Конспект урока обучения грамоте в 1 классе для детей с ТНРна тему «Согласный звук [ч’]. Буква Ч, ч»
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе для детей с ТНР на тему «Согласный звук [ч’]. Буква Ч, ч». Выполнила : Сычева Лариса Юрьевна.
Оборудование: О. Ф.Богатая «Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 1 дополнительный и 1 классы», карточки со словами ; разрезная азбука; счетные палочки; магнитная азбука; карточки для рефлексии «Смайлики», презентация к уроку, проектор, ноутбук. 3. Образовательные технологии: игровые , здоровьесберегающие, ИКТ. 2. УМК :Школа России. 1.Тип урока: изучение новых знаний. 4. Формы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль, контроль учителя.
Цель: знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч. Правописание сочетаний ча-чу. Задачи: Обучающие: формировать представление о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке; продолжать формировать процессы звукового анализа и синтеза; учить отличать звук [ч'] и букву «Ч, ч» от других звуков и букв; познакомить с правописанием слогов ча, чу; учить читать слоги, слова с новой буквой. Коррекционно – развивающие: развивать память, фонематический слух; корригировать и развивать мыслительную деятельность; корригировать и развивать общую и мелкую моторику , координацию в собственном теле; развивать органы артикуляции. Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к чтению; воспитывать самостоятельность; прививать навыки общей культуры. Здоровьесберегающие: планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей; следить за правильной посадкой детей; способствовать созданию благоприятного психологического климата; чередовать статические и динамические задания.
УУД, формируемые на уроке: - личностные: учащиеся научатся контролировать и оценивать свою работу и её результат; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - коммуникативные: учащиеся научатся работать в паре, группе, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. - познавательные: учащиеся научатся добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выделять новый звук из слов, характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; - регулятивные: учащиеся научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. Приветствие. Слышишь как звенит звонок ? Нам пора начать урок! Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.
Организационный момент Проверка готовности к уроку. Учитель-логопед: Оцените свое рабочее место: Дети выполняют самооценку готовности (показывают сигнальные карточки: -выбор учебных принадлежностей; -аккуратность их расположения на столе.
Организационный момент Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Отгадайте загадку. На руке, и на стене, И на башне в вышине Ходят, ходят ровным ходом От восхода до захода. (часы) Сколько в этом слове слогов? Почему? Сколько согласных? С какого звука начинается слово? Мы можем дать характеристику этому звуку?
Тема сегодняшнего урока «Звук [ч'] и буква Ч ч Задание детям: Давайте вместе определим задачи нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытаетесь продолжить мою мысль. Познакомиться со звуком… Научиться писать … Научиться читать … Ответы детей: Познакомиться со (звуком [ч'] и буквой, которая его обозначает.) Научиться писать букву Ч Научиться читать (слоги, слова с новой буквой.)
Первичное закрепление Звуковой анализ слова. (составляют в паре, 1 пара у доски).
Дайте короткую характеристику звука [ч']. (Звук [ч'] согласный, глухой и всегда мягкий.) Назовите слова со звуком [`ч] на слайде Придумайте самостоятельно слова с этим звуком.
Активизация словаря. Назовем профессии людей (по картинкам). Во всех названиях есть звук [`ч].
Распознавание звука [ч`] в словах. Определение места звука в слове. Учитель показывает картинки и четко произносит слова. Дети определяют, есть ли в слове звук [ч`], если есть, то где находится: в начале, в середине или в конце. . (Чайка, щука, одуванчик, ножницы, мяч, чайник)
Какие слова спрятались? Словарная работа. Звук [ч`] и буквы Ч ч – волшебные. Они помогают нам быть вежливыми, ласковыми. ( мальчики встают и называют ласково свою соседку по парте)
Не колпак, а … (колпачок) Не башмаки, а … (башмачки) Не дом , а.. (домик) Кто получился? (Гномик) Гномик сам маленький и любит все маленькое. У него не диван, а … (диванчик), Не стакан, а … (стаканчик), Не чашка, а …(чашечка). А еще звук [ч`] и буквы Ч ч умеют большие предметы превращать в маленькие. (Учитель показывает картинку с изображением гномика, прикрытую листком бумаги. По мере называния детьми слов учитель открывает соответствующую часть изображения).
