12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пермякова Ольга Анатольевна860
Высшее педагогическое образование. Высшая квалификационная категория. Стаж работы 32 года.
Россия, Кировская обл., Киров
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Лопьяла

Уржумского района Кировской области






Конспект урока окружающего мира в 4-ом классе

по теме: «Отечественная война 1812 года»





Составила:

Пермякова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов и ОРКСЭ








Лопьял, 2023























Урок 50. Тема: «Отечественная война 1812 г.»

О. А. Пермякова,

учитель начальных классов и ОРКСЭ

МКОУ ООШ с.Лопьяла Уржумского района Кировской области

Цель урока: создать условия для осознания детьми, почему война 1812 г. называется Отечественной, в чём значение этого события в истории России и в мировой истории. Формирование исторического мировоззрения с опорой на христианские смыслы.

Задачи урока:

учебные: научить пониманию ратного подвига в православной христианской традиции, подвига верности и чести;

воспитательные: способствовать формированию активной позиции по защите родной культуры и Отечества, патриотизма на основе Божьих заповедей;

развитие универсальных учебных действий: навыков смыслового чтения и комментирования, структурирования знаний, выделение морального содержания действия, идентификация поступков как морального на основе соотнесения с моральным эталоном, решения моральной дилеммы.

Личностные результаты: осознание и понимание ратного подвига в православной христианской традиции, понимание того, что Бородино - поле памяти и чести, а мы – преемники русских богатырей.

Метапредметные результаты: развитие универсальных учебных действий через умение структурировать знания, обобщать, анализировать, устанавливать логические связи.

Предметные результаты: осознание, почему война называется Отечественной, понимание значения Отечественной войны 1812 г. в истории России; осознание значения победы России в Отечественной войне 1812 г. в мировой истории.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: Родина, защитник Отечества, власть, честь, сила духа, ратный подвиг, преемники русских богатырей, патриотизм, заповедь Божия.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Методическое обеспечение: учебник «Окружающий мир» (А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 4 кл., 2 ч.) презентация, рабочие листы, репродукции портретов генералов1812 года из Зимнего дворца, аудиозапись песни «Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса…» (сл. Марины Цветаевой, муз. Алексея Щукина), тарелка с нарезанным на кусочки бородинским хлебом.

Виды деятельности: диалог, дискуссия, рассказ учителя, смысловое чтение, самостоятельная работа с историческими текстами, нахождение информации и её отображение на рабочих листах.

Ход урока.

Этап актуализации знаний.

«Родина — это наша фамильная крепость с флагом на башне, и чем хуже в ней дела, тем меньше у нас прав уйти». Г.К.Честертон

Английский писатель Г. Честертон так говорит о Родине: «Это наша фамильная крепость с флагом на башне, и чем хуже в ней дела, тем меньше у нас прав уйти».

В этом определении важно каждое слово: фамильная (от английского слова «семья») крепость – это не страна проживания, которую можно поменять, если в другой удобнее и комфортнее. Это то, что кровно связано с нами, потому что не просто оставлено, а доверено нам предками.

Флаг на башне – понятие чести. Если полк теряет знамя на поле боя, то полк расформировывают, поскольку свою честь он на этом поле оставил. Если Родина переживает трудные времена, нужно любить её еще больше. Образно говоря, флаг нужно укрепить повыше и все свои силы и способности отдать на возрождение Родины.

«Чем хуже в ней дела, тем меньше у нас прав уйти»: так мы поступаем с родными. Если родители вдруг заболеют, то любящие дети приложат все силы, чтобы быть рядом и поставить их на ноги. И Родину называют Матушкой и Отечеством, потому что отношение к ней всегда было такое, как к родителям. Любящие дети свою Родину никогда не предадут.

- Ребята, предлагаю вашему вниманию для просмотра фрагмент из фильма «Лермонтов», в котором показан диалог маленького Миши с его дедом.

Этап целеполагания и мотивации.

