Урок по математике в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Алексеева Тамара Александровна,
учитель МБОУ «СОШ с. Петрунь»,
Республики Коми, г. Инта, с. Петрунь
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей (Слайд 1)
5 класс «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»»
Цели урока: (Слайд 2)
повторить и обобщить изучаемый материал;
контроль за уровнем усвоения материала, научить учащихся оценивать свои знания;
воспитывать чувство коллективизма, прививать умения выслушать других;
тренировка внимания, памяти, расширение кругозора.
Задачи урока: (Слайд 2)
Образовательные
1. Закрепить знание правил по данной теме.
2. Формировать умения и навыки работы над операциями сложения и вычитания десятичных дробей.
Развивающие
1. Развивать познавательный интерес к предмету.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные
1. Воспитывать патриотизм и любовь к родному городу.
2. Прививать учащимся навык самостоятельной работы, работы в группе.
3. Воспитывать настойчивость в достижении цели.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. (Слайд 3)
Вид урока: урок с применением ИКТ и ЦОР.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная; устная, письменная.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование. (Слайд 3)
1. Мультимедийная презентация с заданиям. (Электронное приложение ).
2. ЭОР и ЦОР педагогических порталов Министерства образования РФ. (Приложение «Модуль ОМС»)
3. ПК, проектор, интерактивная доска.
4. Карточки с заданиями.
Программное обеспечение.
ОМS – проигрыватель для ОС Windows
Литературные источники, использованные при подготовке к уроку.
1. “Математика 6 класс” Н.А. Виленкин, Москва, Просвещение, 2005г.
2. “Дидактические игры на уроках математики”, 2006 г.
3. http://fcior.edu.ru
4. http://files.school-collection.edu.ru
Презентация к уроку.
План урока: (Слайд 4,5)
Этап урока. Форма работы. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся.
I. Организационный момент.
1.Сообщение темы и постановка целей урока – (1 мин. )
2.Актуализация знаний учащихся – (9 мин)
Фронтальная
(блиц - опрос) Учитель задает вопросы Обучающиеся отвечают – (2 мин)
Фронтальная
(устный счет) Учитель дает рекомендации по выполнению задания.
Обучающиеся по цепочке решают примеры, передвигая на интерактивной доске карточки с ответами.( 4 мин.)
Исторический материал – (3 мин )
II. Операционно-деятельностная часть.
Работа с учебником – (6 мин)
Работа с использованием ИКТ (6 мин.)
Физкультминутка (2 мин)
Индивидуальная самостоятельная работа с дифференцированными заданиями.(5 мин)
Работа с учебником – (3 мин)
Сказка Обыкновенные и десятичные дроби» , (flach player) (2 мин)
Формируются группы по вариантам на ПК (7 мин):
дает задание 1 группе и предлагает приступить к решению карточек.
дает задание 2 группе и предлагает приступить к решению карточек.
дает задание 3 группе и предлагает приступить к решению карточек.
Высказывают свои мнения по решению карточек.
III. Рефлексивно-оценочная часть. (2 мин)
1. Подведение итогов урока- 1 мин.
2. Домашнее задание-1 мин.
IV. Окончание урока (2 мин)
Ход урока.
Организационный момент.(1 мин)
1. Тема урока записана на доске. Учащимся сообщается план урока.
2. Вопросы: (2 мин)
1. Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
2.Сформулируйте правило вычитания.
3. Устное задание. (задания на слайде презентации) (Слайд 6,7) (4 мин)
Вычислите:
7,4 + 3,2;(Игорь) 5,3 + 1,3;(Маша) 2,65 + 0,25;(Диана)
9,5 - 4,3;(Настя) 7,5 - 1,4;(Тася) 6,25 - 2;(Максим)
8 + 2,4;(Валя) 10,9 - 5,7;(Максим) 3,3 + 1,5;(Валя)
59,1 - 27;(Лена) 7,7 - 5,1;(Петя) 12,35 + 2;(Петя)
18,6 + 4,2;(Денис) 7,19 -7,08;(Игорь) 17 - 1,3;(Лена)
1,37 + 3,7;(Диана) 0,863 - 0,563;(Лена) 24,45 – 14.(Денис)
Сравнить: какие числа можно поставить в окошки, чтобы неравенство было верным?
2, 1 < 2,02
6,423 > 6,48
0,39826 < 0,3845
1,892 < 1,0765
4,58 > 4,593
5,683 > 50,61
4. Исторический материал.(3 мин)
Двое учащихся делают сообщения из истории дробей, подготовленные дома.
Сообщение Филипповой Валентины.
Первое понятие дроби появилось в Древнем Египте много веков назад. В русском языке это слово появилось лишь в 8 веке. Происходит слово «дробь» от слова «дробить, разбивать, ломать на части». В первых учебниках дроби назывались «ломанные числа». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; дробная черта появилась в записи дробей лишь около 300 лет назад. Название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый-математик Максим Пеануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.
