Урок «Строение клеток бактерий» (Биология, 5 класс)

13
13
Материал опубликован 27 March 2018 в группе

 Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Строение клеток бактерий».

Тип урока: Урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни и определению роли и значения бактерий в природе и в жизни человека в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые результаты:

Предметные. Ученики научатся: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий; распознавать их среди других биологических объектов, путём выделения существенных признаков.

Метапредметные. Ученики научатся: работать по плану с разными источниками биологической информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой; осуществлять сравнение по предложенным критериям, строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей; выбирать из предложенных средства достижения цели; организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться друг с другом. Ученики получат возможность научиться: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; искать самостоятельно средства достижения цели; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные. Ученики научатся осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки. У учеников могут быть сформированы понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности к самообразованию; признание прав каждого на собственное мнение; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Основное содержание учебного материала: Строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Размножение бактерий. Образование спор при неблагоприятных условиях. Роль бактерий в природе и в жизни человека.

Технология: Технология развития критического мышления.

Форма организации учебной деятельности: Работа в малых группах.

Ресурсы: Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядные пособия: мультимедийная презентация (приложение 1), м/ф Смешарики - Пин-код: «Супербактерия» (режим доступа: http://smesharik.net/pin-kod/1-32-superbakterija), дополнительная информация по теме «Бактерии» (приложение 2), раздаточный материал для работы (приложение 3), лист самооценки (приложение 4), задания (приложение 5), учебник: Биология. Живой организм. 5-6 класс. /Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. - М.: Просвещение, 2017.

Этапы урока

Что делают

Учитель

Учащиеся

1. Организационный

Определяет готовность учащихся к работе:

– Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие в мир клеток, в ходе которого каждого из вас ждут открытия, большие или маленькие.

- Скажите, какими качествами необходимо обладать, чтобы на уроке сделать открытие?

Эмоционально настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопрос учителя:

- Быть внимательным, наблюдательным, иметь хорошую память, уметь поддержать товарища…

2. Определение темы урока

- Чтобы определить в каком направлении мы продолжим своё путешествие, давайте ещё раз вернёмся к его началу.

Учитель демонстрирует ученикам 1 слайд презентации и задаёт вопросы:

- Кто представлен на данных фотографиях?

- В чём их сходство и в чём различие?

Учитель демонстрирует ученикам 2 слайд предлагает учащимся определиться с направлением дальнейшего изучения клеток.

- С клетками представителей какого царства мы будем знакомиться с вами в первую очередь?

-Предлагаю вам сделать выбор и объяснить его.

Учитель даёт учащимся 1-2 минуты на размышление и проводит открытое голосование, в ходе которого появляются 4 группы для дальнейшей работы.

Рассматривают фотографии, отвечают на вопросы учителя, в ходе коллективного обсуждения приходят к выводу: на слайде –живые организмы, их объединяет наличие признаков живого, в том числе и то, что они имеют клеточное строение; различие заключается в том, что они имеют не одинаковое строение, по-разному протекают процессы жизнедеятельности; и предполагают, что и клетки этих организмов тоже имеют различия в строении и жизнедеятельности.

Озвучивают свой выбор, приводят аргументы в пользу своего выбора.

Объединяются в малые группы на основе одинакового выбора.

В ходе совместного обсуждения приходят к выводу, что наиболее логичным будет продолжить своё знакомство с клетками на примере Царства Бактерий (так как бактерии – самые первые обитатели Земли).

Определяют тему урока.

3. Актуализация и обнаружение имеющихся у учеников знаний по теме, пробуждение интереса и мотивация.

-Как вы думаете, всё ли вы знаете о бактериях? А какие ассоциации (эмоции) возникают у вас при слове «Бактерии» отрицательные или положительные и с чем это связано.

- Предлагаю вам присоединится к научному спору героев мультсериала «Смешарики».

Учитель демонстрирует видеофрагмент, по ходу просмотра которого предлагает учащимся ещё раз выразить на листе самооценки своё отношение к бактериям.

