Конспект урока по биологии в 6 классе на тему «Внешнее строение листа»
Биология 6 класс.
Тема урока: Внешнее строение листа
Цели: изучить внешнее строение листа, его значение.
Задачи урока
Образовательные:
1. Сформировать понятия о строении листа.
2. Познакомить с простыми и сложными листьями, типом жилкования;
3. Развить и углубить понятие о двудольных и однодольных растениях.
Развивающие:
Продолжить формирование умений:
анализировать и обобщать изученный материал,
наблюдать, устанавливать черты сходства и сравнивать практические данные,
систематизировать полученные знания и формулировать выводы,
развивать навыки самостоятельной работы,
работать в коллективе, оценивать работу товарищей.
Воспитательные:
развивать интерес к изучению биологии,
способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному,
формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира,
воспитание бережного отношения к растениям, умение ценить природу и труд других людей, чувство уважения к чужому мнению.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению строения органов растений; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы; представлять информацию в виде рисунков;
Предметные УУД:
Познакомиться с внешним строением листа; научиться различать листовую пластинку, черешок, основание листа и прилистники;
Научиться различать типы листьев в зависимости от строения от черешка;
Узнать, что такое жилки и виды жилкования листа;
Научиться различать о видах сложных листьев, получить представление о функциях листа.
Оборудование: гербарии, живые растения, опорные конспекты, комнатные растения.
План урока
Актуализация знаний (3 мин)
Добрый день. Сегодня на уроке мы с вами немного поиграем в полицейских. У нас вами проходит заседание оперативного отдела, на котором присутствуют 4 группы оперативников. Итак, сегодня поступила сводка происшествий за вчерашний день. Мое внимание привлекло следующее сообщение о пропаже:
Пропал лист!
Особые приметы: лист простой, черешковый; форма пластинки яйцевидная, основание сердцевидное; верхушка заостренная, со скосом; жилкование сетчатое; листовая пластинка цельная, край цельный; сверху и снизу лист голый. .Двудольное растение.
К сожалению какое конкретно растение потеряло лист, неизвестно!
Товарищи оперативники, у кого какие будут соображения? Можем ли мы сразу найти пропавшего? Что описано в сообщении? – ВНЕШНИЕ СТРОЕНИЕ
Итак, тема нашего заседания «Внешнее строение листа».
Наша с вами цель – найти пропавший лист и определить дерево, которое написало заявление о пропаже.
Каков же наш план действий?
Нам необходимо изучит особые приметы:
Строение листа
Способ прикрепления
Тип листа, форма
Жилкование
Для сбора информации КАРТОТЕКА нам потребуется опорный конспект ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ
Изучение нового материала (2 мин)
Как человека можно идентифицировать по отпечаткам пальцев, так и растение по его листьям. Растения имеют разную форму и разные размеры листьев. Например, амазонская кувшинка Виктория-Регия, получившая свое название в честь юной королевы Виктории имеет листья диаметром до 2-х метров. Эти листья могут спокойно выдержать вес до 80 кг. Местное название этого растения АПОНА – СКОВОРОДА ДЛЯ ПТИЦ.
Рекордсменом по длине листовой пластинки является пальма РАФИЯ, растущая в Африке и на Мадагаскаре. Длина ее листьев составляет 25 м (к сравнению – длина класса -10м)
Самые маленькие цветковые растения, имеюшие соответственно самые маленькие листья – это представители семейства РЯСКОВЫХ – водное растение ВОЛЬФИЯ, представитель пресных водоемов Австралии и тропиков Старого света и РЯСКА, обитатель водоемов умеренных широт (ЦВЕТУЩИЙ ПРУД) (РАССМОТРЕТЬ КАРТИНКИ)
1). Какое же строение имеет лист? (3 мин)
ЗАДАНИЕ : прочитать текст «Форма листа» и заполнить первый пункт опорного конспекта
(НА ДОСКЕ СХЕМА)
Какую функцию выполняет листовая пластинка?
ФОТОСИНТЕЗ (образование органических веществ)
Клетки какой части листа и какой ткани обеспечивают выполнение этой функции (КЛЕТКИ МЯКОТИ ЛИСТА, ОСНОВНАЯ: СТОЛБЧАТАЯ И ГУБЧАТАЯ ТКАНЬ СОДЕРЖАЩИЕ ХЛОРОПЛАСТЫ)
ГАЗООБМЕН
ИСПАРЕНИЕ
Клетки какой части листа и какой ткани обеспечивают выполнение этой функции (КЛЕТКИ КОЖИЦЫ, ПОКРОВНАЯ ТКАНЬ, УСТЬИЦА)
2). Как могут прикрепляться листья к стеблю, и как они будут различаться по способу прикрепления? (ЗАПИСАТЬ В КОНСПЕКТ и привести примеры) (3 мин)
Показать злаки, клен
ЧЕРЕШКОВЫЕ, СИДЯЧИЕ (НА ДОСКЕ СХЕМА)
3). Листья делятся на простые и сложные. Как вы думаете, какой признак положен в основу данной классификации? (Рассмотрите рисунки в учебнике)
ПРОСТЫЕ – одна листовая пластинка
СЛОЖНЫЕ – несколько листовых пластинок.
