Конспект урока по математике на тему «Вычитание вида 12 – » (1 класс)
Тема урока: «Вычитание вида 12 – ». Программа «Школа России», предмет «Математика», 1 класс, М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанович.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: составить таблицу вычитания для случаев вида 12 – и провести работу, направленную на ее запоминание; развивать умение решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
План урока:
№ п / п | Этапы мероприятия | Предполагаемое время |
1. | Организационный момент (приветствие, создание эмоционального настроя). | ≈ 2 минуты |
2. | Основная часть урока (актуализация знаний, самоопределение к деятельности, работа по теме урока, физкультминутка, закрепление изученного материала). | ≈ 40 минут |
3. | Заключительная часть (рефлексия, подведение итогов урока). | ≈ 3 минуты |
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | – Прозвенел звонок – начинается урок. Ты скорей, проверь, дружок, ты готов ли ты начать урок. | Проверяют готовность к уроку. |
2. | Актуализация знаний | – Начнем с устного счета. Я зазываю пример, а вы – ответ. 8 + 2 = 6 + 3 = 7 + 4 = 6 + 1 = 10 – 8 = 11 – 4 = 10 + 5 = 19 – 9 = 11 + 1 = – Устно решите задачу. Назовите пример и ответ. Кате 8 лет, а Коля на 3 года старше Кати. Сколько лет Коле? – Устно решите задачу. Назовите пример и ответ. Мама собрала 11 кг яблок, а Маша на 6 кг меньше. Сколько кг яблок собрала Маша? – Послушайте задачу. Курочка Ряба в первую неделю снесла 7 яиц, а во вторую – на 3 яйца больше. – Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие. – Устно решите задачу. Назовите пример и ответ. – Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. – Устно решите задачу. Назовите пример и ответ. | – 10. – 9. – 11. – 7. – 2. – 7 . – 15. – 10. – 12. – 8 + 3 = 11 (л.) Ответ: Коле 11 лет. – 11 – 6 = 5 (кг) Ответ: Маша собрала 5 кг яблок. Слушают. – Сколько яиц снесла курочка Ряба во вторую неделю? – 7 + 3 = 10 (яиц) Ответ: во вторую неделю курочка Ряба снесла 10 яиц. – Сколько всего яиц снесла курочка Ряба за эти две недели? 1). 7 + 3 = 10 (яиц) 2). 10 + 7 = 17 (яиц) Ответ: всего 17 яиц снесла курочка Ряба за две недели. |
3. | Самоопределение к деятельности | На доске записаны примеры: 12 – 2 – 1 = 12 – 2 – 2 = 12 – 2 – 3 = 12 – 2 – 4 = – Рассмотрите примеры. Что вы заметили? – Сколько всего вычитали из 12? – Как вычитали? – Почему удобнее сначала вычесть 2? – Устно решите примеры с объяснением. 12 – 2 – 1 = 12 – 2 – 2 = 12 – 2 – 3 = 12 – 2 – 4 = – Откройте учебник на странице 83. – Чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? | – В каждом примере вычитают из 12. – В первом примере – 3 , во втором – 4, в третьем – 5, в четвертом – 6. – В первом примере сначала вычли 2, а потом еще 1. Во втором – сначала 2, а потом еще 2. В третьем – 2, а потом еще 3. В четвертом – 2, а потом еще 4. – Потому что при вычитании 2 мы получаем 10 («волшебное число»), из которого удобно вычитать дальше. – Сначала из 12 вычитаем 2, получаем 10, а потом из 10 вычитаем 1, получаем 9. – Сначала из 12 вычитаем 2, получаем 10, а потом из 10 вычитаем 2, получаем 8. – Сначала из 12 вычитаем 2, получаем 10, а потом из 10 вычитаем 3, получаем 7. – Сначала из 12 вычитаем 2, получаем 10, а потом из 10 вычитаем 4, получаем 6. Открывают учебник. – Мы будем учиться вычитать из 12. |
