Конспект урока по информатике для 7 класса «Измерение информации»
Измерение информации
Тема урока: Измерение информации
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, продуктивно-практический, частично-поисковый.
Цель урока:
Развитие навыков решения задач на измерение информации, используя алфавитный подход
Задачи урока:
Обучающая – применение алфавитного подхода к измерению количества информации, использование алфавитного подход к измерению информации при решении жизненных задач
Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие самостоятельности и познавательной активности
Воспитательная – побудить интерес к изучению информатики, воспитание дисциплинированности, аккуратности, собранности.
Планируемые результаты:
Предметные
знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими;
умение измерять информационный объем сообщения, понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения
Познавательные
установление причинно-следственных связей,
умение строить логические рассуждения, сравнивать, обобщать.
Умение преобразовывать знаки и символы.
Коммуникативные
умение организовывать сотрудничество в группе,
работать индивидуально и в группе,
аргументировать свою точку зрения.
Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Смысловое чтение.
Регулятивные:
определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя;
соотнести результат с целью и оценить его;
Личностные:
желание выполнять учебные действия;
способность к личностной саморефлексии;
уважение иного мнения;
Формы учебной работы учащихся:
фронтальная работа,
работа в группах,
индивидуальная работа.
Учащиеся должны уметь оценивать объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных.
Учитель. Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?
У каждого на листах есть табличка с шестью лицами – определите своё эмоциональное состояние. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево. Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить не очень интересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать? Лозунг урока: «Спрашивайте и отвечайте – это девиз познания и учения».
Слайд 2.Учитель. Наверное, все любят лето. А в это время года многие путешествуют, а так же ходят в походы. И конечно каждый хотел бы увидеть горы и взобраться на одну из них. Но это очень нелегко, на вашем пути встретятся и реки, и густые леса, и отвесные скалы. Поэтому путешествие будет тяжелым, необходимо использовать всю вашу сноровку, умственные способности, знания, полученные на предыдущих уроках. Но я думаю, что все вы не растеряетесь и благополучно вернетесь из похода. У каждого из вас есть путевой лист, который необходимо заполнять по ходу урока.
Прежде чем отправиться в путь, мы должны собрать в рюкзак все необходимое для дороги.
Определение темы и цели урока (слайд 1,2)
На экране в произвольном порядке расположены следующие единицы измерения:
километр, мегабайт, бит, сантиметр, литр, килобайт, грамм, байт, миллиметр, гигабайт.
Я озвучиваю единицы измерения.
Я вам предлагаю найти лишние единицы измерения и ответить на вопросы: «Почему эти единицы измерения лишние? Для чего нужны оставшиеся единицы измерения?».
«Как вы думаете, какова тема нашего путешествия? Какова цель?»
Научиться измерять информацию
Чтобы вам было проще прийти к цели, посмотрите на список задач. Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке? Объясните так же почему некоторые задачи вы не возьмёте.
СПИСОК ЗАДАЧ
1. узнать свойства информации
2. Вспомнить единицы измерения информации
3. Научиться находить информационный объем информации,
4. записать в тетради виды информации
5. узнать единицы измерения объема газа.
Работа ребят со списком целей приводит к следующему выводу: наши цели на урок 2 и 3. Цели 1 и 4 уже пройдены и ребята это знают, а цель 5 вообще не относится к информатике.
Ребята, а зачем нужна наша тема в жизни?
Для того чтобы понять как измерять количество информации. Понимать, как соотносится информация и ее информационный вес. Понимать много или мало занимает места какой-то информационный объект, в том числе конкретный текст.
Слайд 8.Учитель: Итак, в путь. На нашем пути – речка. Чтобы перебраться через нее, необходимо построить мост из досочен, которые нужно сложить в правильном порядке. Главное – не промочить ноги (бит, байт, кб, мб, гб).
Вызываются 5 человек, остальные в путевых листах.
Это только половина моста. Теперь необходимо связать все досочки крепко между собой, соотнести единицы измерения информации. Обменяйтесь листами. Проверьте. (8 бит, 1 байт, 1024 байт, 1 кб, 1024 кб, 1 мб)
Поставьте себе оценку. Критерии оценивания на рабочих листах.