Просмотр эпизода из фильма

https://yandex.ru/video/preview/13184656918320904932

(Эпизод из к/ф Н. Бурляева "Лермонтов", 1986 г.). 

« -Дед, а что такое Россия?

-А вот она - это и есть Россия, земля наша, матушка родимая.

Никому её в обиду не дали и не дадим. Много ещё врагов у нашей земли, Мишенька, и много забот. Готовь сердце к подвигу и ничего не бойся. Самое большое, чем могут досадить тебе враги, — это смерть, а как душа наша бессмертна, то, выходит, и бояться нечего. Впрочем, и тихонько можно прожить... шёпотом.

-Зачем шёпотом? Надо в полный голос говорить!»

(Из к/ф Н. Бурляева "Лермонтов", 1986 г.). 

Целеполагание:

- О чём внук Миша спросил своего деда? Почему? (Что такое Россия? Это для него важно, дорого, т.к. – это его Родина)

- В каких словах деда выражены его чувства к своей Родине? («земля наша» - земля от наших предков, «матушка родимая» – как мать родная, «никому в обиду не дали и не дадим» – бережём, храним, защищаем, как самое дорогое, родное, любимое)

- О чём дед предупреждает внука? (Много забот, много врагов у Родины.)

- Какой даёт совет? (Готовь сердце к подвигу, будь готов умереть за Родину, не бойся умереть-душа бессмертна)

- О чём будет тема нашего разговора сегодня? (О Родине, о защите её от врагов, о подвиге, о готовности отдать за Родину жизнь, об отношении к смерти за Родину))

-Из-за чего бывают войны?

- О каких исторических событиях мы будем сегодня говорить?

Этап изучения нового материала.

Рассказ учителя

- Ребята, мы с вами являемся неотъемлемыми, связующими звеньями исторической цепи

жизни нашего Отечества. Мы – преемники исторической памяти наших предков. Мы не имеем права, не должны допустить того, чтобы историческая память героического прошлого нашей Родины была забыта или искажена!

-Предлагаю вам мысленно перенестись к началу XIX в. В те времена Россию-матушку ожидали большие испытания на прочность, а наших с вами предков ожидали испытания на готовность сердца к подвигу за верность и преданность своему Отечеству. Во время урока представьте себя рядом с воинами, в одном строю плечом к плечу, представьте себя на их месте, постарайтесь прочувствовать и проникнуться событиями Отечественной войны 1812 года.

Император Франции Наполеон мечтал о мировом господстве. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира... Остается Россия, но я раздавлю ее», - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. «Я иду в Москву, - говорил он, и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» Рассказывают, что он приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью: «Тебе небо, мне земля».

-Чего уже удалось добиться в жизни Наполеону? (окончил военную академию, стал генералом, правителем, императором, властелином Европы)

- Наравне с кем ставит сам себя Наполеон, став властелином Европы? (С Богом)

-О каких чертах характера Наполеона это говорит? (Был гордым, тщеславным, самолюбивым, властным, хотел повелевать всем миром - гордыня, любоначалие)

- Как вы понимаете, слова, сказанные Наполеоном: «Остаётся только Россия, но я раздавлю её…»?

-Удалось ли Наполеону осуществить свой план: уничтожить Россию и стать властелином мира на земле? Давайте узнаем об этом.

Поработаем с текстами и выполним задания на Рабочих листах к уроку «Отечественная война 1812 года».

Выполнение заданий на Рабочих листах. Смысловое чтение. Работа с информацией.

Работа с текстом №1. «Нашествие Наполеона на Россию»

Прочитайте текст. Выполните задания.

12 июня 1812 года войска Наполеона вторглись в Россию. Кроме французов, в наполеоновском войске были итальянцы, поляки, немцы, испанцы. Громадная 640-тысячная армия французов перешла границу. Переправившись через реку Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился в Москву. Первое крупное сражение русских и наполеоновских войск произошло у города Смоленска. Но силы были неравны и русским воинам пришлось отступить. Армия Наполеона быстро двигалась к Москве. Нужен был полководец, обладающий большим военным опытом и пользующимся доверием солдат.

