12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мазурова Екатерина Сергеевна558
Россия, Тюменская обл., Тюмень

​​​​​​​


Презентация "Звук [б], буквы Б,б"
PPTX / 5.72 Мб

Вопросы к тексту "Белка" для проверки 
Шаблон ромашки для рефлексии
DOCX / 74.67 Кб

Вопросы к тексту "Белка"
DOCX / 456.03 Кб


Автор

Предмет

Редикульцева Екатерина Сергеевна

Чтение (обучение грамоте)


Тема

Звук [б], буквы Б,б.


Класс

УМК

1 класс (Дети с задержкой психического развития)

Школа России


Учебник



Тип урока

Технологии

Азбука. Ч. 1 / [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и др.] – М.: Просвещение, 2018. – 127с.

ОНЗ

ИКТ, здоровьесберегающая, игровая, технология интеллект – карт.


Цель урока

Сформировать умение слышать звук [б] и обозначать его буквами Бб, давать характеристику звуку [б] и анализировать слова с новым звуком.


Задачи урока

Формировать умения слышать звук [б] и обозначать его буквами Бб, давать характеристику звуку [б] и анализировать слова с новым звуком.

Формировать слуховое восприятие текста,  способность понимать смысл  незнакомых  слов.

Работать над развитием устной речи, оперативной памяти, произвольным вниманием, наглядно-практического и логического мышления, совершенствовать ориентацию в пространстве.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работе

Воспитывать самооценку, взаимоконтроль и самоконтроль.





Оборудование

Для учителя – демонстрационный материал, учебник, магнитные буквы, карточки с заданием для викторины, набор схем для звукового анализа, презентация по теме, квадраты (желтого, зеленого, синего, красного цвета) для групповой работы, шаблоны интеллект – карты.

Для учащихся – учебник, тетрадь, письменные принадлежности, изображение ромашки для рефлексии, набор схем для звукового анализа.


Формируем УУД:



Познавательные УУД

умение представлять информацию в виде схемы

умение на основе анализа объектов делать выводы

умение обобщать

умение делать выводы в результате совместной работы

умение выявлять сущность, особенности объектов

умение ориентироваться в своей системе знаний



Коммуникативные УУД

умение слушать и понимать других

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

умение оформлять свои мысли в устной форме



Регулятивные УУД

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

умение определять цель деятельности на уроке

умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

умение осуществлять самоконтроль и самооценку



Личностные УУД

способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности



Ход урока


Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

(слайд 2)

- Посмотрите, что делают ребята? Посмотрите на лица детей, кто из ребят сидит и скучает во время чтения книги? Какие эмоции вы видите на лицах детей? Ребята все заинтересованы книгой, им интересно читать. Писатель Сергей Михалков написал для детей такое стихотворение:


Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

( https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-chtenie-umet-chitat/ )

Но чтобы читать книги, надо научиться читать. Улыбнулись друг другу и начинаем учиться!


Л способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цели:

- организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

1.

( Игра «СЛОВО РАССЫПАЛОСЬ»)

- Ребята, я сегодня составила на доске слово из магнитных букв, но оно рассыпалось. Сейчас мы соберем это слово и узнаем, о ком будем читать текст сегодня на уроке.


- первая буква находится в правом верхнем углу доски. Найдите её глазками и запишите в тетрадь. Расскажите все, что знаете об этой букве.

- Вторая буква находится в нижнем левом углу. Найдите её глазками и запишите в тетрадь. Расскажите все, что знаете об этой букве.

- третья буква находится в центре доски. Найдите её глазками и запишите в тетрадь. Расскажите все, что знаете об этой букве.

- следующая буква находится в нижнем правом углу. Найдите её глазками и запишите в тетрадь. Расскажите все, что знаете об этой букве.

- следующая буква находится в верхнем левом углу. Найдите её глазками и запишите в тетрадь. Расскажите все, что знаете об этой букве.

- Рефлексия «Ромашка». Найдите у вашей ромашки лепесток номер 1. Если вам было трудно узнать все буквы или вы совсем не справлялись с заданием самостоятельно, то закрасьте лепесток красным цветом. Если иногда затруднялись, то закрасьте желтым цветом. Если с заданием справились быстро и без затруднений, то закрасьте лепесток зеленым цветом.