Слайд 10.Учитель. Через речку мы перебрались, а дальше густой лес. Чтобы найти тропинку необходимо произнести волшебные слова – вспомнить формулу, которая связывает вот эти символы (N, 2, i).
Поставьте себе оценку.
Молодцы, тропинку мы нашли.
Слайд 13.Учитель. Теперь предстоит сложная задача пройти лес. А чтобы это сделать необходимо, разбиться на команды. Ведь мы знаем, что помощь друга всегда очень важна.
Имеется текст, который напечатан на компьютере в самом обычном редакторе «Блокнот», без использования форматирования. Я просто использовала набор символов клавиатуры.
Постановка проблемы:
- Сколько информации содержится в тексте сообщения?
Я вам помогу ответить на этот вопрос. (Раздаются листовки с информацией)
Внимательно читайте. Заполняйте путевые листы и вместе в группе постарайтесь дать ответ на мой вопрос. Сколько информации содержится в ваших текстах.
Давайте проверим. Выставим себе оценки.
- Итак, команда №1, какой ответ вы получили? (НА ЯЗЫКЕ PASCAL МОЖНО РЕШИТЬ 100 ЗАДАЧ – 38 символов, 38 байт) Какой подход к измерению информации вы изучили? (Алфавитный)
- Команда №2, как вы решали свою задачу? Какой у вас результат? («НА ИДЕАЛЬНОЙ ЕЛКЕ 1000000000 ИГОЛОК?» - 36 байт)
-Команда №3, (ПОЕЗД ПРИБУДЕТ В LONDON В 5.30!!! – 33 байта) сформулируйте общий алгоритм для расчета количества информации в текстовом сообщении. Выведем вместе формулу. К – количество символов в сообщении, I – Информационный вес всего сообщения. Тогда формула будет …. (К = I*i).
Чтобы посчитать информационный объем текста, достаточно сосчитать все символы текста и умножить их количество на информационный вес символа.
Латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, пробел, всевозможные скобки, знаки препинания составляют алфавит, мощность которого равна 256 символов.
Один символ такого алфавита «весит» 8 бит или 1 байт.
Запишите в путевых листах. Выставьте оценки себе за задание.
(Я СЕГОДНЯ КУПЛЮ СЕБЕ М&S… 25 байт)
Давайте рассмотрим последнюю фразу «В МАГАЗИНЕ ТОННА БАНАНОВ» Каков информационный вес этого текста? Если каждый символ кодируется 16 битами или по другому….(2 байта). 24 символа * 2 байта = 48 байт. Если я сейчас вычеркну слова «В магазине», то на сколько уменьшится объем текста? Не забывайте про пробелы. (на 11 символов или 22 байта)
Слайд 14.Учитель. Осталось нам преодолеть гору. Подъем всегда – это трудное дело. И сейчас нам с вами тоже предстоит потрудиться. Начинаем наше восхождение. Если у вас возникнут трудности, то поднимайте руки.
Один человек к доске.
1) Маша пишет письмо, в котором всего 64 символа. Определите размер письма в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами. (512 бит, 64 байта)
2) В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами.
Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».
Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного. (тюлень)
3) Статья, набранная на компьютере, содержит 2 страницы, на каждой странице 10 строк, в каждой строке 16 символов. Информационный объём статьи составляет 200 байт. Определите, сколько бит памяти используется для кодирования каждого символа, если известно, что для представления каждого символа в ЭВМ отводится одинаковый объём памяти. Какова мощность этого алфавита?
(5 бит, 32 символа)
Выставьте оценки за решение задач
Слайд 21. Учитель. Молодцы. Мы благополучно добрались до места назначения. А теперь привал. Нам необходимо вспомнить все, что с нами произошло за время путешествия. Какая тема у нас была? Какая цель? Достигли ли мы желаемой цели? Чему научились?
Самостоятельная работа:
1. Какой подход к измерению информации мы изучили?
алфавитный
равновероятностный
двоичный
равномерный
2. Какой формулой нужно воспользоваться, чтобы подсчитать количество информации в тексте?
I = N · i
I = K · i
N = 2i
N = I · i
3. Зная, что один символ русского алфавита кодируется 1 байтом, сколько информации содержится в слове «7 КЛАСС»? Ответ: 7 байт = 56 бит
4. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ваня написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Уфа, Азов, Пермь, Белово, Вологда, Владимир, Соликамск — города России».