Задания:

1. Подчеркните в тексте дату вторжения французской армию в Россию.

2. Подчеркните в тексте информацию о том, кто входил в состав французской армии, кроме французов.

3. Подчеркните города, на которые направил свои войска Наполеон.

4. Подчеркните название города, в котором произошло первое крупное сражение русских и французских войск.

5. Подчеркните информацию в тексте, почему русская армия отступила.

Работа с текстом №2. «М.И. Кутузов – главнокомандующий русской армией»

Прочитайте текст. Выполните задания.

Император назначил главнокомандующим русскими войсками Михаила Илларионовича Кутузова. Кутузов был известен еще при Екатерине II. При взятии Измаила он отличился храбростью и умением. Кутузов служил под командованием Суворова. Не раз его жизнь находилась в опасности. Пулей был выбит глаз, в другой раз пуля прострелила ему шею. Кутузов был знаком с военным искусством армий разных государств: встречался с ними в сражениях. Наполеон прозвал Кутузова «старой лисой» за умение перехитрить противника. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр и активен. Назначение Кутузова главнокомандующим войска встретили с восторгом. Солдаты из уст в уста передавали крылатое выражение: «Пришёл Кутузов бить французов»! Все ждали, что отступление будет остановлено. Новый главнокомандующий прибыл в армию. На стороне французов была вся мощь покорённой ими Европы, многолетний опыт военных действий, численное превосходство. Но Кутузов сумел вдохновить русское воинство на подвиг. Перед генеральным сражением на Бородинском поле он приказал привезти на передовую чудотворный Смоленский образ Божией Матери и сам коленопреклоненно молился перед иконой о даровании победы.

Задания к тексту:

1. Допишите предложения, используя недостающую информацию из текста:

Главнокомандующим русской армией был назначен ________________________________.

2. Выбери слова из скобок и впиши в предложение. (жестоким, храбрым, трусливым, умным, бодрым, опытным, неуверенным, активным)

Он был ___________, _______________, ________________, ___________, ___________, воином и командиром.

3. Подчеркните в тексте предложение, в котором говорится в чём была сила французской армии.

4.Подчеркните в тексте информацию о том, как Кутузов смог вдохновить русских воинов на подвиг.

Рассказ учителя о чудотворной иконе Смоленском божией Матери.

Дом стоит прочно, если построен на крепком фундаменте. Так и всякое дело должно иметь надёжное основание – благословение Божие.

Всё нужно начинать с молитвы, совершать во славу Божию и благодарить Господа за успешное завершение дела. Всё для Бога и с его помощью. («Без меня не можете делать ничего»)

Такова Божья заповедь – неизменное правило жизни.

http://e-vestnik.ru/analytics/smolenskaya_ikona_1812_5593/

Накануне Бородинской битвы по приказу главнокомандующего М.И. Кутузова по всему русскому войску было обнесение иконы Смоленской Божией Матери. Торжественно, в сопровождении крестного хода, Смоленскую икону носили перед рядами всей армии вдоль боевой линии Бородинской позиции и служили перед ней молебны, за одним из которых молился сам М.И. Кутузов со всеми генералами.

Божья Матерь подавала молящимся бодрость и крепость сил, одушевляла их, а умирающим на поле брани служила утешением в последние минуты жизни. Твердая и живая вера в небесное заступление Богоматери, как бы лично, через Свою чудотворную Икону, пребывавшей в русской армии, могла придавать необыкновенную силу и храбрость русским воинам.

В период Отечественной войны 1812 года перед Надвратной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрии вместе с русской армией молилась вся Россия. Ведь за спинами солдат и офицеров, молившихся Богоматери, свою молитву совершали их родители, жены и дети, родные и близкие. И эта молитва, несомненно, давала твердую надежду на ратный успех. Своим присутствием икона Одигитрии вливала мужество в сердца самоотверженно сражавшихся русских воинов, являясь для них залогом победы.

