12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алексеева Тамара Александровна139
Россия, Коми респ., г. Инта, с. Петрунь


 

Алексеева Тамара Александровна,

учитель МБОУ «СОШ с. Петрунь»,

Республики Коми, г. Инта, с. Петрунь

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей (Слайд 1)

5 класс «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»»

Цели урока: (Слайд 2)

повторить и обобщить изучаемый материал;

контроль за уровнем усвоения материала, научить учащихся оценивать свои знания;

воспитывать чувство коллективизма, прививать умения выслушать других;

тренировка внимания, памяти, расширение кругозора.

Задачи урока: (Слайд 2)
Образовательные
1. Закрепить знание правил по данной теме.
2. Формировать умения и навыки работы над операциями сложения и вычитания десятичных дробей.

Развивающие
1. Развивать познавательный интерес к предмету.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные
1. Воспитывать патриотизм и любовь к родному городу.
2. Прививать учащимся навык самостоятельной работы, работы в группе.
3. Воспитывать настойчивость в достижении цели.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. (Слайд 3)
Вид урока: урок с применением ИКТ и ЦОР.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная; устная, письменная.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование. (Слайд 3)
1. Мультимедийная презентация с заданиям. (Электронное приложение ).
2. ЭОР и ЦОР педагогических порталов Министерства образования РФ. (Приложение «Модуль ОМС»)
3. ПК, проектор, интерактивная доска.
4. Карточки с заданиями.
Программное обеспечение.
ОМ
S – проигрыватель для ОС Windows
Литературные источники, использованные при подготовке к уроку.
1. “Математика 6 класс” Н.А. Виленкин, Москва, Просвещение, 2005г.
2. “Дидактические игры на уроках математики”, 2006 г.

3. http://fcior.edu.ru 4. http://files.school-collection.edu.ru

Презентация к уроку.
План урока: (Слайд 4,5)
Этап урока. Форма работы. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся.

I. Организационный момент.
1.Сообщение темы и постановка целей урока – (1 мин. )
2.Актуализация знаний учащихся – (9 мин)
Фронтальная
(блиц - опрос) Учитель задает вопросы Обучающиеся отвечают – (2 мин)
Фронтальная
(устный счет) Учитель дает рекомендации по выполнению задания.

Обучающиеся по цепочке решают примеры, передвигая на интерактивной доске карточки с ответами.( 4 мин.)
Исторический материал
(3 мин )
II. Операционно-деятельностная часть.

Работа с учебником – (6 мин)

Работа с использованием ИКТ (6 мин.)

Физкультминутка (2 мин)

Индивидуальная самостоятельная работа с дифференцированными заданиями.(5 мин)

Работа с учебником – (3 мин)

Сказка Обыкновенные и десятичные дроби» , (flach player) (2 мин)

Формируются группы по вариантам на ПК (7 мин):

дает задание 1 группе и предлагает приступить к решению карточек.

дает задание 2 группе и предлагает приступить к решению карточек.

дает задание 3 группе и предлагает приступить к решению карточек.

Высказывают свои мнения по решению карточек.

III. Рефлексивно-оценочная часть. (2 мин)
1. Подведение итогов урока- 1 мин.
2. Домашнее задание-1 мин.

IV. Окончание урока (2 мин)

Ход урока.

Организационный момент.(1 мин)

1. Тема урока записана на доске. Учащимся сообщается план урока.

2. Вопросы: (2 мин)

1. Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.

2.Сформулируйте правило вычитания.

3. Устное задание. (задания на слайде презентации) (Слайд 6,7) (4 мин)

Вычислите:

7,4 + 3,2;(Игорь) 5,3 + 1,3;(Маша) 2,65 + 0,25;(Диана)

9,5 - 4,3;(Настя) 7,5 - 1,4;(Тася) 6,25 - 2;(Максим)

8 + 2,4;(Валя) 10,9 - 5,7;(Максим) 3,3 + 1,5;(Валя)

59,1 - 27;(Лена) 7,7 - 5,1;(Петя) 12,35 + 2;(Петя)

18,6 + 4,2;(Денис) 7,19 -7,08;(Игорь) 17 - 1,3;(Лена)

1,37 + 3,7;(Диана) 0,863 - 0,563;(Лена) 24,45 – 14.(Денис)

Сравнить: какие числа можно поставить в окошки, чтобы неравенство было верным?

2, 1 < 2,02

6,423 > 6,48

0,39826 < 0,3845

1,892 < 1,0765

4,58 > 4,593

5,683 > 50,61

4. Исторический материал.(3 мин)

Двое учащихся делают сообщения из истории дробей, подготовленные дома.

