Конспект вводного урока по информатике во 2 классе
Вводный урок-игра по информатике во 2 классе
Автор: Сизарева Ирина Вячеславовна, учитель информатики ОАНО Школа «Ника» г. Москва
Пояснительная записка
Вводный урок информатики для 2 класса ориентирован на учебник Матвеевой Н. В.
Для ребят это самый первый урок информатики.
Цель урока: снизить тревожность перед изучением нового предмета и обращением с компьютерной техникой. Игровая форма урока выбрана специально для этих целей.
Так как правила по технике безопасности и поведения в компьютерном классе ребята еще не проходили, урок проводится в их обычном кабинете.
Урок проводился в малокомплектных классах, также его можно проводить, разделяя обычный по количеству учеников класс на 2 группы, как это обычно делается, для урока информатики. В конспекте урока даны краткие рекомендации как увеличить количество однотипных заданий для большего количества учеников.
План-конспект урока
Вид урока: урок-игра, проблемный урок.
Цели урока:
Образовательные:
- формирование информационной культуры;
-формирование понятий: информация, органы чувств;
- актуализация сведений из личного опыта;
Развивающие:
- развитие умения наблюдать, концентрации внимания;
- развитие любознательности и склонности к исследованию;
- формирование элементарных навыков исследовательской деятельности;
- развитие логического мышления, умения анализировать;
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков при работе в группах;
- сформировать бережное отношение к объектам живой природы и компьютеру (за счет проведения аналогии о том, что у них как и у человека есть органы чувств);
- повысить интерес к изучению живой природы и современным технологиям.
Оснащенность урока: обычный класс (не кабинет информатики!), учебники, тетради на печатной основе, предметы для игры (непрозрачный мешочек, примерно схожие по размеру и внешне игрушки в 2-х экземплярах слон, обезьяна, лев, птичка, 4 настоящих мытых яблока и 4 шоколадных конфеты (предварительно узнать, нет ли у кого-нибудь из детей аллергии на эти продукты), карточки с изображением органов чувств одинаковые для 2-х команд, аудиофайлы со звуками животных, карточки в 2-х экземплярах с изображением наушников, бабочки, розы, костра и лимона, работающий компьютер с колонками для прослушивания аудиофайлов и показа картинок, 2 обесточенных персональных компьютера (желательно, с микрофонами и web-камерами), план-конспект урока.
Этапы урока
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
|
1 |
Организационный момент |
Учитель приветствует детей, эмоционально настраивает их на урок. |
Дети встают у своих мест, приветствуют учителя, рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Эмоциональный настрой на урок. |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
2 |
Формулирование целей урока |
Слова учителя: - Что такое информация? - Информатика это наука об информации. - На уроках информатики вы узнаете, как человек получает информацию, какие еще действия с информацией он совершает, почему информация считается самым важным ресурсом 21 века, как компьютер помогает человеку при работе с информацией и научитесь пользоваться им. - Задача сегодняшнего урока выяснить, как человек получает информацию из окружающего мира и найти сходства в способах получения информации человеком и компьютером. Когда вы убедитесь, что компьютер похож на человека, вы поймете, что нам будет легко с ним «договориться». |
Формулируют цель данного урока: - узнать что такое информация; - узнать что такое информация; - как человек получает информацию; - найти сходства в способах получения информации человеком и компьютером. |
Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу |
3 |
Организация групп для игры |
Учитель просит детей разделиться на 2 группы, |
- делятся на группы - слушают и понимают правила - эмоциональный настрой |
Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других - умение работать в группах |
4 |
Исследовательская деятельность |
Этап проходит в виде игры и беседы, подробно описан ниже таблицы. |
Игровая деятельность, слушают и понимают игровую задачу, выполняют задания и беседуют с учителем на основе жизненного опыта. |
Познавательные УУД: - развитие речи, - умение обрабатывать информацию - развитие навыков исследования Регулятивные УУД: -умение взвешено принимать решение, рефлексия Коммуникативные УУД: - умение работать в группах |
5 |
Запись домашнего задания. |
По учебнику п. 1, в ТПО с. 4 № 4,5, пояснить выполнение задания и правила оформления, |
Работа с дневником и ТПО |
- слушаем и понимаем - формирование умения принимать учебную задачу |
6 |
Итоги урока, рефлексия |
- Что вы узнали сегодня на уроке? -Можете ли вы придумать название темы урока? Подчеркнуть сходство компьютера и человека. - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? |
-беседа - работа с дневниками |
Личностные УУД: - развитие самооценки - формирование бережного отношения к своему здоровью - формирование бережного отношения к компьютерной технике |
Этап исследовательской деятельности:
I тур игры
Далее по 1 баллу начисляется той команде, чей представитель первым вытянет игрушку, обозначающую правильный ответ. Баллы записываются на доске.
