12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кривошеева Наталья Александровна128 Россия, Тюменская обл., Тюмень |
Разработка урока по биологии в 6 классе по теме «Общая характеристика бактерий. Особенности строения бактерий»
Разработка урока по биологии
Предмет | Биология | Класс | 6 | ||
Тема урока | Общая характеристика бактерий. Особенности строения бактерий. | ||||
Цель урока: расширение представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни. Планируемые образовательные результаты: | |||||
Образовательные | Развивающие | Воспитательные | |||
Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами изучения биологических объектов. | Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, умение работать по инструкции, умение работать с электронной доской и виртуальной лабораторией. | Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. | |||
Основное содержание учебного материала | Строение бактериальной клетки. Отличия бактерий от других организмов. Роль бактерий в природе и в жизни человека. | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Флипчарт «Строение и значение бактерий», Виртуальная лаборатория по биологии 6 класс. | ||||
Оборудование | Микроскопы, готовые микропрепараты бактерий, тексты с биологическим содержанием. | ||||
Формируемые на занятии универсальные учебные действия: | |||||
УУД | Виды используемых действий | ||||
Личностные УУД | Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Оценивать собственный вклад в работу группы. | ||||
Познавательные УУД | Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, сравнивать и выделять признаки. Продолжить формирование навыков работы с микроскопом, интерактивным оборудованием. | ||||
Коммуникативные УУД | Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. | ||||
Регулятивные УУД | Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля и самооценки. |
Ход урока.
№ | Этапы | Деятельность учителя | Ожидаемая деятельность учащихся | ||||||
1 | Организация начала занятия (2 мин) | Подготовка учащихся к работе на занятии Проверка готовности учащихся к занятию, эмоциональный настрой. -Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов и хорошего настроения. Сегодня мы с вами являемся научными сотрудниками исследовательской лаборатории. Возьмите на столах бейджи и прикрепите их. А теперь давайте представимся: Зав.лабораторией- Старшие научные сотрудники: называют имена. Младшие научные сотрудники…. Лаборанты: … Старший помощник – ….. Перед вами лежат рабочие листы отчета, в которых мы будем работать в течение всего занятия. Возьмите их и подпишите. | Полная готовность группы к работе. | ||||||
2 | Актуализация знаний (2 мин) | Учитель: Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых я думаю, скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал и даже вместе с ними сосуществовал. Вот некоторые данные об этих организмах: они живут на Земле более 3 млрд. лет эти организмы размножаются через каждые 20-30 минут; их можно встретить в нефтяных водах на глубине 1700м и на дне океана (глубже 10 км), их количество превышает число людей на земном шаре. На ваших столах стоит продукт, полученный благодаря жизнедеятельности этих организмов, а также овощ, который испортился благодаря их деятельности. Вы догадались о каких организмах идет речь? Сформулируйте тему нашего занятия. Тема занятия: Общая характеристика и особенности строения бактерий. Что вы знаете об этих организмах? (прием ЗХУ)
А что бы вы хотели узнать о бактериях? Какие цели мы поставим перед собой на этом занятии? - Расширить знания о бактериях, выявить особенности их строения и жизнедеятельности. | Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока и записывают в тетрадь, учитель записывает на доске (слайде). Учащиеся формулируют цели урока. | ||||||
3 | Подготовка к основному этапу занятия (3 мин) | Учитель задает вопросы: - К какому царству относят бактерии? (Царство Бактерий) - Почему эти живые организмы были выделены в отдельное Царство? (ПРОБЛЕМА - запись на доске) - С помощью каких методов можно изучать данные организмы? Почему? (микроскопия, т.к. они имеют очень маленькие размеры и не видны невооруженным глазом) Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам вспомнить особенности строения клеток бактерий, выполнив лабораторную работу. | Учащиеся затрудняются ответить на вопросы.
Самостоятельно формулируют задачи урока. | ||||||
4 | Усвоение новых знаний и способов действий (10 мин) | Процесс получения микропрепарата довольно долгий, поэтому я предлагаю вам ознакомиться с ним при помощи виртуальной лаборатории. А поможет нам в этом старший помощник Кириенко С. Перед началом лаб. работы предлагаю вам ознакомиться с инструкцией: Инструкция: Просмотрите выполнение виртуальной лабораторной работы. Рассмотрите готовый микропрепарат бактерии. Задание по группам: 1 группа. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем. Найдите на рисунке жгутик, ворсинки, цитоплазму, капсулу, молекула ДНК (наследственный материал), отметьте их. В чем сходство и главное отличие бактериальной клетки от растительной и животной? Покажите на электронной схеме структурные единицы бактериальной клетки. 2 группа. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем. Составьте схему «Формы бактерий». Какую форму имеют бактерии, рассмотренные вами на лаб. работе? Подготовьтесь к презентации выполненной работы. 3 группа. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем. Составьте схему «Типы питания бактерий». Подготовьтесь к презентации выполненной работы. Рефлексия. Какие сложности у вас возникли при выполнении задания? Что вам больше всего понравилось? | Один из учащихся выходит к доске и проводит лаб. работу. Учащиеся наблюдают за проведением опыта, записывают наблюдения в тетрадь. Работают в группах. Выступление учащихся с результатами работы. | ||||||
5 | Первичная проверка понимания (3 мин) | Прослушайте несколько утверждений. Если вы согласны с этим утверждением, то поставьте на листке ответов знак «+». Подсчитайте количество «+», это и будет ваша оценка. Клетки бактерий в отличие от растительной и животной клетки не имеют ядра. Палочковидные бактерии называют бациллы. Бактерии сапрофиты извлекают питательные вещества из мертвых тел. Жгутики у бактерий служат для их передвижения. Бактерии – микроскопические одноклеточные организмы. | Учащиеся письменно выполняют задание, затем оценивают себя. | ||||||
6 | Подведение итогов занятия (2 мин) | Все ли мы их выполнили? Вернемся в нашу таблицу ЗХУ. Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Узнали ли вы то, что хотели узнать? Возврат к проблеме урока. Почему же Бактерии выделили в отдельное Царство живых организмов? | Учащиеся проговаривают задачи урока и результат деятельности на уроке. Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. | ||||||
7 | Домашнее задание | Создать макет бактериальной клетки любой формы. | |||||||
Этап рефлексии (3 мин) | Продолжите предложения. Самым интересным на уроке было… Самым сложным для меня было… На уроке мне понравилось… На уроке мне не понравилось….. Эти знания мне пригодятся…
| Учащиеся высказывают свое мнение. |