Население Африки
Цели:
дать знания о расовом и этническом составе населения Африки, о численности и размещении населения на материке, колониальном прошлом.
Показать особенности жизни и быта отдельных народов.
Способствовать развитию мировоззрения учащихся, развивать познавательную активность.
Оборудование: 1. физическая карта Африки, карта размещения населения
2.компьютер презентация к уроку
3.Атласы
1. Оргмомент
2. Проверка д/з
3. Изучение нового материала.
Мы продолжаем изучать Африку …
«Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!»
Б. Пиляцкий
Пусть это стихотворение станет эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.
Многие ученые считают Африку прародиной современного человека.
На сегодняшний день большинство ученых считает, что вид "человека разумного" выделился из древних гоминидов (семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее людей и больших человекообразных обезьян.) около 50 тысяч лет назад в разломах в Восточной Африке. (Показ этого района на карте)
Африка занимает 2 место по численности населения среди материков – более 1,1 млн. человек, что составляет приблизительно 1/7 часть населения земного шара.
– В чем причина роста численности населения в Африке? (Высокая рождаемость.)
– Какие проблемы возникают в Африке из-за такого быстрого роста численности населения?
Давайте теперь рассмотрим размещение населения Африки на территории материка, который имеет очень большую площадь. Какую?
Задание: Откройте атласы по географии 7 класс с.18-19, карта “Плотность населения. Народы”. Рассмотрите карту атласа.
– Какая эта карта по охвату территории, по масштабу, по назначению?
– О чем рассказывает эта карта?
– Познакомьтесь с легендой карты. Как узнать где наибольшая и наименьшая плотность населения? Назовите эти районы. Как вы думаете, от чего зависит плотность населения?
Сделайте выводы:
1) население распределяется крайне неравномерно.
2) очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 10 или 50 человек на 1 км2), а значительные территории вообще не заселены. (Почему?)
3) Более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек (особенно Нила и Конго, где плотность африканского населения самая высокая), а также на берегах озер.
– Почему наибольшая плотность характерна для побережья, вдоль рек и озер?
ВЫВОД: В Африке мало городов, в том числе крупных, а следовательно, большая часть населения проживает в сельской местности.
Современное население Африки можно разделить на две большие группы – коренное и пришлое.
– Вспомните, что такое расы? (группы людей со сходными внешними признаками, которые передаются по наследству)
Основную часть жителей материка составляет коренное население, которое относится к представителям 2 больших рас: европеоидной и экваториальной (или негроидной) + промежуточная раса. Основную часть жителей материка составляют представители негроидной расы, поэтому Африку часто называют Черным материком.
- Посмотрите на карту, определите какую часть материка занимают представители европеоидной расы? Почему? (занимают северную часть материка, это связано с географической близостью к Европе)
Давайте рассмотрим расовый состав населения Африки:
Расы | Народы | Где проживают | Характерные внешние признаки |
Европеоиды | Арабские народы – алжирцы, марокканцы, египтяне; берберы, туареги. | Север Африки, Сахара | Смуглая кожа, темные глаза, волосы, удлинённый череп, узкий нос, овальное лицо |
Негроиды – африканская ветвь экваториальной расы | 1.Нилоты, тутси, масаи | саванны сев. Афр., верховья Нила | Высокорослые, 180-200 см., стройны, грациозны. Очень темный, почти черный цвет кожи. |
2.Пигмеи | экваториальные леса Африки | Малорослы, (140-150 см.), темный цвет кожи, губы тонкие, широкий нос. Коренастые. Пигмеи – жители экваториальных лесов. Численность их сокращается. | |
3. Бушмены и готтентоты | Полупустыни и пустыни Южной Африки | Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, что придает сходство с монголоидами. Низкорослы, тонкокостны. | |
Промежуточная раса | Эфиопы – смешение европеоидов и негроидов | Эфиопское нагорье | Светлая, с красноватым оттенком кожа |
Малагасийцы – смешение негроидов и монголоидов | Остров Мадагаскар | Светлая кожа с желтоватым оттенком. |
ДОП. МАТЕРИАЛ.
Туареги – «синие люди пустыни». Прозваны так за свои одежды цвета индиго. Окрашивание одежды происходит методом вколачивания краски в ткань, т.к. воды не хватает. Со временем краска начинает осыпаться и кожа туарегов имеет синий цвет.
У этого народа царит матриархат. Женщины выступают хранительницами традиций и обычаев, получают образование, а мужчины – войны и торговцы.
Пигме́и (греч. — «люди величиной с кулак») — группа низкорослых негроидных народов, обитающих в лесах тропической Африки. Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которой неуклонно падает.
- Чем объяснить различия в жилищах народов Африки?
Условия проживания у разных народов отличаются в зависимости от мест их обитания.
- Докажите, что тип жилища зависит от природных условий.
Посмотрите внимательно на рисунки и ответьте на вопросы:
- Какие из данных жилищ могут быть жилищами кочевников, почему?
- Как вы думаете, почему у жителей острова Мадагаскар такие жилища?
Народы Африки прошли длительный путь развития. И в истории этого удивительного континента есть темное пятно. Это колониальное прошлое.
– Что такое колонии? (земли и страны, лишенные политической и хозяйственной самостоятельности)
Европейская колонизация Африки развернулась в XVII-XVIIIвв, привела к опустошению территорий, пагубно отразилась на хозяйственной и культурной деятельности африканских народов.
К началу XX века почти всю территорию Африки капиталистические страны Европы разделили между собой и превратили в материк колоний.
Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни районы. Они беспощадно грабили страны.
В начале XX века в Африке было лишь два свободных государства – Либерия и Эфиопия. Однако волна борьбы за независимость привела к тому, что в течении нескольких десятилетий страны обрели самостоятельность. 1960 год был признан ООН годом Африки, так как в течении всего года 17 государств стали суверенными, самостоятельными, независимыми. Теперь на материке все страны независимые.
Вывод учителя:
Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с особенностями природных условий. Сегодня Африка – материк независимых государств.
4. Домашнее задание: §25, составить карточку-задание по теме урока (не более 3-х вопросов, красиво оформить, тема «Население Африки»)