Конспект урока окружающего мира на тему «Весна в жизни птиц и зверей» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 1 December 2018

Чёркинский филиал

МБОУ Сокольниковской СОШ

Конспект урока окружающий мир для 2 класса

Тема: «Весна в жизни птиц и зверей»

УМК «Перспектива»

Учитель начальных классов:

Горбунова Н. А.

2018 г

Тема: Весна в жизни птиц и зверей.

Цель урока: Познакомить учащихся с весенним поведением птиц и зверей.

Задачи урока: 1) Показать весенние изменения в жизни птиц и зверей.

2) развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности детей, навыки сотрудничества в команде.

3) воспитывать бережное отношение к природе родного края, к его обитателям

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал конверт (знаки охраны природы и правила), на доске надпись правила охраны природы, листочки для теста, тема на доске, цветик семицветик, солнышко для рефлексии

Ход урока

I. Организационный момент.

1)Эмоциональный настрой

- Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. 
Улыбкой ясная природа 
Сквозь сон встречает утро года; 
Синея, блещут небеса. 
Еще прозрачные леса, 
Как будто пухом зеленеют. 

II. Знакомство с темой урока

 Ребята, сегодня мы с вами совершим весеннее путешествие. Вы согласны? А с кем мы встретимся, вы узнаете после просмотра видеоролика.

(Включается заставка к передаче «В мире животных»)

-Кто догадался, оком будем говорить сегодня на уроке?

И тема нашего урока "Весна в жизни птиц и зверей" (на доске)

 А путешествовать нам поможет цветок первоцвета, но необычный, а цветик-семицветик.

 Посмотрите, сколько у нас будет остановок .Кто догадался? (7, т.к.у него 7 лепестков

III. Повторение пройденного

Первая остановка «Памятка»

Давайте хором скажем:

Дети: Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

 

Учитель: Лишь коснёшься ты земли,

Правила поведения на природе

Ты нам расскажи.

(Работа в парах) Ребята, я вам на парту даю конверты, в них знаки охраны природы и 10 правил. В конвертах для вас есть задание. Вы должны правильно сопоставить знаки охраны природы с правилом.

Составление памятки «Правила поведения на природе» на доске.

Десять «нельзя»:

Разорять птичьи гнезда.

Рвать и бросать цветы.

Ломать ветки деревьев, кустов.

Давить насекомых.

Шуметь в лесу.

Разводить костры.

Оставлять мусор в лесу и водоемах.

Сбивать мухоморы и прочие поганки.

Убивать лягушек и ужей.

Брать лесных зверьков домой.

Вторая остановка  «Мир насекомых»

Дети: Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

 

Учитель: Лишь коснёшься ты земли,

Насекомых покажи!

Проверка домашнего задания

-Кто такие насекомые? (Доклад учащегося)

-Все насекомые имеют общее строение. (Слайд 4). Тело насекомого состоит из трёх частей: голова, грудь, брюшко. У всех насекомых шесть ножек. Существует более 2 миллионов различных видов насекомых. Живут эти животные везде: на воде и под водой; на земле и под землей; густой траве; и в старом пне. Большинство насекомых питаются растениями, поэтому их называют растениеядными. He все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Эти насекомые питаются комарами, различными мошками. Некоторые насекомые могут не есть годами. Почти все насекомые имеют крылья и являются отличными летунами.

1. Индивидуальное задание. Тест

- У вас на столах лежат маленькие листочки, возьмите их и подпишите свою фамилию и имя. Тестовые задания появляются на экране, вам необходимо написать только букву правильного ответа.

1. Какое животное – насекомое?

а) утка в) окунь

б) комар г) крот

2. Какое животное лишнее?

а) бабочка в) паук

б) стрекоза г) комар

3. Сколько ног у насекомых?

а) 6 в) 4

б) 3 г) 8

4. Какое утверждение неверно?

