12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ковалева Светлана Владимировна38

Тема «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».


Цель: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи,

определять значение и употребление глаголов в речи, грамотно использовать глаголы-

синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к

познанию.


Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.

2. Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы,

употреблять их в речи.

3. Учить высказывать свою точку зрения и понимать позицию собеседника.


Развивающие:

Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речь учащихся, общеучебные навыки, умение анализировать свою деятельность,

2. Развивать у детей интерес к предмету.

3. Расширять кругозор.


Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, ответственность,

2. Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития

коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.


Планируемые результаты:

Предметные:

-проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи;

- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Личностные:

- овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.


Универсальные учебные действия:

Познавательные: 

– овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

– осуществляют анализ, классификацию, сравнение.

Регулятивные:

- формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

- оценивать ход и результат выполнения задания;

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Коммуникативные: 

- управлять поведением партнера, осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий;

- внимательно слушать друг друга;

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Тип урока: Урок систематизации знаний.

Методы: словесный, практический.

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык» 3 класс (автор

В.П. Канакина); карточки с текстом для домашнего задания



Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка рабочих мест.

Эмоциональный настрой.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям.  Пусть этот урок подарит нам хорошее настроение.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работой нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из вас ощутит свой успех.


- Прочитайте девиз нашего урока «Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь!»

- На уроке нужно: Думать, говорить, рассуждать, мыслить


2. Актуализация ранее изученного.

1.Минутка чистописания.

-  Откройте тетради, запишите

Восьмое апреля.

Классная работа.

- Минутка чистописания. Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записать ответ-букву в тетрадь.

- Буква, обозначающая звук, парный звуку [ф].

- В слове «земля» безударная гласная…

- Буква, обозначающая звук, который слышен на конце слова «мороз».

- В слове тонна удвоенный согласный …

- Первая буква в алфавите.

в, е, с, н, а /

- Какое слово получится, если соединить буквы? /Весна/


Фронтальный опрос.

- Какой раздел мы начали изучать? /Глагол/

- Что вы знаете об этой части речи?

/Обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В русском языке по количеству глаголы стоят на втором месте после имён существительных. В предложении является сказуемым./


3. Систематизация знаний учащихся..

1. Формулирование темы урока, постановка учебных задач.

- Ребята, вы согласны, что без действия нет жизни? А если есть действия, есть и слова, называющие эти действия. Что это за слова? Правильно – это глаголы.

- Можно ли сказать, что эта тема совсем новая для нас?

- А чем же мы тогда будем заниматься?

- Перед вами лежат листочки. Возьмите карандаш и вычеркните все буквы г.

- Что интересного заметили? Какое слово получилось?

1 вариант: гсгигнгогнгигмгы /синонимы/

2 вариант: гагнгтгогнгигмгы /антонимы/


- Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. Тема нашего урока «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи». И сегодня мы постараемся не только привести в систему известные нам знания и закрепить наши умения, но и расширим их.

1. Вспомним признаки глагола.

2. Будем учиться распознавать глагол среди других частей речи.

3. Будем использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

4. Будем заменять фразеологизмы глаголами с соответствующим значением.


Словарная работа

- Сегодня у нас новое словарное слово  завтрак. Объясните его смысл.

- Что за странное слово для обозначения утреннего приёма пищи? Уж не связано ли оно каким-нибудь образом со словом завтра!

- Оказывается, связано. Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, на другое утро и называлась завтраком. С рассветом надо было идти на добычу новой пищи, на поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов с вечера. Его готовили заранее.

Сейчас всё изменилось, а слово осталось. Завтрак теперь можно приготовить за считанные минуты. Утром! И сегодня же, тут же его и съесть. Но всё равно он — завтрак!


- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.


Работа по теме урока.

- Ребята, какой сейчас месяц? /Апрель/

Ура, ура – пришёл апрель!

Бегут ручьи, звенит капель.

И в небе ясном солнце светит,

Весна шагает по планете!



- А мы вместе с юным месяцем Апрелем проведём наш урок. Мы не только расширим наши знания о глаголе, но и поговорим о календарных праздниках, на которые богат этот весенний месяц.



1 апреля – Международный День птиц.

- Это экологический праздник. Дата выбрана не случайно: как раз в это время из тёплых краёв возвращаются пернатые.

- Апрель предлагает вставить пропущенные глаголы. Записать получившийся текст.

Наступила весна. Домой вернулись перелётные птицы. Им пора петь красивые песни, вить гнёзда, выводить птенцов.



2 апреля – Международный День детской книги.

- Отмечается в день рождения Г.Х. Андерсена. Во многих странах в этот день организуются выставки, конкурсы, представления, конференции, фестивали, посвящённые лучшим детским произведениям.

- Апрель приготовил вам отрывок из «Сказки о царе Салтане…» Александра Сергеевича Пушкина.


В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.


