12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила181
Ярославская обл.
3

Конспект урока и технологическая карта урока по биологии на тему «Бактерии»

Конспект урока «Бактерии».

Этап урока, его цель.

Деятельность педагога.

Деятельность обучающихся.

Формируемые на данном этапе УУД.

1. Организационный момент

Цель: Включение учащихся в продуктивную деятельность.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2.Актуализация знаний и мотивация

Цель: актуализация мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового знания.

-Дорогие ребята, сегодня на уроке я хотела бы вас угостить фруктами. Угощайтесь, пожалуйста! Предлагаю загнившие яблоки.

-Почему не кушаете?

-Предположите, почему образовалась гниль?

-Чтобы точнее ответить на этот вопрос, я вам предлагаю посмотреть небольшой видеоролик.

Демонстрирую видеоролик «Работы А.Левенгука».

Повторно задаю вопрос.

-Почему на яблоке образовалась гниль?

-Назовите тему урока

Внимательно слушают учителя, вступают с ним в диалог.

-Так как они гнилые

Выдвигают гипотезы, вступают в диалог с учителем.

Смотрят видеоролик (отмечают про себя, что на уроке речь пойдет про бактерии); вступают в диалог.

-Гниль – результат деятельности бактерий

Самостоятельно формулируют тему урока.

Личностные:

воздействие на эмоциональную сферу обучающихся.

Познавательные:

формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

3.Целеполагание и планирование учебной деятельности.

Цель: фиксация причины затруднения. Формулировка цели урока.

- Вы только что высказали мнение, что гниль на яблоке – это результат деятельности бактерий.

-Выскажите свое мнение по следующему вопросу: Как можно уберечь яблоко от гнили?

-Посмотрите, сколько версий вы высказали. Какие из них верные, какие нет?

-Сформулируйте цель урока

-Сформулируйте учебную задачу.

-Что же нам надо сделать, чтобы решить поставленную учебную задачу?

Выдвигают различные гипотезы.

-Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо больше узнать о жизнедеятельности бактерий.

Формулируют цель урока: изучить особенности жизнедеятельности бактерий.

Формулируют и записывают в тетрадь учебную задачу: «Как сохранить яблоко свежим?» или «Как уберечь яблоко от гнили?»

Предлагают способы решения учебной задачи:

1.Изучить теорию по данной теме

2.Проверить полученные знания на практике

3.Проконтролировать усвоение полученных знаний

Регулятивные:

самостоятельное выделение и формулирование цели урока и учебных задач.

Познавательные:

овладение логическими действиями анализа, синтеза обобщения.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

осознание ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

4. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения)

Цель: устранение возникшего затруднения.

-Первым пунктом решения учебной задачи является изучить теорию по данной теме.

-Вспомните еще раз цель нашего урока

-Что, значит, изучить особенности жизнедеятельности бактерий?

- Как мы будем искать ответы на поставленные вопросы?

-Что нам в этом поможет?

Учитель напоминает правила работы в группе. Обращает внимание на то, что в конце работы каждый должен поставить себе оценку. Также оценивает вклад каждого участника группы старший.

Раздает инструкции (материал приложения).

После выполнения работы командир группы выступает с отчетом о проделанной работе.

Учитель заслушивает выступление групп с результатами работы, корректирует ответы.

-Возвращаемся к плану урока. С первым этапом мы с вами справились. Изучили теорию по данной теме.

-Что дальше будем делать?

Вспоминают цель урока

-Какое имеют строение?

-Какую имеют форму?

-Когда и как размножаются?

-Какую имеют форму?

-Какое имеют значение?

-Работать будем в группах согласно инструкциям, используя информационные тексты, текст учебника

Работают в группах, согласно инструкции.

Представляют продукт работы в группе.

-Проверять полученные знания на практике. Применять полученные знания в новой ситуации.

Познавательные:

умение работать с учебником, информационным текстом, согласно инструкции; умение находить отличия, составлять схемы; поиск и выделение необходимой информации; умение сконструировать учебный материал.

Личностные:

совершенствование имеющихся знаний, осознание своих трудностей и стремление к их совершенству

Коммуникативные:

умение работать в группе, ориентация на позицию партнера, выработка совместных действий; аргументация своего мнения.

5.Применение нового знания.

Цель: применить полученные знания в новой ситуации.

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу (эталону)


 

Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет. Самооценка и самоконтроль. Анализ ошибок.

Предлагает выполнить задание в парах:

1.рассмотреть под микроскопом различные микропрепараты;

2.определить к каким группам организмов они относятся и почему?

3.выявить черты сходства и отличия.

-Возвращаемся к плану урока. Со вторым этапом мы с вами справились?

-Применил полученные знания на практике?

-Что дальше будем делать?

Организует написание самостоятельной работы в виде теста.

Напоминает критерии оценивания.

Подводим итого этапа.

Вспоминают правила работы с микроскопом.