– Найдите среди букв алфавита новую. Эта буква Чч, которой на письме обозначается звук ч. – Хором произнесем название буквы и запомним. – На что похожа буква Ч? (Ответы детей.)
НАЙДИТЕ МЕСТО БУКВЫ Ч В «ЗАМКЕ ЗВУКОВ и БУКВ» И В ТАБЛИЦЕ БУКВ.
Знакомство с печатной буквой Ч Игра «Волшебный мешочек» Найти с закрытыми глазами букву «ч» в мешочке. (буквы, мешочек); Обведем букву в воздухе; Выложите букву с помощью счетных палочек. - А теперь, игра на внимание! У себя на карточках найдите и обведите только букву Ч. ( Дети работают по таймеру) О Ч В Т Ч Б Л Ч С Т Щ Ф Ч Х Б В У Л Ч Ю П М Ч Д Ж Х Ч Т Ю Ч Т Б Ю Н В Ч Ы Д Ч Х Г Ч З Ч Н Г Д П Ч Ь П А Ч Ю Л Н У К Ч Н Г Л Р М Ч Б Ц Ч П О Ч Д Ч Ш
Чтение слогов с новой буквой. -
Теперь мы должны выучить правило.
Закрепление правила. Работа в парах с разрезной азбукой Поставьте в словах пропущенную гласную букву после ч ( у детей карточки с одной парой слов: часы-чудо) Часы, туча, свеча, куча. Чудо, чудак, чулок, чум. Чай, чайка, чайник, чашка. Дача, чукча, чугун. Какую работу вы выполняли? -Ты делал сам или тебе помогали? - Ты доволен своей работой?
Прочитай скороговорку с разным темпом Чукча в чуме чистит чуни Чистота у чукчи в чуме.
Физминутка Прошагаем скороговорку. (Сначала в медленном темпе , а потом с постепенным увеличением темпа)
Знакомство с прописной буквой Ч Мы с вами познакомились с печатной буквой Ч , а теперь пришло время познакомиться с прописной. Почему они разные? Как они называются? Из каких элементов состоит строчная буква ч ?
Ч
????? Найди сходства и отличия в элементах букв.
Напиши
Физминутка Тик-так, тик-так- Все часы идут вот так: Смотри скорей, который час: Тик-так, тик-так, Налево- раз , направо- раз, Тик-так, тик-так, Мы тоже можем сделать так. Тик-так, тик-так. (Дети выполняют движения соответственно тексту и повторяют только слова «тик-так»).
Чтение слов и предложений с новой буквой. Работа по картинке. – Рассмотрите картинку . Кто изображён? (Часовщик). -Кого называют часовщиком? - А какие часы чинит часовщик? -Какое особое правило должны соблюдать все часы? - Подумайте , где мы сможем найти сведения о часах. ( в книгах, энциклопедиях). Сейчас я предлагаю вам провести виртуальную экскурсию по страницам энциклопедии Я познакомлю вас, какие бывают часы.
Солнечные часы были самым первым прибором для отсчитывания времени. Время отмерялось по тени, которую отбрасывала стрелка, когда светило солнце
Вслед за солнечными часами были изобретены водяные, песочные часы. У таких часов должен постоянно дежурить человек.
Механические часы вначале были большими, башенными.
Самые знаменитые часы России – Кремлевские куранты. Их создал английский мастер. За свою работу он получил серебряный кубок и в придачу меха соболей и куниц. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом.
Сейчас делают электронные часы.
Настенные часы
Виды часов
Виды часов
Рефлексия учебной деятельности на уроке С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? Чему научились? Закончите предложение: Сегодня я узнал… Меня удивило… Дома я расскажу…. У вас на столе смайлики (отметь свое настроение).