После каждого задания учитель вызывает учащегося к доске. Учащийся находит букву и ставит ее на строчку, остальные проверяют у себя в тетради.




Буква Б. Эту букву не изучали (некоторые дети могут знать название), звуки и их характер-ку затрудняются назвать


Буква Е (называют букву, дают характеристику звукам)



Буква Л(называют букву, дают характеристику звукам)


Буква К(называют букву, дают характеристику звукам)



Буква А(называют букву, дают характеристику звуку)





Дети оценивают свои знания и раскрашивают у ромашки лепесток N 1 соответствующим цветом.

П умение ориентироваться в своей системе знаний

К умение слушать и понимать других

К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К умение оформлять свои мысли в устной форме

Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку

Л способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

3. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?




- А сможем прочитать это слово?


- первую букву не знаем. Не могут сказать, какие звуки обозначают этой буквой, не могут дать характеристику этим звукам.


- нет

К умение оформлять свои мысли в устной форме

П умение выявлять сущность, особенности объектов

П умение ориентироваться в своей системе знаний

4. Сообщение темы и цели урока

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства

Попробуйте сформулировать тему урока.(Какая буква вызвала затруднение?)

- Проверим себя. Откройте учебники, на какой странице будем сегодня работать? Прочитайте тему урока.

- Какую цель для себя ставим сегодня на уроке? (Слайд 3)

(если никто из детей не знает букву Б, то учитель помогает детям назвать тему урока)

(открывают, читают тему)


- 1. Изучить звук [б] и буквы Бб

2. Учиться читать слова, слоги и предложения с новой буквой.


Р умение определять цель деятельности на уроке

К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К умение оформлять свои мысли в устной форме

5. Совместное «открытие» новых знаний

Цели:

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока

- какие же звуки обозначаются буквой Б. Ответить на этот вопрос нам поможет слово… что видите на картинке?

(слайд 4)

- что такое бант? Разделите слово на слоги. Поставьте ударение.


- составьте схему этого слова.


- давайте над схемой звуки обозначим буквами.



- Поставим над первым звуком вопрос. Перейдем ко второму слову.

(слайды 5, 6) Посмотрите на ребус и угадайте слово.

- что такое бинт? Разделите слово на слоги. Поставьте ударение.


- Составьте звуковую схему этого слова. Посмотрите на ребус и подумайте, как это можно сделать быстро?





- давайте над схемой звуки запишем буквами.


- Какие звуки не можем записать буквой?

- Ребята, эти два звука записываются на письме буквой Б.

- Найдите эту букву в алфавите.

Давайте отдохнем и продолжим работу дальше.


ФИЗМИНУТКА

- я буду говорить слова, если в слове есть звук [б], то прыгаем и ловим его, если в слове нет звука [б], то приседаем и прячемся от него в домике)

- барабан, суббота, лампа, береза, кровать, ребята, лекарство, корзина, яблоко, школа, жираф, бегемот, чбурашка.


- ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ.

- На что похожа буква? (просмотр презентации слайд 7, чтение стихотворений про букву).

- У вас на партах карты – помощницы. Раскрасьте букву Б в центре пластилином. Дадим характеристику новому звуку по схеме и отметим это в карте. (схема – алгоритм на слайде)






- Рефлексия «Ромашка». Найдите у вашей ромашки лепесток номер 2. Если вам было трудно составлять звуковую схему и характеризовать новый звук или вы совсем ничего не поняли, то закрасьте лепесток красным цветом. Если иногда затруднялись, то закрасьте желтым цветом. Если с заданием справились быстро и без затруднений, то закрасьте лепесток зеленым цветом.


- бант - это особенным образом сложенная и скрепленная или связанная посередине лента, употребляющаяся, как украшение. В слове – 1 слог. Ударение падает на гласный А.

(1 ученик у доски, остальные на парте.)



- на доске выставляет магнитные буквы над соответствующими схемами звуков. Затрудняется записать буквой первый звук [б]



- бинт – это полоска ткани (марли, холста, полотна, фланели), используемая для перевязки ран, наложения повязки, переплетения книг. 1слог. Ударение падает на И.

