Конспект урока на тему "Глагол"
Тема: «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей «не».
Цель: формирование личности способной к творческой деятельности, стремление делать речь более выразительной, точной, меткой, образной.
Задачи:
1. Образовательные: систематизировать известное о глаголе, формировать навыки нахождения глагола в тексте; учить работать с художественным текстом; продолжить обучение комплексному анализу текста, расширяя представление о богатстве русского языка.
2. Развивающие: совершенствовать умение употреблять глаголы в речи; развивать самостоятельное мышление; развивать познавательный интерес;
расширить представления о многофункциональности глаголов.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности одновременно как члена общества; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Предметные: знать правила по теме, уметь разбирать слова по составу, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать синонимы к словам, чтение и понимание общего содержания текста.
Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний.
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока
Организационный.
- Здравствуйте ребята. Я приветствую всех, кто находится сейчас в этом классе.
Сегодня нам предстоит совместная работа. Надеюсь, что наше общение будет взаимоприятным и продуктивным.
Вы готовы?
Психологический настрой: ребята, сегодня на уроке нас ждёт интересная работа, мы с вами вспомним многое из того, что знаем уже; продолжим работу над речью; на чуточку станем лучше, чем были еще вчера; почувствуем вкус победы и успеха. Главное, чтоб ваши ожидания сбылись. Запишем в тетрадях число, классная работа.
Стадия вызова. (Подводка к теме приём «яркое пятно» вызов интереса к теме)
- Хочу начать нашу работу со слов древнегреческого мыслителя, что человек должен самосовершенствоваться. (Слайд.) Как вы понимаете и считаете ли вы это возможным для себя.
- Вот и сегодня мы будем, ребята, свершать открытия.
Для этого вам придётся представить себя редакторами газеты.
Словарная работа.
Работа с карточкой.
Карточка № 1.
Выражать, гладить, готовить, клеить, лаять, понимать, сверкать. (Вставить пропущенные буквы, запиши в тетрадь.)
Взаимопроверка.
- Что общего во всех этих словах?
Формулирование темы урока. Постановка целей.
- Итак, как будет звучать тема нашего урока? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Употребление глаголов в речи)
- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. (Кластер – начало)
Сформулируйте цель урока.
Знать: какую роль играют глаголы в тексте.
Уметь: находить глаголы, определять их значение.
1) закрепить знания о глаголе как части речи;
2) вырабатывать навыки умелого употребления глаголов в речи, стремиться к образной, выразительной речи;
- Почему же так необходим глагол?
- Какую роль играет глагол в речи? – вопросы сегодняшнего урока.
- В конце урока мы с вами попробуем ответить на эти вопросы.
IV. Актуализация знаний
- Итак, чтобы быть хорошим журналистом или редактором, нужны знания и умения.
- Со словами этой части речи вы встречались с 1 класса и с каждым годом ваши знания прибавлялись. И если в 1 классе глаголы вы называли словами – действиями, то к 4 классу знания явно расширились, появились новые понятия.
А давайте подумаем, что нового может появиться в этой теме в 4 классе?
Давайте рассмотрим столбики знаний (Слайд.), с. 144 – учебник.
V. Cтадия осмысления.
1.Графическое изображение знаний по блокам – кластер.
Итак, чтобы нам было легче все, что будем вспоминать, собираем в схему дальше.
2.Метод подводящего диалога.
Работа с учебником. Содержание. С.61 упр. 230 (Слайд.)
- А как вы объясните значение слова разглагольствовать? (Словарь с. 135)
- Доводилось ли вам его слышать?
- Давайте послушаем объяснение помощника на основе информации из словаря Ожегова.
- Какой смысловой оттенок у этого слова? Следует ли это действие выбирать в качестве личного образца?
(Корень, части речи, запись в тетрадь только глаголы, вопросы к глаголам устно)
- Можем ли мы сказать когда происходит действие? Кто его выполняет?
- В какой форме записаны эти глаголы? (неопределённая форма глагола) (Запись в тетрадь)
- Какие получились пары слов? (Синонимы).
3.Мотивирующий приём.
Работа с текстом. «Необычное озеро»
Статья уже готова, и она лежит перед вами. Я прочитала текст, но я не всё поняла, мне кажется, что в нём чего-то не хватает. Прочитаем текст. Групповая работа по карточкам.
Карточка № 2.
Необычное озеро.
Необычным и одним из самых красивых озер России является озеро Морской Глаз. Чистая вода, удивительного сине-зелёного цвета, отражает вековые сосны, которые подступают к самому берегу.
Мимо озера со склона горы в долину проходит дорога, течет небольшая речка. Ребятишки и взрослые купаются и ловят рыбу. Шумным ручьем из озера вниз в долину бежит озерная вода. Сюда постоянно приезжают любители природы, чтобы полюбоваться красотой озера. Народ сложил об этом волшебном месте много интересных легенд.
Слова для справок: является, отражает, подступают, проходит, течет, купаются, ловят, приезжают, бежит, сложил, полюбоваться.
- Вам нравится эта картина? А что нужно сделать для того, чтобы она ожила?
- Это текст-описание или текст-повествование? Почему? (Слайд.)
– Слова какой части речи появились в этом тексте? (Глаголы.)
– Какой текст вам понравился больше? Почему? (Глаголы делают речь образной и выразительной, они передают точное высказывание мысли. Точнее рисуют картину, помогают лучше представить предмет.) По частоте употребления в речи глагол занимает 2 место после существительного.