Ученик вычеркнул из списка название одного из городов. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 20 байтов меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название города России.
Учитель. Проверим, правильно ли вы выполнили задание. (по одному задание). Поставьте себе оценку за работу.
Поднимите руки у кого все правильно…
Я думаю, цели урока мы сегодня достигли т.к. все справились с заданиями.
Все путешественники собрали хорошие знания в свои рюкзаки и заслуживают отличных оценок и наград. Посчитайте свои баллы за урок и выставьте на путевых листах оценки согласно критериям.
Оцените своё эмоциональное состояние в конце урока.
А раз мы взбирались на гору, то попрошу всех выйти и прикрепить на нее флажок. Если вы считаете, что все усвоили отлично, то на самый верх горы.
Если вам необходимо еще повторить что-то, получить консультацию, то в середину.
А если на уроке было очень трудно, много непонятного, то значит, вы не смогли подняться сегодня. Флаг – к подножию.
Объявить оценки за урок отвечавшим ученикам, поблагодарить всех за работу на уроке. Провести оценку эмоционального состояния по шкале (см. рис.).
Слайд 24.Учитель: Во время путешествия к вашим рюкзакам прицепились паразиты. Необходимо будет от них избавиться, выполнив домашнее задание.
Домашнее задание: §1.6 № 9 (3), 13 (4), 14 (5), пройти квест
Учитель. Благодарю за урок. До свидания.
Самоанализ урока:
Мною был проведён урок информатики в 7 классе «Измерение информации». Проведенный урок является плановым уроком по утвержденной рабочей программе, это 3 урок по теме «Тексты и кодирование».
Данный урок построен в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 7 класса. Ребята этого класса активны, работоспособны, могут выполнять творческие задания. Предложенные задания на уроке были ориентированы на развитие интеллектуальных возможностей учеников.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Развитие навыков решения задач на измерение информации, используя алфавитный подход
Задачи урока:
Обучающая – применение алфавитного подхода к измерению количества информации, использование алфавитного подход к измерению информации при решении задач
Развивающая - развитие логического и алгоритмического мышления школьников, приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие самостоятельности и познавательной активности
Воспитательная – побудить интерес к изучению информатики, воспитание дисциплинированности, аккуратности, собранности.
Планируемые результаты:
Предметные
знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими;
умение измерять информационный объем сообщения, понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения
Познавательные
установление причинно-следственных связей,
умение строить логические рассуждения, сравнивать, обобщать.
Умение преобразовывать знаки и символы.
Коммуникативные
умение организовывать сотрудничество в группе,
работать индивидуально и в группе,
аргументировать свою точку зрения.
Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Смысловое чтение.
Регулятивные:
определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя;
соотнести результат с целью и оценить его;
Личностные:
желание выполнять учебные действия;
способность к личностной саморефлексии;
уважение иного мнения;
На уроке я использовала продуктивно-практическую технологию. В рамках которой применила игровые приемы, приемы на развитие логических операций: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, смысловое чтение.
Применялись следующие методы контроля и самоконтроля: индивидуальный, групповой, взаимоконтроль
Во время урока применялись различные формы организации учебной деятельности, а именно: фронтальная (при повторении ранее изученного материала, формулировании темы и целей урока, рефлексии), групповая (работа с текстом, решение задачи по новой теме) и индивидуальная (решение задач, выполнение самостоятельной работы).
На данном уроке обучающиеся закрепляли свои знания по предыдущим темам и приобретали новые знания. Здесь решались и развивающие задачи: способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умения анализировать, сопоставлять и делать открытия.
Исходя из задач урока, строилась учебная деятельность учащихся. В данном уроке я выделила несколько логически взаимосвязанных этапов.
1 этап - организационный был создан для эмоционально-психологического настроя на плодотворную работу. Он прошёл быстро и способствовал настрою на сотрудничество, взаимовыручку и партнёрство, благоприятствовал созданию ситуации успеха. Ученики оценили свое эмоциональное нестроение на начало урока.
На этом этапе обучающиеся, отвечая на вопросы учителя, сами смогли сформулировать тему и выбрать цели урока из предложенных.