Сообщение Филипповой Валентины.

Первое понятие дроби появилось в Древнем Египте много веков назад. В русском языке это слово появилось лишь в 8 веке. Происходит слово «дробь» от слова «дробить, разбивать, ломать на части». В первых учебниках дроби назывались «ломанные числа». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; дробная черта появилась в записи дробей лишь около 300 лет назад. Название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый-математик Максим Пеануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.

Сообщение Рочевой Дианы.

Развитие промышленности и торговли, науки и техники требовали все более громоздких вычислений, которые с помощью десятичных дробей легче было выполнять. Широкое применение десятичные дроби получили в XIX веке после введения тесно связанной с ними метрической системы мер и весов. Например, в нашей стране в сельском хозяйстве и промышленности десятичные дроби и их частный вид – проценты – применяются намного чаще, чем обыкновенные дроби.

Исторически дроби возникли в процессе измерения.

В основе любого измерения всегда лежит какая-то величина (длина, объем, вес и т.д.). Потребность в более точных измерениях привела к тому, что начальные единицы меры начали дробить на 2, 3 и более частей. Более мелкой единице меры, которую получали как следствие раздробления, давали индивидуальное название, и величины измеряли уже этой более мелкой единицей. Так возникали первые конкретные дроби как определенные части каких-то определенных мер.

Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.

Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.

Примерно в III веке н.э. десятичный счет распространился на меры массы и объема. Тогда и было создано понятие о десятичной дроби, сохранившей, однако метрологическую форму. Например, в Китае в Х веке существовали следующие меры массы: 1лан = 10 цянь = 102 фэнь = 103 ли = 104 хао = 105 сы = 106 хо.

Целую часть стали отделять от дробной особым иероглифом«дянь» (точка).

Полную теорию десятичных дробей дал узбекский ученый Джемшид Гиясэддин ал-Каши в книге " Ключ к арифметике", изданной в 1424 году, в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов.

В конце XVI века мысль записывать дробные числа десятичным знакам пришла некому Симону Стевину из Фландрии. В своей книге "Десятая" (1585 г.) он излагает теорию десятичных дробей и предлагает писать цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их.

II. Операционно-деятельностная часть.

Работа с книгой.(6 мин)

A). Примеры № 1009

а) 241,1 – (16,7 – 2,41) + 11,9; (Валя)

б) (1956 – 421,28) – (678,4 – 29). (Лена)

B). Задача № 1014

Общая масса трех кочанов капусты, представленных на выставке, 26,67 кг. Один из кочанов весил 6,87 кг, другой на 1,55 кг больше. Сколько весил третий кочан капусты? (Диана)

Задание с использованием ПК (задания на слайде 8 презентации) .(6 мин)

А) Учитель: Вася решал примеры на сложение и вычитание десятичных дробей, но так как очень торопился гулять, забыл поставить запятые. Давайте поможем Васе исправить его ошибки. (3 мин)

(ученики выполняют задания на листочках)

38+32=7 436­ - 236=2

3+208=508 53 - 24=506

62+17=637 57 – 4 =17

Запишите их в тетрадь, поставив в нужном месте запятые.

В). Эстафета «Получи слово» (задания на слайде 9 презентации) .(4 мин)

Необходимо решить уравнение и выбрать правильный ответ.

1)47,45 + х = 78,57;(Денис) 3) 7 – у = 1,5(Настя)

2)у + 0,896 = 2,07;(Игорь) 4) 3,74 – х = 0,25;(Лена)

5)х - 5,26 = 3,04;(Максим)

К = 31,12; Р = 29,15;

О = 1,174; У = 1,17;

Д = 10,15; С = 8,3;

Н = 8,2; К = 5,5;

А = 3,49; Е = 0,53.

(Коска – в переводе на русский язык - запятая).

3. Физкультминутка.(2 мин)

4. Самостоятельная работа.(5 мин)

Ученикам даются карточки с цепочкой примеров. Решив пример, дети узнают некоторые исторические факты. Сильным учащимся дается две карточки, слабым – одна.

5. Работа с учебником.(3 мин)

1) № 1004

Расположите десятичные дроби в порядке возрастания:

5,6; 7,6; 0,7; 0,02; 5,06.

1010

Округли до сотых: 4,7856; 2,603; 0,9372.