Распределяют обязанности; выполняют задание в парах, затем обсуждают; сверяют с эталоном.

Отмечают правильность выполнения задания в листке самоконтроля.

-Мы должны проконтролировать себя. Закрепить полученные навыки в виде написания самостоятельной работы.

Ученики обсуждают критерии оценивания:

«5» – 0 ошибок

«4» – 1 ошибка

«3» – 2 или 3 ошибки

«2» – более трех ошибок.

Выполняют задание и самостоятельно проверяют соседа по парте с обязательным выставлением оценки и анализом ошибок.

Отмечают где допустили ошибки, над чем надо поработать дома.

Коммуникативные:

умение работать в группе, ориентация на позицию партнера, выработка совместных действий, осуществление совместного контроля.

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные:

восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация новых знаний. Усвоение способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению.

Регулятивные:

контроль в форме сличения собственного результата с эталоном, коррекция.

Оценка – оценивание качества и уровня усвоения, коррекция.

Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Личностные:

личная ответственность; оценивание собственной учебной деятельности.

7.Рефлексия учебной деятельности и подведение итогов урока.

Цель: самооценка учащимися собственной деятельности.

Учитель подводит учащихся к осознанию результатов их деятельности на уроке, выполнении поставленных целей, анализу, рефлексии.

-В каких жизненных ситуациях, полученные знания на уроке, вам могут пригодиться?

-Вернемся к нашей учебной задаче: «Как сохранить яблоко свежим?»

Учитель обобщает ответы детей.

-Необходимо благоприятные условия бактерий превратить в неблагоприятные.

Организует процесс рефлексии.

-Закончите фразу:

«Я благодарю бактерии…»

«Я выражаю недовольство бактериям …»

«Знания урока мне пригодятся …»

-Перед вами три карточки:

Красная– удовлетворительно;

Желтая – хорошо;

Зеленая – отлично.

Прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашим ощущениям.

Ученики подводят итоги своей деятельности на уроке, сравнивают поставленную цель с полученным личным результатом.

Определяют возможности применения полученных знаний в жизни.

Отвечают на основной вопрос урока.

Исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

Строят устное высказывание об итогах работы.

Дети осуществляют рефлексию, результат которой выражают разноцветными карточками.

Регулятивные:

осуществление итогового контроля деятельности.

Личностные:

смыслообразование; оценивание собственной учебной деятельности.

Коммуникативные:

построение монологического высказывания.

Познавательные:

умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы о возможности использования полученных результатов в учёбе и жизни.

8.Информация и домашнем задании.

Ученикам предлагается дифференцированное домашнее задание.

Молодцы! Спасибо за урок!

Обсуждение домашнего задания, прослушивание инструктажа.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания.

Личностные:

адекватное реагирование на трудности.

Технологическая карта урока биологии

Автор

Учитель биологии Терентьева Людмила Васильевна.

Предмет

Биология.

Класс

6 класс.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Тема

Бактерии.

Цель

Изучить особенности жизнедеятельности бактерий; выявить отрицательное и положительное значение бактерий в природе и жизни человека.

Задачи

Образовательные: сформировать понятие о особом царстве живых организмов - бактериях; о особенностях жизнедеятельности бактерий; о их значении в природе и жизни человека.

Развивающие: способствовать умению анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять принадлежность живого организма к тому или иному царству при помощи микроскопа ; организовывать совместную деятельность на конечный результат; выражать свои мысли.

Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду; развитие речевой культуры, познавательного интереса, культуры общения.

Основные термины, понятия

Бактерии – организмы без ядра; бациллы, кокки, спириллы, вибрионы и т.д.; споры бактерий; патогенные бактерии, молочнокислые бактерии, бактерии гниения, болезнетворные бактерии.


 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные:

1.Регулятивные

2.Коммуникативные

3.Познавательные

4.Личностные:

знать особенности строения бактериальной клетки;

рассмотреть многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека;

уметь отличать бактерии от других царств живых организмов.

самостоятельно определять цель учебной деятельности;

самостоятельно искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

волевая саморегуляция.

обсуждать в рабочей группе информацию;

слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

работать с учебником;

находить отличия;

работать с информационными текстами;

объяснять значение новых слов;

сравнивать и выделять признаки;

уметь использовать графические символы, схемы для структурирования информации.

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственный вклад в работу группы.


 


 


 


 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая


 

учебник

рабочая тетрадь

микроскоп

готовые микропрепараты растительной и бактериальной клеток

гнилое яблоко

Технические средства обучения:

компьютер

медиапроектор

Опубликовано


Комментарии (2)

Скрипникова Валентина Михайловна, 24.07.17 в 14:41 0Ответить Пожаловаться
замечательный методический материал!
Князева Наталья Борисовна, 25.07.17 в 10:56 0Ответить Пожаловаться
Очень интересный и продуктивный урок. А что, если кто-то решился бы попробовать яблоко? А как выглядит раздаточный материал?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.