Конспект урока по математике «Образование дробей» (Математика, 5 класс)
Конспект урока по математике
Тема: Образование дробей.
Класс: 5
Цель: Формирование умения различать, читать и записывать обыкновенные дробиТип урока: изучение новых знаний и способов действий.
Задачи:
Образовательные:
Учить образовывать обыкновенные дроби, читать и записывать их.
Коррекционные:
1. Развивать речь учащихся: правильно формулировать мысли, употреблять термины, строить предложения.
Развивать пространственную ориентацию.
Развивать фонематический слух(умение воспринимать устную речь).
Воспитательные:
Формировать активность детей на уроке.
Формировать навыки самостоятельной работы.
Формировать умение работать в взаимодействии друг с другом, умение слушать товарища.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, фрукты (яблоко, апельсин), мультфильм «Апельсин» («Веселая карусель» № 8), круги из цветной бумаги,
Основные понятия и термины: доли; образование и сравнение долей.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
-Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку.
- А теперь дружно поздороваемся с гостями.
-Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились.
- Положите перед собой круг самооценки, в течении всего урока вы будете оценивать свою работу, закрашивая по одному сектору.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Устный счет.
Повторение таблицы умножения. (Работа в группах) Игра «Расшифруй»
- Каждая группа запишите свой числовой ряд в тетрадь.
-Решив примеры и расшифровав слова, вы узнаете девиз нашего урока.
Расставьте записи на карточках в столбик так, чтобы значения выражений шли в соответствующем вашей группе порядке: 27, 49, 12, 64, 32,9
I группа: (лучший)
3 ● 9 |
7 ● 7 |
3 ● 4 |
8 ● 8 |
4 ● 8 |
72 : 8 |
9 | 12 | 27 | 32 | 49 | 64 |
Й | Ч | Л | И | У | Ш |
II группа: (открыть)
Расставьте записи на карточках в столбик так, чтобы значения выражений шли в таком порядке: 5, 8, 12, 63, 42,7, 10
40 : 8 |
9 ● 7 |
4 ● 3 |
56 : 8 |
16:2 |
6 ● 7 |
90 : 9 |
5 | 8 | 10 | 12 | 42 | 63 |
О | Т | Ь | К | Ы | Р |
III группа: (самому)
Расставьте записи на карточках в столбик так, чтобы значения выражений шли в таком порядке: 9, 18, 32, 35, 48,6
81 : 9 |
8 ● 4 |
6 ● 3 |
36 : 6 |
8 ● 6 |
7 ● 5 |
6 | 9 | 18 | 32 | 35 | 48 |
У | С | А | М | О | М |
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа)
– Как вы думаете, почему на сегодняшний урок я взяла такой девиз?
III. Актуализация знаний.
-Прочитайте числа, которые записаны на слайде:
16 28 78 65 34 15
– Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? (Да, мы не можем прочитать некоторые числа.)
– Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как они читаются.)
- Согласны ли вы, что у нас возникла проблема?
- Сформулируйте проблемный вопрос. О чем вы хотите спросить?
- А поможет на в решении этой проблемы фрукт, название которого вы узнаете, отгадав ребус:
–Причём тут апельсин, когда у нас урок математики? Поможет нам в этом разобраться мультфильм. Просмотр м/ф.
- Что делали животные?
- Почему рассердился волк?
- Что получил каждый из животных? (часть апельсина, дольку)
В математике говорят: Д О Л Я (на доску повесить лист с этим словом)
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Как она будет звучать?.
- Чему будем учиться на уроке?
-Откройте учебник на странице 91 и сверьте свои предположения с учебником.
ДОЛИ |
(тема вывешивается на доску). (Научимся находить долю числа, записывать доли, читать доли)
III этап. Практический.
- Как вы думаете, что такое доля?
доля | часть целого |
- Какие доли получили животные? (Одинаковые, равные).
- Значит, доля – какая часть? (равная часть) (На доску таблички повесить)
доля | равная | часть целого |
- На сколько долек был разделён апельсин? (5).
-Сколько долек получил каждый из животных? (На доске появляется запись: 1 доля из 5).
-В математике пишут короче: 1/5.
- Что показывает число под чертой ? ( На сколько равных частей мы разделили предмет)
-Что показывает число над чертой? (сколько таких частей взяли)
- Запись читается так: одна пятая. Запишите.
- Ну, с апельсином понятно, он уже разделён на дольки.
- Помогите решить такую проблему. Ко мне в гости пришёл Кирилл. У меня есть яблоко и я хочу его разделить для нас двоих. (беру яблоко)
Я хозяйка, значит, отрежу себе по больше…(Разделить яблоко на неравные части).
- Правильно я поступила? Почему? Как исправить ситуацию? Помогите мне!
- Как разрезать 2 яблоко. Сначала пополам. На сколько равных частей разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать на языке математике, какую долю каждый из нас получил?
Запишите в тетрадь: ½.
К нам подошли Даша и Настя, но другого яблока у меня нет. Как мне поступить? (каждую половинку разрежем пополам) . На сколько частей теперь разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать? Запишите: ¼.
- Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. На уроках русского языка мы изучаем приставки.
- Какая приставка обозначает половину? (приставка пол- )
- В каких словах встречается приставка “пол”? (полчаса, полкилограмма, полбулки, пол-арбуза, пол-яблока, пол-листа).
Работа на доске (ленинг апп)
Физкультминутка. (песня «Всё мы делим пополам)
доля | название |
1 2 | одна вторая |
1 4 | одна четвертая |
1 3 | одна третья |
1 6 | одна шестая |
1 12 | одна двенадцатая |
IV. Новые знания
Вернемся к нашему яблоку. Начертим себе в тетради круг.
А на сколько долек мы делили яблоко? (на 6)
Сколько долек получил каждый из вас? (одну)
Разделим его на 6 частей, закрасим одну. Какую часть поучил каждый из вас? (1/6)
Учитель: Верхняя часть дроби показывает, сколько долей от яблока вы взяли и называется числителем
Нижняя часть показывает, на сколько долей мы подели яблоко – это знаменатель дроби
Каждый может за версту
видеть дробную черту.
Над чертой числитель, знайте
Под чертою знаменатель.
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной!
Откроем учебники № 471, задание по карточкам (каждый получает свою карточку и рассказывает о дроби)
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Назовите закрашенные доли круга в порядке их увеличения и в соответствии с этим расставьте буквы. Прочитайте.
МОЛОДЦЫ
- Почему у вас получилось это слово?
- Как вы работали на уроке, оцените по кругу достижений.
- Подводим итог урока.
- С каким новым математическим термином мы сегодня познакомились? (Доля)
– Что такое доля? (Доля – это равная часть целого)
- Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое)
- Что показывает число над чертой? (Взята одна доля)
-У меня для вас подарок. Отгадайте, без какого фрукта не обходится
ни один Новый год?
- Я дарю вам мандарины, но проблема в том, что их в два раза меньше, чем вас.
- Как вы поступите?
3 ● 9= |
7 ● 7= |
3 ● 4= |
8 ● 8= |
4 ● 8= |
72 : 8= |
9 | 12 | 27 | 32 | 49 | 64 |
Й | Ч | Л | И | У | Ш |
40 : 8= |
9 ● 7= |
4 ● 3= |
56 : 8= |
16:2= |
6 ● 7= |
90 : 9= |
5 | 8 | 10 | 12 | 42 | 63 |
О | Т | Ь | К | Ы | Р |
81 : 9= |
8 ● 4= |
6 ● 3= |
36 : 6= |
8 ● 6= |
7 ● 5= |
6 | 9 | 18 | 32 | 35 | 48 |
У | С | А | М | О | М |