Урок по математике в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1
1
Материал опубликован 29 October 2016 в группе


 

Алексеева Тамара Александровна,

учитель МБОУ «СОШ с. Петрунь»,

Республики Коми, г. Инта, с. Петрунь

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей (Слайд 1)

5 класс «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»»

Цели урока: (Слайд 2)

повторить и обобщить изучаемый материал;

контроль за уровнем усвоения материала, научить учащихся оценивать свои знания;

воспитывать чувство коллективизма, прививать умения выслушать других;

тренировка внимания, памяти, расширение кругозора.

Задачи урока: (Слайд 2)
Образовательные
1. Закрепить знание правил по данной теме.
2. Формировать умения и навыки работы над операциями сложения и вычитания десятичных дробей.

Развивающие
1. Развивать познавательный интерес к предмету.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные
1. Воспитывать патриотизм и любовь к родному городу.
2. Прививать учащимся навык самостоятельной работы, работы в группе.
3. Воспитывать настойчивость в достижении цели.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. (Слайд 3)
Вид урока: урок с применением ИКТ и ЦОР.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная; устная, письменная.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование. (Слайд 3)
1. Мультимедийная презентация с заданиям. (Электронное приложение ).
2. ЭОР и ЦОР педагогических порталов Министерства образования РФ. (Приложение «Модуль ОМС»)
3. ПК, проектор, интерактивная доска.
4. Карточки с заданиями.
Программное обеспечение.
ОМ
S – проигрыватель для ОС Windows
Литературные источники, использованные при подготовке к уроку.
1. “Математика 6 класс” Н.А. Виленкин, Москва, Просвещение, 2005г.
2. “Дидактические игры на уроках математики”, 2006 г.
3. http://fcior.edu.ru
4. http://files.school-collection.edu.ru

Презентация к уроку.
План урока: (Слайд 4,5)
Этап урока. Форма работы. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся.

I. Организационный момент.
1.Сообщение темы и постановка целей урока – (1 мин. )
2.Актуализация знаний учащихся – (9 мин)
Фронтальная
(блиц - опрос) Учитель задает вопросы Обучающиеся отвечают – (2 мин)
Фронтальная
(устный счет) Учитель дает рекомендации по выполнению задания.

Обучающиеся по цепочке решают примеры, передвигая на интерактивной доске карточки с ответами.( 4 мин.)
Исторический материал
(3 мин )
II. Операционно-деятельностная часть.

Работа с учебником – (6 мин)

Работа с использованием ИКТ (6 мин.)

Физкультминутка (2 мин)

Индивидуальная самостоятельная работа с дифференцированными заданиями.(5 мин)

Работа с учебником – (3 мин)

Сказка Обыкновенные и десятичные дроби» , (flach player) (2 мин)

Формируются группы по вариантам на ПК (7 мин):

дает задание 1 группе и предлагает приступить к решению карточек.

дает задание 2 группе и предлагает приступить к решению карточек.

дает задание 3 группе и предлагает приступить к решению карточек.

Высказывают свои мнения по решению карточек.

III. Рефлексивно-оценочная часть. (2 мин)
1. Подведение итогов урока- 1 мин.
2. Домашнее задание-1 мин.

IV. Окончание урока (2 мин)

Ход урока.

Организационный момент.(1 мин)

1. Тема урока записана на доске. Учащимся сообщается план урока.

2. Вопросы: (2 мин)

1. Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.

2.Сформулируйте правило вычитания.

3. Устное задание. (задания на слайде презентации) (Слайд 6,7) (4 мин)

Вычислите:

7,4 + 3,2;(Игорь) 5,3 + 1,3;(Маша) 2,65 + 0,25;(Диана)

9,5 - 4,3;(Настя) 7,5 - 1,4;(Тася) 6,25 - 2;(Максим)

8 + 2,4;(Валя) 10,9 - 5,7;(Максим) 3,3 + 1,5;(Валя)

59,1 - 27;(Лена) 7,7 - 5,1;(Петя) 12,35 + 2;(Петя)

18,6 + 4,2;(Денис) 7,19 -7,08;(Игорь) 17 - 1,3;(Лена)

1,37 + 3,7;(Диана) 0,863 - 0,563;(Лена) 24,45 – 14.(Денис)

Сравнить: какие числа можно поставить в окошки, чтобы неравенство было верным?

2, 1 < 2,02

6,423 > 6,48

0,39826 < 0,3845

1,892 < 1,0765

4,58 > 4,593

5,683 > 50,61

4. Исторический материал.(3 мин)

Двое учащихся делают сообщения из истории дробей, подготовленные дома.

