Урок - сказка «Вычитание вида 12 - ...» (Математика, 1 класс)
Технологическая карта урока. Математика. 1 класс.
Тема урока. Вычитание вида 12-….
Тип урока. Новая тема.
Цели: создать условия для ознакомления со случаями вычитания однозначных чисел из числа 12 с переходом через десяток; закрепления умений решать простые и составные задачи изученных видов; развития навыков счёта.
Оборудование урока: иллюстрации к сказке «Гуси- лебеди»
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
1 Самоопределение к деятельности. Организационный Момент. |
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. -Ребята, кто из вас любит сказки? Сегодня я приглашаю вас в одну из них. А в какую, мы сейчас узнаем. |
Подготовка класса к работе. |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности. |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Устный счёт. 1.Весёлые задачки. А) Пять щенят плюс мама- лайка. Сколько будет, сосчитай- ка. Б) Шесть грибов нашёл Вадим, А потом ещё один. Вы ответьте на вопрос: Сколько он принёс грибов? В) Что подарил нам сосновый бор? Восемь маслят и один мухомор. Сколько всего грибов? Г) Три ромашки- желтоглазки, Два весёлых василька Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете? Д) Три яблока. Одно сорвать Ручонка так и тянется. Но прежде надо сосчитать- А сколько же останется? -Как называется сказка? Прочитайте. Вот мы ив сказке. А какая вы думаете, это будет простая сказка или математическая? 2. Состав числа 12. - Помните главных героев сказки? - А жили они в деревне вот в этом домике. Чтобы нас приняли братец Иванушка и сестрица Алёнушка, нам нужно заполнить этот домик. |
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Фронтальная работа - 6- гу - 7- си - 9- ле -5- бе - 2- ди - Гуси- лебеди. - Конечно, математическая, ведь у нас- урок. - Братец Иванушка и сестрица Алёнушка. 12- 9 и 3 12- 8 и 4 12- 7 и 5 12- 6 и 6 |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи. |
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. - Ребята, как вы думаете, зачем мы вспомнили состав числа 12? - Кто- нибудь догадался какая будет тема нашего урока? |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
- Будем вычитать однозначные числа от числа 12. |
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;логические - формулирование проблемы |
4. Работа по теме урока. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Помните, ребята, как гуси- лебеди унесли братца? -Побежала девочка искать его, она просила помощи у речки, у печки, у яблони. -Но прежде чем помочь девочке, они просили её исполнить их желания. Девочка спешит, торопится, ей трудно выполнить эти задания. А нас много, давайте поможем девочке. А в конце урока мы узнаем, спаслись ли дети от гусей- лебедей и Бабы- Яги. -Итак первое задание. - Бросилась девочка догонять гусей- лебедей. Бежала, бежала, увидела- стоит печка. - Что спросила девочка у печки? - А печка в ответ- Выполни моё задание- скажу. - Некогда мне, надо братца выручать. - Давайте поможем девочке выполнить задание печки. - В печке 12 пирожков, она хочет дать Алёнушке 4, как можно отнять от 12 число 4. |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). - Печка- матушка, скажи, куда гуси- лебеди полетели? ( Дети объясняют способы вычитания) (Остальные варианты решаются на доске с комментированием: 12- 3, 12- 5, 12- 6, 12- 7, 12- 8, 12- 9). |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование,логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Физкультминутка. |
Аист, аист длинноногий Покажи домой дорогу: Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова правою ногой, Снова левою ногой, После правою ногой, После левою ногой. Вот тогда придёшь домой! |
(Выполняют упражнения) |
|
6.Решение задач. |
Организуется деятельность с применением уже имеющихся знаний. - Побежала девочка дальше. Стоит перед ней яблоня. - Яблоня – матушка, скажи, куда гуси- лебеди полетели? - А Яблоня в ответ. - Некогда мне, я дальше побегу. - Давайте выручать Алёнушку. Девочка собрала с дерева яблочки, но яблочки эти не простые, математические. Нам нужно решить задачу, которая записана на них. - О чём задача? - Что известно? - Что нужно найти? - Сможем сразу ответить на вопрос задачи? - Почему? - Что нужно найти сначала? - Какое действие выберем для этого? - Каким действием найти сколько всего? - Побежала Алёнушка дальше, повстречалась ей молочная река. - Речка, скажи, куда гуси- лебеди полетели? - Выполни моё задание- скажу. - Некогда мне, надо братца выручать! -Давайте поможем девочке. - Назовите, какую фигуру надо поставить в свободное место? - Как одним словом можно назвать все эти фигуры? |
- Выполни моё задание- скажу. ( Учащиеся читают задачу на яблочках) - О играх. - На одном диске- 4 игры На другом- ? на 2игры больше. - Сколько всего игр на двух дисках. (Записывают условие, решение и ответ задачи) 4+2=6(и.) 4+6=10(и.) Ответ: 10 игр. - Пятиугольник. - Многоугольники. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
7. Логическое задание |
- Долго девочка бегала по полям, по лесам. Вдруг видит стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. А на крыше её сидят гуси- лебеди. - Ребята, вы догадались сколько гусей- лебедей сидят на крыше избушки? |
- 4. (8 пар лап) |
|
8. Самостоятельная работа. |
- Видит девочка братец Иванушка сидит возле окошка. Подхватила она братца и побежала. А Баба – Яга за ними в погоню гусей- лебедей отправила. А чтобы они не догнали сестру и брата, нам нужно быстро решить примеры №3. - Вот их укрыла Речка- матушка. - Потом Яблонька. - В конце- Печка спрятала их. - Так и улетели Гуси- лебеди ни с чем. - Поменяйтесь тетрадками и проверьте друг друга, а тем временем Алёнушка со своим братцем домой вернуться. |
12-2-3=7 13-3-5=5 12-2-7=3 13-3-6=4 8+7-10=5 6+8-10=4 |
|
9. Рефлексия деятельности (итог урока). |
Организует рефлексию. - Ребята, как вы считаете, сумели мы помочь героям сказки? - Алёнушка и её братец благодарят вас за помощь. Вы проявили себя с хорошей стороны, доказали, что на вас можно положиться в трудную минуту. А ещё вы отлично поработали на уроке и показали отличные знания в математике. - Какую работу выполняли сегодня на уроке? - Что было самым трудным? - Какая работа понравилась больше всего? |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. - Научились вычитать однозначные числа из числа 12 с переходом через десяток. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
МБОУ «Яшкульская средняя общеобразовательная школа»
Гуси- лебеди
Урок- сказка
по математике
в 1 классе
Учитель начальных классов
Горяева Н.П.