12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Кривошеева Наталья Александровна96
Россия, Тюменская обл., Тюмень
3

Разработка урока по биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика бактерий. Особенности строения бактерий»

Разработка урока по биологии

Предмет

Биология

Класс

6

       

Тема урока

Общая характеристика бактерий. Особенности строения бактерий.

Цель урока: расширение представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни.

Планируемые образовательные результаты:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами изучения биологических объектов.

Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, умение работать по инструкции, умение работать с электронной доской и виртуальной лабораторией.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Основное содержание учебного материала

Строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Роль бактерий в природе и в жизни человека.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Флипчарт «Строение и значение бактерий», Виртуальная лаборатория по биологии 6 класс.

Оборудование

Микроскопы, готовые микропрепараты бактерий, тексты с биологическим содержанием.

Формируемые на занятии универсальные учебные действия:

УУД

Виды используемых действий

Личностные УУД

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,   сравнивать и выделять признаки.  

Продолжить формирование  навыков  работы с микроскопом, интерактивным оборудованием.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД    

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля и самооценки.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Ожидаемая деятельность учащихся

1

Организация начала занятия

(2 мин)

Подготовка учащихся к работе на занятии

Проверка готовности учащихся к занятию, эмоциональный настрой.

-Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов и хорошего настроения.

Сегодня мы с вами являемся научными сотрудниками исследовательской лаборатории. Возьмите на столах бейджи и прикрепите их.

А теперь давайте представимся:

Зав.лабораторией-

Старшие научные сотрудники: называют имена.

Младшие научные сотрудники….

Лаборанты: …

Старший помощник – …..

Перед вами лежат рабочие листы отчета, в которых мы будем работать в течение всего занятия. Возьмите их и подпишите.

Полная готовность группы к работе.

2

Актуализация знаний (2 мин)

Учитель: Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых я думаю, скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал и даже вместе с ними сосуществовал. Вот некоторые данные об этих организмах:

они живут на Земле более 3 млрд. лет

эти организмы  размножаются через каждые 20-30 минут;

их можно встретить  в нефтяных водах на глубине 1700м и на дне океана (глубже 10 км),

их количество превышает число людей на земном шаре.

 На ваших столах стоит продукт, полученный благодаря жизнедеятельности этих организмов, а также овощ, который испортился благодаря их деятельности.

Вы догадались о каких организмах идет речь?

Сформулируйте тему нашего занятия.

Тема занятия: Общая характеристика и особенности строения бактерий. Что вы знаете об этих организмах? (прием ЗХУ)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Имеют очень маленькие размеры.

Не имеют ядра.

Вызывают болезни.

Встречаются повсеместно.

Состоят из 1 клетки.

Какие они бывают.

Каково их строение.

Чем питаются.

Заполняется в конце урока

А что бы вы хотели узнать о бактериях?

Какие цели мы поставим перед собой на этом занятии?

- Расширить знания о бактериях, выявить особенности их строения и жизнедеятельности.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь, учитель записывает на доске (слайде).

Учащиеся формулируют цели урока.

3

Подготовка к основному этапу занятия (3 мин)

Учитель задает вопросы:

- К какому царству относят бактерии? (Царство Бактерий)

- Почему эти живые организмы были выделены в отдельное Царство? (ПРОБЛЕМА - запись на доске)

- С помощью каких методов можно изучать данные организмы? Почему? (микроскопия, т.к. они имеют очень маленькие размеры и не видны невооруженным глазом)

Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам вспомнить особенности строения клеток бактерий, выполнив лабораторную работу.

Учащиеся затрудняются ответить на вопросы.

 

Самостоятельно формулируют задачи урока.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

(10 мин)

Процесс получения микропрепарата довольно долгий, поэтому я предлагаю вам ознакомиться с ним при помощи виртуальной лаборатории.

А поможет нам в этом старший помощник Кириенко С.

Перед началом лаб. работы предлагаю вам ознакомиться с инструкцией:

Инструкция:

Просмотрите выполнение виртуальной лабораторной работы.

Рассмотрите готовый микропрепарат бактерии.

Задание по группам:

1 группа.

Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем.

Найдите на рисунке жгутик, ворсинки, цитоплазму, капсулу, молекула ДНК (наследственный материал), отметьте их. В чем сходство и главное отличие бактериальной клетки от растительной и животной?

Покажите на электронной схеме структурные единицы бактериальной клетки.

2 группа.

Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем.

Составьте схему «Формы бактерий». Какую форму имеют бактерии, рассмотренные вами на лаб. работе?

Подготовьтесь к презентации выполненной работы.

3 группа.

Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем.

Составьте схему «Типы питания бактерий».

Подготовьтесь к презентации выполненной работы.

Рефлексия.

Какие сложности у вас возникли при выполнении задания?

Что вам больше всего понравилось?

Один из учащихся выходит к доске и проводит лаб. работу.

Учащиеся наблюдают за проведением опыта, записывают наблюдения в тетрадь.

Работают в группах.

Выступление учащихся с результатами работы.

5

Первичная проверка понимания

(3 мин)

Прослушайте несколько утверждений. Если вы согласны с этим утверждением, то поставьте на листке ответов знак «+». Подсчитайте количество «+», это и будет ваша оценка.

Клетки бактерий в отличие от растительной и животной клетки не имеют ядра.

Палочковидные бактерии называют бациллы.

Бактерии сапрофиты извлекают питательные вещества из мертвых тел.

Жгутики у бактерий служат для их передвижения.

Бактерии – микроскопические одноклеточные организмы.

Учащиеся письменно выполняют задание, затем оценивают себя.

6

Подведение итогов занятия (2 мин)

Все ли мы их выполнили?

Вернемся в нашу таблицу ЗХУ. Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Узнали ли вы то, что хотели узнать?

Возврат к проблеме урока.

Почему же Бактерии выделили в отдельное Царство живых организмов?

Учащиеся проговаривают задачи урока и результат деятельности на уроке.

Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

7

Домашнее задание

Создать макет бактериальной клетки любой формы.

 
       
 

Этап рефлексии (3 мин)

Продолжите предложения.

Самым интересным на уроке было…

Самым сложным для меня было…

На уроке мне понравилось…

На уроке мне не понравилось…..

Эти знания мне пригодятся…


 

Учащиеся высказывают свое мнение.


 

Опубликовано


Комментарии (4)

Качаева Людмила Александровна, 10.12.16 в 10:29 0 Ответить Пожаловаться
Урок методически грамотно построен правильно. Направлен на мотивацию получения новых знаний. Домашнее задание необходимо было немного продумать - нет дифференциации.
Кривошеева Наталья Александровна, 25.05.17 в 10:53 0 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо! Учту Ваши рекомендации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.