12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Троянова Татьяна Михайловна91
Учитель начальных классов
Россия, Мурманская обл., Оленегорск-1

Конспект по окружающему миру


Дата:

Класс: 3

Школа:

Учитель:

УМК: Гармония

Тема: Весна света.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать знания о весенних явлениях в неживой и живой природе.

Оборудование: мультимедийная презентация; карточки групповой работы; учебник, аудиозапись с произведениями П.И. Чайковского «Времена года». «Март», «Февраль», «Весна»; портрет композитора П.И. Чайковского.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравтвуйте, мы начинаем новый раздел Размножение и развитие животных и растений.

II. Актуализация знаний

Учитель: Долго длится зимняя пора в России. Это время трудное, голодное для лесных обитателей. Надоело людям слушать завывание ветра. Все мечтают, как тепло прогонит стужу лютую.

– Отгадайте загадку, определите, откуда начнем наше «путешествие».

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну так что за месяц это?

Учащиеся: Февраль.

I этап – «Февраль – последний месяц зимы» 

II этап – поляна «Приметы весны»

III этап – пригорок «Мартовский денек»

IV. Объявление темы урока.

Учитель: Отгадайте загадки 

Река подо льдом, Была белая да седая,

Все бело кругом, Пришла зеленая, молодая.(Весна)

Метелица вьется... 

Как время зовется?

(Зима, февраль.)

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, чем примечателен февраль, какие изменения в природе происходят в марте.

Февраль – последний месяц зимы.

Учитель: Прослушайте музыкальный фрагмент и скажите какой месяц он вам напоминает и почему. (Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Времена года» «Февраль».)

Учащиеся: Февраль. Потому что в музыке как будто идет борьба между весной и зимой.

Учитель: Правильно. Зима кончается, весна начинается. Но зима не сдается без боя. Первые шаги весны робки и не уверенны: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.

Февраль – месяц предвесенний, он и морозный, он и ветреный, а случается, что и пригреет снежный бочок у сугроба. В мире, в небе начинается извечный спор двух времен года.

– Объясните пословицу:

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

Учащиеся: В феврале то морозы как в январе, то солнышко пригревает как в марте.

Работа по учебнику: чтение статьи по одному предложению каждый ученик.

Чем примечателен февраль

Февраль - последний, самый страшный месяц зимы. Ещё порой лютуют морозы. Особенно опасны они после оттепели, когда образуется на снегу ледяная корка - наст. Тогда животным трудно добывать пищу, В это время лесники подкармливают лесных обитателей.

«В феврале хозяйничают две подруги: метель да вьюга», — говорили в старину. В эту пору всё выше поднимается Солнце, дольше и ярче светит оно на лазурном небе. В тёплые дни появляются на небе первые кучевые облака. На крышах домов, на ветвях деревьев нарастают ледяные сосульки — вестницы весны. В феврале, как говорят, зима с весной встречаются.

Учитель: Как изменились положение Солнца на небе и продолжительность светового дня в феврале?

Учащиеся: Все выше поднимается Солнце, дни становятся дольше.

Учитель: Какие явления происходят в неживой природе?

Учащиеся: На крышах домов, на ветвях деревьев нарастают ледяные сосульки — вестницы весны.

Учитель: Что такое оттепель? Чем опасен мороз по оттепели для животных и растений?

Учащиеся: Оттепель – повышение температуры. Морозы опасны после оттепели для животных и птиц, потому что образуется ледяная корка и им тяжело добывать пищу.

Февраль — самый короткий месяц в году, по високосным годам в нём 29 дней, а в остальные годы — 28.

В 44 г. до н. э. популярный в народе правитель умирает, и новая римская администрация решает в его честь переименовать в июль месяц квинтилис. Впоследствии почивший в 14 г. до н. э. император Октавиан Август также удостаивается именного месяца. Так как август и июль следовали друг за другом, то в них в те времена было разное количество дней. Чиновники по политическим соображениям решили уравнять заслуги обоих правителей до 31 дня. Такой подход потребовал одолжить лишние сутки ещё у какого-нибудь месяца. Волевым решением «отщипнуть» день было решено у февраля. Выбор объяснялся, скорее всего, тем, что этот месяц имел у римлян дурную славу, так как именно в это время года было принято поминать усопших.

Приметы весны

- Вот мы и вышли на поляну весенних примет.

Сыпать сны зима устала,

Кап-кап-кап! Весна настала!

– Почему сосульки называют вестницами весны? (Слайд 13)

Учащиеся: Потому что температура воздуха повышается, снег на крышах тает – это признаки весны. А так как весна еще не наступила, и температура может понижаться то вода замерзает и образуются сосульки.

Работа в группах.

1-я группа.

– В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны. Расположите признаки весны в том порядке, в котором мы наблюдаем их в природе.

Ответ:

1. Солнце.

2. Долгота дня.

3. Температура воздуха.

4. Осадки.

5. Почва.

6. Водоемы.

Вывод: Солнце поднимается выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Уже намного теплее. Идет мокрый снег или дождь. Почва оттаивает. Тает снег. Бегут ручьи. Водоемы вскрываются. Половодье. Ледоход на реках. Значит, наступила весна.

2-я группа.

– В конверте находятся карточки с изображением погодных явлений. Выберите только те, которые соответствуют погоде сегодня.

Дети выбирают из карточек только те явления, которые соответствуют погоде на данный день.

Тепло от +11 до +20 °С.

