Конспект урока по физической культуре «Упражнения в равновесии. Закрепление навыка ходьбы по гимнастической скамье»
МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья №35»
Конспект урока по физической культуры
Упражнения в равновесии. Закрепление навыка ходьбы по гимнастической скамье
Составил: учитель физической культуры
Теремкова Елена Владимировна
первой квалификационной категории
г. Череповец
Цель урока: формирование чувства равновесия и выработка устойчивого навыка сохранения правильной осанки в различных положениях тела.
Задачи:
1) Образовательные:
- обучение технике выполнения упражнений на фитболе;
- ознакомление с видами силовых упражнений с использованием фитболов;
- закрепление навыка ходьбы по гимнастической скамье.
2)Коррекционно- развивающие:
- формирование навыка правильной осанки в различных положениях тела;
- развитие силы основных мышечных групп;
- укрепление вестибулярного аппарата;
- развитие координации движений;
- профилактика плоскостопия.
3)Воспитательные:
- воспитание умения взаимодействовать со сверстниками в команде;
- развитие самоконтроля за выполнением своих действий и контроля за действиями товарищей;
- создание мотивации к занятиям физической культурой.
Оборудование:
Фитболы (по количеству занимающихся), гимнастическая скамья (1 шт.), мешочки с песком (по количеству занимающихся), обручи( 2 шт.), массажные мячи (по количеству занимающихся).
Часть урока |
Содержание материала |
Дози-ровка |
Организационно-методические указания |
Коррекционная задача |
Подгтови-тельная (~ 10 мин) |
1. Построение. Ознакомление с темой и содержанием занятия. 2 Ходьба по ребристой доске на носках, высоко поднимая колени. Бег на носках. 3. Перестроение из одной в три колонны с фитболами в руках, построение в центре зала в шахматном порядке.
4.Комплекс общеразвивающих упражнений с фитболами: 1.И.п.-Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз. 2.И.п.-Стоя на коврике, мяч в руках. Наклоны туловища вправо-влево (руки с мячом наверху). 3.И.п.- Стоя на коврике, мяч в руках. Бросание мяча вверх и ловля его. 4.И.п.-Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх. 5.И.п.-Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удерживание равновесия. 6.И.п.-Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 7.И.п.-сидя на мяче. Перекаты с носочков на пятки. 8.И.п.-Сидя на мяче, ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. 9.И.п.-Лёжа на коврике, на спине, мяч под ногами. Катание мяча вперёд-назад, сгибая и выпрямляя ноги. 10.И.п.Лёжа на коврике, на спине, мяч под ногами. Поднимание и опускание ног поочерёдно.. 11.И.п.Лёжа на коврике, на спине, мяч под ногами. Поднимание и опускание таза. 12.И.п.-Лёжа на коврике, на животе, руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища. 13И.п.-Стоя на коленях. Перекат на мяче вперёд на прямые руки и вернуться обратно на колени. 14.И.п.- Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. 15.И.п.-Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. 5.Подвижная игра «Горячий мяч» |
~ 1 мин
4 р.
4 р.
4 р.
4 р.
8 р.
5 р. 8 р.
5 р.
5 р.
4-8 р.
3-4 р.
3-4 р.
4 р.
4-6 р.
2-3 р. |
Ознакомить учащихся с техникой безопасности при работе с мячом.
Держать спину прямо.
Держать спину прямо.
Держать спину прямо.
Ноги прямые. Руки в стороны.
Руки в стороны.
Пятки и голень как можно ближе к мячу
Руки в стороны.
Ноги прямые
Удерживать положение наверху несколько секунд.
Удерживать положение несколько секунд.
Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок. Следить за положением корпуса, держать живот и спину. |
Развитие пространственной ориентации.
Укрепление вестибулярного аппарата, развитие координации движений.
Развитие функции произвольного внимания, памяти и скорости реакции.
|
Основная (~25 мин) |
1. Закрепление навыка ходьбы по гимнастической скамье с грузом на голове: 1) пройти по скамье вперед, удерживая груз на голове; 2) пройти до середины, присесть, коснувшись коленом скамьи, встать и дойти до конца; 3) пройти по узкой рейке скамьи вперед - назад. 2. Эстафеты с предметами: 1.Добежать до обруча, пролезть через него, вернуться к команде. 2.Нести мяч, стукнуть в обруче, вернуться к команде, предать мяч следующему. 3.Катить мяч между стойками (змейкой) 4.Прыгать через скакалку с продвижением вперед 5.Мяч передавать над головой до последнего, замыкающий встает впереди колонны и т.д. 6.Преодоление скамейки как препятствия: на животе с подтягиванием рук, около стойки сделать пять приседаний, вернуться
к команде 3. «Охотник и утки» |
3 р.
