Конспект урока математики в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1
0
Материал опубликован 11 April 2016

Конспект урока в 5 классе.

Автор: Зуева Ирина Петровна, учитель математики филиала МБОУТСОШ №1 в с.Полетаево

 

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Продолжительность урока: 45 минут.

Учебник: «Математика. 5 класс», И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович

На уроке применяются элементы следующих современных образовательных технологий:

Игровые технологии, групповые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационные компьютерные технологии

Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления материала.

Место темы по планированию:

при 5 часах в неделю на изучение математики по учебному плану на тему «Сложение и вычитание десятичных чисел» программой предусмотрено 3 часа.

 

Цель  урока: ввести правило сложения и вычитания десятичных дробей; формировать умение складывать и вычитать десятичные дроби.

Задачи:

- личностные

проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению

- метапредметные

оценивать правильность выполнения действий

работать по предложенному учителем плану

развивать устную и письменную математическую речь

- предметные научиться складывать и вычитать десятичные дроби

Тип урока Урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся Фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения:

- по источникам знаний: словесные, наглядные;

- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

- относительно характера познавательной деятельности: поисковый, частично репродуктивный.

Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, системность.

Оборудование: доска, ноутбук, проектор, экран, показ презентации, учебники по математике .

Дидактические средства: ЦК ЭОР, ФЦИОР.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (табл.1)

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.Организационный этап

 

Приветствие учащихся, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять.

Учитель мотивирует учащихся на изучение темы.

Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока.

Регулятивные:

-Организация  своего рабочего  места.

3

2.Проверка домашнего задания

  Организует взаимопроверку домашнего задания. Отвечает на вопросы учеников, разбирает задания с которыми они не справились.

Взаимопроверка домашнего задания.

Задают вопросы по тем заданиям, которые вызвали затруднения.

Коммуникативные:

-Прогнозирование, сравнение и

анализ, наблюдение и опровержение неверных решений

-Умение  вступать в диалог (задавать, отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

3

3.Актуализация знаний

Слайд 3-4 Ресурс 8

https://drive.google.com/open?id=0BwNm4fiCugBtOEx1OW9KOXRRRGc

Слайд 3.

1.Прочитайте числа:  

6,357;  0,05;  2,8;  301,509.

2.Сравните дроби:

 а) 3,9 и 2,68;  

б)9,80 и 9,8;  

в) 0,62 и 0,135;  

г)0,562 и 0,7.

3.Выразите в сантиметрах:

 

6, 75 м;

 5 дм;

0,3 м;  

28,5 дм.

Слайд4

4.Задача:  Апельсины стоят 85,56р, а бананы 58,24р за килограмм. Сколько стоит 1 кг апельсинов и 1 кг бананов вместе? На сколько дороже 1 кг апельсинов, чем1 кг бананов ?

-Какое задание нужно выполнить?

-Почему у вас возникло затруднение?

-Что нам предстоит сегодня выяснить?

-Какая же будет тема урока?

-Абсолютно верно.

-А теперь давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока.

-Запишите тему урока в тетрадь.

Читают

Сравнивают

3,9 >2,68;    

9,80 = 9,8;      

0,62 > 0,135;    

0,562 < 0,7.

Выражают

675 см;

50 см;

30см

285 см.

У детей возникает затруднение.

Сложить десятичные дроби, выполнить вычитание десятичных дробей.

Не знаем алгоритм сложения десятичных дробей.

Нам предстоит выяснить, как складывать и вычитать десятичные дроби.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Узнать правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

Записывают тему урока.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Постановка цели учебной задачи, планирование этапов решения задачи.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные:

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом, нравственно-этическое оценивание.

7

4.Формирование новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5. Ресурс 1

Сложение десятичных дробей

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2768b764-5764-48d1-845a-3d3d684d71a6/42_1_1nm.ppt)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6. Ресурс 2

Вычитание десятичных дробей

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd54c53e-cbc4-4b5a-ab12-5b4bfeec7868/42_2_1nm.ppt)

 

 

 

Слайд 7. Ресурс 3

Конспект по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/500acc0d-8c8f-4bec-92b3-064c2a831523/%5BM56-5-06%5D_%5BPK_05%5D.swf)

-Подумайте отличается ли правило сложения десятичных дробей от правила сложения натуральных?

-Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, выполним № 703 из учебника.

Демонстрация ЭОР на экране.

-Если вы все выполнили правильно, то ваш вывод будет таким.

-Давайте сформулируем его.

-Совершенно верно.

А теперь еще раз посмотрим Как выполняется сложение десятичных дробей

Демонстрация ЭОР на экране

-А как вы думаете отличается ли правило вычитания десятичных дробей от правила вычитания натуральных?

Найдите разность: 4,78-2,54.

Демонстрация ЭОР на экране.

-Вы правы. Правило аналогичное.

-Давайте его сформулируем.

-Молодцы.

Для первичного закрепления нового материала учитель с помощью ЭОР показывает на конкретных примерах применение правила, используя фронтальную беседу;

задает наводящие вопросы;

демонстрирует по необходимости наводящие подсказки.

Повторим правило сложения и вычитания десятичных дробей

У детей возникает затруднение.

Выполняют в тетрадях №703(вычисляют и сравнивают результаты каждой пары, предварительно слагаемые вносят в таблицу разрядов).

56 и 5,6;

683 и 6,83;

582 и 0,582.

Сложение десятичных дробей, так же как и сложение натуральных чисел, выполняется поразрядно.

Думаем, что аналогично сложению.

Записывают пример в тетрадях

4,78

- 2,54

2,24

Вычитание десятичных дробей, так же как и сложение натуральных чисел, выполняется поразрядно.

Фиксируют решения примеров; воспринимают содержание наводящих подсказок, осознают их, делают выводы.

Включаются в самостоятельную деятельность, работая и общаясь в парах «учитель-ученик»

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Структурирование знаний.

Подведение под понятие.

Регулятивные:

Целеполагание, выдвижение гипотез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости).

Личностные:

Проявление терпения и аккуратности при заполнении таблицы.

8

4.Физминутка.

Слайд 8. Ресурс 4

http://videouroki.net/files/superfizmin.zip

А сейчас пригласим к нам ученика, который проведет с вами физминутку. Слушаем внимательно и повторяем за ним

Слушают и выполняют упражнения.

Активизация условий, способствующих созданию здоровьесберегающей среды в школе посредством физминуток

2

5.Закрепление новых знаний и умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10. Ресурс 5

Математический диктантhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b675c841-a7f8-4b78-a17e-3bef3815017e/42_3_md%282%29.ppt

Слайд 9.

А теперь давайте вернемся к задаче, которую мы затруднились выполнить в начале урока.

4.Задача : Апельсины стоят 85,56р, а бананы 58,24р за килограмм. Сколько стоит 1 кг апельсинов и 1 кг бананов вместе? На сколько дороже 1 кг апельсинов, чем1 кг бананов ?

-Теперь мы с вами знаем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

-Кто желает решить эту задачу у доски?


 

Решение упражнений по учебнику.


 


 


 

№705(а, б, в, г)


 


 


 


 


 


 

№710(а,б,в)


 

Учитель показывает работу модуля ЭОР через проектор, работа ведется коллективно;

Желающий ученик выходит и выполняет задачу у доски, комментируя решение.

85,56

+58,24

143,70 (р.)

85,56

-58,24

27,32(р.)

Ответ: 143,7р., на 27,32р.

Остальные работают в тетрадях. Проверяют, исправляют возможные ошибки.

Желающий ученик решает их в столбик у доски с проговариванием алгоритма.

Решение №705

а) 272,30 б) 15, 000

+ 34,15 + 8,009

306,45 23,009

в) 78,7800 г) 42,00

+ 0,0078 + 3,08

78,7878 45,08

Решение №710

а) 43,57 б) 56,00

- 18,4 - 12,25

25,17 43,75

в) 37,182

- 5,900

31,282

В результате индивидуальной работы контролируют свой результат, при ошибочном ответе ресурсы модуля позволяют «подходить» к каждому заданию много раз

анализируют и дают оценку своей деятельности.