Сообщение Рочевой Дианы.
Развитие промышленности и торговли, науки и техники требовали все более громоздких вычислений, которые с помощью десятичных дробей легче было выполнять. Широкое применение десятичные дроби получили в XIX веке после введения тесно связанной с ними метрической системы мер и весов. Например, в нашей стране в сельском хозяйстве и промышленности десятичные дроби и их частный вид – проценты – применяются намного чаще, чем обыкновенные дроби.
Исторически дроби возникли в процессе измерения.
В основе любого измерения всегда лежит какая-то величина (длина, объем, вес и т.д.). Потребность в более точных измерениях привела к тому, что начальные единицы меры начали дробить на 2, 3 и более частей. Более мелкой единице меры, которую получали как следствие раздробления, давали индивидуальное название, и величины измеряли уже этой более мелкой единицей. Так возникали первые конкретные дроби как определенные части каких-то определенных мер.
Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.
Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.
Примерно в III веке н.э. десятичный счет распространился на меры массы и объема. Тогда и было создано понятие о десятичной дроби, сохранившей, однако метрологическую форму. Например, в Китае в Х веке существовали следующие меры массы: 1лан = 10 цянь = 102 фэнь = 103 ли = 104 хао = 105 сы = 106 хо.
Целую часть стали отделять от дробной особым иероглифом«дянь» (точка).
Полную теорию десятичных дробей дал узбекский ученый Джемшид Гиясэддин ал-Каши в книге " Ключ к арифметике", изданной в 1424 году, в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов.
В конце XVI века мысль записывать дробные числа десятичным знакам пришла некому Симону Стевину из Фландрии. В своей книге "Десятая" (1585 г.) он излагает теорию десятичных дробей и предлагает писать цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их.
II. Операционно-деятельностная часть.
Работа с книгой.(6 мин)
A). Примеры № 1009
а) 241,1 – (16,7 – 2,41) + 11,9; (Валя)
б) (1956 – 421,28) – (678,4 – 29). (Лена)
B). Задача № 1014
Общая масса трех кочанов капусты, представленных на выставке, 26,67 кг. Один из кочанов весил 6,87 кг, другой на 1,55 кг больше. Сколько весил третий кочан капусты? (Диана)
Задание с использованием ПК (задания на слайде 8 презентации) .(6 мин)
А) Учитель: Вася решал примеры на сложение и вычитание десятичных дробей, но так как очень торопился гулять, забыл поставить запятые. Давайте поможем Васе исправить его ошибки. (3 мин)
(ученики выполняют задания на листочках)
38+32=7 436 - 236=2
3+208=508 53 - 24=506
62+17=637 57 – 4 =17
Запишите их в тетрадь, поставив в нужном месте запятые.
В). Эстафета «Получи слово» (задания на слайде 9 презентации) .(4 мин)
Необходимо решить уравнение и выбрать правильный ответ.
1)47,45 + х = 78,57;(Денис) 3) 7 – у = 1,5(Настя)
2)у + 0,896 = 2,07;(Игорь) 4) 3,74 – х = 0,25;(Лена)
5)х - 5,26 = 3,04;(Максим)
К = 31,12; Р = 29,15;
О = 1,174; У = 1,17;
Д = 10,15; С = 8,3;
Н = 8,2; К = 5,5;
А = 3,49; Е = 0,53.
(Коска – в переводе на русский язык - запятая).
3. Физкультминутка.(2 мин)
4. Самостоятельная работа.(5 мин)
Ученикам даются карточки с цепочкой примеров. Решив пример, дети узнают некоторые исторические факты. Сильным учащимся дается две карточки, слабым – одна.
5. Работа с учебником.(3 мин)
1) № 1004
Расположите десятичные дроби в порядке возрастания:
5,6; 7,6; 0,7; 0,02; 5,06.
№ 1010
Округли до сотых: 4,7856; 2,603; 0,9372.
Сказка Обыкновенные и десятичные дроби» , (flach player) (2 мин)
7. Задания по таблице. Работа в группах Задание с использованием ПК (задания на слайде 10 презентации). (7 мин)
а) карточка № 1
Номер задания |
р |
к |
ы |
и |
н |
т |
я |
ш |
1 |
10,7 |
11,44 |
9,05 |
14,75 |
13,47 |
18,5 |
15,85 |
15 |
2 |
28 |
8,984 |
89,84 |
27,9 |
25,2 |
28,891 |
30,74 |
29 |
3 |
65,6 |
65,2 |
70,6 |
56,5 |
45,9 |
62,8 |
64,5 |
50 |
4 |
104,44 |
87,45 |
94,44 |
54,21 |
100 |
179,56 |
42,9 |
30 |
5 |
8 |
5,6 |
14,8 |
5,1 |
6,3 |
7,8 |
7 |
4,4 |
6 |
3,76 |
3,0076 |
37,6 |
376 |
3,076 |
0,3076 |
0,057 |
0,04 |
7 |
180,7 |
195,4 |
108 |
185,8 |
189,5 |
170,8 |
187,2 |
180 |
8 |
3,29 |
2,37 |
5 |
4,95 |
4,2 |
3,17 |
3,27 |
4,05 |
4,9 + 10,95 =
37,5 – 8,609 =
Решить уравнение: х – 27,5 = 38,1
Решить уравнение: 137 – х = 42,56
В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м – над водой. Какова глубина реки?