Учитель вызывает первых игроков из каждой команды и дает всему классу прослушать звук «пение соловья»,
далее ученику предлагается игрушку, изображающую то животное, которое он услышал.
Учитель вызывает вторых игроков из каждой команды и дает всему классу прослушать звук «рёв льва»,
далее ученику предлагается на ощупь из непрозрачного мешочка выбрать игрушку, изображающую то животное, которое он услышал.
Учитель вызывает третьих игроков из каждой команды и дает всему классу прослушать звук «смех обезьяны»,
далее ученику предлагается на ощупь из непрозрачного мешочка выбрать игрушку, изображающую то животное, которое он услышал.
Учитель вызывает четвертых игроков из каждой команды и дает всему классу прослушать звук «трубение слона»,
далее ученику предлагается на ощупь из непрозрачного мешочка выбрать игрушку, изображающую то животное, которое он услышал.
Учитель вызывает самых смелых из оставшихся членов команд и просит их с завязанными глазами попробовать на вкус предлагаемый «предмет» (яблоко). Далее ученику предлагается на ощупь из непрозрачного мешочка выбрать этот предмет.
Учитель вызывает шестых игроков из каждой команды и просит их с завязанными глазами понюхать «предмет» (шоколадную конфету без фантика). Далее ученику предлагается на ощупь из непрозрачного мешочка выбрать этот предмет (в мешочке шоколадка в фантике).
*Если участников команд больше, то количество заданий можно увеличить (придумать задания со звуками колокольчика, телефона, сирена полиции или скоро помощи, плач ребенка и т.п.)
*Ребятам разрешается болеть за представителя их команды, выкрикивая его имя.
Беседа с классом
Учитель задает вопрос «Как вы думаете, что помогало ребятам определять предметы и животных?»
Ученики начинают перечислять органы чувств.
Учитель просит их назвать их все вместе одним термином.
Ребята говорят «органы чувств», если они затрудняются, то учитель дает ответ и просит повторить.
«Ребята, а как вы думаете, как органы чувств связаны с информацией?»
Навести ребят на ответ о том, что с помощью органов чувств человек получает информацию.
Учитель просит учеников перечислить органы чувств и, считая их, загибать пальцы.
Итак, правильно, их 5!
II тур игры
Командам выдаются таблички с изображением органов чувств. Команды сами распределяют их 5-ти игрокам (учитель может ненавязчиво скорректировать выбор, в пользу того игрока, который меньше других успел проявить себя в 1 туре игры).
После этого командам выдаются карточки с изображением наушников, бабочки, розы, костра и лимона.
Задача команд, посовещавшись, распределить эти карточки между обладателями карточек с органами чувств так, чтобы предмет, изображенный на карточке, можно было почувствовать этим органом и так чтобы каждому досталось по одной карточке.
Каждой команде начисляется столько баллов, сколько установлено правильных соответствий.
III тур игры
Слова учителя: «Ребята, компьютер тоже может принимать информацию от нас. В этом мы с ним очень похожи.
За каждую команду в наш кабинет пришел болеть свой компьютер, как думаете, какими своими частями он получает информацию?»
Задача каждой команды, распределить таблички с органами чувств так, чтобы было ясно, чем, по их мнению, он получает информацию от человека.
Если команда правильно укажет, что микрофон это уши, web-камера это глаза, мышь и клавиатура это кожа, то она получают по 2 балла.
Далее с помощью наводящих вопросов учителя ученики правильно распределяют все таблички кроме «носа» и «языка»:
- Как вы думаете, может ли компьютер воспринимать запахи из окружающей среды? А вкус? Правильно, не может. значит у него нет органов, заменяющих нос и язык.
- Компьютер услышит человека, если в него попадет звук, производимый человеком. С помощью какого устройства это может произойти? (Ответ: микрофон).
- С помощью какого устройства компьютер может «увидеть» человека, то есть в него попадет изображение человека? (Ответ: web-камера).
- Есть устройства, которые мы трогаем, а компьютер ощущает наше прикосновение и понимает, какие команды мы ему отдаем. Какие это устройства? (Ответ: клавиатура и мышь).
При этом командам можно присуждать по 1 баллу за каждую табличку.
«Видите ребята, компьютер очень похож на нас. А поэтому на уроках информатики нам будет легко с ним договариваться, как с собственным другом!»
Подсчет баллов, подведение итогов игры. Аплодисменты обеим командам!!!