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия,

анализ и синтез объектов.

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог,

коллективное обсуждение при необходимости.

12

6.Самостоятельная работа на компьютере.

Слайд 11. Ресурс 6

http://school-assistant.ru/?predmet=matematika&theme=slozenie_desatichnix_chisel

Предлагает открыть страницу заданного сайта и выполнить два задания. Учитель консультирует в случае необходимости.

Выполняют по два человека задание 1 и задание 2 на компьютере, проверяют ответы.

Выполните сложение:

а)    27,35  +  24,045     =      

б)    33,29  +  17,001     =      

в)    44,05  +  93,55     =      

г)    28,46  +  261,046     =      

Выполняют

Выполните вычитание:

а)    39,35  –  24,065     =      

 б)    75,79  –  41,091     =      

в)    24,66  –  13,77     =      

г)    27,28  –  1,33     =      

Записывают количество правильных заданий.

Регулятивные:

Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено

10

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ресурс 7

Задания для проверки по теме: «Сложение вычитание десятичных дробей» -3

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c796f805-4892-444b-bf3b-bd5a6dfbc3b6/%5BM56_5-06%5D_%5BQS_06-03%5D.html)

Демонстрация ЭОР на экране

Проводит первичную диагностику уровня освоения учащимися новых знаний;

обращает внимание на результат достижения целей и задач урока, на решение проблемной ситуации;

анализирует работу учащихся с практическими и контрольными модулями, учитывая их самооценку выставляет некоторым ребятам оценку.

Вот и подошел к концу наш урок.

Интересное и меткое сравнение принадлежит Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».

Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу поляну жёлтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными.

Воспроизводят правила сложения и вычитания десятичных дробей;

оценивают свой уровень усвоения нового материала;

проводят коррекцию ошибок.

Учащиеся крепят свои цветочки на доску

Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: Оценка своей деятельности в рамках урока.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, личностное самоопределение

4

7.Домашнее задание

 

Определяет объем и содержание дифференцированной домашней работы (номера из учебника);

намечает план совместных действий, распределяя объем работы индивидуально и в группе;

инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.

Проанализировав уровень усвоения новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его.

 

3

Приложение к плану-конспекту урока

Сложение и вычитание десятичных дробей


 

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Сложение десятичных дробей

Практический ресурс

модель

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2768b764-5764-48d1-845a-3d3d684d71a6/42_1_1nm.ppt)

2

Вычитание десятичных дробей

Практический ресурс

модель

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd54c53e-cbc4-4b5a-ab12-5b4bfeec7868/42_2_1nm.ppt)

3

Конспект «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Иллюстрация

модель

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/500acc0d-8c8f-4bec-92b3-064c2a831523/%5BM56-5-06%5D_%5BPK_05%5D.swf)

4

Физминутка

 

Анимированный ролик

http://videouroki.net/files/superfizmin.zip

5

Математический диктант

Практический ресурс

презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b675c841-a7f8-4b78-a17e-3bef3815017e/42_3_md%282%29.ppt

6

Самостоятельная работа на компьютере.

Практический ресурс

презентация

http://school-assistant.ru/?predmet=matematika&theme=slozenie_desatichnix_chisel

7

Задания для проверки по теме: «Сложение вычитание десятичных дробей» -3

Практический ресурс

презентация

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c796f805-4892-444b-bf3b-bd5a6dfbc3b6/%5BM56_5-06%5D_%5BQS_06-03%5D.html)

8

Презентация к уроку «Сложение вычитание десятичных дробей»

Практический ресурс

презентация

https://drive.google.com/open?id=0BwNm4fiCugBtOEx1OW9KOXRRRGc

Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку:

Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ «Математика. 5 класс», И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.-15-е издание., стер. – М.: Мнемозина, 2014.-270 стр.

Математика5-6 кл.:Методическое пособие для учителя /И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович - М.: Мнемозина,2014.- 120стр

Преподавание математики в 5 и 6 классах/ В.И.Жохов – М.: Мнемозина, 2007

Презентация к уроку

http://school-collection.edu.ru/

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации