Конспект урока по Окружающему миру по программе «Планета знаний» участника очного этапа конкурса «Учитель здоровья России- 2020»
Конспект урока по Окружающему миру по программе « Планета знаний» участника очного этапа конкурса «Учитель здоровья России- 2020»
Цыганок Ларисы Владимировны
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
1 блок – информационный
Тема | Питание. Пищеварительная система |
Цели | Образовательные: - формировать умение работать с новой информацией о питании, пищеварительной системе человека; -углубить и систематизировать полученную информацию; - дать представление об органах пищеварения человека; расширять словарный запас учащихся; - формировать культуру здорового образа жизни. Развивающие: -содействовать развитию речи, развивать познавательную активность детей, наблюдательность, развивать память, внимание, образное мышление через решение учебных задач; - продолжить формирование умений делать выводы ( работа с таблицами). Воспитательные: - воспитывать навыки уважения друг к другу при общении; воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью, здоровому питанию. |
Планируемый результат | Предметные: - знать систему пищеварения человека, необходимые для правильной жизнедеятельности организма питательные вещества. - уметь правильно организовывать свой режим питания. - уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей . Метапредметные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану; Коммуникативные: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; -Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие. |
Образовательные технологии: | Технологии образовательного обучения, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации, формирование мотивации, благоприятная психологическая атмосфера. динамические паузы, интерактивные упражнения для глаз), технология проблемного диалога, игровые технологии. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник для 3 класса, 2 часть "Окружающий мир" И.В. Потапов,Е.В. Саплина,А.И. Саплин стр. 30-32 (М.: Астрель, 2014) - ЭОР физминутка « Люди с самого рождения…» - презентация Microsoft PowerPoint «Наше питание. Органы пищеварения»; - карточки с заданиями, презентация, наглядность; -- компьютер, проектор, экран. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
. Технологическая карта урока
Этап урока Методы и приемы | Содержание | Формируемые УУД | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1. Организация и мотивация к учебной деятельности Цели: -создание благоприятного психологического настроя на работу; -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. | Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок Начинаем наш урок Всё ль на месте? Всё ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»! Урок проведу для вас я – Лариса Владимировна Сейчас я предлагаю выставить руку перед собой так, чтобы ваша ладонь приблизилась с ладонью соседа, не касаясь ее. Сейчас мы с вами будет произносить слова, и соединять пальчики от большого к мизинцу. Один пальчик - одно слово. желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) Желаю вам продуктивной работы на уроке. Я знаю, что у вас с нами все получится. | Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку. Учащиеся слушают учителя, выполняют соответствующие действия настраиваются на урок. | . Коммуникативные : развитие умения слушать и понимать других; У детей формируется положительное отношение к уроку, дается психологическая установка на урок. создавать положительный эмоциональный настрой; создавать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяя готовность к уроку. | ||
II. Актуализация знаний и мотивация Цели: - актуализировать знания о дыхательной системе, о опорно-двигательной системах человека; - актуализировать мыслительные операции: анализ, аналогия; - мотивировать к действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; -организовать анализ полученных ответов | Ребята, давайте вспомним, какую тему вы изучали на прошлом уроке? Какие органы дыхания вы знаете? Посмотрите на схему на доске, правильно ли обозначены органы дыхания? Давайте восстановим правильное обозначение органов дыхания. Учитель показывает карточки- подсказки с названиями органов дыхания. Предлагает детям выйти к доске и прикрепить карточку к соответствующему органу дыхания.