а) тело птиц покрыто перьями

б) у зверей две пары конечностей

в) у насекомых четыре пары ног

г) рыбы живут в воде

2. Фронтальный опрос

- А сейчас вспомним, каких насекомых можно увидеть весной?

За 30 секунд каждый из вас по кругу называет насекомое.

 Молодцы! Вот как много вы знаете о насекомых! Продолжим путь, друзья!

IV. Изучение нового материала

Третья остановка – «Птичий рай»

Дети: Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

 

Учитель: Лишь коснёшься ты земли,
Птичий рай нам покажи

Звучат «Голоса птиц»

- Чем отличаются птицы от насекомых?

(Птица – это животное, тело которого покрыто перьями)

Инсценировка «Случай»

Давайте посмотрим какой случай произошёл в одном лесу весной.

  Этот случай был в апреле,

 С юга птицы прилетели

Тает снег, а воробья.  

 Выгоняют из жилья.

 Убирайся вон, задира, -

Просвистел ему скворец. 

  Ни за что, моя квартира,    

 Я не временный жилец!  

 Я тут вьюги и мороз 

 Терпеливо перенес.

А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей! –

Прочирикал воробей.

 Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.

Вылетай. Мой клюв остер
А не то …

Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел
Быстро с нею влез на крышу, 

Тут же крепко привязал     

   И приветливо сказал:                                                                                      

 Я, друзья, сердечно рад,  

 Охраняйте вместе сад.
 Только Миша слез долой,                      

  Воробейка удалой

  В новый дом переселился  

  И  с соседом помирился.    

- С какими  птицами произошел этот случай?

(воробьем и скворцом)

- Какие это птицы?

(Воробей – зимующая птица, скворец – перелетная птица. Какие птицы называются перелетные, а какие зимующие?

На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Но это не так. 
– Все перелетные птицы, когда возвращаются  домой, что делают в первую очередь? 
(Гнезда)
– Не легко без рук, без топоренка, построить избенку. А вот птицы мастерят  свои гнёзда так, что диву даешься.– Расскажите, как гнездится птица из этой загадки Ты его узнаешь сразу: 

Белоклювый, черномазый.

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней. (грач)

(Грач - любит гнездится вблизи от человека. Гнёзда строит на деревьях из веток. Гнёзд на одном дереве может быть от одного до нескольких десятков.)

 А какая птица не строит гнезда? (Кукушка)

 А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)

 Как называются их домики? (Скворечники )

- Проблема

 Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)

 Весна – радостное время года, так как у птиц появляются птенцы.

Игра «Назови малышей»

 У утки – …  утята
– У скворца – … скворчата
– У гуся – ... гусята
– У воробья – ... воробьята
– У грача – ...  грачата
– У ласточки – … ласточата
– У аиста – … аистята
– У галки – … галчата

 А чем кормят птицы своих птенцов? (Насекомыми, личинками, червяками)

Сообщение учащегося. Доклад «Птицы - наши друзья»

- Если у человека поднялась температура до 38', его укладывают в постель. Человек не может работать. А соловей с температурой 41-42' дает концерты, дрозд, насвистывая, укрепляет гнездо. Мы перевариваем обед часами, в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть. Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весит, чем она сама. Если бы у человека был аппетит птенца мухоловки – пеструшки, он бы 30 раз в день завтракал, 50 раз - обедал да еще ужинал бы 20 раз!

- Но нас, людей, птичий аппетит только радует: Меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.

Экологическая минутка (слайд 13)

 А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?

 Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?

 Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы -хлопаете

а если нет, то топаете.

1. Вывешивать скворечники весной.

2. Стрелять из рогатки по птицам.

3. Помогать больной или раненой птице.

4. Разорять птичьи гнезда.

5. Подкармливать птиц ранней весной.

6. Уносить домой здоровых птенцов.

7. Подходить близко к гнездам птиц.

8. Изучать птиц.

Четвёртая остановка - Физкультминутка

Дети: Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

 

Учитель: Лишь коснёшься ты земли,
Физкультминутку покажи.

