Конспект урока по географии в 7 классе на тему «Население Африки»

3
0
Материал опубликован 2 April 2023 в группе

Население Африки

Цели: 

дать знания о расовом и этническом составе населения Африки, о численности и размещении населения на материке, колониальном прошлом.

Показать особенности жизни и быта отдельных народов.

Способствовать развитию мировоззрения учащихся, развивать познавательную активность.


Оборудование: 1. физическая карта Африки, карта размещения населения

2.компьютер презентация к уроку

3.Атласы


1. Оргмомент

2. Проверка д/з

3. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучать Африку …

«Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!»

Б. Пиляцкий

Пусть это стихотворение станет эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.


Многие ученые считают Африку прародиной современного человека.

На сегодняшний день большинство ученых считает, что вид "человека разумного" выделился из древних гоминидов (семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее людей и больших человекообразных обезьян.) около 50 тысяч лет назад в разломах в Восточной Африке. (Показ этого района на карте)

Африка занимает 2 место по численности населения среди материков – более 1,1 млн. человек, что составляет приблизительно 1/7 часть населения земного шара.

В чем причина роста численности населения в Африке? (Высокая рождаемость.)

Какие проблемы возникают в Африке из-за такого быстрого роста численности населения?

Давайте теперь рассмотрим размещение населения Африки на территории материка, который имеет очень большую площадь. Какую?

Задание: Откройте атласы по географии 7 класс с.18-19, карта “Плотность населения. Народы”. Рассмотрите карту атласа.

Какая эта карта по охвату территории, по масштабу, по назначению?

О чем рассказывает эта карта?

Познакомьтесь с легендой карты. Как узнать где наибольшая и наименьшая плотность населения? Назовите эти районы. Как вы думаете, от чего зависит плотность населения?

Сделайте выводы:

1) население распределяется крайне неравномерно.

2) очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 10 или 50 человек на 1 км2), а значительные территории вообще не заселены. (Почему?)

3) Более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек (особенно Нила и Конго, где плотность африканского населения самая высокая), а также на берегах озер.

Почему наибольшая плотность характерна для побережья, вдоль рек и озер?

ВЫВОД: В Африке мало городов, в том числе крупных, а следовательно, большая часть населения проживает в сельской местности.


Современное население Африки можно разделить на две большие группы – коренное и пришлое.

i1680415807.jpg
схема

Вспомните, что такое расы? (группы людей со сходными внешними признаками, которые передаются по наследству)

Основную часть жителей материка составляет коренное население, которое относится к представителям 2 больших рас: европеоидной и экваториальной (или негроидной) + промежуточная раса. Основную часть жителей материка составляют представители негроидной расы, поэтому Африку часто называют Черным материком.

- Посмотрите на карту, определите какую часть материка занимают представители европеоидной расы? Почему? (занимают северную часть материка, это связано с географической близостью к Европе)

Давайте рассмотрим расовый состав населения Африки:

Расы

Народы

Где

проживают

Характерные внешние признаки


Европеоиды



Арабские народы – алжирцы, марокканцы, египтяне; берберы, туареги.

Север Африки, Сахара


Смуглая кожа, темные глаза, волосы, удлинённый череп, узкий нос, овальное лицо

Негроиды – африканская ветвь экваториальной расы



1.Нилоты, тутси, масаи

саванны сев. Афр., верховья Нила

Высокорослые, 180-200 см., стройны, грациозны. Очень темный, почти черный цвет кожи.

2.Пигмеи


экваториальные леса Африки



Малорослы, (140-150 см.), темный цвет кожи, губы тонкие, широкий нос. Коренастые. Пигмеи – жители экваториальных лесов. Численность их сокращается.

3. Бушмены и

готтентоты

Полупустыни и пустыни Южной Африки

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, что придает сходство с монголоидами. Низкорослы, тонкокостны.

Промежуточная

раса



Эфиопы – смешение европеоидов и негроидов

Эфиопское нагорье

Светлая, с красноватым оттенком кожа

Малагасийцы – смешение негроидов и монголоидов

Остров Мадагаскар

Светлая кожа с желтоватым оттенком.

ДОП. МАТЕРИАЛ.

Туареги – «синие люди пустыни». Прозваны так за свои одежды цвета индиго. Окрашивание одежды происходит методом вколачивания краски в ткань, т.к. воды не хватает. Со временем краска начинает осыпаться и кожа туарегов имеет синий цвет.

У этого народа царит матриархат. Женщины выступают хранительницами традиций и обычаев, получают образование, а мужчины – войны и торговцы.

Пигме́и (греч. — «люди величиной с кулак») — группа низкорослых негроидных народов, обитающих в лесах тропической Африки. Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которой неуклонно падает.


- Чем объяснить различия в жилищах народов Африки?

Условия проживания у разных народов отличаются в зависимости от мест их обитания.

- Докажите, что тип жилища зависит от природных условий.

Посмотрите внимательно на рисунки и ответьте на вопросы:

- Какие из данных жилищ могут быть жилищами кочевников, почему?

- Как вы думаете, почему у жителей острова Мадагаскар такие жилища?


Народы Африки прошли длительный путь развития. И в истории этого удивительного континента есть темное пятно. Это колониальное прошлое.

– Что такое колонии? (земли и страны, лишенные политической и хозяйственной самостоятельности)

Европейская колонизация Африки развернулась в XVII-XVIIIвв, привела к опустошению территорий, пагубно отразилась на хозяйственной и культурной деятельности африканских народов.

К началу XX века почти всю территорию Африки капиталистические страны Европы разделили между собой и превратили в материк колоний.

Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни районы. Они беспощадно грабили страны.

В начале XX века в Африке было лишь два свободных государства – Либерия и Эфиопия. Однако волна борьбы за независимость привела к тому, что в течении нескольких десятилетий страны обрели самостоятельность. 1960 год был признан ООН годом Африки, так как в течении всего года 17 государств стали суверенными, самостоятельными, независимыми. Теперь на материке все страны независимые.


Вывод учителя:

Африка прародина человека. Здесь проживают представители всех человеческих рас. Народы Африки прошли длительный путь своего развития и внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Население Африки размещено крайне неравномерно, что связано с особенностями природных условий. Сегодня Африка – материк независимых государств.

4. Домашнее задание: §25, составить карточку-задание по теме урока (не более 3-х вопросов, красиво оформить, тема «Население Африки»)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.