Конспект урока обучения грамоте для детей с задержкой психического развития «Звук [б], буквы Б,б»
Презентация "Звук [б], буквы Б,б"
PPTX / 5.72 Мб
Вопросы к тексту "Белка" для проверки
Шаблон ромашки для рефлексии
DOCX / 74.67 Кб
Вопросы к тексту "Белка"
DOCX / 456.03 Кб
Автор Предмет | Редикульцева Екатерина Сергеевна Чтение (обучение грамоте) | |
Тема | Звук [б], буквы Б,б. | |
Класс УМК | 1 класс (Дети с задержкой психического развития) Школа России | |
Учебник Тип урока Технологии | Азбука. Ч. 1 / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и др.] – М.: Просвещение, 2018. – 127с. ОНЗ ИКТ, здоровьесберегающая, игровая, технология интеллект – карт. | |
Цель урока | Сформировать умение слышать звук [б] и обозначать его буквами Бб, давать характеристику звуку [б] и анализировать слова с новым звуком. | |
Задачи урока | Формировать умения слышать звук [б] и обозначать его буквами Бб, давать характеристику звуку [б] и анализировать слова с новым звуком. Формировать слуховое восприятие текста, способность понимать смысл незнакомых слов. Работать над развитием устной речи, оперативной памяти, произвольным вниманием, наглядно-практического и логического мышления, совершенствовать ориентацию в пространстве. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работе Воспитывать самооценку, взаимоконтроль и самоконтроль. | |
Оборудование | Для учителя – демонстрационный материал, учебник, магнитные буквы, карточки с заданием для викторины, набор схем для звукового анализа, презентация по теме, квадраты (желтого, зеленого, синего, красного цвета) для групповой работы, шаблоны интеллект – карты. Для учащихся – учебник, тетрадь, письменные принадлежности, изображение ромашки для рефлексии, набор схем для звукового анализа. | |
Формируем УУД: | ||
Познавательные УУД умение представлять информацию в виде схемы умение на основе анализа объектов делать выводы умение обобщать умение делать выводы в результате совместной работы умение выявлять сущность, особенности объектов умение ориентироваться в своей системе знаний | ||
Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами умение оформлять свои мысли в устной форме | ||
Регулятивные УУД умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию умение определять цель деятельности на уроке умение принимать и сохранять учебную цель и задачу умение осуществлять самоконтроль и самооценку | ||
Личностные УУД способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Ход урока
Технология проведения | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | (слайд 2) - Посмотрите, что делают ребята? Посмотрите на лица детей, кто из ребят сидит и скучает во время чтения книги? Какие эмоции вы видите на лицах детей? Ребята все заинтересованы книгой, им интересно читать. Писатель Сергей Михалков написал для детей такое стихотворение: Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: ( https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-chtenie-umet-chitat/ ) Но чтобы читать книги, надо научиться читать. Улыбнулись друг другу и начинаем учиться! | Л способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: - организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | 1. ( Игра «СЛОВО РАССЫПАЛОСЬ») - Ребята, я сегодня составила на доске слово из магнитных букв, но оно рассыпалось. Сейчас мы соберем это слово и узнаем, о ком будем читать текст сегодня на уроке. - первая буква находится в правом верхнем углу доски. Найдите её глазками и запишите в тетрадь. Расскажите все, что знаете об этой букве. - Вторая буква находится в нижнем левом углу. Найдите её глазками и запишите в тетрадь. Расскажите все, что знаете об этой букве. - третья буква находится в центре доски. Найдите её глазками и запишите в тетрадь. Расскажите все, что знаете об этой букве. - следующая буква находится в нижнем правом углу. Найдите её глазками и запишите в тетрадь. Расскажите все, что знаете об этой букве. - следующая буква находится в верхнем левом углу. Найдите