Запишите число, состоящее из 3 сотых и 76 тысячных.
В первый день автомобиль проехал 238,4 км, во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
4,2 – (0,08 + 1,75) =
Каждое задание определяет букву. Ученики должны прочитать название растения.
б) карточка № 2 (слайд 11)
Номер задания |
к |
т |
и |
я |
с |
ч |
1 |
38,21 |
31,489 |
49,5 |
85,56 |
39,12 |
40,821 |
2 |
50,12 |
9,217 |
46,69 |
67,5 |
127,34 |
133,04 |
3 |
2,2 |
1,43 |
0,8 |
2,15 |
1,57 |
0,97 |
4 |
8,25 |
7,5 |
9,27 |
10,5 |
8,2 |
9,15 |
5 |
209,9 |
210,7 |
219,8 |
221,5 |
220 |
205 |
6 |
1,4 |
3,38 |
0,52 |
5 |
1,2 |
3,02 |
35,85 + 4.971 =
125,19 – 78,5 =
Решить уравнение: х – 0,07 = 1,5
Решить уравнение: 9 – у = 1,5
Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса – на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал пятый класс?
6. Скорость лодки в стоячей воде 3.2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.
в) карточка № 3 (слайд 12)
Номер задания |
ь |
н |
о |
л |
п |
ы |
1 |
4,946 |
5,801 |
9,446 |
8,36 |
9,77 |
9,41 |
2 |
5,06 |
3,24 |
3,44 |
4,04 |
5,16 |
5,42 |
3 |
10,74 |
0,67 |
11,456 |
12,86 |
10,86 |
9,24 |
4 |
100,4 |
179,56 |
85,6 |
100,36 |
89,4 |
94,44 |
5 |
9,81 |
3,89 |
4,11 |
5,12 |
10,1 |
8,09 |
6 |
30,85 |
24,9 |
34,55 |
30,15 |
32,515 |
29,4 |
4,41 + 5,36 =
5,24 – 1,8 =
Решить уравнение: х – 11,3 = 1,56
Решить уравнение: 137 – х = 42,56
Бревно длиной 6,85 м распилили на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.
Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг.
8. Высказывают свои мнения по решению карточек.
III. Рефлексивно-оценочная часть.(2 мин)
А) Выставление оценок за урок.
Б) Задание на дом.
Домашняя контрольная работа.
Вариант № 1.
1. Вычислите выражение: (4,8 + 3,4) - (5,2 - 3,9).
2. Вычислите выражения и ответ округлите до десятых:
4,57 + 12,16; 18,35 + 6,03;
16,2 - 12; 43 - 40,2.
Сравните: 2,4 и 2,7; 3,25 и 3,145.
Найдите значение выражения: 4,92 - (а – 2,3), при а = 2,54.
Вариант № 2.
Вычислите: 4,15 + 8,42 + (5,85 - 3,42).
Вычислите, ответ округлите до десятых:
4,07 + 12,92; 2,3 + 20,81;
49,82 - 49; 4,208 - 3.
Сравните:
0,01 и 0,0101; 15,042 и 15,0419.
Найдите значение выражения: (14,72 + в ) - 0,991, при в =3,56.
Вариант № 3.
1. Вычислите: (2,68 + 3,15) - 1,68.
2. Вычислите, ответ округлите до десятых:
4,03 + 18,4; 5,97 + 36,4;
27,9 - 8; 15 - 0,8.
Сравните: 4,01 и 4,009; 0 и 0,014.
Найдите значение выражения: а +7,001+13,02, при а =0,509.
Вариант № 4.
1. Вычислите: 18,36 + 4,04 - (12,36 - 5,96).
2. Вычислите, ответ округлите до десятых:
42,79 + 21,7; 0,21 + 6;
- 15,01; 152 - 150,9.
3. Сравните: 0,48 и 0,4499; 7,59 и 7,591.
4. Найдите значение выражения 3,54 + в - 29,501, при в =20,23.
IV. Окончание урока.(2 мин)
Притча (Слайд 13). Шел мудрец, а навстречу ему три человека ,которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: « Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: « А что ты делал целый день?», и тот ответил: « А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как первый человек?
- Кто работал добросовестно?
- Кто принимал участие в строительстве храма?
7
Уракова Валентина Павловна