Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Весна света» (УМК «Гармония»)
Конспект по окружающему миру
Дата:
Класс: 3
Школа:
Учитель:
УМК: Гармония
Тема: Весна света.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать знания о весенних явлениях в неживой и живой природе.
Оборудование: мультимедийная презентация; карточки групповой работы; учебник, аудиозапись с произведениями П.И. Чайковского «Времена года». «Март», «Февраль», «Весна»; портрет композитора П.И. Чайковского.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравтвуйте, мы начинаем новый раздел Размножение и развитие животных и растений.
II. Актуализация знаний
Учитель: Долго длится зимняя пора в России. Это время трудное, голодное для лесных обитателей. Надоело людям слушать завывание ветра. Все мечтают, как тепло прогонит стужу лютую.
– Отгадайте загадку, определите, откуда начнем наше «путешествие».
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну так что за месяц это?
Учащиеся: Февраль.
I этап – «Февраль – последний месяц зимы»
II этап – поляна «Приметы весны»
III этап – пригорок «Мартовский денек»
IV. Объявление темы урока.
Учитель: Отгадайте загадки
Река подо льдом, Была белая да седая,
Все бело кругом, Пришла зеленая, молодая.(Весна)
Метелица вьется...
Как время зовется?
(Зима, февраль.)
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, чем примечателен февраль, какие изменения в природе происходят в марте.
Февраль – последний месяц зимы.
Учитель: Прослушайте музыкальный фрагмент и скажите какой месяц он вам напоминает и почему. (Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Времена года» «Февраль».)
Учащиеся: Февраль. Потому что в музыке как будто идет борьба между весной и зимой.
Учитель: Правильно. Зима кончается, весна начинается. Но зима не сдается без боя. Первые шаги весны робки и не уверенны: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом.
Февраль – месяц предвесенний, он и морозный, он и ветреный, а случается, что и пригреет снежный бочок у сугроба. В мире, в небе начинается извечный спор двух времен года.
– Объясните пословицу:
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Учащиеся: В феврале то морозы как в январе, то солнышко пригревает как в марте.
Работа по учебнику: чтение статьи по одному предложению каждый ученик.
Чем примечателен февраль
Февраль - последний, самый страшный месяц зимы. Ещё порой лютуют морозы. Особенно опасны они после оттепели, когда образуется на снегу ледяная корка - наст. Тогда животным трудно добывать пищу, В это время лесники подкармливают лесных обитателей.
«В феврале хозяйничают две подруги: метель да вьюга», — говорили в старину. В эту пору всё выше поднимается Солнце, дольше и ярче светит оно на лазурном небе. В тёплые дни появляются на небе первые кучевые облака. На крышах домов, на ветвях деревьев нарастают ледяные сосульки — вестницы весны. В феврале, как говорят, зима с весной встречаются.
Учитель: Как изменились положение Солнца на небе и продолжительность светового дня в феврале?
Учащиеся: Все выше поднимается Солнце, дни становятся дольше.
Учитель: Какие явления происходят в неживой природе?
Учащиеся: На крышах домов, на ветвях деревьев нарастают ледяные сосульки — вестницы весны.
Учитель: Что такое оттепель? Чем опасен мороз по оттепели для животных и растений?
Учащиеся: Оттепель – повышение температуры. Морозы опасны после оттепели для животных и птиц, потому что образуется ледяная корка и им тяжело добывать пищу.
Февраль — самый короткий месяц в году, по високосным годам в нём 29 дней, а в остальные годы — 28.
В 44 г. до н. э. популярный в народе правитель умирает, и новая римская администрация решает в его честь переименовать в июль месяц квинтилис. Впоследствии почивший в 14 г. до н. э. император Октавиан Август также удостаивается именного месяца. Так как август и июль следовали друг за другом, то в них в те времена было разное количество дней. Чиновники по политическим соображениям решили уравнять заслуги обоих правителей до 31 дня. Такой подход потребовал одолжить лишние сутки ещё у какого-нибудь месяца. Волевым решением «отщипнуть» день было решено у февраля. Выбор объяснялся, скорее всего, тем, что этот месяц имел у римлян дурную славу, так как именно в это время года было принято поминать усопших.
Приметы весны
- Вот мы и вышли на поляну весенних примет.
Сыпать сны зима устала,
Кап-кап-кап! Весна настала!
– Почему сосульки называют вестницами весны? (Слайд 13)
Учащиеся: Потому что температура воздуха повышается, снег на крышах тает – это признаки весны. А так как весна еще не наступила, и температура может понижаться то вода замерзает и образуются сосульки.
Работа в группах.
1-я группа.
– В конверте лежат карточки с планом ответа о признаках весны. Расположите признаки весны в том порядке, в котором мы наблюдаем их в природе.
Ответ:
1. Солнце.
2. Долгота дня.
3. Температура воздуха.
4. Осадки.
5. Почва.
6. Водоемы.
Вывод: Солнце поднимается выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Уже намного теплее. Идет мокрый снег или дождь. Почва оттаивает. Тает снег. Бегут ручьи. Водоемы вскрываются. Половодье. Ледоход на реках. Значит, наступила весна.
2-я группа.
– В конверте находятся карточки с изображением погодных явлений. Выберите только те, которые соответствуют погоде сегодня.
Дети выбирают из карточек только те явления, которые соответствуют погоде на данный день.
Тепло от +11 до +20 °С.