её глазками и запишите в тетрадь. Расскажите все, что знаете об этой букве. - Рефлексия «Ромашка». Найдите у вашей ромашки лепесток номер 1. Если вам было трудно узнать все буквы или вы совсем не справлялись с заданием самостоятельно, то закрасьте лепесток красным цветом. Если иногда затруднялись, то закрасьте желтым цветом. Если с заданием справились быстро и без затруднений, то закрасьте лепесток зеленым цветом. | После каждого задания учитель вызывает учащегося к доске. Учащийся находит букву и ставит ее на строчку, остальные проверяют у себя в тетради. Буква Б. Эту букву не изучали (некоторые дети могут знать название), звуки и их характер-ку затрудняются назвать Буква Е (называют букву, дают характеристику звукам) Буква Л(называют букву, дают характеристику звукам) Буква К(называют букву, дают характеристику звукам) Буква А(называют букву, дают характеристику звуку) Дети оценивают свои знания и раскрашивают у ромашки лепесток N 1 соответствующим цветом. | П умение ориентироваться в своей системе знаний К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку Л способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
3. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения | - В каком месте возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? - А сможем прочитать это слово? | - первую букву не знаем. Не могут сказать, какие звуки обозначают этой буквой, не могут дать характеристику этим звукам. - нет | К умение оформлять свои мысли в устной форме П умение выявлять сущность, особенности объектов П умение ориентироваться в своей системе знаний |
4. Сообщение темы и цели урока Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства | Попробуйте сформулировать тему урока.(Какая буква вызвала затруднение?) - Проверим себя. Откройте учебники, на какой странице будем сегодня работать? Прочитайте тему урока. - Какую цель для себя ставим сегодня на уроке? (Слайд 3) | (если никто из детей не знает букву Б, то учитель помогает детям назвать тему урока) (открывают, читают тему) - 1. Изучить звук [б] и буквы Бб 2. Учиться читать слова, слоги и предложения с новой буквой. | Р умение определять цель деятельности на уроке К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме |
5. Совместное «открытие» новых знаний Цели: - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока | - какие же звуки обозначаются буквой Б. Ответить на этот вопрос нам поможет слово… что видите на картинке? (слайд 4) - что такое бант? Разделите слово на слоги. Поставьте ударение. - составьте схему этого слова. - давайте над схемой звуки обозначим буквами. - Поставим над первым звуком вопрос. Перейдем ко второму слову. (слайды 5, 6) Посмотрите на ребус и угадайте слово. - что такое бинт? Разделите слово на слоги. Поставьте ударение. - Составьте звуковую схему этого слова. Посмотрите на ребус и подумайте, как это можно сделать быстро? - давайте над схемой звуки запишем буквами. - Какие звуки не можем записать буквой? - Ребята, эти два звука записываются на письме буквой Б. - Найдите эту букву в алфавите. Давайте отдохнем и продолжим работу дальше. ФИЗМИНУТКА - я буду говорить слова, если в слове есть звук [б], то прыгаем и ловим его, если в слове нет звука [б], то приседаем и прячемся от него в домике) - барабан, суббота, лампа, береза, кровать, ребята, лекарство, корзина, яблоко, школа, жираф, бегемот, чбурашка. - ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ. - На что похожа буква? (просмотр презентации слайд 7, чтение стихотворений про букву). - У вас на партах карты – помощницы. Раскрасьте букву Б в центре пластилином. Дадим характеристику новому звуку по схеме и отметим это в карте. (схема – алгоритм на слайде) - Рефлексия «Ромашка». Найдите у вашей ромашки лепесток номер 2. Если вам было трудно составлять звуковую схему и характеризовать новый звук или вы совсем ничего не поняли, то закрасьте лепесток красным цветом. Если иногда затруднялись, то закрасьте желтым цветом. Если с заданием