Конспект урока биологии по ФГОС в 6 классе на тему «Плоды»
Методическая разработка «Конспект урока по ФГОС»
Составитель: Бородина Ирина Владимировна
Образовательное учреждение: МБОУ «Такмыкская СОШ»
Название учебной дисциплины: биология
Класс: 6
Раздел проектируемого урока: Строение и многообразие покрытосеменных растений
Тема проектируемого урока: «Плоды»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: сформировать знания у обучающихся о строении, классификации и разнообразии плодов покрытосеменных растений.
Планируемые результаты урока:
Личностные результаты: формирование учебно-познавательной заинтересованности к новому учебному материалу в области ботаникой науки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: делать выводы о проведенной работе; осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
Познавательные: умение работы с различными источниками биологической информации (текстом учебника, дополнительной информацией, источниками сети интернет); умение проводить работу с биологическими макетами и натуральными объектами в ходе выполнении лабораторной работы.
Коммуникативные: формирование умений работать в паре, умения слушать других, умение правильности построения собственной речи.
Предметные результаты: формирование основных заданий о способах распространения плодов и семян; формирование знаний о классификации плодов ( по количеству воды, по количеству семян, по сложности); формирование знаний о разнообразии плов.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Средства контроля и оценки |
Мотивационно-целевой | Приветствие обучающихся. Проведение краткой инструкции работы на уроке: 1. Для работы на уроке давайте уточним, какое качество необходимо вам как «Я – ученик», чтобы достичь необходимого результата на уроке. У каждого из вас есть возможность на этом уроке не только изучать биологию, но и работать над собой, развивать в себе те качества, которые вам необходимы. 2. В течение урока оценивать свою работу будем на листах самооценки. Познакомьтесь с ним (приложение 1 .). Лист, включает в себя: перечень видов работ на уроке, место для самооценки для каждой работы. Посмотрите критерии оценки. У кого есть вопросы? Не забывайте, после каждого задания оценивать свою работу. Актуализация знаний: Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листы для самоконтроля, где изображен цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами. (1)Какую тему повторяли, выполняя это задание? Поднимите руку те, у кого остались вопросы по теме «Строение цветка». Итак, я вижу, что тема «Строение цветка» вами усвоена неплохо, можем продолжать изучение. Создание проблемной ситуации: Чудо природы, тайна цветка давно интересовала человечество, и она нам открылась на прошедших уроках. Сегодня мы откроем еще одну тайну: что же происходит, когда цветки отцветут, и образуется очередное чудо, имя которому? – плод. Сформулируйте тему урока: ИТАК, тема урока: «Плоды» (Запись темы урока на доске) Я сегодня собиралась Торопилась, сомневалась. Всё ль в корзинку положила? Посмотрите ка, друзья, Какие плоды принесла вам я (демонстрирует корзину с плодами) - А что вы уже знаете о плодах покрытосеменных растений? Работая в парах, обсудите: «Что еще вы не знаете, но хотели бы знать о плодах? - Постарайтесь самостоятельно сформулировать цель урока опираясь на нашу тему урока. Предлагаю свой вариант: Итак, ЦЕЛЬ нашего урока состоит в изучении строения плодов, их классификации, и роли в жизни человека. (запись цели на доске). - Что нам необходимо, чтобы достичь цели урока? - Работая в парах, подумайте, какие пункты могут быть в плане достижения поставленной цели. План урока: - что такое плод?; - строение плода; - классификация плодов по признакам; - виды плодов на примере разных растений; - практически узнавать и разделять плоды по группам. (учитель на доске записывает пункты плана). | Включение в деловой ритм. Слушают учителя и настраиваются на работу. Самостоятельная работа: ознакомление с листом самооценки. Индивидуальная работа по повторению домашнего задания « Строения цветка». На листах с изображенной схемой по строение цветка подписать его основные части. Выполнение дальнейшей самооценкой и взаимопроверкой. Отвечают на вопросы учителя: (1) строение цветка. Поведение итогов (самооценка) пройденной темы. Обсуждение темы урока. Высказывание учащихся. Формулируют тему урока. В тетради записывают дату и тему урока. Отвечают на вопрос учителя. Возможные ответы: плоды появляются после цветения растений. Они используются людьми и животными в пищу, для размножения растений. Работа в парах: узнать о строении плодов, о их видах. Формулируют цель урока. Ответы: составить план работы. Работа в парах. Обсуждают, высказывают своё мнение в паре. Варианты ответов ребят (устно). | По окончании работы один ученик выходит к доске и подписывает части цветка на цветке, который заранее был нарисован на доске. Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием без ошибок, то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибки исправляют и пишут, повтори строение цветка. Оценка ответов обучающихся в ходе фронтальной работы. Самооценка. Обучающиеся класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука. Обучающиеся класса выражают свои имеющиеся знания устными ответами. Взаимопроверка в парах. Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки. Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки. Взаимопроверка с учителем |