На этапе актуализации опорных знаний учащихся, целью которого являлось уточнение основных понятий, углубление и коррекция знаний учащихся по изученным темам «Измерения информации» задания были построены, таким образом, чтобы каждый ученик смог их выполнить, утвердиться в своих знаниях, определить область незнания и выйти на постановку следующей учебной задачи. Учащиеся увидели практическое применение полученных ранее знаний и через самопроверку уровень их усвоения.
3 этап - знакомство с новым материалом, открытие новых знаний. Через самостоятельную работу с текстом учащиеся, работая в группах, пришли к осмыслению сути алфавитного подхода к определению количества информации.
На 4 этапе применения и закрепления новых знаний обучающиеся пришли к решению проблемной ситуации. Данный этап прошёл в виде практической работы по решению задач на определение количества информации согласно изученного алфавитного подхода
5 этап - итог урока, рефлексия ученики проанализировали собственную деятельность по достижению цели, выполнили самостоятельную работу, доказав, что цели этой достигли. Определили эмоциональный настрой на конец урока.
На 6 этапе - учащимся было предложено домашнее задание с применением полученных знаний для решения задач. В том числе квест, на закрепление задач ОГЭ.
Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на этапе актуализации знаний во время беседы (фронтальная форма работы), при открытии новых знаний (групповая форма работы), на этапе закрепления новых знаний при решении задач (индивидуальная форма работы). Регулирование и коррекция знаний учащихся организованы с помощью приёма демонстрации, где наряду с ответами к предложенным заданиям были приведены способы их решения.
Я считаю, что урок достиг поставленной цели.
Аспектный анализ урока:
Приемы развития УУД: Регулятивные:
Планирование деятельности: обсуждение темы и задач для решения жизненных задач обучающихся
Контроль и коррекция: умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.
Оценка: учащиеся знакомятся с листом критериального оценивания
Рефлексия: самоанализ деятельности, анализ настроения и эмоционального настроя
Познавательные: развитие логических умений: установление причинно-следственных связей, умение строить логические рассуждения, сравнивать, обобщать. Умение преобразовывать знаки и символы.
Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество в группе, работать индивидуально и в группе, аргументировать свою точку зрения. Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Работа по развитию устной речи. Смысловое чтение.
Формы работы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Средства обучения: Использование наглядного материала для иллюстрирования, эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал достаточен и уместен.
Ритмичность урока: чередование материала раной степени сложности, разнообразие видов познавательной деятельности. Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы.
Бит | Гбайт |
Байт | Кбайт |
Мбайт | |
1 | НА ЯЗЫКЕ PASCAL МОЖНО РЕШИТЬ 100 ЗАДАЧ |
2 | «НА ИДЕАЛЬНОЙ ЕЛКЕ 1000000000 ИГОЛОК?» |
3 | ПОЕЗД ПРИБУДЕТ В LONDON В 5.30!!! |
4 | Я СЕГОДНЯ КУПЛЮ СЕБЕ М&S… |
5 | В МАГАЗИНЕ ТОННА БАНАНОВ |
Алфавитный подход к измерению информации
|
|
| Как можно измерить количество информации? Да так же, как мы измеряем длину или массу чего-нибудь: сравнить с соответствующим эталоном. Сколько раз эталонная единица укладывается в измеряемой величине, таков и результат измерения. Надо только выбрать эталон. Например, в мультфильме «38 попугаев» эталоном длины служит длина шага попугая. Каков же эталон для измерения информации? Давайте в этом разберемся. |
Существует несколько способов измерения количества информации. Один из них называется алфавитный.
Алфавитный подход позволяет измерять количество информации в тексте (символьном сообщении), составленном из символов некоторого алфавита.