Экологическая физкультминутка

Дети утром рано встали,

за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали,

белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята,

Наклонитесь, к ним ребята

Наклоняйся раз, два, три,

Их в лукошко набери.

Пятая остановка – Мир зверей.

Дети: Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

 

Учитель: Лишь коснёшься ты земли,
Мир зверей нам покажи! 

-Назовите зверей, изображенных на доске.(Медведь, лиса, барсук, еж, -Какое животное лишнее? (Лиса)

- Почему? ( Все остальные впадают в спячку)

-Что происходит с ними весной? ( Просыпаются) ( слайд 12)

-Какие животные просыпаются весной?

-Наступила весна, просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм.

Работа по учебнику с.88.

Ваша задача: По учебнику на странице 88 найти ответ на вопрос: Чем питаются животные. Первая парта ищет, чем питается еж, вторая ищет, чем питается медведь, а третья и четвёртая ищет чем питается летучая мышь.

- А сейчас я хочу послушать ваши ответы. Вы молодцы.

-А вот, что еще изменяется в жизни животных, вы узнаете, посмотрев сценку.

(Дети показывают сценку.)


Белка и Сорока

- Здравствуй, Белка, с весной тебя поздравляю!

- Спасибо! И я тебя поздравляю.

- Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?

- Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.

- А ты, что покрасилась? Шерстка у тебя разноцветная.

- Я ведь 2 раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку, другую, я вся рыжая буду.

Учитель: Что еще происходит в жизни зверей (Меняют цвет шерсти)

-Правильно, у многих животных происходит линька. 

-Что такое линька? ( Дети читают выписку из энциклопедии)

ЛИНЬКА - периодическая смена наружных покровов у животных.

-Весной звери линяют. Свою теплую шубу они меняют на легкую летнюю.

-У Животных не впадающих в зимнюю спячку, ежегодно наблюдается осенняя и весенняя линька .

-У млекопитающих, впадающих в зимнюю спячку, линька происходит только летом.

Сообщения детей

Посмотрите, кто это пришёл к нам?

Белка.
Весной у белки появляется 3-6 маленьких бельчат, каждый весом всего 8 граммов. Белка кормит их молоком. Питается орехами, грибами, ягодами, почками. Желудями, у яблок и груш поедает только семена, мякоть бросает, может утащить яйца или птенцов из птичьих гнезд. Линяет 2 раза в год. Весной меняет серый зимний наряд на рыжий, летний.

А это что за обитатель весеннего леса шуршит?

Еж.
Просыпается рано весной, активно поедает насекомых, лягушек, мышей. Змей. В апреле появляется потомство от 3 до 7, голенькие, неколючие, но уже через несколько часов покрываются белыми и темными иголками, глаза открывают через 2 недели. Ежиха кормит своих детенышей молоком. Ежи – ночные животные. Видят плохо, но при помощи своего носа обнаруживает врага. У ежа 6000-7000 иголок.

Хозяин леса - Медведь.
В конце марта просыпаются медведи от зимней спячки. Хорошо плавают, хорошо лазают по деревьям. В конце зимы появляются медвежата 2, они такие маленькие, что могут уместиться на ладони взрослого человека. Рождаются слепыми, греются возле матери и посасывают молоко. Начинают расти, когда выходят из берлоги и растут очень быстро.

VI. Работа в тетради

Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
 В тетради задание №1 выполни ты. С.48.

Самостоятельная работа

 

VII. Итог урока

- На этом наше путешествие подходит к концу. Подведем итог о том, что нового вы узнали на уроке. Я начну, а вы кончайте, смело дружно отвечайте.

Весной из теплых стран …….(возвращаются перелетные птицы)

Они строят …….(гнезда) и выводят……(птенцов)

После зимнего сна ………(пробуждаются звери)

У них появляется…….(потомство)

VI. Рефлексия

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно

- Я понял, что…

- У меня получилось…

- Я смог…

- Меня удивило…

- Расскажу дома, что …

 Я не знал…

- Теперь я знаю…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.