Сказка Обыкновенные и десятичные дроби» , (flach player) (2 мин)

7. Задания по таблице. Работа в группах Задание с использованием ПК (задания на слайде 10 презентации). (7 мин)

а) карточка № 1

Номер

задания

р

к

ы

и

н

т

я

ш

1

10,7

11,44

9,05

14,75

13,47

18,5

15,85

15

2

28

8,984

89,84

27,9

25,2

28,891

30,74

29

3

65,6

65,2

70,6

56,5

45,9

62,8

64,5

50

4

104,44

87,45

94,44

54,21

100

179,56

42,9

30

5

8

5,6

14,8

5,1

6,3

7,8

7

4,4

6

3,76

3,0076

37,6

376

3,076

0,3076

0,057

0,04

7

180,7

195,4

108

185,8

189,5

170,8

187,2

180

8

3,29

2,37

5

4,95

4,2

3,17

3,27

4,05


 

4,9 + 10,95 =

37,5 – 8,609 =

Решить уравнение: х – 27,5 = 38,1

Решить уравнение: 137 – х = 42,56

В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м – над водой. Какова глубина реки?

Запишите число, состоящее из 3 сотых и 76 тысячных.

В первый день автомобиль проехал 238,4 км, во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?

4,2 – (0,08 + 1,75) =

Каждое задание определяет букву. Ученики должны прочитать название растения.

б) карточка № 2 (слайд 11)

Номер

задания

к

т

и

я

с

ч

1

38,21

31,489

49,5

85,56

39,12

40,821

2

50,12

9,217

46,69

67,5

127,34

133,04

3

2,2

1,43

0,8

2,15

1,57

0,97

4

8,25

7,5

9,27

10,5

8,2

9,15

5

209,9

210,7

219,8

221,5

220

205

6

1,4

3,38

0,52

5

1,2

3,02


 

35,85 + 4.971 =

125,19 – 78,5 =

Решить уравнение: х – 0,07 = 1,5

Решить уравнение: 9 – у = 1,5

Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса – на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал пятый класс?

6. Скорость лодки в стоячей воде 3.2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.

в) карточка № 3 (слайд 12)

Номер

задания

ь

н

о

л

п

ы

1

4,946

5,801

9,446

8,36

9,77

9,41

2

5,06

3,24

3,44

4,04

5,16

5,42

3

10,74

0,67

11,456

12,86

10,86

9,24

4

100,4

179,56

85,6

100,36

89,4

94,44

5

9,81

3,89

4,11

5,12

10,1

8,09

6

30,85

24,9

34,55

30,15

32,515

29,4


 

4,41 + 5,36 =

5,24 – 1,8 =

Решить уравнение: х – 11,3 = 1,56

Решить уравнение: 137 – х = 42,56

Бревно длиной 6,85 м распилили на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.

Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг.

8. Высказывают свои мнения по решению карточек.

III. Рефлексивно-оценочная часть.(2 мин)

А) Выставление оценок за урок.

Б) Задание на дом.

Домашняя контрольная работа.

Вариант № 1.

1. Вычислите выражение: (4,8 + 3,4) - (5,2 - 3,9).

2. Вычислите выражения и ответ округлите до десятых:

4,57 + 12,16; 18,35 + 6,03;

16,2 - 12; 43 - 40,2.

Сравните: 2,4 и 2,7; 3,25 и 3,145.

Найдите значение выражения: 4,92 - (а – 2,3), при а = 2,54.

Вариант № 2.

Вычислите: 4,15 + 8,42 + (5,85 - 3,42).

Вычислите, ответ округлите до десятых:

4,07 + 12,92; 2,3 + 20,81;

49,82 - 49; 4,208 - 3.

Сравните:

0,01 и 0,0101; 15,042 и 15,0419.

Найдите значение выражения: (14,72 + в ) - 0,991, при в =3,56.

Вариант № 3.

1. Вычислите: (2,68 + 3,15) - 1,68.

2. Вычислите, ответ округлите до десятых:

4,03 + 18,4; 5,97 + 36,4;

27,9 - 8; 15 - 0,8.

Сравните: 4,01 и 4,009; 0 и 0,014.

Найдите значение выражения: а +7,001+13,02, при а =0,509.

Вариант № 4.

1. Вычислите: 18,36 + 4,04 - (12,36 - 5,96).

2. Вычислите, ответ округлите до десятых:

42,79 + 21,7; 0,21 + 6;

- 15,01; 152 - 150,9.

3. Сравните: 0,48 и 0,4499; 7,59 и 7,591.

4. Найдите значение выражения 3,54 + в - 29,501, при в =20,23.

IV. Окончание урока.(2 мин)

Притча (Слайд 13). Шел мудрец, а навстречу ему три человека ,которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: « Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: « А что ты делал целый день?», и тот ответил: « А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал так, как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

7

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.