Операционально- содержательный | Основным определением урока является понятие «плод». Работая в парах, попробуйте самостоятельно сформулировать определение «Плод растения». - Какая пара представит свое понимание? - Давайте проверим правильность понятия «Плод» с помощью текста учебника. Какой вывод мы можем сделать ? - Какой следующий этап работы? Учитель предлагает учащимся нарисовать любой плод известного им растения и дать ему название. Учитель предлагает продемонстрировать свои рисунки. У всех цветковых растений имеются плоды, но они не всегда похожи друг на друга. Но все же строение плодов схожее. Самостоятельная работа, прочитайте текст с. 190, пункт «Строение плода» и ответьте из каких элементов состоит плод. Итог : - Что мы узнали, выполняя это задание? - Как вы считаете, справились ли мы с данной задачей. Почему? Какие новые понятия мы изучили на данном этапе? - Переходим к третьему этапу урока. - О чём пойдёт речь? - Плоды растений разнообразны и делятся на группы по разным критериямё: 1) по сложности, 2) по количеству семян, 3) по количеству воды. Работать будем в парах. Задание парам: Работаем с текстом с. 190-194 пункт «Классификация плодов» Прочитав текст, составить в тетради классификации плодов. Итог работы: Классификация плодов Классификация плодов (по числу пестиков) Простой сложный соплодие
Классификация плодов ( по количеству семян) Односемянные многосемянные Классификация плодов ( по количеству воды в околоплоднике) Сочные Сухие Вывод: мы составили три вида классификации плодов по различным признакам. - Выполнили мы третий пункт нашего плана? Оцените свою работу в листе самооценки. Следующий этап работы. Изучение видов плодов на примере разнообразных растений Выполним Лабораторную работу. Самостоятельная работа. Организует деятельность учащихся по выполнению лабораторной работы. Работаем с текстом учебника, краткую информацию записываем в таблицу. Проверим, что у нас получилось. Итог: - что на данном этапе нам удалось изучить? | Работа в парах с учебником стр. 190 и своё объяснение термин «Плод». Высказывание одной пары. Фронтальная работа. Обучающиеся обращаются к учебнику и зачитывают понятие. Плод – это орган размножения цветкового растения. Ответы обучающихся: частично выполнили Фронтальная работа. - Строение плода Обучающиеся рисуют и дают название своему нарисованному плоду. Учебник стр. 190 (чтение, строение плода). Обучающиеся высказывают свою точку зрения и демонстрируют рисунки с изображениями плодов
Итог: Ответы обучающиехся Мы справились с задачей, так как сейчас знаем из каких частей состоит плод: семя и околоплодник. Определение этапа урока. Работа с планом урока. Случают учителя. Случают задание учителя. Самостоятельно читают текст учебника на стр. 190-194. В парах, после прочтения составляют в тетрадях схему «Классификация плодов». Проверка составленной схемы по эталону учителя. Определяют этап работы над темой. В Выступление учащихся, другие обучающиеся параллельно заполняют таблицу в тетради. Ответы: виды плодов и примеры растений, относящихся к данным видам. | Ученики класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука. Обучающиеся с помощью сигнальных знаков выражают своё согласие Ответы обучающихся на основе работы с планом урока. Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки. Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки. Осуществление самопроверки с помощью эталона схемы учителя. Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки. Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки. |
Рефлексивно-оценочный | Обобщим полученные знания в виде схемы Задание: Закончите схему Типы плодов
Типы плодов Ягодовидые Костянковидные
Ореховидные Коробочковидные Итог: сделайте самооценку свой работы на этапе обобщения знаний на полях. -Вспомните цель, стоявшую перед вами. - Смогли ли мы достичь её. Почему? - Сделайте самооценку своей работы ан уроке, подсчитав общий балл на полях тетради в графе самооценка. - Кто доволен своей работой на уроке? - Кто не доволен? Вспомните качества «Я – ученик», скажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. Для закрепления полученных знаний на уроке предлагаю выполнить домашнее задание в двух вариантах. Работа с учебником §48 стр.190-194, ответ на вопросы после параграфа. Для любознательных подготовить сообщение по теме «Несъедобные плоды» Спасибо всем за урок. | Самостоятельная работа в тетради. Составление итоговой схемы. Фронтальная работа (проверка самостоятельной работы) Подводят итог урока. Учащиеся проводят самооценку З аписывают домашнее задания | Проведение самооценки проведенной работы на полях тетради с помощью листа самооценки. Самооценка работы на полях тетради с использованием Листа самооценки. Индивидуальная проверка: оценивают свою работу на уроке. Перевод баллов в отметку: 5 баллов – отметка «3» 6-9 баллов - отметка «4» 12 -10 баллов – отметка «5» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лист самооценка обучающихся на уроке
(отметку ставим на полях в тетради)
Критерии оценки:
Самостоятельно справился с заданием - 2 балла,
Обращался за помощью для выполнения задания – 1 балл,
не справился с заданием, требуется помощь – 0 баллов.
№ этапа | Этапы работы на уроке | Самооценка |
1. | Выполнение теста Критерии оценки: 1-2 правильных ответа - 0 балл 3-4 правильных ответа - 1 балла; 5-6 правильных ответов -2 балла | Отметка на полях тетради |
2. | Определение темы и цели урока. | Отметка на полях тетради |
3. | Составление плана урока | Отметка на полях тетради |
4. | Составление рисунка «Строение плода» | Отметка на полях тетради |
5 | Составление схемы «Классификация плодов» | Отметка на полях тетради |
6. | Составление классификации «Типы плодов» (схема обобщения) | отметка на полях тетради |
| ОБЩИЙ БАЛЛ | |
Перевод баллов в отметку: 5 балла – отметка «3»
6-9 баллов - отметка «4»
12-10 баллов – отметка «5»