Отмечают на листе самооценки уровень своих знаний о бактериях на начало урока. Выражают своё отношение к бактериям.

Просмотр видеофрагмента м/ф Смешарики - Пин-код: «Супербактерия».

Создание проблемной ситуации, вызывание у учащихся эмоциональной реакции затруднения.

Учитель приглашает учащихся к обсуждению вывода, сделанного Лосяшем: «Бактерии – главные обитатели нашей планеты, без которых наше существование было бы не возможным» (слайд 3).

Учитель комментирует аргументы учащихся и предлагает учащимся структурировать материал, с которым они будут знакомится в виде опорной схемы.

-Давайте отметим на схеме те предложения, которые наиболее точно аргументируют предложенный вывод (слайд 4).

- Действительно по данным учёных бактерии являются основными жителями планеты Земля, их численность оценивается цифрой с 30 нулями (примерно 4-6*1030), а общая биомасса составляет около 550 миллиардов тонн. 90% биомассы в морях, оказывается, составляют бактерии. Более того, нет такого места на Земле, где не жили бы бактерии, они – повсюду, где накапливается органическое вещество.

- На ваш взгляд, почему бактерий так много, что делает древних обитателей нашей планеты такими жизнеспособными?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное Лосяшем утверждение?

-Где можно найти эти знания?

Учитель предлагает учащимся совместно составить план работы по изучению бактерий, записывает его на доске.

Учащиеся приводят различные аргументы, подтверждающие вывод.

Учащиеся предлагают отметить на опорной схеме то, что бактерии самые многочисленные организмы, живут повсюду, хорошо переносят неблагоприятные условия.

Высказывают своё мнение, предполагают, что, численность бактерий так велика, потому что они быстро размножаются, что жить в разных условиях могут потому что, их клетки имеют какую-то защиту от неблагоприятных условий (возможный ответ - имеют простое строение).

Прежде всего надо знать строение бактерий, особенности их процессов жизнедеятельности.

Предлагают различные источники знаний.

Совместно с учителем составляют план работы и вспоминают правила работы в группах.

Получение новых знаний.

Изучение нового материала происходит в группах по совместно разработанному плану. В ходе изучения нового материала по каждому пункту плана происходит обсуждение и продолжается его структурирование в виде схемы на слайдах презентации.

Первый пункт плана – Какое имеют строение клетки бактерий? Учитель демонстрирует слайд 5.

Второй пункт плана – Какую имеют форму клеток?

Третий пункт плана – Когда и как размножаются (9 слайд).

- Академик В. И. Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

- Почему этого не происходит?

Четвёртый пункт плана – Как переносят неблагоприятные условия среды.

Пятый пункт плана – Приносят пользу или вред?

Работают с рисунком «Строение бактериальной клетки» и текстом учебника на стр. 44 или дополнительным материалом, составляют схему строения бактериальной клетки.

Дополняют совместно с учителем опорную схему (слайд 6).

Рассматривают и анализируют иллюстрации «Формы бактерий» на слайде 7, осуществляют поиск информации в дополнительном материале и заполняют таблицу. Дополняют совместно с учителем опорную схему (слайд 8).

Знакомятся с ЦР «Размножение бактерий» (слайд 9).

Работают с дополнительной информацией. Дополняют совместно с учителем опорную схему (слайд 10).

Рассматривают и анализируют иллюстрации «Спорообразование у бактерий» на слайде 11, осуществляют поиск информации в дополнительном материале. Дополняют совместно с учителем опорную схему (слайд 12).

Работают с текстом учебника на стр. 45 и дополнительным материалом. Заполняют схему «Значение бактерий» в раздаточном материале. Дополняют совместно с учителем опорную схему (слайд 13).

Первичное осмысление и применение знаний

Учитель акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке и предлагает учащимся в группах выполнить задания:

Задание 1. Строение бактериальной клетки (Закончите предложения, используя слова из словарика) – Правильно выполненное задание оценивается в 4 балла, за каждую ошибку снимается 1 балл.

Задание 2. Форма бактерий. Правильно выполненное задание оценивается в 3 балла, за каждую ошибку снимается 1 балл.