- Обратите внимание на то, что каждая строчка здесь – это законченная мысль, то есть предложение. Но все они являются частями одного большого сложного предложения. И сейчас в каждой из этих частей мы найдём главные члены предложения. Запишем их и подчеркнём.

Первое предложение: В синем небе звёзды блещут.

В этом предложении говорится о звёздах. (Что?) Звёзды. Это подлежащее. Звёзды (что делают?) блещут. Это сказуемое.

В синем море волны хлещут.

В этом предложении говорится о волнах. (Что?) Волны. Это подлежащее. Волны (что делают?) хлещут. Это сказуемое.

Туча по небу идёт.

(Что?) Туча. Это подлежащее. Туча (что делает?) идёт. Это сказуемое.

Бочка по морю плывёт.

(Что?) Бочка. Это подлежащее. Бочка (что делает?) плывёт. Это сказуемое.

- Так каким членом предложения являются глаголы? /Сказуемым/

- Братец Апрель хочет проверить, как вы умеете определять части речи.

- Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает» /учебник с.104, упр. 179/

Если б мыло

Приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло

Хорошо бы это было!

- Какими частями речи являются выделенные слова? Докажите.



7 апреля – Всемирный День здоровья.

Отмечается ежегодно с 1950 года. В этой жизни многое можно купить, но не здоровье. Надо заботиться о своём здоровье, и оно скажет вам: «Спасибо!»

- Дайте советы-пожелания своим товарищам о сохранении здоровья, используя как можно больше глаголов, можно использовать словосочетания, короткие предложения, например: расти здоровым.



4. Физминутка.

- Нам необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Апрель предлагает выполнить работу, которую успевает сделать глагол всего в нескольких словах.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте.

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носки, на пятки,

Поморгайте, улыбнитесь,

Глубоко теперь вздохните.

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И трудиться вновь начните.



12 апреля – День космонавтики.

- Отмечается с 12 апреля 1961 года в честь первого полёта человека в космос. В этом году мы отмечаем 60-летие этого важного в истории нашей страны события. Космос таит в себе множество тайн, этим он и притягателен.



- В русском языке для нас тоже много ещё незнакомого. Есть такое выражение «Стыдно не знать, стыдно не учиться!»

- Подберите к фразеологизмам глаголы с соответствующим значением.





баклуши бить запомнить

вдохнуть жизнь обидеться

надуть губы бездельничать

зарубить на носу оживить

- Давайте вспомним, что такое синонимы? /Слова, близкие по смыслу/

- Апрель предлагает вам поработать с предложением:

По улицам города проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

- Понравилось ли вам предложение по конструкции?

- Как можно избежать повторения слов в предложении? /Заменить синонимами/

- Подберите синонимы к глаголу проходят. Отредактируйте предложение, используя слова для справок: величаво проплывают, проносятся, едут.

- Для чего используют синонимы в речи? /Точнее выражается мысль. Благодаря использованию синонимов, речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов./

- Запишите получившееся предложение.

По улицам города величаво проплывают троллейбусы, едут автобусы, проносятся легковые машины.

- Следующее задание от Апреля. Это жемчужины народной мысли, то есть пословицы. Их нужно закончить и записать.

Мир строит, а война…….. (разрушает).

Добро помни, а зло……….. (забывай).

- Как называются слова, которые вы вставили по смыслу? /Антонимы/

- Для чего нам необходимы антонимы? /Речь становится красивой, выразительной, точной/



16 апреля – Международный День цирка

- Этот необыкновенно весёлый праздник отмечается с 2008 года, с целью показать цирк во всём его великолепии: порадовать поклонников данного искусства новыми программами и представлениями, отдать должное вкладу циркового искусства в культуру.

- Одним из захватывающих зрелищ в цирке бывают превращения. Апрель предлагает вам поработать с разными частями речи, превращая их в глаголы. /Устно/

Бег – бегать Синий - синеть

Рисунок – рисовать Танец - танцевать

Работа – работать Ужин - ужинать

Жёлтый – желтеть Красный – краснеть



Итог урока.

- Что такое глагол?

- Для чего же нужны глаголы в речи? (Глаголы помогают «оживить» окружающий нас мир. Нужны для передачи действий)

- Я вижу, что вы подружились с глаголами.



22 апреля – День Земли

- Этот праздник стал общечеловеческим символическим праздником любви и заботы о нашем общем доме и отмечается во всем мире с целью продемонстрировать поддержку защиты окружающей среды.



Домашнее задание.

Редактирование текста «Сказка про одуванчики». Составить предложения, выбрав подходящий по смыслу глагол.


(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по синему небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле  маленькие желтые огоньки – одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на север.
Так теперь одуванчики сначала в жёлтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают
.

Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу. Кто доволен своей работой на уроке, прикрепите жёлтый цветочек к изображению нашей планеты, чтобы получился веночек.

- У кого получилось не всё на уроке и надо ещё потренироваться – красный цветочек.

- У нас расцвела такая красивая ветка, которая будет помогать нам сохранять хорошее настроение.

- Спасибо за урок!







6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.