Слабый мороз от –1 до –10 °С.
Прохладно от 0° до +10°.
– Почему с наступлением весны произошли все эти изменения?
Вывод: Солнце стало греть сильнее и дольше.
Учитель: Что происходит в жизни животных и растений с приходом весны? (Слайд 14-16)
Учащиеся: Птицы вьют гнезда, медведи просыпаются от спячки, растения начинают цвести.
Учитель: Происходят ли изменения в жизни человека с приходом весны? Какие?
Учащиеся: Люди переодеваются в более легкие вещи.
Физкультминутка
Упражнения в рабочей тетради 1,
Мартовский денек
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает?
Учащиеся: Март.
Учитель: Прослушайте музыкальный фрагмент П. И. Чайковского «Март». Какие картинки возникли в вашем воображении?
Учащиеся: Снега мало, кое-где видно зеленую травку, поют птицы.
Учитель: В марте снег становится ленивым. Он стал неподвижным и твердым: ступишь на него, и не провалится нога. Это над снегом колдовали солнце и мороз. Днем снег таял, ночью замерзал и покрывался ледяной коркой. Для такого черствого снега есть жесткое слово – наст (Слайд 19)
Работа по учебнику: чтение статьи – читает каждый ученик по очереди.
Март - первый месяц весны. Солнце поднимается всё выше, дни становятся длиннее, повышается температура воздуха. Как ни грозит зима солнышку штыками-сосульками, но уже журчат ручьи - гонцы весны. В тени ещё зима, а на солнцепёке уже весенняя капель завела свою звонкую песню. Снега осели и потемнели, наполнились талой водой.
Появились первые проталины, по которым уже важно ступают пернатые вестники весны грачи. За ними прилетают скворцы и начинают выдворять воробьёв из своих скворечников. Затем прилетают жаворонки, радостно приветствуя весну своим переливчатым пением. Просыпаются после зимней спячки медведи, ежи, барсуки и начинают выбираться из зимних жилищ. Зайцы, белки, лисицы, да и другие звери линяют, спешат избавиться от густой тёплой шерсти.
Дождались весны и растения. Оттаивает почва, начинается сокодвижение. Набухают почки у деревьев и кустарников. Верба, орешник, уже развесили свои соцветия. На проталинах появляются первоцветы — подснежники.
Учитель: Когда по календарю начинается весна?
Учащиеся: По календарю весна начинается 1 марта
Учитель: Чем примечателен день 21 марта?
Учащиеся: 21 марта – день весеннего равноденствия.
Учитель: Какие изменения происходят с животными и растениями в марте?
Учащиеся: У животных происходит линька, у растений начинается сокодвижение, набухают почки.
Учитель: Какие перелётные птицы возвращаются в родные края первыми?
Учащиеся: грачи, скворцы, жаворонки.
Факты
-В первый день весны человек на Северном полюсе будет наблюдать солнце, скользящее по горизонту, что означает начало 6-месячного полярного дня. В свою очередь, человек на Южном полюсе в этот день будет свидетелем начала полярной ночи — 6-месячной темноты.
-В Китае, приход весны совпадает с празднованием китайского Нового года.
- Следуя греческой мифологии, наступление весны связано с возвращением дочери Деметры Персефоны (богини плодородия) из подземного царства.
- Дети растут весной быстрее, чем в другое время года.
- Кукушка - птица, «которая сама произносит свое имя» (греч. коккукс, куккос, лат. кукулюс, cucullus). У многих народов она считалась птицей, олицетворяющей душу, предсказательницей будущего и вестницей весны.
- В России весну встречают полгода!
Россия так велика, что весна наступает в ней в разное время. Кроме того, ученым удалось вычислить, с какой скоростью движется весна: оказывается, 50 км в сутки. Определить это им удалось по наблюдениям за соцветием отдельных растений
- У растений, весной срабатывают особые часы.
Если срезать ветку с дерева в марте и принести ее домой, поставить в воду и хорошо освещать, веточка даст ростки. А вот если сделать то же самое с веткой дерева в ноябре – ничего не случится, листья и почки не появятся. Даже если свет и тепло будут теми же самыми.
Дело в том, что у деревьев есть свои особые часы, измеряющие длину светового дня и ночи.
Учитель: И так, наш урок подходит к концу. Обобщим то что мы узнали сегодня. С какими сезонами встречается весна?
Учащиеся: с зимой и летом.
Учитель: Чем особенен день 21 марта?
Учащиеся: 21 марта – день весеннего равноденствия, – день с ночью меняется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь.
Учитель: Как изменились весной цвет неба, вид облаков, высота Солнца на небе, осадки?
Учащиеся: Высота Солнца увеличилась, день стал длиннее ночи, температура воздуха поднимается выше 0°, снег потемнел и начал таять, прекратились снегопады, появились проталины на почве.
Учитель: Что происходит в жизни животных и растений с приходом весны?
Учащиеся: Птицы вьют гнезда, медведи просыпаются от спячки, растения начинают цвести.
Учитель: Какие перелётные птицы возвращаются в родные края первыми?
Учащиеся: грачи, скворцы, жаворонки.
Учитель: Почему март называют весной света?
Учащиеся: Потому что день в марте увеличивается.
Рефлексия
-Тема сегодняшнего урока?
-Что нового мы сегодня узнали?
-Оцени себя
-Дом.задание 66-39 , р.т страница 20
-Урок окончен!