Работа с картиной художника Е. Зайцева «Молебен на Бородинском поле».

- Посмотрите на картину современного художника Е. Зайцева «Молебен на Бородинском поле».

- Всмотритесь в картину и найдите свое место в ней, где вы видите себя в этой картине? (рядом с иконой, около Кутузова, среди солдат и т.д.).

- А теперь, ребята, найдите место на картине, которое ни при каких обстоятельствах занимать нельзя. Где оно расположено и почему?

- Это горизонт – ведь оттуда к нам движутся войска Наполеона. Это передано особыми художественными средствами – по небу оттуда идут грозовые тучи. Мы не должны быть с врагами нашего Отечества. Помните, на картине Васнецова «Богатыри» мы также видим грозовое небо, так передана тревожность времени.

Работа с текстом № 3. «Бородинская битва».

Прочитайте текст. Выполните задания на рабочем листе.

Кутузов начал подготовку к решительному сражению, несмотря на то, что русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч. Оно произошло на широком и просторном поле у села Бородина, в 110 км от Москвы, 26 августа 1812 года. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним – другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва. Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела уступать победы.

Основной удар Наполеон направил на земляные укрепления – флеши. Их защищали солдаты под командованием генерала Петра Ивановича Багратиона. Около шести часов они сдерживали натиск врага. Багратион был смертельно ранен. Чудо-богатыри ещё держались. Только когда защитников осталось совсем немного, французы захватили флеши. t1680160610aa.jpg Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. На ней находилась русская артиллерия – 30 пушек. Во главе её защитников стоял генерал Николай Николаевич Раевский. В течение нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. Грохот артиллерии был слышен даже в Москве. Всё же после ожесточённых атак враг занял высоту.

Новые атаки французов следовали одна за другой. Русские воины стояли насмерть. Наконец с наступлением темноты шум боя начал понемногу затихать. В этом ужасном побоище, длившемся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая.

Из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить к Москве. Потери были значительными, да и разведка донесла, что у Наполеона есть войска, не принимавшие участия в битве. Трудный выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? На военном совете в деревне Фили он принял тяжелое решение – оставить Москву французам.

Задания к тексту:

1. Подчеркните в тексте информацию о том, где и когда произошло Бородинское сражение.

2. Допиши предложения, дополнив их информацией из текста.

Основной удар Наполеон направил на ________________________________________.

Флеши защищали солдаты под командованием _________________________________.

Самым тяжёлым моментом боя была __________________________________________.

Во главе русской артиллерии, защищавшей Курганную высоту стоял _______________.

Перед началом сражения: численность русских войск была ____ , а французских____ ;

в русской артиллерии насчитывалось ___ пушек, а во французской ____ пушек.

Бой длился ________ ч, обе армии потеряли в бою ____________ чел.______________.

3. Подчеркните в тексте слова, являющиеся ответом на вопрос: «Почему Кутузов принял тяжёлое решение оставить Москву!»

Рассказ учителя «Наполеон в Москве»

Мечта Наполеона захватить Москву сбылась. В армии Наполеона праздновалась победа. Дисциплина пошатнулась, солдаты занимались мародёрством, грабежом, разбоем. Занимался бесчинством, недостойным чести императора и сам Наполеон. Завоеватели разрушали храмы, разоряли духовные святыни, переплавляли золотую и серебряную церковную утварь. В разрушенных храмах становились на постой и устраивали в них конюшни. В Москве постоянно вспыхивали новые пожары.

Наполеон не ожидал, что войдёт в пустую, пылающую Москву. Он был не весел, ждал просьбы императора Александра о мире. Но напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей еще и не было, она только начинается. Наступала суровая русская зима, в разграбленной и разрушенной Москве начался голод.

Работа с текстом № 4. «Народное ополчение и партизанские отряды».

