Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. В. В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

2
1
Материал опубликован 16 February

Конспект урока по литературе в 6 классе

Тема: Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века. В. В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В.В. Маяковского, проанализировать стихотворения "Хорошее отношение к лошадям" и "Необычайное приключение…", формировать навыки анализа лирического произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с основными этапами биографии В.В. Маяковского.

Познакомить со стилем поэзии Маяковского, его новаторством.

Проанализировать стихотворения "Хорошее отношение к лошадям" и "Необычайное приключение…".

Определить темы, идеи и художественные особенности стихотворений.

Развивающие:

Развивать навыки анализа лирического текста.

Развивать умение выражать собственное мнение и аргументировать его.

Развивать творческое мышление и воображение.

Развивать навыки работы с учебником и другими источниками информации.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к человеческому достоинству и сострадание к окружающим.

Формировать чувство прекрасного и интерес к поэзии.

Воспитывать культуру речи и умение слушать друг друга.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование:

Учебник литературы (В.Я. Коровина, 6 класс, 2023 г.).

Портрет В.В. Маяковского.

Раздаточный материал (тексты стихотворений, таблица для биографии).

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя о поэзии начала XX века, ее особенностях и представителях.

Вопрос к классу:

Знакомы ли вы с творчеством В.В. Маяковского? Что вам о нем известно?

3.Изучение нового материала.

Биография В.В. Маяковского.

Краткий рассказ учителя о жизни и творчестве поэта.

Ребята, сегодня мы поговорим о Владимире Владимировиче Маяковском – ярчайшей и противоречивой фигуре русской поэзии XX века.

Маяковский – это не просто поэт, это целая эпоха, бурная и революционная, отраженная в его стихах. Родился он в Грузии, в семье лесничего, и с детства отличался сильным, бунтарским характером. Рано лишившись отца, он вместе с семьей переехал в Москву, где с головой окунулся в политическую жизнь. Он был увлечен марксизмом, участвовал в революционной деятельности, за что даже побывал в тюрьме.

Именно в тюрьме, по его собственным словам, и началась его поэзия. Он стал одним из лидеров русского футуризма – авангардного течения, которое отрицало старые традиции и провозглашало искусство будущего, искусство революции.

Маяковский был поэтом-трибуном, его стихи гремели со сцены, будоражили публику. Он писал лозунги, плакаты, агитки – он верил, что искусство должно служить народу, помогать строить новое общество. Его стихи, такие как "Левый марш", "Облако в штанах", "Владимир Ильич Ленин" - полны энергии, новаторства и страстного стремления к справедливости. Он экспериментировал с языком, создавал новые слова, использовал ритм, как молот, обрушивая его на слушателя.

Но за внешней бравадой и революционным пафосом скрывалась ранимая душа. В его стихах, особенно в поздних, звучат ноты разочарования, одиночества, тоски по любви.

Жизнь Маяковского трагически оборвалась в 36 лет. Обстоятельства его смерти до сих пор вызывают споры, но очевидно одно: ушел из жизни человек огромного таланта, чьи стихи продолжают волновать и вдохновлять нас и сегодня.

Маяковский – это поэт-революционер, поэт-новатор, поэт-трибун, поэт, который не боялся быть искренним и говорить правду, даже если она была горькой. Его творчество – это отражение бурного времени, в котором он жил, и сегодня оно остается актуальным и значимым. На следующих уроках мы более подробно изучим его стихи и попытаемся понять глубину и многогранность его поэтического мира.

Самостоятельная работа учащихся: составление хронологической таблицы по биографии на основе материала учебника (стр. 59-60).

Год

Событие

1893

Родился в селе Багдади (Грузия)

1906

Переезд в Москву

1908

Вступление в РСДРП(б)

1911

Поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества

1912

Публикация первого стихотворения

1914

Работа над плакатами "Окна РОСТА"

1930

Самоубийство в Москве


Обсуждение составленных таблиц, проверка и дополнения.

Чтение и анализ стихотворения "Хорошее отношение к лошадям», стр. 60-62.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Первичное восприятие: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Анализ стихотворения по вопросам:

Какова тема стихотворения?

Кто является главным героем?

Как описывается лошадь? Какие чувства испытывает автор к ней?