справились быстро и без затруднений, то закрасьте лепесток зеленым цветом. | - бант - это особенным образом сложенная и скрепленная или связанная посередине лента, употребляющаяся, как украшение. В слове – 1 слог. Ударение падает на гласный А. (1 ученик у доски, остальные на парте.) - на доске выставляет магнитные буквы над соответствующими схемами звуков. Затрудняется записать буквой первый звук [б] - бинт – это полоска ткани (марли, холста, полотна, фланели), используемая для перевязки ран, наложения повязки, переплетения книг. 1слог. Ударение падает на И. (учитель подводит детей к тому, что все буквы в словах одинаковые, кроме одной. Последние звуки такие же, как в слове БАНТ, [и] – тоже гласный, но он смягчает впереди стоящий согласный, значит первый звук мягкий). (записывают магнитными буквами, затрудняются обозначить первый звук) (Дети называют звуки) ИГРАЮТ В ИГРУ НА ФИЗМИНУТКЕ (Дети работают с интеллект – картами) - это согласный звук (на первой линии рисуют схему согласного звука, от него 2 линии: на одной рисуют забор, значит воздух встречает преграду, на второй линии рисуют ноту и зачеркивают ее, значит звук не поется) - звонкий (рисуют новую линию от буквы, на ней схема – белый квадрат с точкой внутри, т.е. звоночек) - может быть твердым и мягким (от буквы новая линия раздваивается, на концах линий схемы твердого и мягкого согласных) - раскрашивают лепесток ромашки номер 2 в соответствующий цвет. | П умение представлять информацию в виде схемы П умение на основе анализа объектов делать выводы П умение делать выводы в результате совместной работы К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу П умение обобщать Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | - Прочитаем слоги в учебнике на стр. 97 - Послушайте, как прочитаю слоги я. - Прочитаем слоги все вместе. - Прочитаем все вместе с радостью, с грустью. Почитаем по рядам: чей ряд громче? Чей ряд тише? - А теперь вы учителя, я читаю, вы меня исправляете, если я прочитаю с ошибкой. - Почитаем в парах. По сигналу колокольчика один читает, другой проверяет. По второму сигналу колокольчика – меняемся ролями. ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» - Поиграем в игру. По команде «НОЧЬ» вы «засыпаете» (закрываете глаза и ложитесь на парту) я меняю в слове букву. По команде «ДЕНЬ» вы «просыпаетесь», читаете новое слово, говорите что изменилось. (с помощью магнитных карточек с буквами учитель составляет слова: БАЛ – баК – бОк – боР – бАр – барС) - Рефлексия «Ромашка». Найдите у вашей ромашки лепесток номер 3. Если вам было трудно читать слоги и слова с новой буквой или совсем ничего не получилось, то закрасьте лепесток красным цветом. Если иногда затруднялись, то закрасьте желтым цветом. Если с заданием справились быстро и без затруднений, то закрасьте лепесток зеленым цветом. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ - найдите на стенах в классе желтый треугольник, красный квадрат, зеленый круг, красный треугольник. | (слушают, следят) (читают) (читают в парах) (играют, читают слова, говорят, какие буквы изменились, проговаривают значение каждого слова и смотрят картинки на слайдах 8 - 13) Раскрашивают лепесток ромашки номер 3 в соответствующий цвет | К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию П умение обобщать К умение слушать и понимать других Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать взаимопроверку, взаимооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | - Ребята, какую позицию может занимать звук [б] в слове? - Давайте отметим этот факт в нашей карте-помощнице. - На слайде вы видите предметы. (слайд14) В названии этих предметов встречается звук [б]. Определите позицию звука в слове и по 1-2 примера нарисуйте под соответствующей схемой на вашей карте. (предметы подобраны так, чтобы дети могли быстро и легко их нарисовать) - Все ли у вас получилось? Были трудности? - А как вы думаете почему? Б и П парные звуки и любят играть с нами в прятки. Чтобы