Конспект урока по музыкальному искусству во 2 классе «Балет»

1
0
Материал опубликован 27 May 2019

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА №41 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

 

Конспект урока по музыкальному искусству

во 2-А классе

по теме: «Балет.

Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева.

«Колыбельная Медведицы» (из м/ф «Умка»);

П. Чайковский Танец Феи Драже

из балета «Щелкунчик»

 

Апонюк А.И.

учитель начальных классов

 

Макеевка, 2019

Тема четверти. От простого – к сложному.

Тема урока. Балет. Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. «Колыбельная Медведицы» (из м/ф «Умка»); П. Чайковский Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик».

Цель урока: дать представление учащимся об особенностях музыкально-сценического жанра – балет.

Задачи урока

Познавательные: познакомить учащихся с понятием «балет» и его характеристикой, а также с творчеством П. Чайковского на примере Танца Феи Драже из балета «Щелкунчик»; различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, оперировать специальной музыкальной терминологией;

Развивающие: развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение, образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному, обосновывать своё мнение; развивать вокально - хоровые навыки;

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к музыке, умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, портрет П.И. Чайковского, три кита, шкатулочка.

Музыкальный материал:

1. Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. «Колыбельная Медведицы» м/ф «Умка»

2. П. Чайковский Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик».

3. А. Островский, сл. З. Петровой «До, ре, ми, фа, соль»

4. П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»

5. С. Рахманинов «Итальянская полька»

6. Д. Кабалевский «Танец молодого бегемота»

 

 

ХОД УРОКА

Организационная часть урока

1.1. Музыкальное приветствие

А. Островский «До, ре, ми, фа, соль»

Чтоб выучиться пению,
Имеем мы терпение,
И, чтоб урок не зря у нас прошел,
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны
И выучить все ноты хорошо.

1.2. Проверка готовности к уроку.

 

Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня мы продолжаем путешествие в удивительный мир музыки! Но путешествовать мы будем не на обычном транспорте, а на трех китах! (слайд 4)

- Думаю, вы уже догадались о каких китах идет речь. Давайте познакомим гостей с нашими друзьями.

Актуализация опорных знаний

Как зовут китов? (Песня – Танец – Марш)

3.1. Характеристика китов

Расскажите, что вы знаете об этих китах. Охарактеризуйте каждого кита.

 

Учащиеся выбирают характеристику кита из прездложенных и нахывают какому киту она пренадлежит.

 

- Верно, марш – величественный, четкий, торжественный шаг. Марши встречаются при разных жизненных обстоятельствах. Марши бывают праздничные, спортивные, детские, военные и т.д.

- Песня – самый важный и самый главный «кит». Песня всегда мелодия, а мелодия – «душа музыки».

- Танцы бывают разными по характеру. Это может быть плавный вальс или веселая задорная полька.

- Молодцы, в добрый путь друзья! Киты приготовили для вас задание, вы готовы их выполнить?

 

3.2. Музыкальная викторина «Угадай-ка»

-Кит – Танец и кит – Марш предлагают вам сыграть в игру «Угадай-ка», вам нужно прослушать фрагмент мелодии и сказать название и композитора.

1. Военный марш – Волков В.

- на каком празднике мы обычно слышим его?

2. «Марш деревянных солдатиков» - Чайковский П.И. из детского альбома.

3. «Итальянская полька» - Рахмаников С.

4. «Танец Молодого бегемота» - Д. Кабалевский

- Молодцы с этим заданием вы справились.

- Кит – Песня приготовил для вас зашифрованное слово.

- О-Е-А

- Какое слово можно сложить из этих букв, добавив согласные? (Опера)

- Что вы знаете об опере?

- Хорошо. Кит песня предлагает поиграть в игру «Верю – не верю»

3.3. Игра «Верю - не верю»

- Это игра для настоящих знатоков оперы. Если верите, поставьте на листе плюс, если не верите, то минус.

 

Задание:

1. Опера – это музыкальный спектакль. +

2. В опере актёры поют. +

3. В опере музыку играет гармонист. -

4. В опере звучит симфонический оркестр. +

5. В опере актёры говорят. –

 

- Положите свои листочки в волшебный сундучок.

- Проверка: если верите, хлопните в ладоши, если есть ошибка, то в классе тишина. Приготовили ладоши.

- И с этим заданием вы справились отлично.

- Посмотрите, пока вы играли к нам присоединились герои из мультфильма.

- Из какого мультфильма они к нам пришли?

- Правильно, из мультфильма «Умка.

- А какую песню мы учили из этого м/ф. («Колыбельную Медведицы»)

 

3.4. Музыкальная пауза

- Ребята, давайте вместе с ними споем «Колыбельную Медведицы»

 

Дети исполняют песню: Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева.

«Колыбельная Медведицы» м/ф «Умка»

- Молодцы! Смотрите Медведица и Умка привели нас к волшебному мостику.

 

Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы с вами переходим по волшебному мостику в удивительную страну – Балета, путешествуя по которой, вы узнаем, что же такое балет, его особенности и познакомимся с Танцем Феи Драже из балета «Щелкунчик» - композитор Петр Чайковский.
 