Прочитайте текст. Выполните задания на рабочем листе.

Многие в русской армии не понимали решения Кутузова оставить Москву и отступить без боя. Но сказанные им слова на совете в Филях: «С потерею Москвы не потеряна еще Россия. Первою обязанностью ставлю себе сохранить армию, сблизиться с теми войсками, которые идут на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю», - стали действительностью.

Русская армия была сохранена. Государь издал указ о народном ополчении. Изо всех уголков России к армии Кутузова шло подкрепление. С первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.

Большой урон французской армии наносили партизаны - те, кто воевал на территории, занятой противником. Это были крестьяне, вооруженные вилами, дубинами, брошенным оружием, а также небольшие отряды русской армии. Одним из таких партизанских отрядов командовал Денис Васильевич Давыдов. Командиром он был лихим, умным, богатым на выдумку.

Он решил создать отряды из казаков и гусар, чтобы наносить внезапные удары по французским тылам.

Давыдов понял, что в народной войне надо приноравливаться к народу в одежде и нравах. И тогда командир облачился в мужицкий кафтан, отпустил густую окладистую бороду, а вместо наград повесил на грудь образок Николая Чудотворца. Его примеру последовали и солдаты. Они тоже надели крестьянскую одежду.

Слава о смелых налётах партизан широко разнеслась по городам и селам. Простой народ увидел в казаках и гусарах своих защитников и стал всячески помогать отряду: снабжать продовольствием, выслеживать и обезоруживать французов, доставлять ценные сведения.


Задания:

1. Какие войска шли на подкрепление армии Кутузова? Из кого состояли эти войска?

____________________________________________________________________________

2. Подчеркни в тексте, чем были вооружены партизаны и народное ополчение.

3. Напиши, кто стал легендарным командиром партизанского отряда: _________________

____________________________________________________________________________ .


Отступление Наполеоновской армии и победа России

-Удалось ли Наполеону осуществить свой план: уничтожить Россию и стать властелином мира на земле?

Наполеон ясно увидел свою гибель и через 6 недель бросился вспять. И здесь наступила очередь русской армии преследовать неприятеля. Холод и голод делали и без того трудным отступление наполеоновских войск по местам, разорёнными ими во время наступления.

Вскоре захватчики были изгнаны с родной российской земли. Вторжение Наполеона принесло России неисчислимые бедствия, были разрушены города и села, погибли многие ценности. Но Россия сумела отстоять свою независимость и доказать, что в единстве народа сила его страны.

Как не раз было в русской истории, весь народ Российского Отечества опять поднялся на защиту Родины. Поэтому в истории России война 1812 года осталась под названием Отечественной.

Дискуссия» «Что составляло великую тайну русских – «быть непобедимыми»?»

По итогам войны Россия не только изгнала французов за пределы наших границ, но русская армия дошла до самого Парижа и помогла европейским странам освободиться из-под французского владычества.

Посмотрите на слайд – русская армия вошла в Париж.

- Почему французы бросают к ногам русских воинов цветы? (Русские шли как миротворцы)

-Как ведут себя русские воины в Париже? Сравните с поведением французов в Москве.

-Какое отношение со стороны русских было к пленным и раненым солдатам из французской армии? (Раненых лечили, пленных кормили, заботились о них)

-Почему? (Русские поступали со своими врагами по Божьим заповедям)

В христианстве в заповедях блаженства говорится о кротости и смирении.

Кротость и смирение – это состояние души, в которой нет гнева, ненависти, памятозлобия, осуждения.

Кротких людей Сам Господь хранит на земле, не смотря на многие трудности и козни человеческие.

Душа истинного православного человека выражается в любви к ближнему, милосердии и творении милостыни слабым, нуждающимся.

Жизнь христианина – это подвиг любви к людям. Высшей степенью любви к людям является любовь, готовая положить душу за всех людей, даже за врагов.