Заполните схему и приведите примеры, пользуясь учебником.
4). Фома листовой пластинки может бытьразнообразной, (Таблица на столе) (3 мин)
Назовите примеры форм листовой пластинки простого листа. (веерный (МАНЖЕТКА), перисторассеченный (ОДУВАНЧИК)
Назовите примеры форм листовой пластинки сложного листа. (тройчатый (КЛЕВЕР), непарноперистый (ШИПОВНИК)
5) Листовые пластинки пронизаны проводящими пучками, которые называются жилки. (3 мин)
Какими типами ткани представлены жилки и какую функцию они выполняют?
МЕХАНИЧЕСКАЯ (волокна, упругость и прочность)
ПРОВОДЯЩАЯ (сосуды – вода и минеральные соли, ситовидные трубки – органические вещества0
Задание. Рассмотрите таблицу и рисунок учебника назовите какие виды жилкования существуют? На столах подорожник, пшеница, манжетка, шиповник.
Определите тип жилкования. Заполните схему.
6) Итак мы познакомились с особыми приметами. Для закрепления проведем лабораторную работу в рабочей тетради № 26. (На столах гербарии и побеги: дуб, клен, рябина, малина). (3 мин.):(7 мин)
ЗАДАНИЕ. Группе необходимо составить фоторобот листа. Другие группы должны отгадать какому дереву принадлежит лист. (10 мин)
(На столах: Заготовка фоторобота, особые приметы, листья (сирень, арония, береза, ива), клей, ножницы).
Возвращаемся к сообщению о пропаже(1 мин)
Пропал лист: Лист простой, черешковый; форма пластинки яйцевидная, основание сердцевидное; верхушка заостренная, со скосом; жилкование сетчатое; листовая пластинка цельная, край цельный; сверху и снизу лист голый. .Двудольное растение.
КАКОЕ ДЕРЕВО ПОТЕРЯЛО ЛИСТ? – СИРЕНЬ.
Домашнее задание: пар 6, рабочая тетрадь № 23,24,25. Творческое задание презентация «Растения хищники». «Необыкновенные кактусы». (не более 10 слайдов).
Рефлекия.(1 мин)
Все понял, могу научит других
Все понял, умею
Понял, но есть проблемы.
Приложения
ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ
ЛИСТ
СПОСОБ ПРИКРЕПЛЕНИЯ
_______________________________________ ______________________________________
_______________________________________ ______________________________________
_______________________________________ _______________________________________
ТИП ЛИСТА
________________________________________ ______________________________________
________________________________________ ______________________________________
________________________________________ ______________________________________
ЖИЛКОВАНИЕ
___________________________________________ ______________________________________
__________________________________________ ______________________________________
__________________________________________ ______________________________________
__________________________________________ ______________________________________
Кувшинка Виктория-Регия - самая большая кувшинка в мире. Размер её листьев может превышать в диаметре 2 метра. Края листьев по всему периметру загнуты вверх к поверхности листа под углом 90 градусов, образуя громадное блюдце. Лист Виктории-Регии без труда в состоянии выдержать на себе двух детей или одного взрослого худощавого человека весом до 80 кг.
Обладательница самой длинной в мире листвы – пальма Рафия, растущая в Африке, на Мадагаскаре и в Америке. Её листья достигают 25 метров в длину и 3 метров в ширину, делая её абсолютной рекордсменкой. Листовая пластина этого дерева превышает даже длину ствола, который вырастает не больше 16 м.
Caмoe маленькое цветковое pacтeниe на Земле – встречающаяся в пресных вoдoeмax Австралии и тропиках Cтapoгo Света вoльфиябескорневая (Wolffiaarrhiza, из семейства pяcкoвыx). Крошечный листочек вoльфии имеет диаметр 0,5–2 мм. При этoм растение способно oбpaзoвывaть довольно большие cкoплeния, затягивая поверхность вoдoeмoв сплошной пленкой, пoдoбнo обычной ряске.
У вольфиибecкopнeвoй и ее родственницы – ряски малой (Lemnaminor) и самые мeлкиe цветки. Их диaмeтp не превышает 0,5 мм
ФОТОРОБОТ ЛИСТА
Тип листа | | |
Способ прикрепления | | |
Форма листа | | |
Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части | | |
Форма края листовой пластинки | | |
Жилкование | |
Форма листа:
Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части:
Форма края листа:
Жилкование