узнать какую букву написать надо слово изменить. Был один предмет, стало много. В каких словах вы слышали звук [п], давайте посмотрим. - В своих картах запишите, что Б и П парные. - А теперь посмотрите на слайд. (слайд 15) Проверьте свою работу. - Рефлексия «Ромашка». Найдите у вашей ромашки лепесток номер 4. Если вам было трудно определять позицию звука в слове или совсем ничего не получилось без помощи учителя, то закрасьте лепесток красным цветом. Если иногда затруднялись, то закрасьте желтым цветом. Если с заданием справились быстро и без затруднений, то закрасьте лепесток зеленым цветом. | -может быть в начале слова, в середине и в конце. (в интеллект – карте дети от буквы в центре выводят новую линию, и из нее выводят 3 линии. На конце каждой линии они чертят схему слова и буквой Б показывают позицию в начале, в середине и в конце слова) (выполняют) - дети говорят, что не слышат звук [б] на конце слова, слышат звук звук [п] (изменяют слова, слышат звук [б], завершают задания) (в интеллект-карте рисуют еще одну линию от буквы и отмечают, что Б – П парные) (дети САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОВЕРЯЮТ РАБОТУ ПО ОБРАЗЦУ) Раскрашивают лепесток ромашки номер 4 в соответствующий цвет | Р умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
8. Включение в систему знаний Цели: - организовать включение нового знания в систему знаний; - развитие умения анализировать математические задачи | - Молодцы! А теперь вернемся к нашему слову, которое мы собрали в начале урока и не смогли прочитать. - Теперь можем его прочитать? - Прочитаем и узнаем, о ком будем читать текст. - Что вы знаете об этом животном? - Послушайте текст. Я буду читать, а вы за мной следите. (учитель читает) - Проверим как вы внимательно слушали и читали вместе со мной. (РАБОТА В ГРУППАХ) Поработаем в группах. Я раздала на группу листы с заданиями. Вам их нужно выполнить. - Посмотрите, какую работу вы будете выполнять в группе. Возьмите квадрат любого цвета. У кого желтый квадрат – читает текст. У кого синий квадрат - читает вопросы. У кого зеленый квадрат - после совещания подчеркивает ответ и отвечает у доски. У кого красный квадрат - будет проверять и исправлять. Задания для работы: Какие деревья растут в парке? Обведите правильный ответ. Кто скакал с ветки на ветку? Обведите правильный ответ. Что брала белка у детей из рук? Обведите правильный ответ. В каких словах три слога? Подчеркните эти слова. - Поменяйтесь команды своими ответами. Давайте друг друга проверим. Рефлексия «Ромашка». Найдите у вашей ромашки лепесток номер 5. Если вам было трудно работать в группе и совсем ничего непонятно, то закрасьте лепесток красным цветом. Если иногда затруднялись, то закрасьте желтым цветом. Если с заданием справились быстро и без затруднений, то закрасьте лепесток зеленым цветом. | - БЕЛКА. Текст будет о белке. (ответы детей) ПРОВЕРКА: представитель от каждой команды выходит и выполняет одно задание. Все проверяют на доске, а потом команды проверяют ответы на листе другой команды. Раскрашивают лепесток ромашки номер 5 в соответствующий цвет. | П умение на основе анализа объектов делать выводы К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу Р умение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Кто запомнил букву, которую сегодня изучали? - Какие звуки обозначаются этой буквой? - Какую цель вы ставили перед собой на уроке? - Удалось ли достичь цели? - Рефлексия «Ромашка». В центре ромашки нарисуйте свое настроение в конце урока. Если оно у вас хорошее, веселое, радостное, то нарисуйте улыбающийся смайлик. Если вам грустно, то нарисуйте грустный смайлик. - Прикрепите свои ромашки на доску. | Рисуют свое настроение в конце урока | К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу П умение ориентироваться в своей системе знаний П умение обобщать Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Шабанова Алёна
Мазурова Екатерина Сергеевна
Шабанова Алёна
Мазурова Екатерина Сергеевна