Календарно-тематический план по окружающему миру (3 класс, УМК Гармония)
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Календарно-тематический план на IV четверть по окружающему миру для 3 класса по УМК «Гармония»
Разработала: студентка 4 А группы.,
Потапова Е. С
Руководитель: Буянкина О. М.,
учитель начальных классов
Камышлов,2016
Целями изучения курса «Окружающий мир» являются:
создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении; последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественно -научных и гуманитарных курсов; формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры; выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром; создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
При этом решаются следующие задачи:
развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире; ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира; освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах; воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Общая характеристика учебного предмета: основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе.
Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы.
Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры. Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.
В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии.
Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край.
Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей. В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
Предметные результаты |
Метапредметные и личностные результаты |
Домашнее задание |
Навстречу весне |
Цветок и плод растения. Распространение семян |
1 |
Ознакомление со строением цветка, ролью его опыления. Выяснение значения насекомых в опылении. Рассмотрение цикла цветкового растения от семени до семени. Размножение растений |
Знать: строение цветка, значение опыления; цикл цветкового растения от семени до семени. Уметь: ориентироваться в разнообразии цветков и плодов |
Личностные: - установление связи между целью учеятельности и её мотивов; - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач; - стремление к самоизменению приобретению новых знаний и умений; - способность к самооценке, взаимооценке. Регулятивные: - умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию педагога; - умение адекватно относиться к отметке педагога и понимать отметку; - определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана последовательности действий; - умение учиться и способность к организации своей деятельности ( планирование, контроль, отметка); - постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; Познавательные: - умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре; - умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщения на заданную педагогом тему; - умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца; - умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки |
С.92-97. Читать, заполнить таблицу |
Весенние изменения в жизни растений и животных. |
1 |
Приметы апреля и мая. Время прилёта птиц, гнездования, появления насекомых. Полевые работы, происходящие в это время |
Знать: приметы весны к началу цветения (апрель, май); о цветах – первоцветах; Уметь: называть признаки весны с учётом местного природного окружения |
Устный рассказ «Весна пришла» |
||
Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей. 7.04.2016 |
1 |
Систематизация и обобщение знаний; проверка качества полученных знаний |
Уметь: обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на уроке |
С.102, № 1-3 С. 98-101. Читать, ответить на вопросы 3 - 4 |
||
Обобщающий урок. Проверочные работы № 2- 3 12.04.2016 |
1 |
Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе, цветение первоцветов |
Уметь: находить в практике весенние приметы; соблюдать экологическую культуру; наблюдать, сравнивать, делать обобщенные выводы |
Составить кроссворд для одноклассников |
||
Изменение быта и культуры наших предков |
Что и как изучает история 14.04.2016 |
1 |
Ознакомление с историей, как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдения, архивы, археологические раскопки, и памятники родного края |
Знать: что и как изучает история, её значение; способы познания прошлого; о быте и культуре своего народа; Уметь: видеть в настоящем опыт предыдущих поколений |
Р.Т. с.57, разгадать кроссворд |
|
Природа в жизни наших предков 19.04.2016 |
1 |
Ознакомление с собирательством, охотой и бортничеством, с язычеством, как с обожествлением природы и поклонения ей. Воспитание уважительного отношения к обычаям и верованиям разных народов. |
Знать: чем занимались предки, как они осваивали природу; обычаи и традиции предков. Уметь: объяснять, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего себя оберегали |
Приготовить рассказ о старинных вещах своей семьи |
||
Уклад жизни на Руси |
1 |
Ознакомление с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Представление о том, как была организованна жизнь предков, кто управлял их жизнью |
Знать: значение семьи, родовой общины, племени; виды жилищ наших предков |
С.115-118, читать, отвечать на вопросы 1 – 3 |
||
Жизнь на селе в старину. Крестьянский труд |
1 |
Ознакомление с устройством избы, отоплением, освещением, домашней утварью, трапезами крестьянских детей |
Знать: как жили в старину на селе; о старинном быте сельских жителей |
С.119 – 125, составить план, рассказ о старинных народных играх |
||
Старинные города |
1 |
Ознакомление со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Названия городских построек. Формирование понятия «исторический центр», показ его значения и необходимости сохранения старинных построек и памятников |
Знать: строение старинных поселений, их виды; значение исторического центра современного города, важность его сохранения. Уметь: добывать информацию из иллюстраций и текста; охранять памятники своего села |
С.126 – 132 читать, уметь объяснять значение слов |
||
Ремесленники, их изделия |
1 |
Ознакомление со старинными ремеслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное. Формирование понятий «ремесло» и «ремесленник». Различные виды художественной росписи предметов быта. Появление купцов на Руси, сменовая торговля. Появление монет, бумажных денег |
Знать: занятия горожан в старину; старинные профессии ( кузнец, гончар, плотник, стеклодув); историю возникновения торговли и денег на Руси; виды художественной росписи предметов быта. Уметь: добывать информацию из иллюстраций и текста; приобщиться к старинному ремеслу наших предков |
С.133-141 читать, подобрать пословицы и поговорки. Подумать что значат подобранные пословицы и поговорки |
||
Торговое дело, на Руси |
1 |
С.142-143 ответить на вопросы с 1- 3 |
||||
Одежда наших предков |
1 |
Формирование понятий «исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде, об элементах одежды и их значении, о функциональном назначении повседневной и праздничной одежды. Ознакомление с одеждой разных групп/слоёв населения: простолюдины, знати, военных. |
Знать: как одевались наши предки в древней Руси; какой орнамент был часто использован на одежде разных групп населения Уметь: различать повседневную и праздничную одежду; уметь по одежде определять группу населения на Руси |
С.144-149 читать, нарисовать старинную одежду разных групп населения на Руси |
||
Учение на Руси |
1 |
Возникновения учения на Руси. Ознакомление со старинными школьными принадлежностями, формами одежды. Словарная одежда: кириллица – старинный, русский алфавит, береста, папирус, свисток, пергамент, тетрадь |
Знать: как в старину на Руси обучались счёту, письму; Когда и какие появились на Руси школы. какими были школьные принадлежности и одежда; Уметь: определят какие принадлежности раньше носили школьники; определять в чём отличие современной школы от школы в древней Руси |
С.150 – 155, ответить на вопросы с 1 - 4 |
||
Как жили наши предки |
1 |
Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью |
Знать: какой край называют родным; какие народы живут в нашем крае; почему разным были старинные жилища; какие дома строили в давние времена в нашей местности; какие старинные традиции сохранились в родном крае |
Составить вопросы для викторины одноклассникам |
||
Итоговая контрольная работа |
1 |
Обобщение и систематизация полученных знаний. |
Уметь: соблюдать экологическою культуру; наблюдать, сравнивать, делать выводы |
Нарисовать рисунок «скоро, долгожданное лето» |
||
Летние изменения в живой и неживой природе. Правила безопасности во время летних каникул |
1 |
Обобщение и систематизация полученных знаний о быте и культуре наших предков |
Знать: правила безопасного поведения во время летних каникул Уметь: выполнять самостоятельные задания; участвовать в летних играх, театрализациях, конкурсах |