4. | Работа по теме урока | – Рассмотрите рисунок в учебнике. Объясните, как по частям из 12 вычесть 4. – Посмотрите на таблицу слева. Назовите состав числа 12. – Рассмотрите примеры, записанные в рамке. Запишите примеры в тетрадь в столбик. Устное выполнение № 1 (страница 83). 7 = 2 + 6 = 2 + 8 = 2 + Устное выполнение № 2 (страница 83). – Объясните, как вычесть в первом случае? 1 2 – 6 = 6 2 4 – Объясните, как вычесть во втором случае? 1 2 – 6 = 6 6 6 Самостоятельно выполнение № 3 (страница 83) по вариантам. 1 вариант – верхняя строка, 2 вариант – нижняя строка. Проверка. | – Сначала вычтем 2, чтобы получилось 10. Осталось вычесть еще 2, так как 4 – это 2 и 2. 10 – 2 = 8. Значит, из 12 вычесть 4 – получится 8. – 12 – это 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7, 6 и 6. По ходу записи учащиеся комментируют примеры, объясняя два способа вычитания. 12 – 3 = 9 12 – 9 = 3 12 – 4 = 8 12 – 8 = 4 12 – 5 = 7 12 – 7 = 5 12 – 6 = 6 – 5. – 4. – 6. – Сначала вычтем 2, чтобы получилось 10. Осталось вычесть еще 4, так как 6 – это 2 и 4. 10 – 4 = 6. Значит, из 12 вычесть 6 – получится 6. – Так как 12 – это 6 и 6, если вычесть 6 – получится 6. 1 вариант: 12 – 2 – 3 = 7 13 – 3 – 5 = 5 8 + 7 – 10 = 5 2 вариант: 12 – 2 – 7 = 3 13 – 3 – 6 = 4 6 + 8 – 10 = 4 |
5. | Физкультминутка | Очень трудно так стоять – ножку на пол не спускать (стоят на одной ноге). И не падать, не качаться, за соседа не держаться. Повторение физкультминутки с поднятием другой ноги. | Выполняют задания физкультминутки. |
6. | Закрепление изученного материала | Работа по учебнику. № 4 (страница 83). Коллективное составление краткой записи задачи. – Сколько дисков с играми подарили Володе? – Сколько игр было на одном диске? – Сколько игр было на другом диске? – Что нужно узнать? 1 -й д. – 4 иг. ? 2 -й д. – ?, на 2 иг. > – Решите задачу самостоятельно. № 5 (страница 83). – Прочитайте задачу. – Какой вопрос можно поставить к этой задаче? – Решите задачу самостоятельно. № 6 (страница 83). – Выполните задание самостоятельно. 1). Найди число, которое на 2 меньше, чем число 9; 10; 12; 2. 2). Найди число, которое на 3 больше, чем число 6; 9; 10; 0. Работа в тетради на печатной основе. № 1, 2 (страница 42, над синей линией) – Выполните задания самостоятельно. | – 2. – 4 игры. – Неизвестно. Но есть подсказка, что игр было на 2 больше. – Сколько всего игр на этих дисках. Решают. Один ученик записывает решение и ответ на доске. 1). 4 + 2 = 8 (иг.) 2). 4 + 8 = 12 (иг.) Ответ: всего 12 игр. Самопроверка. Один ученик читает задачу. – Сколько мультфильмов посмотрели дети сегодня? Решают. Один ученик записывает решение и ответ на доске. 6 – 3 = 3 (м.) Ответ: 3 мультфильма. Выполняют задание. 1). 7; 8; 10; 0. 2). 9; 12; 13; 3. Выполняют задание. |
7. | Рефлексия. Подведение итогов урока | № ? (страница 83, под розовой линией) – устно. 12 – 5 = 12 – 8 = 12 – 3 = – Поднимите руки, кто доволен своей работой на сегодняшнем уроке? – Поднимите руки, кому требуется помощь? – С какими вычислительными приемами мы познакомились на сегодняшнем уроке? – Кто заполнил таблицу вычитания из числа 12? | – 7. – 4. – 9. Понимают руки. Понимают руки. – На сегодняшнем уроке мы учились вычитать из 12. Ответы учащихся. |