Иисус Христос явил в Своей жизни любовь к врагам. Когда Его распинали, и Он испытывал неописуемую боль, в Нём не было злобы к врагам, Он молился о людях, казнивших Его: «Отче! Прости им, потому что они не знают, что делают». Перед своим страданием Христос дал ученикам Своим новую заповедь: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас!»

Не мог знать Бонапарт, что истинная православная вера, горячая любовь к Родине, неистовый характер, незыблемость и великая сила духа составляли великую тайну русских – «быть непобедимыми».

Эти качества впитываются истинными сынами Отечества с молоком матери, взращиваются достойными пращурами Земли Русской в страшных испытаниях войн, и её витязи становятся героями, слава которых не умирает веками.

И в последующих войнах, которые приходилось вести России, Бог всегда находил в среде нашего народа тех, кто с честью исполнял свой воинский долг, не жалея жизни. Не случайно, русское воинство считалось лучшим среди всех армий мира.

Этап осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Бородино-поле памяти и чести. Мы – преемники русских богатырей

- В 2022 году мы праздновали 210 лет со дня Бородинской битвы.

Бородинское поле уже в 1813 г. воспринималось не как место победы или поражения, а как место памяти, место чести.

Давайте представим себя на Бородинском поле, стоящими в одном ряду плечом к плечу с героями бородинского сражения.

Ребятам на парты раздаются портреты из галереи Зимнего дворца — портреты генералов 1812 года, дети слушают песню В. Щукина на стихи М. Цветаевой «Вы, чьи широкие шинели…».

https://hits.gybka.com/song/16886922/M.Cvetaeva_-_Generalam_12_goda/

Песня «Генералам двенадцатого года» (сл. М. Цветаевой, муз. А.Щукин)

Рассказ учителя

Эта песня посвящена изображенному на портрете генералу Александру Тучкову, геройски павшему в Бородинском сражении. В Бородинском сражении, вдохновляя дрогнувших под огнем солдат, с полковым знаменем в руках генерал Тучков бросился вперед и был смертельно ранен в грудь картечной пулей. Ф.Глинка писал: «Генерал… закричал своему полку: "Ребята, вперед!" …"Вы стоите? Я один пойду!" – крикнул он, схватив знамя, и кинулся вперед. Картечь разбила ему грудь. …полки, презирая всю жестокость неприятельского огня, уже шли в штыки и с криками "Ура!" опрокинули неприятеля и заняли высоту".

В Военной галерее Зимнего дворца висят портреты (их больше 300) генералов – героев войны 1812 года. Среди них и портрет Александра Алексеевича Тучкова, он признан одним из лучших портретов галереи. Однако самый лучший памятник Александру Тучкову воздвигла его вдова, Маргарита, своей бессмертной и вечной любовью. Маргарита прожила в браке шесть лет, вдовой – 40 лет. На Бородинском поле Маргарита Тучкова воздвигла обитель во имя образа Спаса Нерукотворного, полковой образ которого хранился у нее как реликвия, полученная из рук мужа при прощании, и стала первой его игуменьей. Здесь нашли приют вдовы и сироты героев Отечественной войны 1812 года.

Усыпальница Тучковых.

На экране появляется усыпальница Бородинского монастыря – это первый памятник победе героям 1812 года.

Возле монастыря была построена своя пекарня. По некоторым сведениям, бородинский хлеб впервые был испечён монахинями женского Спасо-Бородинского монастыря основанного на месте Бородинской битвы (отсюда и название) вдовой генерала Александра Тучкова игуменьей Марией (Маргаритой Михайловной Тучковой). В те времена он исполнял роль поминального хлеба — чёрный, с тмином или кориандром как символом картечи. Сохранилось множество воспоминаний жителей села Семёновское, близ которого располагается монастырь. Рассказывали, что после службы в храме монахини угощали всех прихожан поминальным хлебом собственного производства.

(Детям предлагаются небольшие кусочки бородинского хлеба, как символа того поминального хлеба, который пекли в монастыре)

Бородинский монастырь – стал первым памятником героям Отечественной войны 1812 года.

