Конспект урока биологии по ФГОС в 6 классе на тему «Плоды»

6
0
Материал опубликован 16 May 2021

Методическая разработка «Конспект урока по ФГОС»

Составитель: Бородина Ирина Владимировна

Образовательное учреждение: МБОУ «Такмыкская СОШ»

Название учебной дисциплины: биология

Класс: 6

Раздел проектируемого урока: Строение и многообразие покрытосеменных растений

Тема проектируемого урока: «Плоды»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: сформировать знания у обучающихся о строении, классификации и разнообразии плодов покрытосеменных растений.

Планируемые результаты урока:

Личностные результаты: формирование учебно-познавательной заинтересованности к новому учебному материалу в области ботаникой науки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: делать выводы о проведенной работе; осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

Познавательные: умение работы с различными источниками биологической информации (текстом учебника, дополнительной информацией, источниками сети интернет); умение проводить работу с биологическими макетами и натуральными объектами в ходе выполнении лабораторной работы.

Коммуникативные: формирование умений работать в паре, умения слушать других, умение правильности построения собственной речи.

Предметные результаты: формирование основных заданий о способах распространения плодов и семян; формирование знаний о классификации плодов ( по количеству воды, по количеству семян, по сложности); формирование знаний о разнообразии плов.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Средства контроля и оценки

Мотивационно-целевой

Приветствие обучающихся.


Проведение краткой инструкции работы на уроке:

1. Для работы на уроке давайте уточним, какое качество необходимо вам как «Я – ученик», чтобы достичь необходимого результата на уроке. У каждого из вас есть возможность на этом уроке не только изучать биологию, но и работать над собой, развивать в себе те качества, которые вам необходимы.

2. В течение урока оценивать свою работу будем на листах самооценки. Познакомьтесь с ним (приложение 1 .).

Лист, включает в себя: перечень видов работ на уроке, место для самооценки для каждой работы.

Посмотрите критерии оценки. У кого есть вопросы?

Не забывайте, после каждого задания оценивать свою работу.


Актуализация знаний:

Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листы для самоконтроля, где изображен цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.












(1)Какую тему повторяли, выполняя это задание?

Поднимите руку те, у кого остались вопросы по теме «Строение цветка».

Итак, я вижу, что тема «Строение цветка» вами усвоена неплохо, можем продолжать изучение.


Создание проблемной ситуации:

Чудо природы, тайна цветка давно интересовала человечество, и она нам открылась на прошедших уроках. Сегодня мы откроем еще одну тайну: что же происходит, когда цветки отцветут, и образуется очередное чудо, имя которому? – плод.

Сформулируйте тему урока:

ИТАК, тема урока: «Плоды»

(Запись темы урока на доске)

Я сегодня собиралась

Торопилась, сомневалась.

Всё ль в корзинку положила?

Посмотрите ка, друзья,

Какие плоды принесла вам я

(демонстрирует корзину с плодами)

- А что вы уже знаете о плодах покрытосеменных растений?




Работая в парах, обсудите: «Что еще вы не знаете, но хотели бы знать о плодах?


- Постарайтесь самостоятельно сформулировать цель урока опираясь на нашу тему урока.

Предлагаю свой вариант: Итак, ЦЕЛЬ нашего урока состоит в изучении строения плодов, их классификации, и роли в жизни человека. (запись цели на доске).

- Что нам необходимо, чтобы достичь цели урока?

- Работая в парах, подумайте, какие пункты могут быть в плане достижения поставленной цели.

План урока:

- что такое плод?;

- строение плода;

- классификация плодов по признакам;

- виды плодов на примере разных растений;

- практически узнавать и разделять плоды по группам.

(учитель на доске записывает пункты плана).

Включение в деловой ритм.




Слушают учителя и настраиваются на работу.







Самостоятельная работа: ознакомление с листом самооценки.









Индивидуальная работа по повторению домашнего задания « Строения цветка». На листах с изображенной схемой по строение цветка подписать его основные части. Выполнение дальнейшей самооценкой и взаимопроверкой.









Отвечают на вопросы учителя: (1) строение цветка.



Поведение итогов (самооценка) пройденной темы.



Обсуждение темы урока.

Высказывание учащихся.







Формулируют тему урока.

В тетради записывают дату и тему урока.

Отвечают на вопрос учителя. Возможные ответы: плоды появляются после цветения растений. Они используются людьми и животными в пищу, для размножения растений.


Работа в парах: узнать о строении плодов, о их видах.




Формулируют цель урока.











Ответы: составить план работы.

Работа в парах. Обсуждают, высказывают своё мнение в паре. Варианты ответов ребят (устно).
























По окончании работы один ученик выходит к доске и подписывает части цветка на цветке, который заранее был нарисован на доске.

Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием без ошибок, то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибки исправляют и пишут, повтори строение цветка.


Оценка ответов обучающихся в ходе фронтальной работы.


Самооценка.




Обучающиеся класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука.


Обучающиеся класса выражают свои имеющиеся знания устными ответами.

Взаимопроверка в парах.


Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки.




Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки.







Взаимопроверка с учителем

Операционально- содержательный

Основным определением урока является понятие «плод».

Работая в парах, попробуйте самостоятельно сформулировать определение «Плод растения».

- Какая пара представит свое понимание?

- Давайте проверим правильность понятия «Плод» с помощью текста учебника.

Какой вывод мы можем сделать ?


- Какой следующий этап работы?



Учитель предлагает учащимся нарисовать любой плод известного им растения и дать ему название.

Учитель предлагает продемонстрировать свои рисунки.


У всех цветковых растений имеются плоды, но они не всегда похожи друг на друга. Но все же строение плодов схожее.

