Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. В. В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Конспект урока по литературе в 6 классе
Тема: Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. В. В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В.В. Маяковского, проанализировать стихотворения "Хорошее отношение к лошадям" и "Необычайное приключение…", формировать навыки анализа лирического произведения.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с основными этапами биографии В.В. Маяковского.
Познакомить со стилем поэзии Маяковского, его новаторством.
Проанализировать стихотворения "Хорошее отношение к лошадям" и "Необычайное приключение…".
Определить темы, идеи и художественные особенности стихотворений.
Развивающие:
Развивать навыки анализа лирического текста.
Развивать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.
Развивать творческое мышление и воображение.
Развивать навыки работы с учебником и другими источниками информации.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к человеческому достоинству и сострадание к окружающим.
Формировать чувство прекрасного и интерес к поэзии.
Воспитывать культуру речи и умение слушать друг друга.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование:
Учебник литературы (В.Я. Коровина, 6 класс, 2023 г.).
Портрет В.В. Маяковского.
Раздаточный материал (тексты стихотворений, таблица для биографии).
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
2.Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя о поэзии начала XX века, ее особенностях и представителях.
Вопрос к классу:
Знакомы ли вы с творчеством В.В. Маяковского? Что вам о нем известно?
3.Изучение нового материала.
Биография В.В. Маяковского.
Краткий рассказ учителя о жизни и творчестве поэта.
Ребята, сегодня мы поговорим о Владимире Владимировиче Маяковском – ярчайшей и противоречивой фигуре русской поэзии XX века.
Маяковский – это не просто поэт, это целая эпоха, бурная и революционная, отраженная в его стихах. Родился он в Грузии, в семье лесничего, и с детства отличался сильным, бунтарским характером. Рано лишившись отца, он вместе с семьей переехал в Москву, где с головой окунулся в политическую жизнь. Он был увлечен марксизмом, участвовал в революционной деятельности, за что даже побывал в тюрьме.
Именно в тюрьме, по его собственным словам, и началась его поэзия. Он стал одним из лидеров русского футуризма – авангардного течения, которое отрицало старые традиции и провозглашало искусство будущего, искусство революции.
Маяковский был поэтом-трибуном, его стихи гремели со сцены, будоражили публику. Он писал лозунги, плакаты, агитки – он верил, что искусство должно служить народу, помогать строить новое общество. Его стихи, такие как "Левый марш", "Облако в штанах", "Владимир Ильич Ленин" - полны энергии, новаторства и страстного стремления к справедливости. Он экспериментировал с языком, создавал новые слова, использовал ритм, как молот, обрушивая его на слушателя.
Но за внешней бравадой и революционным пафосом скрывалась ранимая душа. В его стихах, особенно в поздних, звучат ноты разочарования, одиночества, тоски по любви.
Жизнь Маяковского трагически оборвалась в 36 лет. Обстоятельства его смерти до сих пор вызывают споры, но очевидно одно: ушел из жизни человек огромного таланта, чьи стихи продолжают волновать и вдохновлять нас и сегодня.
Маяковский – это поэт-революционер, поэт-новатор, поэт-трибун, поэт, который не боялся быть искренним и говорить правду, даже если она была горькой. Его творчество – это отражение бурного времени, в котором он жил, и сегодня оно остается актуальным и значимым. На следующих уроках мы более подробно изучим его стихи и попытаемся понять глубину и многогранность его поэтического мира.
Самостоятельная работа учащихся: составление хронологической таблицы по биографии на основе материала учебника (стр. 59-60).
Год | Событие |
1893 | Родился в селе Багдади (Грузия) |
1906 | Переезд в Москву |
1908 | Вступление в РСДРП(б) |
1911 | Поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества |
1912 | Публикация первого стихотворения |
1914 | Работа над плакатами "Окна РОСТА" |
1930 | Самоубийство в Москве |
Обсуждение составленных таблиц, проверка и дополнения.
Чтение и анализ стихотворения "Хорошее отношение к лошадям», стр. 60-62.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Первичное восприятие: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Анализ стихотворения по вопросам:
Какова тема стихотворения?
Кто является главным героем?
Как описывается лошадь? Какие чувства испытывает автор к ней?