Задание 3. Вся правда о бактериях (Выберите правильные утверждения). Правильно выполненное задание оценивается в 8 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл.

- Теперь проверка на самую дружную группу (взаимопроверка, взаимооценка, обмен выполненными заданиями) – слайды 14, 15, 16.

13-15 баллов – оценка «5»;

10-12 баллов - оценка «4»;

7-9 баллов - оценка «3»;

Менее 6 баллов - оценка «2».

Только положительная оценка (4 и 5) выставляется в дневник и журнал, оценка 3 – по желанию ученика.

Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку по эталону (слайды презентации 14, 15, 16). По желанию выставляют оценки в дневник.

Рефлексия и подведение итогов

Учитель обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее – слайд 17.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом - Давайте вспомним, какие цели ставили? Всех ли целей достигли?

- Как теперь оцениваете свои знания о бактериях? Изменилось ли ваше отношение к этим живым существам?

- Оцените свой вклад в общее дело.

- Оцените своё настроение на уроке.

Обмениваются мнениями. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают уровень своих знаний о бактериях на конец урока и оценивают свою деятельность на уроке в таблице (на листе самооценки).

Информация о домашнем задании

- Как вы думаете, каким должно быть домашнее задание, чтобы материал урока был усвоен качественно?

Раздаёт учащимся распечатанные опорные схемы и объявляет домашнее задание для всех обучающихся (повторить изученный материал - § 16, должны уметь рассказывать о бактериях, перечислять существенные признаки).

Демонстрирует конец видеофрагмента мультфильма (где Крош задаёт Лосяшу вопрос о том, что ещё умеют делать бактерии; а Лосяш в свою очередь убеждает Кроша в необходимости мыть руки перед едой».

Предлагает учащимся (по желанию, индивидуально или в паре):

подготовить сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека»;

заложить опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой (с предоставлением фотоотчёта);

подсчитать сколько бактерий содержится в 1мм3 воздуха, если известно, что в 1мм3 морского воздуха встречается 1 бактерия; в мм3 лугов и полей – 100 бактерий; на городской улице ‒ в 200 раз больше, чем в воздухе лугов и полей; в непроветренной комнате - в 56 раз больше, чем на улице города, а на скотном дворе – в 7 раз больше чем в непроветренной комнате.

Предполагают, что для качественного усвоения изученного материала необходимо повторить его дома.

Записывают обязательное для всех домашнее задание. По желанию получают задания – слайд 18.



Презентация к уроку (приложение 1).
PPTX / 19.65 Мб

Дополнительная информация для учащихся (приложение 2).
DOCX / 15.04 Кб

Раздаточный материал для работы (приложение 3).
DOCX / 515.49 Кб

Лист самооценки (приложение 4).
DOCX / 171.92 Кб

Задания для первичного осмысления материала (приложение 5).
DOCX / 366.16 Кб

Домашнее задание (по желанию).
DOCX / 18.53 Кб

Технологическая карта урока
DOCX / 27.64 Кб

Видеофрагмент мультфильма "Смешарики. "Супербактерия".
MP4 / 90.98 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

На мой взгляд - замечательный урок. А сейчас несколько о другом... Читаю с внуком задание ВПР по биологии (номер 4). "Какие группы бактерий можно использовать для приготовления изображённых на рисунках продуктов?" На рисунке Б - бокал вина и гроздь винограда, на рисунке А - кувшин непонятно с каким напитком, стакан с напитком, чего-то кусок, ещё вроде как ломоть хлеба ( внук сказал сыра), что - то ещё округлой формы. Даже не пытаемся ответить. По-моему и ответ-то дать нельзя. В системе оценивания читаем "А - бактерии молочнокислого брожения, Б - бактерии спиртового брожения". Не перестаю удивляться.

31 March 2018

Спасибо большое за оценку. Конечно качество иллюстраций, а самое главное задания к ним, у взрослых вызывают недоумения, особенно после того как просмотришь эталоны и критерии ответов, не говоря уже про детей. К ВПР по биологии у меня вообще много вопросов, а в частности, к элементам содержания. УМК по биологии настолько отличаются друг от друга, и как дети смогут написать унифицированную проверочную работу. Опять будем писать - тема не изучалась...Смысл какой? Что "мониторить"?