Сообщение Филипповой Валентины.

Первое понятие дроби появилось в Древнем Египте много веков назад. В русском языке это слово появилось лишь в 8 веке. Происходит слово «дробь» от слова «дробить, разбивать, ломать на части». В первых учебниках дроби назывались «ломанные числа». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; дробная черта появилась в записи дробей лишь около 300 лет назад. Название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый-математик Максим Пеануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.

Сообщение Рочевой Дианы.

Развитие промышленности и торговли, науки и техники требовали все более громоздких вычислений, которые с помощью десятичных дробей легче было выполнять. Широкое применение десятичные дроби получили в XIX веке после введения тесно связанной с ними метрической системы мер и весов. Например, в нашей стране в сельском хозяйстве и промышленности десятичные дроби и их частный вид – проценты – применяются намного чаще, чем обыкновенные дроби.

Исторически дроби возникли в процессе измерения.

В основе любого измерения всегда лежит какая-то величина (длина, объем, вес и т.д.). Потребность в более точных измерениях привела к тому, что начальные единицы меры начали дробить на 2, 3 и более частей. Более мелкой единице меры, которую получали как следствие раздробления, давали индивидуальное название, и величины измеряли уже этой более мелкой единицей. Так возникали первые конкретные дроби как определенные части каких-то определенных мер.

Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.

Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.

Примерно в III веке н.э. десятичный счет распространился на меры массы и объема. Тогда и было создано понятие о десятичной дроби, сохранившей, однако метрологическую форму. Например, в Китае в Х веке существовали следующие меры массы: 1лан = 10 цянь = 102 фэнь = 103 ли = 104 хао = 105 сы = 106 хо.

Целую часть стали отделять от дробной особым иероглифом«дянь» (точка).

Полную теорию десятичных дробей дал узбекский ученый Джемшид Гиясэддин ал-Каши в книге " Ключ к арифметике", изданной в 1424 году, в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов.

В конце XVI века мысль записывать дробные числа десятичным знакам пришла некому Симону Стевину из Фландрии. В своей книге "Десятая" (1585 г.) он излагает теорию десятичных дробей и предлагает писать цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их.

II. Операционно-деятельностная часть.

Работа с книгой.(6 мин)

A). Примеры № 1009

а) 241,1 – (16,7 – 2,41) + 11,9; (Валя)

б) (1956 – 421,28) – (678,4 – 29). (Лена)

B). Задача № 1014

Общая масса трех кочанов капусты, представленных на выставке, 26,67 кг. Один из кочанов весил 6,87 кг, другой на 1,55 кг больше. Сколько весил третий кочан капусты? (Диана)

Задание с использованием ПК (задания на слайде 8 презентации) .(6 мин)

А) Учитель: Вася решал примеры на сложение и вычитание десятичных дробей, но так как очень торопился гулять, забыл поставить запятые. Давайте поможем Васе исправить его ошибки. (3 мин)

(ученики выполняют задания на листочках)

38+32=7 436­ - 236=2

3+208=508 53 - 24=506

62+17=637 57 – 4 =17

Запишите их в тетрадь, поставив в нужном месте запятые.

В). Эстафета «Получи слово» (задания на слайде 9 презентации) .(4 мин)

Необходимо решить уравнение и выбрать правильный ответ.

1)47,45 + х = 78,57;(Денис) 3) 7 – у = 1,5(Настя)

2)у + 0,896 = 2,07;(Игорь) 4) 3,74 – х = 0,25;(Лена)

5)х - 5,26 = 3,04;(Максим)

К = 31,12; Р = 29,15;

О = 1,174; У = 1,17;

Д = 10,15; С = 8,3;

Н = 8,2; К = 5,5;

А = 3,49; Е = 0,53.

(Коска – в переводе на русский язык - запятая).

3. Физкультминутка.(2 мин)

4. Самостоятельная работа.(5 мин)

Ученикам даются карточки с цепочкой примеров. Решив пример, дети узнают некоторые исторические факты. Сильным учащимся дается две карточки, слабым – одна.

5. Работа с учебником.(3 мин)

1) № 1004

Расположите десятичные дроби в порядке возрастания:

5,6; 7,6; 0,7; 0,02; 5,06.

1010

Округли до сотых: 4,7856; 2,603; 0,9372.

