Конспект урока по физике «Сила Ампера. Сила Лоренца»
Люгаева Алевтина Сергеевна
Преподаватель физики, астрономии, естествознания и общепрофессиональных дисциплин
ГАПОУ МО «Оленегорский горнопромышленный колледж»
г. Оленегорск Мурманской области
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Решение задач: «Сила Ампера. Сила Лоренца».
Конспект урока рассчитан на 2 академических (учебных) часа.
Презентация к уроку: Сила Ампера. Сила Лоренца.
PPTX / 2.36 Мб
Дидактическая цель: создать условия для совершенствования знаний, умений, навыков.
Цель урока: совершенствовать навыки решения задач на применение силы Ампера и силы Лоренца; закрепить знание силы Ампера и силы Лоренца при решении задач; проверить уровень знаний, полученных при изучении данной темы.
Задачи урока:
Образовательные:
Продолжить развитие умения использовать теоретические знания при решении задач.
Продолжить формировать обобщенное умение решать задачи.
Сформировать умение решать задачи с использованием формул для расчета силы Ампера и силы Лоренца.
Проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по данной теме.
Развивающие:
Продолжить работу по формированию умения анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
Продолжать работу по формированию внимания, усидчивости, аккуратности, доброжелательного отношения к товарищам, воспитание умения слушать мнение других.
- Совершенствовать навыки самостоятельной работы.
Личностные:
Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию.
Формировать целостную картину мира.
Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Формировать умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).
Метапредметные:
Использовать основные интеллектуальные операций: постановка задачи, формулирование гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для решения задач.
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач.
Самостоятельно планировать пути достижения целей
Предметные:
Владеть правилом левой руки, понятием Силы Ампера, Силы Лоренца.
Формировать умения решать задачи на тему «Сила Ампера. Сила Лоренца».
Использовать приобретенные знания в повседневной деятельности.
Формируемые УУД:
Личностные: Формирование мотивации изучения физики; стремление к самомовершенствованию; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; развитие таких качеств как целеустремленность и инициативность.
Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконроля, самооценки в процессе коммуникативной и самостоятельной деятельности на уроке физики.
Познавательные: построение логических рассуждения, включающих анализ, синтез, установление причинно-следственныз связей, рефлексию.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулировка собственного мнения и позиции; способность аргументировать и координировать собственную позицию с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Оборудование, материалы: проектор, компьютер, экран, доска, Касьянов В.А. Учебник Физика 11 класс, Степанова Г.Н.Сборник задач по физике, Рымкевич А.П.Задачник по физике.
Методы обучения: словесный, репродуктивный, проблемный (решение задач), частично-поисковый, эвристическая беседа.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы контроля: письменный, устный.
Межпредметные связи: математика.
Методическое и дидактическое сопровождение урока:
- Презентация в Microsoft Power Point;
- Видеоролики на тему «Опыт Ампера», «Правило левой руки», «Электродвигатель».
- Компьютер, экран, мультимедиапроектор;
- Касьянов В.А. Учебник Физика 11 класс, Степанова Г.Н.Сборник задач по физике, Рымкевич А.П.Задачник по физике.;
- Раздаточный дидактический материал (конспект урока) для студентов.