31 March 2018

Юлия Владимировна! А что так сильно отличаются программы? Раньше выделялась сонинская на уровне5-7 классов. Да невозможная пономарёвская в 10-11 классах, где материал весь поставлен с ног на голову

4 April 2018
Ответ для

Добрый вечер, Евгений Алексеевич. На настоящий момент действует 11 УМК. У Сонина, к примеру, их 2 (линейнка и концентр). Разница принципиальная заключается в содержании особенно в 5, 6 и 7 классах, в 8 у большинства авторов идёт изучение человека, а в 9 - общие биологические закономерности.

4 April 2018

Согласна С Вами, Юлия Владимировна! Те же самые проблемы с ВПР по истории. Многих терминов и понятий из тех, что встречаются в заданиях ВПР, в учебнике не увидишь.

31 March 2018

Интересно. Хороший урок на котором используются разнообразные методы. Но вот тут у меня возникло сомнение, не слишком ли много всего для 5 класса. Жаль что Вы не указали время на каждый этап, мне кажется в 40 минут не уложиться. Посмотрел презентацию, оценивать её не буду, она есть значить Вам большой плюс в категории Техническое оснащение урока, да еще видео, раздаточный материал, короче по этой позиции 5, жаль с плюсом не поставить. Но хочу вас немножко удивить на 5 слайде Вы использовали мой ролик Размножения бактерий.

2 April 2018

Добрый вечер, Сергей Николаевич. Благодарю Вас за положительную оценку урока. И теперь, так сказать по каждому пункту...Приношу извинения за использование ролика без указания Вашего авторства, честно не знала, так как он из копилки цифровых ресурсов НСО и он размещен в нашей базе тоже без указания на автора. К сожалению, сейчас, не могу внести поправки в саму работу, но после конкурса обязательно укажу. Презентацию для конкурса делала максимально простую без гипертекста и ссылок, с повторяющимися слайдами, так сказать, для широкого круга пользователей, которые сами "под себя"и своих учеников смогут настроить ее дальше. Что касается материала, то он может быть избыточен, в том случае, если дети не имеют навыков работы в малых группах, но спасибо начальной школе, у наших пятиклассников нет таких проблем.

2 April 2018

Бог с ним с моим авторством. Сделан он был давным-давно несколько раз терялся, сто раз был украден. Я никак не ожидал в его востребованности. Этот ресурс когда-то был опубликован на СТУ (http://xn--80aer5adghs.xn--p1ai/wa-itn/20170624075416/http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=13613&tmpl=Thread&BoardId=13616&ThreadId=27068), но СТУ отошло в мир иной. Даже ссылка толком не работает. Надо выделять все и вставлять в адресную строку.

2 April 2018

Юлия Владимировна, очень замечательный урок: эффективно подобран материал урока для освоения учащимися знаний по представленной теме, способствующий расширению кругозора учащихся, соответствует возрастным особенностям учащихся и отвечает их интересам, разнообразно и удачно использованы выбранные методы работы на уроке, урок содержит различные формы работы, направленные на развитие творческого мышления учащихся, разнообразно и уместно использованы на уроке раздаточные материалы и мультимедийные средства обучения, урок очень актуален и включает вопросы, связанные с повседневной жизнью и или интересами учеников. Большое спасибо!

4 April 2018

Татьяна Александровна, благодарю Вас за высокую оценку урока! Приходится быть в "тонусе", так как учителя начальной школы в массе своей используют различные технологии и формы организации уроков, что традиционные уроки им попросту не интересны :)

4 April 2018

Ответ #73756 был удален 4 April 2018

Урок просто на "УРА", один из лучших представленных уроков! Только вот с таким разнообразием методов можно успеть его провести за 45 мин. :)

11 April 2018

Большое спасибо, Алексей Александрович, за оценку и позитивный коментарий )

12 April 2018

С ПОБЕДОЙ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

25 April 2018