Слабый мороз от –1 до –10 °С.

Прохладно от 0° до +10°.

– Почему с наступлением весны произошли все эти изменения?

Вывод: Солнце стало греть сильнее и дольше.

Учитель: Что происходит в жизни животных и растений с приходом весны? (Слайд 14-16)

Учащиеся: Птицы вьют гнезда, медведи просыпаются от спячки, растения начинают цвести.

Учитель: Происходят ли изменения в жизни человека с приходом весны? Какие?

Учащиеся: Люди переодеваются в более легкие вещи.


Физкультминутка

Упражнения в рабочей тетради 1,

Мартовский денек

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц? Кто узнает?

Учащиеся: Март.

Учитель: Прослушайте музыкальный фрагмент П. И. Чайковского «Март». Какие картинки возникли в вашем воображении?

Учащиеся: Снега мало, кое-где видно зеленую травку, поют птицы.

Учитель: В марте снег становится ленивым. Он стал неподвижным и твердым: ступишь на него, и не провалится нога. Это над снегом колдовали солнце и мороз. Днем снег таял, ночью замерзал и покрывался ледяной коркой. Для такого черствого снега есть жесткое слово – наст (Слайд 19)

Работа по учебнику: чтение статьи – читает каждый ученик по очереди.

Март - первый месяц весны. Солнце поднимается всё выше, дни становятся длиннее, повышается температура воздуха. Как ни грозит зима солнышку штыками-сосульками, но уже журчат ручьи - гонцы весны. В тени ещё зима, а на солнцепёке уже весенняя капель завела свою звонкую песню. Снега осели и потемнели, наполнились талой водой.

Появились первые проталины, по которым уже важно ступают пернатые вестники весны грачи. За ними прилетают скворцы и начинают выдворять воробьёв из своих скворечников. Затем прилетают жаворонки, радостно приветствуя весну своим переливчатым пением. Просыпаются после зимней спячки медведи, ежи, барсуки и начинают выбираться из зимних жилищ. Зайцы, белки, лисицы, да и другие звери линяют, спешат избавиться от густой тёплой шерсти.

Дождались весны и растения. Оттаивает почва, начинается сокодвижение. Набухают почки у деревьев и кустарников. Верба, орешник, уже развесили свои соцветия. На проталинах появляются первоцветы — подснежники.

Учитель: Когда по календарю начинается весна?

Учащиеся: По календарю весна начинается 1 марта

Учитель: Чем примечателен день 21 марта?

Учащиеся: 21 марта – день весеннего равноденствия.

Учитель: Какие изменения происходят с животными и растениями в марте?

Учащиеся: У животных происходит линька, у растений начинается сокодвижение, набухают почки.

Учитель: Какие перелётные птицы возвращаются в родные края первыми?

Учащиеся: грачи, скворцы, жаворонки.

Факты

-В первый день весны человек на Северном полюсе будет наблюдать солнце, скользящее по горизонту, что означает начало 6-месячного полярного дня. В свою очередь, человек на Южном полюсе в этот день будет свидетелем начала полярной ночи — 6-месячной темноты.

-В Китае, приход весны совпадает с празднованием китайского Нового года.

- Следуя греческой мифологии, наступление весны связано с возвращением дочери Деметры Персефоны (богини плодородия) из подземного царства.

- Дети растут весной быстрее, чем в другое время года.

- Кукушка - птица, «которая сама произносит свое имя» (греч. коккукс, куккос, лат. кукулюс, cucullus). У многих народов она считалась птицей, олицетворяющей душу, предсказательницей будущего и вестницей весны.

- В России весну встречают полгода!

Россия так велика, что весна наступает в ней в разное время. Кроме того, ученым удалось вычислить, с какой скоростью движется весна: оказывается, 50 км в сутки. Определить это им удалось по наблюдениям за соцветием отдельных растений

- У растений, весной срабатывают особые часы.

Если срезать ветку с дерева в марте и принести ее домой, поставить в воду и хорошо освещать, веточка даст ростки. А вот если сделать то же самое с веткой дерева в ноябре – ничего не случится, листья и почки не появятся. Даже если свет и тепло будут теми же самыми.

Дело  в том, что у деревьев есть свои особые часы, измеряющие длину светового дня и ночи.

Учитель: И так, наш урок подходит к концу. Обобщим то что мы узнали сегодня. С какими сезонами встречается весна?

Учащиеся: с зимой и летом.

Учитель: Чем особенен день 21 марта?

Учащиеся: 21 марта – день весеннего равноденствия, – день с ночью меняется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь.

Учитель: Как изменились весной цвет неба, вид облаков, высота Солнца на небе, осадки?

Учащиеся: Высота Солнца увеличилась, день стал длиннее ночи, температура воздуха поднимается выше 0°, снег потемнел и начал таять, прекратились снегопады, появились проталины на почве.

Учитель: Что происходит в жизни животных и растений с приходом весны?

Учащиеся: Птицы вьют гнезда, медведи просыпаются от спячки, растения начинают цвести.

Учитель: Какие перелётные птицы возвращаются в родные края первыми?

Учащиеся: грачи, скворцы, жаворонки.

Учитель: Почему март называют весной света?

Учащиеся: Потому что день в марте увеличивается.


Рефлексия

-Тема сегодняшнего урока?

-Что нового мы сегодня узнали?

-Оцени себя

-Дом.задание 66-39 , р.т страница 20

-Урок окончен!





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.