(учитель подводит детей к тому, что все буквы в словах одинаковые, кроме одной. Последние звуки такие же, как в слове БАНТ, [и] – тоже гласный, но он смягчает впереди стоящий согласный, значит первый звук мягкий).




(записывают магнитными буквами, затрудняются обозначить первый звук)

(Дети называют звуки)









ИГРАЮТ В ИГРУ НА ФИЗМИНУТКЕ















(Дети работают с интеллект – картами)

- это согласный звук (на первой линии рисуют схему согласного звука, от него 2 линии: на одной рисуют забор, значит воздух встречает преграду, на второй линии рисуют ноту и зачеркивают ее, значит звук не поется)

- звонкий (рисуют новую линию от буквы, на ней схема – белый квадрат с точкой внутри, т.е. звоночек)

- может быть твердым и мягким (от буквы новая линия раздваивается, на концах линий схемы твердого и мягкого согласных)


- раскрашивают лепесток ромашки номер 2 в соответствующий цвет.










П умение представлять информацию в виде схемы

П умение на основе анализа объектов делать выводы

П умение делать выводы в результате совместной работы

К умение слушать и понимать других

К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К умение оформлять свои мысли в устной форме

Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

П умение обобщать



Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- Прочитаем слоги в учебнике на стр. 97

- Послушайте, как прочитаю слоги я.

- Прочитаем слоги все вместе.

- Прочитаем все вместе с радостью, с грустью.

Почитаем по рядам: чей ряд громче? Чей ряд тише?

- А теперь вы учителя, я читаю, вы меня исправляете, если я прочитаю с ошибкой.

- Почитаем в парах. По сигналу колокольчика один читает, другой проверяет. По второму сигналу колокольчика – меняемся ролями.


ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

- Поиграем в игру. По команде «НОЧЬ» вы «засыпаете» (закрываете глаза и ложитесь на парту) я меняю в слове букву. По команде «ДЕНЬ» вы «просыпаетесь», читаете новое слово, говорите что изменилось.

(с помощью магнитных карточек с буквами учитель составляет слова: БАЛ – баК – бОк – боР – бАр – барС)


- Рефлексия «Ромашка». Найдите у вашей ромашки лепесток номер 3. Если вам было трудно читать слоги и слова с новой буквой или совсем ничего не получилось, то закрасьте лепесток красным цветом. Если иногда затруднялись, то закрасьте желтым цветом. Если с заданием справились быстро и без затруднений, то закрасьте лепесток зеленым цветом.


ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

- найдите на стенах в классе желтый треугольник, красный квадрат, зеленый круг, красный треугольник.


(слушают, следят)




(читают)







(читают в парах)







(играют, читают слова, говорят, какие буквы изменились, проговаривают значение каждого слова и смотрят картинки на слайдах 8 - 13)








Раскрашивают лепесток ромашки номер 3 в соответствующий цвет




К умение оформлять свои мысли в устной форме

Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

П умение обобщать


К умение слушать и понимать других


Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку


7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать взаимопроверку, взаимооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.


- Ребята, какую позицию может занимать звук [б] в слове?


- Давайте отметим этот факт в нашей карте-помощнице.





- На слайде вы видите предметы. (слайд14) В названии этих предметов встречается звук [б]. Определите позицию звука в слове и по 1-2 примера нарисуйте под соответствующей схемой на вашей карте. (предметы подобраны так, чтобы дети могли быстро и легко их нарисовать)

- Все ли у вас получилось? Были трудности?

- А как вы думаете почему? Б и П парные звуки и любят играть с нами в прятки. Чтобы узнать какую букву написать надо слово изменить. Был один предмет, стало много. В каких словах вы слышали звук [п], давайте посмотрим.

- В своих картах запишите, что Б и П парные.

- А теперь посмотрите на слайд.

(слайд 15) Проверьте свою работу.


- Рефлексия «Ромашка». Найдите у вашей ромашки лепесток номер 4. Если вам было трудно определять позицию звука в слове или совсем ничего не получилось без помощи учителя, то закрасьте лепесток красным цветом. Если иногда затруднялись, то закрасьте желтым цветом. Если с заданием справились быстро и без затруднений, то закрасьте лепесток зеленым цветом.