3р.
3р.
2-3 р. |
Перестроение в две колонны
Поточный способ выполнения задания. Держать спину и голову прямо, следить за осанкой.
Поточный способ, под контролем друг друга.
Следить за правильностью выполнения задания партнером. Перестроение в две колонны с равным количеством учеников.
Обращать внимание на важность взаимоподдержки и взаимопомощи внутри команды.
Двумя полосками на полу обозначаются с одной стороны зала «озеро», с другой — «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети — «утки» в положении на четвереньках толкают фитбол головой от «озера» до «камышей». Педагог при этом говорит следующие слова: Ну-ка утки, кто быстрей Доплывет до камышей, Самой ловкой за победу Сладкое дадут к обеду. Побеждает та «утка», которая быстрее доберется от «озера» до «камышей». |
Формирование навыка правильной осанки, развитие чувства равновесия. Коррекция имеющихся нарушений осанки и двигательных функций. Развитие навыка самоконтроля и контроля за действиями товарищей. Развитие пространственно- координационных способностей, скорости реакции и мышления.
Развитие коммуникативных способностей. Развитие способности к согласованным коллективным действиям.
Развитие координации движений и функции мышления в быстро меняющейся игровой ситуации. |
Заключи-тельная (~ 5 мин) |
1. Упражнения для растяжки основных мышечных групп: 1) И. п. сидя на полу, ноги скрестно. Потягивания вверх правой (левой) рукой поочередно. 2) И. п. то же. Наклоны корпуса вправо- влево. 3) И. п. то же. Завести согнутую руку за голову локтем вверх, потянуть локоть за голову.
2. Элементы самомассажа при помощи массажных мячей, пальчиковая гимнастика: 1) Вращение мяча пальцами правой (левой) руки. 2) Катание мячаладонями рук. 3) Прокатывание мяча по длине руки к плечу. 4) Массаж шейного отдела позвоночника и головы. 5) Прокатывание мяча стопами поочередно. 3. Упражнения на релаксацию и восстановление дыхания. 4.Построение, подведение итогов урока. |
3-4 мин
1 мин. |
Перестроение в круг в центре зала, с массажными мячами в руках.
Выполнять упражнения в медленном темпе, в сочетании с глубоким дыханием.
Лёжа на спине, тело расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий: живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох: живот медленно втягивается. |
Развитие мелкой моторики.
Укрепление нервной системы, улучшение тонуса сосудов. Укрепление кровеносной системы. Профилактика плоскостопия, стимуляция биологически активных точек стопы.
Укрепление нервной и дыхательной системы, релаксация, избавление от мышечного напряжения. |
Приложение 1.
Рассказ учителя об истории фитбола
Сегодня мы познакомимся с Вами с таким замечательным и полезным для здоровья спортивным инструментом, как фитбол.
Фитбол— большой упругий мяч от 55 до 75 см в диаметре, используется для занятий спортом. Изготавливают фитбол из поливинилхлорида, а в последнее время в них начали добавлять дезодорирующие отдушки.
История происхождения фитбола
Гимнастику на большом шаре, который распространился по всей земле, и получил название фитбол, разработал швейцарский врач-физиотерапевт СюзанКляйнфогельбах в 50-х годах прошлого века в качестве реабилитационной гимнастики для больных ДЦП. Оздоровительный эффект фитбола был настолько очевиден, что вскоре его начали рекомендовать для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата. Результаты в хорошем смысле слова удивили врачей, ведь у больных, выполняющих упражнения на мячах, процессы регенерации в тканях происходили интенсивнее, мышцы и ткани стали более эластичными, улучшилось крово- и лимфообращение, а также обмен веществ в межпозвонковых дисках. В 80-е фитбол уже стал преподаваться в фитнес-клубах. А в скандинавских странах во многих детских учреждениях вместо стульев используют мячи.
Приложение 2.
Приложение 3.