СТРУКТУРА УРОКА
№ П/П | Этапы урока | Время (мин) | Задачи этапа | Деятельность | Метод | Организационная форма | |
преподавателя | обучающихся | ||||||
1 | Организационный этап | 1 | Проверить готовность к уроку | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к работе | Проверяют готовность своего рабочего места | Информационный | Индивидуальная |
2 | Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению знаний (целепологание и мотивация) | 5 | Подготовить к закреплению материала | В ходе беседы помогает сформулировать тему и цель занятия. Помогает сформулировать план занятия. | Отвечают на вопросы, определяют тему и цель занятия, и как может быть построено занятие | Словесный | Фронтальная |
3 | Актуализация знаний и умений | 15 | Повторить основные понятия и формулы | Предлагает ответить на вопросы | Отвечают на вопросы преподавателя. Вспоминают основные понятия и формулы по данной теме | Словесный (с использованием мультимедийной презентации) | Фронтальная |
4 | Этап решения типовых задач по теме: «Сила Ампера. Сила Лоренца». | 32 | Отработать умения решать задачи по данной теме | Организует работу обучающихся по решению задач и контролирует ход ее решения и результат | Совместное и самостоятельное решение задач по данной теме | Практический | Индивидуальная и фронтальная |
5 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | 32 | Отработать умения решать задачи по данной теме | Организует самостоятельную работу обучающихся по решению задач и контролирует | Самостоятельное решение задач по данной теме | Практический | Индивидуальная |
6 | Этап информации обучающихся о домашнем задании | 2 | Разъяснить методику выполнения домашнего задания | Задает домашнее задание | Определяют для себя уровень домашнего задания | Информационный | Индивидуальная |
7 | Рефлексия, подведение итогов занятий | 3 | Осознать и оценить уровень сформированности навыков решения задач | Организует обсуждение, оценивает степень выполнения решения задач, анализирует итоги урока | Дают оценку результатов своей работы. Анализируют затруднения при решении задач | Анализ | Индивидуальная |
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к работе
2. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению знаний (целепологание и мотивация) В ходе беседы помогает сформулировать тему и цель занятия. Помогает сформулировать план занятия.
3. Актуализация знаний:
Вокруг чего существует магнитное поле?
Чем характеризуется магнитное поле?
Что такое вектор магнитной индукции? Какой буквой обозначается? В каких единицах измеряется?
Сформулируйте правило буравчика?
Что такое линии магнитной индукции? Они всегда замкнуты или разомкнуты? Откуда выходят и куда входят линии магнитной индукции?
Что такое сила Ампера?
Сформулируйте закон Ампера? Формула? Как называется каждая буква в законе и в каких единицах измеряется?
Сформулируйте правило левой руки для проводника с током?
Что такое сила Лоренца? Формула? Как называется каждая буква в законе и в каких единицах измеряется?
Сформулируйте правило левой руки для заряженной частицы?
Какими формулами описывается движение частицы в магнитном поле по окружности? Из каких законов они выводятся?
4. Формирование умений.
Решение задач:
Рымкевич А.П.Задачник № 840, 841, 842
Касьянов В.А. Учебник. Физика 11 класс Стр.85 № 1,2
Вопросы к видеофильмам:
1. Опыт Ампера. https://www.youtube.com/watch?v=5HKE5TWF7nk
Описать установку действия магнитного поля на рамку с током?
Когда рамка отклоняется от положения равновесия?
Когда выталкивается рамка?
Причина отклонения рамки?
Как влияет сила тока в рамке на ее отклонение?
2.Правило левой руки. https://www.youtube.com/watch?v=ZNz5nhBKaGY
Сходство и различия правила левой руки, описанного в учебнике и описанного в видеофильме?
Когда сила Ампера не действует на проводник с током?
3. Электродвигатель. https://www.youtube.com/watch?v=rzOD8Mwlqm8
Какой закон применяется в электродвигателе?
5. Самостоятельная работа:
Степанова Г.Н.Сборник задач по физике
1 вариант № 1083, 1100, 1098, 1079, 1078 (1,3,5,7)
2 вариант № 1097, 1102, 1099, 1080, 1078 (2,4,6,8)
6. Этап информации обучающегося о домашнем задании.
Ваше домашнее задание: решить к следующему занятию контрольную работу по теме «Сила Ампера. Сила Лоренца».
7. Подведение итогов урока. Анализ результатов. Рефлексия учащихся.
Поднимите руки кто решил 5 задач? Кто 4? Кто 3? (5 задач – оценка 5, 4 задачи – оценка 4, 3 задачи – оценка 3).
Что вам более всего удалось, какие моменты были выполнены наиболее успешно?
Перечислите в порядке убывания основные трудности, которые вы испытывали во время самостоятельной работы. Как вы их преодолевали?
Какая сегодня была тема урока?
Какая сегодня была цель урока?
Заполните карточку:
Фролова Надежда Михайловна
Алевтина Сергеевна Люгаева
Фролова Надежда Михайловна
Алевтина Сергеевна Люгаева