V. Работа по теме урока.

- Жители страны Балета не могут жить без танца, их движения грациозны, плавны – как вы думаете, как зовут жителей? (балерины и танцоры)

5.1. Определение – что такое балет.

А знаете ли вы что такое балет? Балет – это музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют. Это спектакль, в котором объединены музыка, танец, драматическое действие. Балет родился около 400 лет назад в Италии. Слово «балет» в переводе с итальянского  balletto – танец. Родиной балета является – Франция. В балете – все актеры – это балерины и танцоры и на протяжении спектакля они не разговаривают, они общаются с помощью жестов и мимики, так они выражают свои чувства и «разговаривают» друг с другом.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5.2. Рассказ о композиторе П.И. Чайковском

Вам уже хорошо знакомо имя Великого композитора Петра Ильича Чайковского мы сегодня слушали - «Марш оловянных солдатиков».

Настоящая реформа русского балета связана с именем Петра Ильича Чайковского. Перу Ильичу принадлежат три великих балета: «Лебединое озеро», «Спящая Красавица» и «Щелкунчик».

Композитор П.И. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта, и она сразу ожила, наполнилась радостью настоящего праздника.

- А сейчас посмотрим на экран и назовите балет, с которым мы сегодня познакомимся.

- О каком произведении идет речь? (Щелкунчик)

Балет «Щелкунчик» - один из самых любимых балетов и среди зрителей, и среди исполнителей. Основой для него стала детская сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» о новогодних приключениях девочки, которые приснились ей после рождественского праздничного вечера.

- А кто помнит героев этой сказки? (В сюжете тесно переплелись реальные образы: Маша, ее брат, Фокусник, гости; и фантастические: Щелкунчик, король мышей, игрушки и сладости).

- Музыкальные номера из балета «Щелкунчик» сегодня зачастую звучат как самостоятельные произведения, пленяя нас своей мелодичностью, красивой, стройной гармонией, яркой изобразительностью.

 

5.3 Просмотр видеофрагмента из балета П. Чайковский танец Феи Драже из балета «Щелкунчик».

- Предлагаю посмотреть видео из балета П. Чайковский Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик».

 

Просмотр видеофрагмента из балета П. Чайковский

танец Феи Драже из балета «Щелкунчик».

 

- Охарактеризуйте музыку. (волшебная, загадочная и т.д. )

- Какую вы увидели фею в музыке?

- А как вы думаете, а фея добрая или злая?

Ребята, танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

 

5.4. Рассказ о музыкальном инструменте – Челеста.

- Танец феи Драже в этом балете выделяется, прежде всего, особенным звучанием оркестра. Когда композитор Петр Ильич Чайковский был во Франции, он услышал там необычный музыкальный инструмент, который называется челеста. По просьбе Петра Ильича Чайковского инструмент был привезен в Россию Челеста – это инструмент, похожий на маленькое пианино; у неё такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн металлические пластинки (иногда они бывают стеклянными); молоточки ударяют по пластинкам, и они звенят прозрачно и тоненько и получается нежный, звенящий звук. Эта музыка настолько нежная и восхитительная, что, кажется, будто бы, благодаря ей, можно не только услышать, но и увидеть все волшебства

 

VI. Подведение итогов

- Мы побывали в музыкальном театре и увидели балет.

Появились ли знатоки балета, узнаем в игре «Верю - не верю»:

 

6.1. Игра «Верю - не верю»

Приготовили ладоши.

1. Балет – это музыкальный спектакль. +

2. В балете актеры общаются с помощью пантомимы. +

3. В балете актёры поют. +

4. Музыку к балету «Щелкунчик» написал П. Чайковский. +

5. В балете танцуют балерины и танцоры. +

 

- Поднимите правую руку, кто справился без ошибок, поднимите левую руку, кому понравился урок.

- Улыбнитесь мне те, кто захотел побывать в настоящем театре и посмотреть балет?

- Спасибо, вы молодцы, а наше увлекательное путешествие подошло к завершению. Но помните, что песня, танец и марш - это надёжные мостики, по которым вы, ребята, творчески, активно, шаг за шагом сможете выйти в любую область музыкального искусства.

- «Медведица и Умка» передали вам волшебных мишек, но прежде чем съесть их, загадайте желание и оно обязательно исполнится. Спасибо вам за урок.


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Как и в любой стране у жителей страны – Балета, есть свой язык. Я вам коротко расскажу о некоторых балетных словах. Составной частью балета является пантомима - язык движений. Сольные танцы называются в балете вариациями. Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоем. Их дуэт называется па-де-де. Танец втроем называется па-де-труа, танец четырех исполнителей – па-де-катр, гран-па – большой танец. Так называют отдельные номера балета. Кроме солистов в балете принимает участие и большая группа артистов, которая называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в опере.  

- А в этих словах есть что-нибудь повторяющееся? (па)

- Что оно может означать? (танец или движение, танцевальный шаг)

- немного изучив язык этой страны мы смело можем отправляется в театр на просмотр балета.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.