Поставить глаголы в неопределённую форму.
Выписать 3 предложение. Объяснение орфограмм, характеристика предложения. Найти грамматическую основу.
Мимо озера со склона горы в долину проходит дорога, течет небольшая речка.
- Какая роль у глаголов в предложении?
4.Приём антиципации (предугадывание содержания текста по опорным словам)
Мы сегодня на уроке много говорим о красоте русского языка и красоте природы. Продолжим эту тему: прочитайте слова на доске. (Слайд.)
- Как вы думаете о чём пойдёт речь? Какие правила здесь зашифрованы?
Не?кричи, не?бросай, не?рви, не?ломай, не?лови, не?разжигай.
(О правилах поведения в природе).
Беседа об актуальности правил поведения в природе.
- Какое значение придаёт глаголам частица «не»? (отрицание, запрет действия)
- Как бы вы написали эти глаголы?
VI. Оперативный контроль.
Карточка № 3.
1. Глагол - это ... часть речи:
а) самостоятельная; б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
4. У глагола есть три времени: .........................., ............................. и .............................. .
5. Частица «не» с глаголами пишется:
а) слитно; б) раздельно.
6. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса ....... .
7. В предложении чаще всего глагол бывает ……….............. и образует
с подлежащим …………………………………………….. .
8. Глаголы ………………………………нашу речь.
VII. Рефлексия.
Какое действие было главным в сегодняшнем уроке. (Повторять) (Слайд.)
Давайте проверим, добились ли мы цели.
Расскажите о глаголе по составленной нами схеме.
Схему я вручаю каждому из вас. Она вам поможет в дальнейшем освоении новых тем русского языка. Её можно расширять и дополнять.
Самооценка: «Какая вы птица?» (Слайд.)
Орлы: высоко летаете (отлично усвоили материал).
Соловьи: хорошо поёте (хорошо усвоили материал).
Воробьи: клюёте по зёрнышкам (будь внимательнее на уроках).
Птенцы: скоро вырастите (поработайте дома).
VIII. Дом. задание. Составить предложения с частицей «не» на тему «Правила поведения в природе» или упр. 232.
Синквейн.
Глагол.
Возвратный, совершенный.
Описывает действие, спрягается, повелевает.
В предложении обычно бывает сказуемым.
Часть речи.
Глагол.
Живой и яркий.
Работает, знает, говорит.
Важная часть речи.
Действие.
Глагол.
Дивный и прекрасный.
Улыбается, смеется, хохочет.
Без него и шагу ступить нельзя.
Выполнение.
глагол
переходный, возвратный
объединяет, выступает, употребляется
обозначает действие или состояние
что делать?
Карточка № 3. ______________________________
1. Глагол - это ... часть речи:
а) самостоятельная; б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
4. У глагола есть три времени: .........................., ............................. и .............................. .
5. Частица «не» с глаголами пишется:
а) слитно; б) раздельно.
6. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса ....... .
7. В предложении чаще всего глагол бывает ……….............. и образует
с подлежащим …………………………………………….. .
8. Глаголы ………………………………нашу речь.
Карточка № 3. __________________________
1. Глагол - это ... часть речи:
а) самостоятельная; б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
4. У глагола есть три времени: .........................., ............................. и .............................. .
5. Частица «не» с глаголами пишется:
а) слитно; б) раздельно.
6. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффикса ....... .
7. В предложении чаще всего глагол бывает ……….............. и образует
с подлежащим …………………………………………….. .
8. Глаголы ………………………………нашу речь.
Карточка № 2.
Необычное озеро.
Необычным и одним из самых красивых озер России ______________ озеро Морской Глаз. Чистая вода, удивительного сине-зелёного цвета, ______________ вековые сосны, которые _______________ к самому берегу.
Мимо озера со склона горы в долину _______________ дорога, ___________ небольшая речка. Ребятишки и взрослые _____________ и ____________ рыбу. Шумным ручьем из озера вниз в долину ____________ озерная вода. Сюда постоянно _________________ любители природы, чтобы ____________________ красотой озера. Народ _________________ об этом волшебном месте много интересных легенд.
Слова для справок: является, отражает, подступают, проходит, течет, купаются, ловят, приезжают, бежит, сложил, полюбоваться.
Карточка № 2.
Необычное озеро.
Необычным и одним из самых красивых озер России _____________ озеро Морской Глаз. Чистая вода, удивительного сине-зелёного цвета, ______________ вековые сосны, которые _______________ к самому берегу.
Мимо озера со склона горы в долину _______________ дорога, ___________ небольшая речка. Ребятишки и взрослые _____________ и ____________ рыбу. Шумным ручьем из озера вниз в долину ____________ озерная вода. Сюда постоянно _________________ любители природы, чтобы ____________________ красотой озера. Народ _________________ об этом волшебном месте много интересных легенд.
Слова для справок: является, отражает, подступают, проходит, течет, купаются, ловят, приезжают, бежит, сложил, полюбоваться.
Карточка № 1.
Выр__жать
Глад__ть
Г__товить
Кле__ть
Ла__ть
П__н__мать
Св__ркать
Карточка № 1.
Выр__жать
Глад__ть
Г__товить
Кле__ть
Ла__ть
П__н__мать
Св__ркать
Карточка № 1.
Выр__жать
Глад__ть
Г__товить
Кле__ть
Ла__ть
П__н__мать
Св__ркать
Карточка № 1.
Выр__жать
Глад__ть
Г__товить
Кле__ть
Ла__ть
П__н__мать
Св__ркать