К содержанию текста такая мера информации отношения не имеет. Поэтому такой подход можно назвать объективным, то есть не зависящим от воспринимающего его субъекта.
| Алфавитный подход удобен при подсчете количества информации, хранимого, передаваемого и обрабатываемого техническими устройствами. Устройствам нет дела до содержательной стороны сообщений. Компьютеры, принтеры, модемы работают не с самой информацией, а с ее представлением в виде сообщений. Оценить информационные результаты их работы как полезные или бесполезные может только человек. Алфавит – это набор букв, знаков, цифр, скобок и т.д. Количество символов в алфавите называется его мощностью. |
|
| | |||
| |
| Например, мощность алфавита из русских букв и дополнительных символов: 33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания + скобки + пробел = 54 При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный информационный вес. Информационный вес символа зависит от мощности алфавита. |
Представьте себе непрозрачный мешок, куда поместили все символы алфавита. Вы просовываете руку в мешок и вытягиваете один символ наугад. Сколько равновероятных вариантов символов могло оказаться у вас в ладони? Любой символ мог попасть к вам в руку, следовательно, количество вариантов совпадает с мощностью алфавита. Информация, которую несет, вытянутый вами символ, может быть рассчитана уже изученным способом.
По формуле Хартли. N=2i , где N- мощность алфавита, i – информационный вес символа.
Чтобы посчитать информационный объем текста, достаточно подсчитать символы, из которых текст состоит, и умножить на информационный вес символа.
Ограничения на максимальный размер алфавита теоретически не существует. Однако есть алфавит, который можно назвать достаточным. Это тот алфавит, символы которого можно набрать с помощью клавиатуры. Это алфавит мощностью 256 символов. В алфавит такого размера можно поместить все практически необходимые символы: латинские и русские буквы, цифры, пробел, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания....
Поскольку 256 = 28, то один символ этого алфавита «весит» 8 бит. Причем 8 бит информации — это настолько характерная величина, что ей даже присвоили свое название — байт.
1 байт = 8 бит.
Сегодня очень многие люди для подготовки писем, документов, статей, книг и пр. используют компьютерные текстовые редакторы. Компьютерные редакторы, в основном, работают с алфавитом размером 256 символов.
В этом случае легко подсчитать объем информации в тексте. Если 1 символ алфавита несет 1 байт информации, то надо просто сосчитать количество символов; полученное число даст информационный объем текста в байтах.
В любой системе единиц измерения существуют основные единицы и производные от них.
Для измерения больших объемов информации используются следующие производные от байта единицы:
Название | Условное обозначение | Соотношение с другими единицами |
Килобайт | Кбайт (Кб) | 1 Кбайт = 1024 байт = 210 байт =213 бит |
Мегабайт | Мбайт (Мб) | 1 Мбайт = 1024 Кбайт = 220 байт =223 бит |
Гигабайт | Гбайт (Гб) | 1 Гбайт = 1024 Мбайт = 230 байт=233 бит |
Причем передача информации могут происходить с разной скоростью. Количество информации, передаваемое за единицу времени, есть скорость передачи информации или скорость информационного потока.
Очевидно, эта скорость выражается в таких единицах, как бит в секунду (бит/с), байт в секунду (байт/с), килобайт в секунду (Кбайт/с) и т.д.
Дополнительные задания:
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Петя написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Ель, кедр, сосна, кипарис, лиственница, можжевельник — хвойные растения».
Ученик вычеркнул из списка название одного из растений. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 26 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название хвойного растения.
Ответ:___________________
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ваня написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Лев, тигр, ягуар, гепард, пантера, ягуарунди — кошачьи».
Ученик вычеркнул из списка название одного из представителей семейства кошачьих. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 14 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название представителя семейства кошачьих.
Ответ:___________________
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ваня написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«D, Io, Ada, Java, Swift, Python, ColdFusion — языки программирования».
Ученик вычеркнул из списка название одного из языков программирования. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 10 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название языка программирования.
Ответ:___________________
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ваня написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Уфа, Азов, Пермь, Белово, Вологда, Камбарка, Соликамск — города России».
Ученик вычеркнул из списка название одного из городов. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 22 байта меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название города России.