Сказка Обыкновенные и десятичные дроби» , (flach player) (2 мин)

7. Задания по таблице. Работа в группах Задание с использованием ПК (задания на слайде 10 презентации). (7 мин)

а) карточка № 1

Номер

задания

р

к

ы

и

н

т

я

ш

1

10,7

11,44

9,05

14,75

13,47

18,5

15,85

15

2

28

8,984

89,84

27,9

25,2

28,891

30,74

29

3

65,6

65,2

70,6

56,5

45,9

62,8

64,5

50

4

104,44

87,45

94,44

54,21

100

179,56

42,9

30

5

8

5,6

14,8

5,1

6,3

7,8

7

4,4

6

3,76

3,0076

37,6

376

3,076

0,3076

0,057

0,04

7

180,7

195,4

108

185,8

189,5

170,8

187,2

180

8

3,29

2,37

5

4,95

4,2

3,17

3,27

4,05


 

4,9 + 10,95 =

37,5 – 8,609 =

Решить уравнение: х – 27,5 = 38,1

Решить уравнение: 137 – х = 42,56

В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м – над водой. Какова глубина реки?

Запишите число, состоящее из 3 сотых и 76 тысячных.

В первый день автомобиль проехал 238,4 км, во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?

4,2 – (0,08 + 1,75) =

Каждое задание определяет букву. Ученики должны прочитать название растения.

б) карточка № 2 (слайд 11)

Номер

задания

к

т

и

я

с

ч

1

38,21

31,489

49,5

85,56

39,12

40,821

2

50,12

9,217

46,69

67,5

127,34

133,04

3

2,2

1,43

0,8

2,15

1,57

0,97

4

8,25

7,5

9,27

10,5

8,2

9,15

5

209,9

210,7

219,8

221,5

220

205

6

1,4

3,38

0,52

5

1,2

3,02


 

35,85 + 4.971 =

125,19 – 78,5 =

Решить уравнение: х – 0,07 = 1,5

Решить уравнение: 9 – у = 1,5

Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса – на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал пятый класс?

6. Скорость лодки в стоячей воде 3.2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.

в) карточка № 3 (слайд 12)

Номер

задания

ь

н

о

л

п

ы

1

4,946

5,801

9,446

8,36

9,77

9,41

2

5,06

3,24

3,44

4,04

5,16

5,42

3

10,74

0,67

11,456

12,86

10,86

9,24

4

100,4

179,56

85,6

100,36

89,4

94,44

5

9,81

3,89

4,11

5,12

10,1

8,09

6

30,85

24,9

34,55

30,15

32,515

29,4


 

4,41 + 5,36 =

5,24 – 1,8 =

Решить уравнение: х – 11,3 = 1,56

Решить уравнение: 137 – х = 42,56

Бревно длиной 6,85 м распилили на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.

Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг.

8. Высказывают свои мнения по решению карточек.

III. Рефлексивно-оценочная часть.(2 мин)

А) Выставление оценок за урок.

Б) Задание на дом.

Домашняя контрольная работа.

Вариант № 1.

1. Вычислите выражение: (4,8 + 3,4) - (5,2 - 3,9).

2. Вычислите выражения и ответ округлите до десятых:

4,57 + 12,16; 18,35 + 6,03;

16,2 - 12; 43 - 40,2.

Сравните: 2,4 и 2,7; 3,25 и 3,145.

Найдите значение выражения: 4,92 - (а – 2,3), при а = 2,54.

Вариант № 2.

Вычислите: 4,15 + 8,42 + (5,85 - 3,42).

Вычислите, ответ округлите до десятых:

4,07 + 12,92; 2,3 + 20,81;

49,82 - 49; 4,208 - 3.

Сравните:

0,01 и 0,0101; 15,042 и 15,0419.

Найдите значение выражения: (14,72 + в ) - 0,991, при в =3,56.

Вариант № 3.

1. Вычислите: (2,68 + 3,15) - 1,68.

2. Вычислите, ответ округлите до десятых:

4,03 + 18,4; 5,97 + 36,4;

27,9 - 8; 15 - 0,8.

Сравните: 4,01 и 4,009; 0 и 0,014.

Найдите значение выражения: а +7,001+13,02, при а =0,509.

Вариант № 4.

1. Вычислите: 18,36 + 4,04 - (12,36 - 5,96).

2. Вычислите, ответ округлите до десятых:

42,79 + 21,7; 0,21 + 6;

- 15,01; 152 - 150,9.

3. Сравните: 0,48 и 0,4499; 7,59 и 7,591.

4. Найдите значение выражения 3,54 + в - 29,501, при в =20,23.

IV. Окончание урока.(2 мин)

Притча (Слайд 13). Шел мудрец, а навстречу ему три человека ,которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: « Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: « А что ты делал целый день?», и тот ответил: « А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал так, как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

7

Комментарии

Нет презентации!!

2 December 2016

Похожие публикации