760097277aa.gif






Карточка № 3. ______________________________

1. Глагол - это ... часть речи:

а) самостоятельная; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: .........................., ............................. и .............................. .

5. Частица «не» с глаголами пишется:

а) слитно; б) раздельно.

6. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса ....... .

7. В предложении чаще всего глагол бывает ……….............. и образует

с подлежащим …………………………………………….. .
8. Глаголы ………………………………нашу речь.




Карточка № 3. __________________________


1. Глагол - это ... часть речи:

а) самостоятельная; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: .........................., ............................. и .............................. .

5. Частица «не» с глаголами пишется:

а) слитно; б) раздельно.

6. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса ....... .

7. В предложении чаще всего глагол бывает ……….............. и образует

с подлежащим …………………………………………….. .
8. Глаголы ………………………………нашу речь.



Карточка № 2.


Необычное озеро.

Необычным и одним из самых красивых озер России ______________ озеро Морской Глаз. Чистая вода, удивительного сине-зелёного цвета, ______________ вековые сосны, которые _______________ к самому берегу.

Мимо озера со склона горы в долину _______________ дорога, ___________ небольшая речка. Ребятишки и взрослые _____________ и ____________ рыбу. Шумным ручьем из озера вниз в долину ____________ озерная вода. Сюда постоянно _________________ любители природы, чтобы ____________________ красотой озера. Народ _________________ об этом волшебном месте много интересных легенд.






Слова для справок: является, отражает, подступают, проходит, течет, купаются, ловят, приезжают, бежит, сложил, полюбоваться.






Карточка № 2.


Необычное озеро.

Необычным и одним из самых красивых озер России _____________ озеро Морской Глаз. Чистая вода, удивительного сине-зелёного цвета, ______________ вековые сосны, которые _______________ к самому берегу.

Мимо озера со склона горы в долину _______________ дорога, ___________ небольшая речка. Ребятишки и взрослые _____________ и ____________ рыбу. Шумным ручьем из озера вниз в долину ____________ озерная вода. Сюда постоянно _________________ любители природы, чтобы ____________________ красотой озера. Народ _________________ об этом волшебном месте много интересных легенд.






Слова для справок: является, отражает, подступают, проходит, течет, купаются, ловят, приезжают, бежит, сложил, полюбоваться.


Карточка № 1.

Выр__жать

Глад__ть

Г__товить

Кле__ть

Ла__ть

П__н__мать

Св__ркать




Карточка № 1.

Выр__жать

Глад__ть

Г__товить

Кле__ть

Ла__ть

П__н__мать

Св__ркать



Карточка № 1.

Выр__жать

Глад__ть

Г__товить

Кле__ть

Ла__ть

П__н__мать

Св__ркать



Карточка № 1.

Выр__жать

Глад__ть

Г__товить

Кле__ть

Ла__ть

П__н__мать

Св__ркать






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.