Ответ:___________________
Домашнее задание: §1.6 № 9 (‘3’), 13 (‘4’), 14 (‘5’) Пройди квест: | Домашнее задание: §1.6 № 9 (‘3’), 13 (‘4’), 14 (‘5’) Пройди квест: | Домашнее задание: §1.6 № 9 (‘3’), 13 (‘4’), 14 (‘5’) Пройди квест: |
Домашнее задание: §1.6 № 9 (‘3’), 13 (‘4’), 14 (‘5’) Пройди квест: | Домашнее задание: §1.6 № 9 (‘3’), 13 (‘4’), 14 (‘5’) Пройди квест: | Домашнее задание: §1.6 № 9 (‘3’), 13 (‘4’), 14 (‘5’) Пройди квест: |
Домашнее задание: §1.6 № 9 (‘3’), 13 (‘4’), 14 (‘5’) Пройди квест: | Домашнее задание: §1.6 № 9 (‘3’), 13 (‘4’), 14 (‘5’) Пройди квест: | Домашнее задание: §1.6 № 9 (‘3’), 13 (‘4’), 14 (‘5’) Пройди квест: |
Домашнее задание: §1.6 № 9 (‘3’), 13 (‘4’), 14 (‘5’) Пройди квест: | Домашнее задание: §1.6 № 9 (‘3’), 13 (‘4’), 14 (‘5’) Пройди квест: | Домашнее задание: §1.6 № 9 (‘3’), 13 (‘4’), 14 (‘5’) Пройди квест: |
Ответ: кардиолог, кареки, эри, тыква, гуарана – ккэтг
Самостоятельная работа:
1. Какой подход к измерению информации мы изучили?
алфавитный
равновероятностный
двоичный
равномерный
2. Какой формулой нужно воспользоваться, чтобы подсчитать количество информации в тексте?
I = N · i
I = K · i
N = 2i
N = I · i
3. Зная, что один символ русского алфавита кодируется 1 байтом, сколько информации содержится в слове «7 КЛАСС»? Ответ: ___________
4. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ваня написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Уфа, Азов, Пермь, Белово, Вологда, Владимир, Соликамск — города России».
Ученик вычеркнул из списка название одного из городов. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 20 байтов меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название города России.
Самостоятельная работа:
1. Какой подход к измерению информации мы изучили?
алфавитный
равновероятностный
двоичный
равномерный
2. Какой формулой нужно воспользоваться, чтобы подсчитать количество информации в тексте?
I = N · i
I = K · i
N = 2i
N = I · i
3. Зная, что один символ русского алфавита кодируется 1 байтом, сколько информации содержится в слове «7 КЛАСС»? Ответ: ___________
4. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ваня написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Уфа, Азов, Пермь, Белово, Вологда, Владимир, Соликамск — города России».
Ученик вычеркнул из списка название одного из городов. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 20 байтов меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название города России.
П
Критерии оценивания:
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
утевой листТема урока:_________________________________________
Цель урока _________________________________________
/Задание 1: «Построим мост»
Расположи в порядке возрастания: Мбайт, Кбайт, бит, Гбайт, байт.
________ → ________ →________ →________ →________
Соотнеси:
1 байт | 1024 байт |
1 Кбайт | 8 бит |
1 Мбайт | 1024 Мбайт |
1 Гбайт | 1024 Кбайт |
/Задание 2: «Волшебные слова»
Как связаны между собой N, i, 2? (Вспомните формулу)
N –______________________________________________
i - _______________________________________________
/
Формула:
/Задание 3: «Прогулка по лесу»
Дополните пропуски:
1. Чтобы посчитать информационный объем текста, достаточно __________________________________
_______________________________________________________________________________________
2. Латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, пробел, всевозможные скобки, знаки препинания составляют алфавит, мощность которого равна _______ символов.
3. Один символ такого алфавита «весит» _____ бит или _____ байт.
Текст (который вам достался):_______________________________________________________________
Количество символов: _______
Количество информации: ___________________________________
K - ________________________________________________________
I - _________________________________________________________
/
Формула:
Задание 4 «Восхождение в гору»
/
Задача 1: Маша пишет письмо, в котором всего 64 символа. Определите размер письма в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами.
Дано: | Решение: Ответ: |
Найти: |
Задача 2: В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами.
Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».
Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе
вычеркнутое название животного.
Ответ: ___________________________.
Задача 3: Статья, набранная на компьютере, содержит 2 страницы, на каждой странице 10 строк, в каждой строке 16 символов. Информационный объём статьи составляет 200 байт. Определите, сколько бит памяти используется для кодирования каждого символа, если известно, что для представления каждого символа в ЭВМ отводится одинаковый объём памяти. Какова мощность этого алфавита?
Дано: | Решение: Ответ: |
Найти: |
/
Оценка за самостоятельную работу:
/Количество баллов за урок: _______
Оценка за урок: _______
/