Конспект урока по литературе для 6 класса «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Конспект урока (6 класс).
Изучаемое произведение: Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Авторская программа под ред. Р.Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой.
Тема урока: «Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты : формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; совершенствовать духовно-нравственные качества личности (доброта, отзывчивость, ответственность, патриотизм).
Метапредметные результаты: уметь формулировать выводы; уметь работать с разными источниками информации; подкреплять высказывание аргументами для подтверждения собственной позиции.
Предметные результаты: в познавательной сфере: уметь определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка; знать определение и особенности былины; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; в ценностно-ориентационной сфере: формулировать собственное отношения к произведениям русской литературы; в коммуникативной сфере: уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту; в эстетической сфере: понимать роли изобразительно-выразительных языковых средств.
Методы и приемы:
репродуктивный (вопросы по сюжету)
эвристический (система вопросов)
исследовательский (анализ произведения)
метод творческого чтения.
Оборудование и технические средства: учебник, тетради, доска, мел.
Этап урока+тайминг | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД (к каждому этапу) |
Организационный момент (1 мин) + Определение темы урока (1 мин) | Приветствует учащихся. Ребята, сегодня мы с вами начнём работу с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнее число и тему нашего урока - «Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник») | Приветствуют учителя. Переписывают с доски число и тему урока. | Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат. Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные: умение слушать и слышать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. |
Актуализация знаний(3 мин) | Герой этого произведения уже знаком вам из предыдущих лет обучения. Давайте вспомним, как Илья Муромец стал богатырём. | Ученики рассказывают: Илья Муромец родился под городом Муромом и лежал на печи 30 лет, не шевеля руками и ногами. В один день к нему пришли три странника, которые помогли ему почувствовать в себе силушку богатырскую. С тех пор стал он русским богатырём и обещал защищать Землю Русскую. | Личностные: потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес к чтению. Познавательные: умение строить рассуждение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи. |
Работа с текстом и проверка домашнего задания (25 мин) | Хорошо. Дома вы прочитали об одном из подвигов Ильи Муромца – о том, как поймал он Соловья Разбойника. Перескажите сюжет данной былины. Вспомните основные структурные элементы былины. Выделите их в сюжете произведения. Используются ли в произведении повторы? Приведите примеры. Для чего в былине нужен троекратный повтор? Отлично. Обратимся к образу главного героя. Какими прилагательными мы можем его описать? Обратитесь к тексту. Какими эпитетами наделён Илья Муромец там? Вы назвали больше прилагательных. Как подтвердить то, что он решительный? Заботливый? Мудрый? Почему, описывая место обитания Соловья Разбойника Илья Муромец постоянно называет всё «славным» в то время как черниговский мужички описывали это место черным, темным, страшным? Правильно. Теперь обратимся к образу Соловья Разбойника. Что вы можете сказать о нём? Докажите текстом. Как вы думаете, почему сила Соловья-разбойника так велика? Вспомните, как называется приём, используемый в былинах и сказках, когда какие-то качества героя преувеличиваются? | Пересказывают текст былины. Запев, зачин, повествование, кульминация, исход. Выделяют их в сюжете. Три дочери у Соловья Разбойника; три раза свистит Соловей Разбойник; на три стороны кланяются у князя. Число 3 – особое, волшебное для сказок и былин. Троекратное повторение помогает связать отрывки текста и обратить наше внимание на важные вещи. Илья Муромец добрый, сильный, храбрый, целеустремлённый, заботливый, решительный, мудрый, отзывчивый и т.д. Удаленький. дородный, добрый, славныя. Когда конь остановился, услышав Соловья Разбойника, Илья Муромец был решительно настроен и ругал коня, что тот спотыкался. Он заботился о жителях Киева, не хотел, чтобы Соловей Разбойник свистел при них. Он не поверил Соловью Разбойнику, когда тот звал его к себе в гнёздышко. Илья Муромец любит свою родину, и для него любой уголок родной земли является славным. Соловей Разбойник сильный и злой, потому что от его свиста всё умирает, и хитрый, потому что пытается заманить к себе в своё гнёздышко. Потому что так подвиг Ильи Муромца обретает большее значение. Он сильнее других людей, поэтому его врага должно быть трудно победить. Гиперболизация. | Личностные: потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес к чтению. Регулятивные: умение самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели. Познавательные: умение осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. |
Формулирование выводов (7 мин) | Итак, посмотрите на кластер в своей тетради и запишите в нескольких предложениях, какие художественные особенности былины отразились в изученном сегодня произведении. Указывая средства художественной выразительности, приведите по 1-2примера. Давайте послушаем несколько ответов. Скажите, чему нас учит эта былина? | Ученики вспоминают всё, что было проговорено на уроке, систематизируют эту информацию, пользуясь кластером, и записывают ответы. Двое учеников зачитывают ответы. Высказывают свои мнения. | Личностные: стремление к совершенствованию собственной речи. Регулятивные: умение формулировать выводы. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения. |
Рефлексия (2 мин) | Ребята, как вы можете оценить свою работу на уроке? Достаточны ли ваши знания: знаете ли вы элементы композиции произведения? Виды тропов и их определения? Умеете ли находить их в тексте? | Ученики высказывают свои мнения. | Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей. Регулятивные: умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. Познавательные: умение осуществлять анализ. Коммуникативные: умение владеть монологической формой речи. |
Домашнее задание (1 мин) | Дома вы должны будете прочитать любую былину, подготовить её пересказ. Проанализировать образ главного героя; выявить сходства и различия героя из прочитанной дома былины с героями изученных на уроках былин (оформить в виде таблицы). Выписать средства художественной выразительности. Найти иллюстрацию к былине. | Записывают домашнее задание, задают вопросы по нему. | Личностные: устойчивый познавательный интерес. Регулятивные: умение прогнозировать свою деятельность. Коммуникативные: умение задавать вопросы. |