Какие художественные приемы использует Маяковский (метафоры, олицетворения, рифма, ритм)?
Какова основная идея стихотворения?
Прослушивание аудиозаписи стихотворения "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче".
(стихотворение на карточках лежит на партах).
Первичное восприятие: что необычного произошло в этом стихотворении?
Анализ стихотворения по вопросам:
О чем это стихотворение?
Кто является главным героем, кроме автора?
Каким предстает солнце в стихотворении?
Какой разговор происходит между поэтом и солнцем?
Какова основная мысль этого произведения? Какова роль поэта, по мнению автора?
Какие художественные приемы использует Маяковский?
4.Закрепление изученного материала.
Дискуссия:
Чем стихотворения Маяковского отличаются от стихотворений других поэтов? (обратить внимание на язык, ритм, темы).
Сравнение стихотворений "Хорошее отношение к лошадям" и "Необычайное приключение…": что у них общего и в чем различия?
Творческое задание (по выбору):
Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.
Написать небольшое эссе о своем отношении к творчеству Маяковского.
5.Подведение итогов урока.
Обобщение изученного материала.
Выставление оценок.
6.Домашнее задание:
Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору).
Карточка
Стихотворение "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче":
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето.
Была жара,
жара стояла —
на даче было это.
Косматый двор взгромоздясь не в счёт,
и пух теряя злюче,
стоял я, обрызганный потом,
и думал — чем бы туче
заплакать в землю хоть одним
слезинком маленьким?
Но что я!
Тучи!
Я тоже солнце,
а должен солнце быть!
Я встал на холм.
Пустырь косой.
В деревне Крюково,
а может, и в другой.
И крикнул солнцу:
«Слезай!
довольно шляться в пекле!»
Я кликнул солнце:
«Дармоед!
облачься в облака — и в койку!»
Я кликнул солнце:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела,
здесь я буду жариться,
верней —
садись ко мне обедать!»
Какая-то темь в меня вошла,
в глазах помрачилось…
И вдруг я вижу —
шагает солнце
ко мне в гости само!
Идущим солнцем заливши луг,
в шагах робея,
но улыбаясь,
входит солнце в стих!
Я задохнулся,
сел на лавку —
боюсь не свалиться чтоб!
Потом, расправив складки век,
смотрю — не галлюцинация ль?
И, будто друга дорогого,
уже приветствую солнце я.
«В какое время,
говорю,
случилось быть тебе?
Поэзией ты солнце заслонило,
разлейся ж, солнце, на столе! »
Потеха!
Я позабыл про дело,
в поэзию вошедши,
сижу, болтаю с светилом,
про все дела на свете.
Сижу,
говорю,
про то, про это,
что плохо солнцу, что мне это!
«А ты,
говорю,
солнце мое!
Ты почему все лето
не светишь — заходяще,
а только жжешь одни лишь плети?»
«Ведь ты поэт, —
гомонит светило, —
слушай!
Зачем же я,
с лучами полными,
ходить лишь вкруг земли?
А я хотел бы, чтоб не хуже,
чем на земле моей,
появился в небе —
на каждой фабрике! »
«Давай, — кричу я, —
светом я залью,
как будто ночью темной,
всю землю эту —
на зло злодею! »
Мы сели рядом,
смеясь и воя,
про все дела,
большие и мелкие.
Я светом залил —
все до окошка!
Я солнцу говорю:
«Света, просто,
до смерти достать!
А ты как,
сгоришь,
как надоест —
смотреть, как ты,
в небе, жрешь салат?»
«Ну, — кричит солнце, —
и ты не бойся!
Мы солнце,
друг другу,
не можем быть врагами! »
И солнце
руку протянув ко мне,
как другу самому!
И я
от радости обмер —
как будто нету сил.
Так вот,
как просто
взять и стать
навек друзья с солнцем!
Пошла работа,
поэма высится!
Стихи,
за строчкою строчка,
наш мир
сделали чище!
С тех пор,
когда я
с солнцем сел в избе
забывши про землю,
в глаза смотря друг другу,
все лето
в доме
будет свет и смех!
Вот так
чудесно
солнце вошло в стих!
Селиванова Галина Геннадьевна