Разработка урока по биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика бактерий. Особенности строения бактерий»
Разработка урока по биологии
Предмет |
Биология |
Класс |
6 |
||
Тема урока |
Общая характеристика бактерий. Особенности строения бактерий. |
||||
Цель урока: расширение представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни. Планируемые образовательные результаты: |
|||||
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
|||
Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами изучения биологических объектов. |
Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, умение работать по инструкции, умение работать с электронной доской и виртуальной лабораторией. |
Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. |
|||
Основное содержание учебного материала |
Строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Роль бактерий в природе и в жизни человека. |
||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Флипчарт «Строение и значение бактерий», Виртуальная лаборатория по биологии 6 класс. |
||||
Оборудование |
Микроскопы, готовые микропрепараты бактерий, тексты с биологическим содержанием. |
||||
Формируемые на занятии универсальные учебные действия: |
|||||
УУД |
Виды используемых действий |
||||
Личностные УУД |
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Оценивать собственный вклад в работу группы. |
||||
Познавательные УУД |
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, сравнивать и выделять признаки. Продолжить формирование навыков работы с микроскопом, интерактивным оборудованием. |
||||
Коммуникативные УУД |
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. |
||||
Регулятивные УУД |
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля и самооценки. |
Ход урока.
№ |
Этапы |
Деятельность учителя |
Ожидаемая деятельность учащихся |
||||||
1 |
Организация начала занятия (2 мин) |
Подготовка учащихся к работе на занятии Проверка готовности учащихся к занятию, эмоциональный настрой. -Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов и хорошего настроения. Сегодня мы с вами являемся научными сотрудниками исследовательской лаборатории. Возьмите на столах бейджи и прикрепите их. А теперь давайте представимся: Зав.лабораторией- Старшие научные сотрудники: называют имена. Младшие научные сотрудники…. Лаборанты: … Старший помощник – ….. Перед вами лежат рабочие листы отчета, в которых мы будем работать в течение всего занятия. Возьмите их и подпишите. |
Полная готовность группы к работе. |
||||||
2 |
Актуализация знаний (2 мин) |
Учитель: Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых я думаю, скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал и даже вместе с ними сосуществовал. Вот некоторые данные об этих организмах: они живут на Земле более 3 млрд. лет эти организмы размножаются через каждые 20-30 минут; их можно встретить в нефтяных водах на глубине 1700м и на дне океана (глубже 10 км), их количество превышает число людей на земном шаре. На ваших столах стоит продукт, полученный благодаря жизнедеятельности этих организмов, а также овощ, который испортился благодаря их деятельности. Вы догадались о каких организмах идет речь? Сформулируйте тему нашего занятия. Тема занятия: Общая характеристика и особенности строения бактерий. Что вы знаете об этих организмах? (прием ЗХУ)
А что бы вы хотели узнать о бактериях? Какие цели мы поставим перед собой на этом занятии? - Расширить знания о бактериях, выявить особенности их строения и жизнедеятельности. |
Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока и записывают в тетрадь, учитель записывает на доске (слайде). Учащиеся формулируют цели урока. |
||||||
3 |
Подготовка к основному этапу занятия (3 мин) |
Учитель задает вопросы: - К какому царству относят бактерии? (Царство Бактерий) - Почему эти живые организмы были выделены в отдельное Царство? (ПРОБЛЕМА - запись на доске) - С помощью каких методов можно изучать данные организмы? Почему? (микроскопия, т.к. они имеют очень маленькие размеры и не видны невооруженным глазом) Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам вспомнить особенности строения клеток бактерий, выполнив лабораторную работу. |
Учащиеся затрудняются ответить на вопросы.
Самостоятельно формулируют задачи урока. |
||||||
4 |
Усвоение новых знаний и способов действий (10 мин) |
Процесс получения микропрепарата довольно долгий, поэтому я предлагаю вам ознакомиться с ним при помощи виртуальной лаборатории. А поможет нам в этом старший помощник Кириенко С. Перед началом лаб. работы предлагаю вам ознакомиться с инструкцией: Инструкция: Просмотрите выполнение виртуальной лабораторной работы. Рассмотрите готовый микропрепарат бактерии. Задание по группам: 1 группа. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем. Найдите на рисунке жгутик, ворсинки, цитоплазму, капсулу, молекула ДНК (наследственный материал), отметьте их. В чем сходство и главное отличие бактериальной клетки от растительной и животной? Покажите на электронной схеме структурные единицы бактериальной клетки. 2 группа. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем. Составьте схему «Формы бактерий». Какую форму имеют бактерии, рассмотренные вами на лаб. работе? Подготовьтесь к презентации выполненной работы. 3 группа. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем. Составьте схему «Типы питания бактерий». Подготовьтесь к презентации выполненной работы. Рефлексия. Какие сложности у вас возникли при выполнении задания? Что вам больше всего понравилось? |
Один из учащихся выходит к доске и проводит лаб. работу. Учащиеся наблюдают за проведением опыта, записывают наблюдения в тетрадь. Работают в группах. Выступление учащихся с результатами работы. |
||||||
5 |
Первичная проверка понимания (3 мин) |
Прослушайте несколько утверждений. Если вы согласны с этим утверждением, то поставьте на листке ответов знак «+». Подсчитайте количество «+», это и будет ваша оценка. Клетки бактерий в отличие от растительной и животной клетки не имеют ядра. Палочковидные бактерии называют бациллы. Бактерии сапрофиты извлекают питательные вещества из мертвых тел. Жгутики у бактерий служат для их передвижения. Бактерии – микроскопические одноклеточные организмы. |
Учащиеся письменно выполняют задание, затем оценивают себя. |
||||||
6 |
Подведение итогов занятия (2 мин) |
Все ли мы их выполнили? Вернемся в нашу таблицу ЗХУ. Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Узнали ли вы то, что хотели узнать? Возврат к проблеме урока. Почему же Бактерии выделили в отдельное Царство живых организмов? |
Учащиеся проговаривают задачи урока и результат деятельности на уроке. Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. |
||||||
7 |
Домашнее задание |
Создать макет бактериальной клетки любой формы. |
|||||||
Этап рефлексии (3 мин) |
Продолжите предложения. Самым интересным на уроке было… Самым сложным для меня было… На уроке мне понравилось… На уроке мне не понравилось….. Эти знания мне пригодятся…
|
Учащиеся высказывают свое мнение. |
Надежда Алексеевна Паршукова
Кривошеева Наталья Александровна
Качаева Людмила Александровна
Кривошеева Наталья Александровна