Самостоятельная работа, прочитайте текст с. 190, пункт «Строение плода» и ответьте из каких элементов состоит плод.

Итог :

- Что мы узнали, выполняя это задание?

- Как вы считаете, справились ли мы с данной задачей. Почему?

Какие новые понятия мы изучили на данном этапе?





- Переходим к третьему этапу урока.

- О чём пойдёт речь?

- Плоды растений разнообразны и делятся на группы по разным критериямё: 1) по сложности, 2) по количеству семян, 3) по количеству воды.

Работать будем в парах.

Задание парам:

Работаем с текстом с. 190-194 пункт «Классификация плодов»

Прочитав текст, составить в тетради классификации плодов.

Итог работы:

Классификация плодов

Классификация плодов

(по числу пестиков)



Простой сложный соплодие

Классификация плодов

( по количеству семян)


Односемянные многосемянные


Классификация плодов

( по количеству воды в околоплоднике)


Сочные Сухие

Вывод: мы составили три вида классификации плодов по различным признакам.

- Выполнили мы третий пункт нашего плана?

Оцените свою работу в листе самооценки.


Следующий этап работы.

Изучение видов плодов на примере разнообразных растений

Выполним Лабораторную работу.

Самостоятельная работа. Организует деятельность учащихся по выполнению лабораторной работы.

Работаем с текстом учебника, краткую информацию записываем в таблицу.







Проверим, что у нас получилось.

Итог: - что на данном этапе нам удалось изучить?


Работа в парах с учебником стр. 190 и своё объяснение термин «Плод».


Высказывание одной пары.


Фронтальная работа.

Обучающиеся обращаются к учебнику и зачитывают понятие.

Плод – это орган размножения цветкового растения.

Ответы обучающихся: частично выполнили

Фронтальная работа.

- Строение плода


Обучающиеся рисуют и дают название своему нарисованному плоду.


Учебник стр. 190 (чтение, строение плода).

Обучающиеся высказывают свою точку зрения и демонстрируют рисунки с изображениями плодов


Итог:

Ответы обучающиехся

Мы справились с задачей, так как сейчас знаем из каких частей состоит плод: семя и околоплодник.


Определение этапа урока.

Работа с планом урока.


Случают учителя.



Случают задание учителя.






Самостоятельно читают текст учебника на стр. 190-194. В парах, после прочтения составляют в тетрадях схему «Классификация плодов».


Проверка составленной схемы по эталону учителя.



















Определяют этап работы над темой.


Вt1621151003aa.png
тетради оформляют лабораторную роботу. Оформляют таблицу для выполнения лабораторной работы:

Выступление учащихся, другие обучающиеся параллельно заполняют таблицу в тетради.

Ответы: виды плодов и примеры растений, относящихся к данным видам.

Ученики класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука.

Обучающиеся с помощью сигнальных знаков выражают своё согласие


Ответы обучающихся на основе работы с планом урока.








Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки.




Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки.














Осуществление самопроверки с помощью эталона схемы учителя.




Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки.




















Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки.

Рефлексивно-оценочный

Обобщим полученные знания в виде схемы Задание:

Закончите схему




Типы плодов

t1621151003ab.gif

t1621151003ac.gif

t1621151003ad.gif

t1621151003ae.gif


Типы плодов

t1621151003af.gift1621151003ag.gift1621151003ah.gift1621151003ai.gif

Ягодовидые

Костянковидные

Ореховидные

Коробочковидные


Итог: сделайте самооценку свой работы на этапе обобщения знаний на полях.

-Вспомните цель, стоявшую перед вами.

- Смогли ли мы достичь её. Почему?


- Сделайте самооценку своей работы ан уроке, подсчитав общий балл на полях тетради в графе самооценка.


- Кто доволен своей работой на уроке?

- Кто не доволен?

Вспомните качества «Я – ученик», скажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.

Для закрепления полученных знаний на уроке предлагаю выполнить домашнее задание в двух вариантах.

Работа с учебником §48 стр.190-194, ответ на вопросы после параграфа.

Для любознательных подготовить сообщение по теме «Несъедобные плоды»

Спасибо всем за урок.

Самостоятельная работа в тетради.

Составление итоговой схемы.










Фронтальная работа

(проверка самостоятельной работы)





Подводят итог урока.









Учащиеся проводят самооценку








З аписывают домашнее задания

Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки.















Самооценка работы на полях тетради с использованием Листа самооценки.






Индивидуальная проверка:

оценивают свою работу на уроке.

Перевод баллов в отметку:

5 баллов – отметка «3»

6-9 баллов - отметка «4»

12 -10 баллов – отметка «5»







ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Лист самооценка обучающихся на уроке

(отметку ставим на полях в тетради)


Критерии оценки:

Самостоятельно справился с заданием - 2 балла,

Обращался за помощью для выполнения задания – 1 балл,

не справился с заданием, требуется помощь – 0 баллов.


этапа

Этапы работы на уроке

Самооценка

1.

Выполнение теста

Критерии оценки:

1-2 правильных ответа - 0 балл

3-4 правильных ответа - 1 балла;

5-6 правильных ответов -2 балла

Отметка на полях тетради

2.

Определение темы и цели урока.

Отметка на полях тетради

3.

Составление плана урока

Отметка на полях тетради

4.

Составление рисунка «Строение плода»

Отметка на полях тетради

5

Составление схемы «Классификация плодов»

Отметка на полях тетради

6.

Составление классификации «Типы плодов» (схема обобщения)

отметка на полях тетради


ОБЩИЙ БАЛЛ



Перевод баллов в отметку: 5 балла – отметка «3»

6-9 баллов - отметка «4»

12-10 баллов – отметка «5»


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.