В конце XIX века в Москве на деньги, собранные по всей России, в честь победы над Наполеоном был сооружен прекрасный храм Христа Спасителя, который стал всенародным памятником победы, где на мраморных досках были выбиты имена героев Отечественной войны 1812 года.

И вот что стало с памятью предков в XX веке…

Показ на слайде – две совмещенных фотографии, храма Христа Спасителя и фотография взрыва этого Храма в 1931 году.

- Вот что произошло с памятью героев, наших предков, в ХХ в…. в 1931 г. храм, построенный на народные деньги, был взорван – был взорван памятник победы с именами героев Отечества.

Показываются фотографии храма Христа Спасителя: до взрыва, в момент взрыва и фото восстановленного храма.

Сейчас этот храм воздвигнут заново, воскрес из руин. Воскреснет ли то богатство, которое нам оставили предки, проснется ли в наших сердцах? Представьте, что вы лежите спиной на Бородинском поле и чувствуете, как она содрогается от выстрелов. На этом поле очень интересные названия речушек и холмов – Война, Колоча, Огник, Стонец. Писатель К.Сергиенко приводит такой образ: «Да, видно, немало испытала эта земля, если прижились на ней такие горячие имена. Быть может, так же, как я, лежал на этом холме когда-то воин в кольчуге и красном плаще. Лежал со смертельной раной, сжимая рукоять меча. Быть может, он думал о нас. Он старался представить, каким будет тот, кто спустя века упадет на его месте. Он обращался к нему с простыми словами: «Брат, возьми меч из моей руки». Разве мало еще дел на этой земле?»…

Подведение итогов урока:

Вопросы:

1. О каком историческом событии мы говорили сегодня на уроке?

2. Почему война 1812 года называется Отечественной?

3. Как Кутузову удалось поднять боевой дух русских воинов перед Бородинским сражением?

4. Почему Кутузов принимает решение отступить и отдать Москву Наполеону без боя?

5. Какое значение имела война 1812 года для России?

6. Какое значение имела победа России в Отечественной войне 1812 года в мировой истории?

7. Какие слова Иисуса Христа вдохновляют православных воинов на защиту Отечества?

8. Какие поступки не допустимы для православного христианина даже на войне?


Сейчас обстановка в нашей стране тоже тревожная – много врагов у России, много сложностей приходится ей преодолевать. Идёт война на Украине. Война оборонительная.

С христианской точки зрения, справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы. Война может быть справедливой, если ведётся за «алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою большую семью – Отчизну, и за её духовные святыни. Но нельзя силой оружия навязывать свою веру.

Христос учит прощать. Он учит любить даже врагов. Но ещё Он сказал: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих». Защита Отечества всегда считалась на Руси подвигом веры и любви.

«Готовь своё сердце к подвигу и ничего не бойся! Самое большое, чем могут досадить тебе враги, — это смерть, а как душа наша бессмертна, то, выходит, и бояться нечего»!

Чтобы вырасти такими защитниками, мальчики должны твёрдо помнить: нельзя смотреть, как обижают беспомощного. Зло необходимо остановить. Особенно отвратительно, когда сильный нападает на слабого, когда силы неравны. В то же время всегда надо сохранять мирное христианское устроение души и отношение к людям, даже врагам; никогда не допускать жестокости, не унижать даже злого противника, видеть в каждом прежде человека. Русская пословица гласит: «Бог видит, кто кого обидит».

Рефлексия.

-Что вас больше всего удивило? Что заставило задуматься?

-О ком из героев войны 1812 года вам бы хотелось узнать побольше? Почему?

Домашнее задание:

1. Учебник «Окружающий мир» с.140-145 прочитайте, с.117 ответьте на вопросы 1-3,

2. РТ – с.39-42 выполните задания №1-№5.