Какие художественные приемы использует Маяковский (метафоры, олицетворения, рифма, ритм)?

Какова основная идея стихотворения?

Прослушивание аудиозаписи стихотворения "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче".

(стихотворение на карточках лежит на партах).

Первичное восприятие: что необычного произошло в этом стихотворении?

Анализ стихотворения по вопросам:

О чем это стихотворение?

Кто является главным героем, кроме автора?

Каким предстает солнце в стихотворении?

Какой разговор происходит между поэтом и солнцем?

Какова основная мысль этого произведения? Какова роль поэта, по мнению автора?

Какие художественные приемы использует Маяковский?

4.Закрепление изученного материала.

Дискуссия:

Чем стихотворения Маяковского отличаются от стихотворений других поэтов? (обратить внимание на язык, ритм, темы).

Сравнение стихотворений "Хорошее отношение к лошадям" и "Необычайное приключение…": что у них общего и в чем различия?

Творческое задание (по выбору):

Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.

Написать небольшое эссе о своем отношении к творчеству Маяковского.

5.Подведение итогов урока.

Обобщение изученного материала.

Выставление оценок.

6.Домашнее задание:

Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору).





















Карточка

Стихотворение "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче":


В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето.

Была жара,

жара стояла —

на даче было это.

Косматый двор взгромоздясь не в счёт,

и пух теряя злюче,

стоял я, обрызганный потом,

и думал — чем бы туче

заплакать в землю хоть одним

слезинком маленьким?

Но что я!

Тучи!

Я тоже солнце,

а должен солнце быть!

Я встал на холм.

Пустырь косой.

В деревне Крюково,

а может, и в другой.

И крикнул солнцу:

«Слезай!

довольно шляться в пекле!»

Я кликнул солнце:

«Дармоед!

облачься в облака — и в койку!»

Я кликнул солнце:

«Погоди!

послушай, златолобо,

чем так,

без дела,

здесь я буду жариться,

верней —

садись ко мне обедать!»

Какая-то темь в меня вошла,

в глазах помрачилось…

И вдруг я вижу —

шагает солнце

ко мне в гости само!

Идущим солнцем заливши луг,

в шагах робея,

но улыбаясь,

входит солнце в стих!

Я задохнулся,

сел на лавку —

боюсь не свалиться чтоб!

Потом, расправив складки век,

смотрю — не галлюцинация ль?

И, будто друга дорогого,

уже приветствую солнце я.

«В какое время,

говорю,

случилось быть тебе?

Поэзией ты солнце заслонило,

разлейся ж, солнце, на столе! »

Потеха!

Я позабыл про дело,

в поэзию вошедши,

сижу, болтаю с светилом,

про все дела на свете.

Сижу,

говорю,

про то, про это,

что плохо солнцу, что мне это!

«А ты,

говорю,

солнце мое!

Ты почему все лето

не светишь — заходяще,

а только жжешь одни лишь плети?»

«Ведь ты поэт, —

гомонит светило, —

слушай!

Зачем же я,

с лучами полными,

ходить лишь вкруг земли?

А я хотел бы, чтоб не хуже,

чем на земле моей,

появился в небе —

на каждой фабрике! »

«Давай, — кричу я, —

светом я залью,

как будто ночью темной,

всю землю эту —

на зло злодею! »

Мы сели рядом,

смеясь и воя,

про все дела,

большие и мелкие.

Я светом залил —

все до окошка!

Я солнцу говорю:

«Света, просто,

до смерти достать!

А ты как,

сгоришь,

как надоест —

смотреть, как ты,

в небе, жрешь салат?»

«Ну, — кричит солнце, —

и ты не бойся!

Мы солнце,

друг другу,

не можем быть врагами! »

И солнце

руку протянув ко мне,

как другу самому!

И я

от радости обмер —

как будто нету сил.

Так вот,

как просто

взять и стать

навек друзья с солнцем!

Пошла работа,

поэма высится!

Стихи,

за строчкою строчка,

наш мир

сделали чище!

С тех пор,

когда я

с солнцем сел в избе

забывши про землю,

в глаза смотря друг другу,

все лето

в доме

будет свет и смех!

Вот так

чудесно

солнце вошло в стих!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо! Вовремя увидела. Только у нас в 7классе такой урок.

17 February

Похожие публикации