12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Татьяна Андреевна179
Россия, Краснодарский край, Геленджик
9

Конспект урока по литературе для 6 класса "Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

Конспект урока (6 класс).

Изучаемое произведение: Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Авторская программа под ред. Р.Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой.

Тема урока: «Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты : формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; совершенствовать духовно-нравственные качества личности (доброта, отзывчивость, ответственность, патриотизм).

Метапредметные результаты: уметь формулировать выводы; уметь работать с разными источниками информации; подкреплять высказывание аргументами для подтверждения собственной позиции.

Предметные результаты: в познавательной сфере: уметь определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка; знать определение и особенности былины; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; в ценностно-ориентационной сфере: формулировать собственное отношения к произведениям русской литературы; в коммуникативной сфере: уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту; в эстетической сфере: понимать роли изобразительно-выразительных языковых средств.


Методы и приемы:

репродуктивный (вопросы по сюжету)

эвристический (система вопросов)

исследовательский (анализ произведения)

метод творческого чтения.

Оборудование и технические средства: учебник, тетради, доска, мел.

Этап урока+тайминг

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД (к каждому этапу)

Организационный момент (1 мин)

+

Определение темы урока (1 мин)

Приветствует учащихся.





Ребята, сегодня мы с вами начнём работу с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнее число и тему нашего урока - «Есть я старыя казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович» (былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)


Приветствуют учителя.





Переписывают с доски число и тему урока.

Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные: умение слушать и слышать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Актуализация знаний(3 мин)

Герой этого произведения уже знаком вам из предыдущих лет обучения. Давайте вспомним, как Илья Муромец стал богатырём.






Ученики рассказывают:

Илья Муромец родился под городом Муромом и лежал на печи 30 лет, не шевеля руками и ногами.

В один день к нему пришли три странника, которые помогли ему почувствовать в себе силушку богатырскую. С тех пор стал он русским богатырём и обещал защищать Землю Русскую.

Личностные: потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес к чтению.

Познавательные: умение строить рассуждение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи.

Работа с текстом и проверка домашнего задания (25 мин)

Хорошо. Дома вы прочитали об одном из подвигов Ильи Муромца – о том, как поймал он Соловья Разбойника. Перескажите сюжет данной былины.

Вспомните основные структурные элементы былины. Выделите их в сюжете произведения.



Используются ли в произведении повторы? Приведите примеры.







Для чего в былине нужен троекратный повтор?







Отлично. Обратимся к образу главного героя. Какими прилагательными мы можем его описать?



Обратитесь к тексту. Какими эпитетами наделён Илья Муромец там?

Вы назвали больше прилагательных. Как подтвердить то, что он решительный? Заботливый? Мудрый?

















Почему, описывая место обитания Соловья Разбойника Илья Муромец постоянно называет всё «славным» в то время как черниговский мужички описывали это место черным, темным, страшным?

Правильно. Теперь обратимся к образу Соловья Разбойника. Что вы можете сказать о нём? Докажите текстом.





Как вы думаете, почему сила Соловья-разбойника так велика?







Вспомните, как называется приём, используемый в былинах и сказках, когда какие-то качества героя преувеличиваются?

Пересказывают текст былины.





Запев, зачин, повествование, кульминация, исход.

Выделяют их в сюжете.

Три дочери у Соловья Разбойника; три раза свистит Соловей Разбойник; на три стороны кланяются у князя.

Число 3 – особое, волшебное для сказок и былин. Троекратное повторение помогает связать отрывки текста и обратить наше внимание на важные вещи.

Илья Муромец добрый, сильный, храбрый, целеустремлённый, заботливый, решительный, мудрый, отзывчивый и т.д.

Удаленький. дородный, добрый, славныя.



Когда конь остановился, услышав Соловья Разбойника, Илья Муромец был решительно настроен и ругал коня, что тот спотыкался.

Он заботился о жителях Киева, не хотел, чтобы Соловей Разбойник свистел при них.

Он не поверил Соловью Разбойнику, когда тот звал его к себе в гнёздышко.

Илья Муромец любит свою родину, и для него любой уголок родной земли является славным.





Соловей Разбойник сильный и злой, потому что от его свиста всё умирает, и хитрый, потому что пытается заманить к себе в своё гнёздышко.

Потому что так подвиг Ильи Муромца обретает большее значение. Он сильнее других людей, поэтому его врага должно быть трудно победить.

Гиперболизация.

Личностные: потребность в самовыражении через слово; устойчивый познавательный интерес к чтению.

Регулятивные: умение самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; умение самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.

Познавательные: умение осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.

Формулирование выводов (7 мин)

Итак, посмотрите на кластер в своей тетради и запишите в нескольких предложениях, какие художественные особенности былины отразились в изученном сегодня произведении. Указывая средства художественной выразительности, приведите по 1-2примера.

Давайте послушаем несколько ответов.

Скажите, чему нас учит эта былина?

Ученики вспоминают всё, что было проговорено на уроке, систематизируют эту информацию, пользуясь кластером, и записывают ответы.



Двое учеников зачитывают ответы.

Высказывают свои мнения.

Личностные: стремление к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные: умение формулировать выводы.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Рефлексия (2 мин)

Ребята, как вы можете оценить свою работу на уроке?

Достаточны ли ваши знания: знаете ли вы элементы композиции произведения? Виды тропов и их определения? Умеете ли находить их в тексте?

Ученики высказывают свои мнения.

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные: умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Познавательные: умение осуществлять анализ.

Коммуникативные: умение владеть монологической формой речи.

Домашнее задание (1 мин)

Дома вы должны будете прочитать любую былину, подготовить её пересказ. Проанализировать образ главного героя; выявить сходства и различия героя из прочитанной дома былины с героями изученных на уроках былин (оформить в виде таблицы). Выписать средства художественной выразительности. Найти иллюстрацию к былине.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по нему.

Личностные: устойчивый познавательный интерес.

Регулятивные: умение прогнозировать свою деятельность.

Коммуникативные: умение задавать вопросы.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.