3*. Подготовьте рассказ о М.И. Кутузове. Используйте дополнительную литературу – книгу Алексеева С.П. «Небывалое бывает». – М.: «Детская литература», 1989.

4.* Подготовьте рассказ о Д. Давыдове- организаторе партизанской войны. Используйте дополнительную литературу – книгу Кондратюка В.Н. «Не славы ради. Рассказы о великих русских людях». Книга для чтения в семье и школе. – Рязань: Зёрна-Слово, 2017.- 312 с.: илл.

5* Подготовьте рассказ об одном из героев Отечественной войны 1812 г. Используйте дополнительную литературу – книги: К. Сергиенко «Бородинское пробуждение» -М.: «Детская литература», 1990 г. (Книга рассказывает о решающих днях Отечественной войны 1812 года, о Москве в канун французского нашествия, о Бородинской битве).

Брагин М. «В грозную пору. 1812 год. – М: «Малыш», 1986 г.; Надеждина Н. «Недаром помнит вся Россия». – М.: «Малыш», 1986 г. и другие книги по данной теме.

6* Вместе со взрослыми с помощью дополнительной литературы и сети Интернет найдите информацию об участии наших земляков, жителей Вятской губернии, Уржумского уезда в военных событиях 1812 г.

Литература для учителя:

1 .Кондратюк В.Н. Не славы ради. Рассказы о великих русских людях. Книга для чтения в семье и школе. – Рязань: Зёрна-Слово, 2017.- 312 с.: илл. (https://iknigi.net/avtor-mariya-kondratyuk/191308-ne-slavy-radi-biograficheskie-rasskazy-o-velikih-russkih-lyudyah-mariya-kondratyuk/read/page-5.html)

2. О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н.Яшина «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций-М.:ООО «Русское слово – учебник», 2020.- 160 с.: илл. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

3. О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, И.В. Метлик «Методическое пособие к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н.Яшиной «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2017.- 280 с. – (Начальная инновационная школа).

4. О.Л. Янушкявичене, Т.В. Комарова, Е.Ф. Теплова, Ю.С. Васечко «Рабочая тетрадь к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н.Яшиной «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс.- М.:ООО «Русское слово – учебник», 2017.- 104 с. – (Начальная инновационная школа).

5. Протоиерей Сергий Гомаюнов «Исторические сюжеты в предмете «Окружающий мир». – Вятка [Киров] 6 Буквица, 2022. 68 с. – (В помощь учителю. Серия: Начальная школа).

6. О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 4 класс» М.: «ВАКО», 2004, 368 с.- (В помощь школьному учителю)

7. К.Сергиенко «Бородинское пробуждение»-М.: «Детская литература», 1990 г. (Книга рассказывает о решающих днях Отечественной войны 1812 года, о Москве в канун французского нашествия, о Бородинской битве).


Дополнительные источники информации, используемые на уроке:

1. https://www.culture.ru/poems/35051/generalam-dvenadcatogo-goda

Стихотворение Марины Цветаевой «Генералам двенадцатого года»

2. https://hits.gybka.com/song/16886922/M.Cvetaeva_-_Generalam_12_goda/

Песня «Генералам двенадцатого года» (сл. М. Цветаевой, муз. А.Щукин)

3. https://yandex.ru/video/preview/13184656918320904932

( Эпизод из к/ф Н. Бурляева "Лермонтов", 1986 г.).

4. https://azbyka.ru/recept/borodinskii-hleb-istoriya-i-sovremennost/

«Бородинский хлеб: история и современность» (Поминальный хлеб Свято-Бородинского монастыря)

5. https://youtu.be/x1B_0HO_No4

«Ополчение 1812 года» (ГТРК «Вятка»). Видео сюжет о народном ополчении на Вятке.

6. http://urzhumlib.ru/arbuzova-urzhumcy-v-otechestvennoj-vojne-1812-goda/

Н. Арбузова. «Уржумцы в Отечественной войне 1812 года»



d1680161185.jpg







































Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.