(6 чел.) - Какие еще знания вы получили, изучая тему «человек»? Учитель демонстрирует карточки. У вас на партах лежат карточки. Вам нужно в парах соединить стрелками систему и функцию. Будьте очень внимательны! На это у вас есть 1 минуты. Поменяйтесь карточками, проверьте друг друга . А теперь посмотрите на доску. Что изображено? Да, все верно, это кроссворд.. Сейчас мы с вами разгадаем его. Когда сытый, он молчит. Когда голоден-урчит. Не часы, а тикает. Органы дыхания человека. Орган зрения. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества. И говорит, и кушает. Учитель предлагает детям выходить к доске и вписывать отгаданное слово в кроссворд(6 чел.) Какое слово получилось в выделенных клетках? -Из чего состоит скелет человека? - Назовите функции скелета. Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили предыдущие темы. Организм человека можно сравнить со сложной машиной. Постановка проблемного вопроса и темы урока. Что приводит в действие машину? - Нашему организму тоже нужна энергия. - А что нужно нашему с вами организму для того, чтобы мы получали энергию? - Как получить энергию? | Дыхание. Участвуют в диалоге с учителем. Учащиеся поочередно выходят к доске и восстанавливают правильное обозначение органов дыхания, прикрепляя соответствующие слова-карточки: лёгкие ,носовая полость, бронхи, гортань Определяют знания и умения, которые будут сформированы в результате изучения данного материала. Учащиеся отгадывают слова, выходят к доске и записывают их в кроссворд. Желудок Сердце Лёгкие Глаза Кровь Рот -- Скелет - Кости -Является опорой тела, защищает внутренние органы от повреждений - Энегрия. - Еда | Регулятивные: -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки -адекватно воспринимать оценку других учеников. Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме, выступать перед одноклассниками, работать в группе. Регулятивные: -уметь анализировать, делать правильный обоснованный выбор, выполнять самоконтроль | ||
III. Постановка учебной задачи Цели: - актуализировать мыслительные операции: анализ, аналогия; - мотивировать к действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию; -организовать анализ полученных ответов | – Подумайте и скажите, какова тема нашего урока На доске тема урока «Питание. Органы пищеварения» – А что известно об органах пищеварения? -Определите ступеньку на лесенке, где вы находитесь по отношению к данной теме – Оказывается, вы не все стоите на вершине лесенки. – Продолжите фразу: Думаю, что на уроке я узнаю… (о правильном питании ,работе органов пищеварения). Я хочу узнать… (о витаминах и т.д.). – А я думаю, что на уроке вы узнаете много нового и интересного. Вы правы, мы познакомимся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами. ФИЗМИНУТКА: Люди с самого рождения, (Ходьба на месте) (Поднимаем руки) (Качают головой в разные стороны) | Участвуют в диалоге с учителем. Определяют знания и умения, которые будут сформированы в результате изучения данного материала. Учащиеся выполнят соответствующие движения | Элемент неожиданности будит детское воображение, повышает мотивацию урока. Регулятивные: -умение сформулировать тему и цель урока - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; -дополнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; -проявлять интерес к своему здоровью | ||
IV. Открытие нового знания Цели: - организовать усвоение детьми нового способа действий характеристики леса с их проговариванием во внешней речи. | - Человеку нужна пища, чтобы жить. А может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? А кому из вас приходилось голодать? Какие ощущения вы испытывали При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начинаются «голодные» обмороки, а через 15-20 дней умирает. - Сколько раз в день должен есть человек? - Какую пищу должен употреблять челове?? Откроем учебники с.30 Прочитайте первый абзац. -Какие продукты человек употребляет в пищу? Какую пищу называют животной? А какую растительной растительной? -Давайте поиграем . Дидактическая игра«Две корзины» Учитель предлагает детям поочередно выходить к доске и распределять продукты в 2 корзины(12 чел.): - мясо - сливочное масло - хлеб -гречка - Геркулес - картофель - яйцо - сыр - рыба - растительное масло - морковь - капуста - Вы узнали, какие питательные вещества человек получает с пищей? Прочтите это предложение.
Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества. -Энергия для нашего организма - это пища. Презентация. На слайдах информация Слайд №1 Белки– являются основным « строительным материалом» для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки составляют почти пятую часть веса человека. Больше всего их содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных, молочных. Много белков и в растениях, особенно в фасоли, бобах, гречневой крупе, орехах. Слайд№2 К основным питательным веществам относятся также жиры. В организме они превращаются в энергию, а также служат «строительным материалом» тела. Без неё человек не может работать, учиться, заниматься спортом. Они помогают организму сопротивляться болезням. Жиры бывают растительные и животные. Источником жиров является растительное и сливочное масло, сметана, маргарин, сало, орехи. Слайд№3 Углеводы (сахар, крахмал) являются третьим основным пищевым веществом. Главный поставщик энергии для тела. Именно углеводы придают сладкий вкус любимым лакомствам. Их много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупах, макаронах, кондитерских изделиях, картофеле. - Прочитайте в учебнике на с.30, 2 абзац - О чём здесь рассказывается? Рассказываю детям интересный факт. Мореплаватель Витус Беринг (в честь него назван Берингов пролив) известен тем, что открыл ряд северных островов. Вместе со своей командой вынужден был остановиться на зимовку на одном из северных островов . Было много рыбы, мяса, но люди стали заболевать и умирать. Вся проблема была в пищи. - Как вы думаете, что произошло? Из 75 человек умерло около 30. Люди заболели цингой. -Какой вывод можно сделать из этого? - Найдите в тексте предложение, которое будет являться подтверждением вашим словам. Слайд 4.Витамины Для того, чтобы усвоиться организмом, пища должна видоизмениться. Что же происходит с пищей в организме? Как происходит процесс пищеварения? | Участвуют в диалоге с учителем, делают выводы Учащиеся читают первый абзац. Отвечают на вопрос. (-Растительные и животные) Ответы детей. Учащиеся по одному выходят к доске и распределяют изображение продуктов по корзинам
Дети зачитывают предложение. (…белки, жиры, углеводы) Дети рассказывают, класс слушает. Ответы детей. Рассказывает учитель, дети слушают. Дети слушают рассказучителя. Учащиеся работают с материалом учебника, отвечают на вопрос учителя. - Не было витаминов. - организму нужны витамины | Регулятивные: -дополнять высказанные мнения по существу полученного задания Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; -проявлять интерес к своему здоровью Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: -оценивать свои знания Познавательные: - осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследований; Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форм | ||
| Физминутка А теперь я предлагаю вам немножко размяться. Раз – подняться, потянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. А на шесть – тихо сесть. | Выполняют упражнения | Коммуникативные: умение совместно играть, принимать правила. Личностные: нравственно-эстетическая ориентация. здоровьесбережение | ||
V. Поэтапное решение учебной задачи. | Ребята, а как вы понимаете поговорку «Когда я ем, я глух и нем» Итак, ребята, скажите ,что нельзя делать во время еды? Почему? Чем же интересно занимаются органы пищеварения? Внутри нашего тела скрывается удивительная кухня. Её можно сравнить с очень длинным извилистым коридором. У взрослого человека он тянется целых 9 - 10 метров. Но он так ловко уложен, что помещается в небольшом пространстве. И вот сегодня мы отправимся в путешествие, и узнаем, что же с ним происходит с пищей во время путешествия ее в нашем организме. - Отправляемся в путь. И оказываемся в первом отделе нашей системы. Как вы думаете, как она называется? - Да, первый отдел называется « ротовая полость». - Что к нему относится? - Какие функции выполняет этот отдел? Мы пережевываем пищу, наши зубы превращают её в маленькие кусочки и перемешивается языком. - Язык перемешивает пищу и продвигает её в глотку. - Ребята, а вы заметили, что у нас во рту постоянно влажно, как вы думаете почему? - Слюна постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу. Как вы думаете зачем пища смачивается слюной? - Что вы думаете куда дальше отправляется пища? на этом слайде? - Пищевод – орган пищеварительной системы. Здесь пища не задерживается, после того, как пища превратилась в кашицу, мышцы пищевода проталкивают ее и она быстро проходит в следующее отделение. - Как вы думаете, как называется следующее отделение? - Правильно дальше наша пища в виде кашицы оказалась в желудке. - Желудок похож на мешок, который прикреплен к нижнему концу пищевода и расположен под ребрами. - Что же здесь будет происходить? -Пища находится в желудке 3-4 часа, под действием желудочного сока переваривается и поступает в длинный извилистый коридор, который называется…. Кишечником. Он тянется почти на десять метров! Но свёрнут он так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдет весь этот путь, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму. Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки. Сначала наша пища попадает в тонкий кишечник и проводит там до 4 часов. С этого момента наш организм начинает получать нужные для нас вещества. Ненужные направляются в толстую кишку. - Прочитайте информацию на с. 31 и определите, какова его основная роль? Вывод: Перечислите, какой путь проделала пища в своем путешествии попав к нам в рот? | - Потому что во время принятия пищи можно подавиться. - Разговаривать. -Потому что вода или пища может попасть в трахею, и мы можем поперхнуться. Слушают учителя. Рассматривают плакат. Зубы, язык Измельчение, переворачивание, Там есть слюна. - Слюна размягчает пищу и облегчает процесс глотания. - Пищевод. -Желудок. - Он сжимается и проталкивает пищу в желудок. - Он начинает растворять ее. - 2 часа. Рот, желудок, пищевод. Работают с текстом. Отвечают на вопрос. | Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форм Познавательные: Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы Регулятивные: Уметь воспроизвести полученную информацию, опираясь на иллюстрацию слайда Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе. Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей | ||