-может быть в начале слова, в середине и в конце.


(в интеллект – карте дети от буквы в центре выводят новую линию, и из нее выводят 3 линии. На конце каждой линии они чертят схему слова и буквой Б показывают позицию в начале, в середине и в конце слова)



(выполняют)





- дети говорят, что не слышат звук [б] на конце слова, слышат звук звук [п]



(изменяют слова, слышат звук [б], завершают задания)



(в интеллект-карте рисуют еще одну линию от буквы и отмечают, что Б – П парные)

(дети САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОВЕРЯЮТ РАБОТУ ПО ОБРАЗЦУ)




Раскрашивают лепесток ромашки номер 4 в соответствующий цвет

Р умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами


Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку


8. Включение в систему знаний

Цели:

- организовать включение нового знания в систему знаний;

- развитие умения анализировать математические задачи

- Молодцы! А теперь вернемся к нашему слову, которое мы собрали в начале урока и не смогли прочитать.

- Теперь можем его прочитать?

- Прочитаем и узнаем, о ком будем читать текст.

- Что вы знаете об этом животном?

- Послушайте текст. Я буду читать, а вы за мной следите. (учитель читает)

- Проверим как вы внимательно слушали и читали вместе со мной.

(РАБОТА В ГРУППАХ)

Поработаем в группах. Я раздала на группу листы с заданиями. Вам их нужно выполнить.

- Посмотрите, какую работу вы будете выполнять в группе. Возьмите квадрат любого цвета. У кого желтый квадрат – читает текст. У кого синий квадрат - читает вопросы. У кого зеленый квадрат - после совещания подчеркивает ответ и отвечает у доски. У кого красный квадрат - будет проверять и исправлять.

Задания для работы:

Какие деревья растут в парке? Обведите правильный ответ.

Кто скакал с ветки на ветку? Обведите правильный ответ.

Что брала белка у детей из рук? Обведите правильный ответ.

В каких словах три слога? Подчеркните эти слова.

- Поменяйтесь команды своими ответами. Давайте друг друга проверим.


Рефлексия «Ромашка». Найдите у вашей ромашки лепесток номер 5. Если вам было трудно работать в группе и совсем ничего непонятно, то закрасьте лепесток красным цветом. Если иногда затруднялись, то закрасьте желтым цветом. Если с заданием справились быстро и без затруднений, то закрасьте лепесток зеленым цветом.






- БЕЛКА. Текст будет о белке.


(ответы детей)





ПРОВЕРКА: представитель от каждой команды выходит и выполняет одно задание. Все проверяют на доске, а потом команды проверяют ответы на листе другой команды.




























Раскрашивают лепесток ромашки номер 5 в соответствующий цвет.

П умение на основе анализа объектов делать выводы

К умение слушать и понимать других

К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К умение оформлять свои мысли в устной форме

Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

Р умение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку


Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


- Кто запомнил букву, которую сегодня изучали?

- Какие звуки обозначаются этой буквой?

- Какую цель вы ставили перед собой на уроке?

- Удалось ли достичь цели?


- Рефлексия «Ромашка». В центре ромашки нарисуйте свое настроение в конце урока. Если оно у вас хорошее, веселое, радостное, то нарисуйте улыбающийся смайлик. Если вам грустно, то нарисуйте грустный смайлик.

- Прикрепите свои ромашки на доску.











Рисуют свое настроение в конце урока

К умение слушать и понимать других

К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К умение оформлять свои мысли в устной форме

Р умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

П умение ориентироваться в своей системе знаний

П умение обобщать

Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Шабанова Алёна, 13.06.20 в 18:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за конспект занятия! Мне понравилось, что Вы все подробно расписали, ответственно подошли к публикации!
Мазурова Екатерина Сергеевна, 13.06.20 в 22:07 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень приятно, что Вы оценили мою работу.
Шабанова Алёна, 14.06.20 в 02:43 0Ответить Пожаловаться
Желаю Вам победы в конкурсе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.