12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Григорьева Елена Ивановна82
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Конспект урока по литературе в 5 классе

(Программа «Школа 2100», Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.)

Тема: Повесть В. Катаева «Белеет парус одинокий»

Цель: знакомство с творчеством В. Катаева.

Задачи:

- познакомиться с отдельными страницами истории нашей страны в контексте художественного произведения,

- проанализировать главы из повести писателя,

- продолжить разговор о приключенческой литературе,

- сопоставить стихотворение М. Лермонтова с повестью В. Катаева.


 

Ход урока.

1Учитель: Продолжим разговор о приключениях, которые предложил нам учебник в начале года, о героях, оказавшихся в непростых ситуациях, о тех качествах характера, которые помогли им выйти победителями из сложных жизненных проблем. Сегодня мы познакомимся с вами с повестью известного советского писателя Валентина Петровича Катаева. Обратимся к биографии писателя.

2.Ученик выступает с биографической справкой. Презентация.

Валентин Петрович Катаев, русский советский писатель, поэт, драматург и сценарист, родился в январе 1897 г в Одессе. Отец Пётр Васильевич Катаев (ум. 1921) — преподаватель епархиального училища в Одессе. Мать Евгения Ивановна Бачей — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею

Первой публикацией Катаева стало стихотворение «Осень», напечатанное в 1910 году в газете «Одесский вестник». В ближайшие два года в «Одесском вестнике» было опубликовано более 25 стихотворений Катаева.

Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем в действующую армию. Начал службу рядовым на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами.

Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». С первым офицерским чином получил не передающееся по наследству личное дворянство.

На фронте Катаев не оставляет занятия литературным творчеством.

Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии.

В годы Великой Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом, написал большое число очерков, рассказов, публицистических статей, стихотворных подписей к плакатам.

Он был основателем и главным редактором (1955—1961) журнала «Юность». Валентин Петрович Катаев умер 12 апреля 1986 года, на 90-м году жизни. Похоронен в Москве.

3.Учитель: События, описанные в повести, рассказывают о восстании на броненосце «Потемкин». Давайте познакомимся с данным историческим событием.

4. Ученик выступает с исторической справкой. Презентация.

Восста́ние на бронено́сце «Князь Потёмкин-Таври́ческий»  — одно из заметных событий революции 1905—1907 годов в России и первый случай вооружённого мятежа целой воинской части в ходе этой революции. Проходило с 14  по 25 июня 1905 г. 

В ходе стихийно начавшегося из-за некачественной пищи вооружённого выступления матросы захватили корабль в свои руки, убив при этом часть офицеров. Не имея чёткого плана дальнейших действий, восставшие повели корабль в Одессу, где намеревались пополнить запасы угля, воды и продовольствия, поддержать проходившие в городе антиправительственные выступления и встретиться с главными силами Черноморского флота, которые, как полагали восставшие, присоединятся к восстанию. После того, как планы и надежды восставших не оправдались, броненосец, совершив поход от Констанцы до Феодосии и обратно, спустя одиннадцать дней сдался румынским властям в порту Констанца.

Восстание на броненосце способствовало углублению кризиса власти в Российской империи.

5.Аналитическая работа

Учитель: Итак, повесть «Белеет парус одинокий» повествует о событиях 1905 года, в которые были вовлечены два героя, жителя Одесса, родного города писателя. Произведение было опубликовано в 1936 году. В нашем учебнике даны отдельные главы повести. Что же мы узнали после их прочтения?

Ученик: Петя Бачей и Гаврик столкнулись с Родионом Жуковым, матросом с броненосца «Потемкин». Для ребят это стало приключением. Матрос скрывался от полиции, а мальчики в какой-то степени помогали ему в этом.

Учитель: Главными героями произведения становятся мальчики – Петя и Гаврик. Что вы можете сказать о них?

Ученик: Петя Бачей – мальчик из семьи учителя. Он живет в достатке. Его родители заботятся о нем, его манерах, воспитании. Он хорошо одет.

Гаврик – сирота. Он живет с дедушкой в небольшой хибарке – «это был небольшой сарайчик, грубо сколоченный из всяческого деревянного старья: из обломков… лодочных досок, ящиков, фанеры, мачт». Гаврик с дедушкой пытаются выжить, благодаря маленькому огороду и ловле рыбы. Мальчик из-за нехватки денег плохо одет.

Учитель: Да, мы понимаем, ребята из разных семей. Что же объединяет Петю и Гаврика? Почему они становятся друзьями?

Ученик: Их объединяет страсть к приключениям, романтика вольной жизни.

Учитель: Несмотря на то что ребята ровесники, они ведут себя по-разному. Кто из них ведет себя, как взрослый человек, и почему?

Ученик: Гаврик. Он вынужден сам о себе заботиться. Чувство ответственности за себя и за дедушку делает его не по годам взрослым. Он торгуется с мадам Стороженко, строго ведет себя по отношению к человеку, который пытается забраться в лодку (Родионом Жуковым), не раскрывает секрета Пете о том, что матрос с броненосца находится у них в хибарке. Он способен отказаться от удовольствий ради других: дарит леденечного петуха на палочке своему племяннику. Катаев пишет: «Три часа таскать с собой такое лакомство и не только не попробовать его, но даже не показать – это мог сделать только человек с неслыханной силой воли!» Очень отважно повел себя Гаврик, когда обнаружил полицейских возле хибарки: он предупреждает своего брата и его товарищей, несмотря на очевидную для себя опасность.

Учитель: Кого из литературных героев напоминают вам Петя и Гаврик?

Ученик: Героев М. Твена - Тома Сойера и Гека Финна.

Учитель: Гек и Гаврик ведут себя, как взрослые. Как вы думаете, что является причиной такого поведения?

Ученик: Наверное, когда ребенок вынужден сам о себе заботиться и заботиться о других, он раньше взрослеет. Он становится более ответственным. Что мы и видим на примере жизни Гекльберри и Гаврика.

Учитель: Название повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» – это первая строчка стихотворения М. Лермонтова. Как вы думаете, почему Катаев именно так назвал свою книгу?

Ученик: Парус связан с мечтой, путешествиями, а путешествия с приключениями. Герои повести – мальчишки, жаждущие приключений, благородные и отважные следопыты. Достаточно вспомнить 2 главу «Море». Гуляя по безлюдному пляжу, Петя чувствует себя Робинзоном. Катаев пишет о нем: «У него был опытный проницательный глаз искателя приключений». В 11 главе мы видим Гаврика, встречающего рассвет на берегу моря. «Гаврик свободно мог спать с дедушкой в хибарке… Но какой же мальчик откажется от наслаждения лишний раз переночевать на берегу моря под открытым небом?» Герои повести, как парус из стихотворения Лермонтова, не ищут спокойствия, им нужно активное участие в этой жизни.

6. Вывод

Учитель: Какой вывод мы можем сделать после изучения отдельных глав повести В. Катаева?

 Ученик: В. Катаев в своей повести показал, отважных, благородных героев, которым свойственна романтика странствий и приключений. Также писатель заставил задуматься над вопросом, как мы становимся взрослыми.

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.