VI. Закрепление изученного материала Цели: - организовать закрепление знаний по теме урока. . | Когда начинается процесс пищеварения? Для чего во время принятия пищи нужна слюна? Как называется трубка ведущая ото рта в желудок? Что пищевод делает с пищей? Что делает желудок, после того как пища попадает в него? Сколько времени нужно пище, для того чтобы она превратилась в жидкость? А ответит у нас на первый вопрос тот, кому я кину игрушку. А он в свою очередь задаст вопрос и кинет ее тому, кто будет отвечать. Итак, ребята, вопрос ко всем: какие органы пищеварения мы только что узнали? -Как вы думаете, как связано здоровье с пищеварительной системой? Есть правила приёма пищи и если их не соблюдать, то это может стать причиной различных болезней желудка, печени, кишечника. Учитель демонстрирует карточки. Работа в парах. А сейчас мы поработаем в парах, ваша задача состоит в следующем: выбрать нужное и составить правила питания. Устно объяснить, почему нужно делать так, а не иначе. Можно добавить своё правило. На парте карточка. - Нужно стараться есть разнообразную пищу. - Если хочешь- ешь пельмени хоть целый месяц. - Нужно стараться есть в одно и то же время. - Утром перед школой надо обязательно завтракать. - Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался. - Перед сном поешь плотно. - Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна. | Дают ответы на вопросы предложениями из текста. Организация творческого задания в паре. Для того чтобы быть здоровым, мы должны правильно питаться! А что это значит? Пища должна быть полезной и разнообразной Ответы детей Дети работают в парах по карточкам, выполняя задания. Высказывают свое мнение. | Регулятивные : выбирают действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Коммутативные: планирование учебного сотрудничества Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни | ||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой | Хорошо, ребята. Давайте ещё раз вспомним, из каких органов состоит пищеварительная система. Учитель демонстрирует карточку, объясняет задание. У вас лежат на столах карточки. Задание. Подпиши части пищеварительной системы. Меняемся карточками и проверяем друг у друга, сравните с. 31, учебника. Органы пищеварения
- А теперь я предлагаю вам проверить правильность выполнения вами задания, и поиграть в игру «Моя пищеварительная система». Учитель предлагает детям поочередно выходить к доске с помощью карточек-названия органов пищеварения обозначить их на плакате.(6 чел.) Самооценка. |
Учащиеся отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задание, взаимопроверка. Учащиеся выходят поочередно к плакату и обозначают с помощью карточек названия органов пищеварения. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; | ||
Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. | |||||
VIII. Домашнее задание. | Ребята, ваше домашнее задание будет состоять из нескольких уровней 1.Учебник стр.30-32 2. Подготовить сообщение по выбору: о пользе витаминов для нашего организма, о питательных веществах. | Выбирают д/з. | Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||
IX.Итог урока. | Продолжи предложение - Я узнал… - Я понял… - Я расскажу дома… - Мне было трудно - Мне было интересно… | | Коммуникативны: развиваем умение слушать и понимать других;оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: на основе анализа делать выводы;обобщать и классифицировать по признакам Личностные: выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | ||
X. Рефлексия деятельности | А сейчас проверим, как вы усвоили тему нашего урока: Если вы считаете, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу - поднимите карточку с яблочком Если вы думаете, что все, что хочется – то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – карточку с пирожным | |
Литература:
Абрамова И. В., Бочкарева Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (Методическое пособие) издание 3, дополненное. Самара, 2008
Копылов Ю. А., Полянская Н. В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я. Советы родителям. Москва, 2011
Никишина И.В. «Инновационные педагогические технологии» Волгоград: Учитель, 2014
Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1–4 классы», Москва, Издательство «Вако»,2015 г.
Советова Е. В. «Эффективные образовательные технологии», Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.
Феоктистова В.Ф. «Образовательные здоровьесберегающие технологии». Волгоград: Учитель, 2011.
http://www.openclass.ru/node/47746 http://festival.1september.ru/articles/102680/ http://kuhta.clan.su/load/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_shkole/41
http://www.myshared.ru/slide/897090/ Презентация "Органы пищеварения"
Пролубщикова Наталья Владимировна