Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Водные богатства. Путешествие по рекам и водоёмам родного края»
Презентация "Водные богатства"
PPT / 7.34 Мб
/data/files/p1590125118.ppt (Презентация "Водные богатства")Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
«Водные богатства. Путешествие по рекам и водоёмам родного края»
Цель: создать условия для формирования представлений о водных богатствах нашей планеты; определять части реки по схеме.
Задачи:
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия;
Метапредметные:
• Регулятивные: формирование умения выделять цель и удерживать её до конца урока; умение оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;
• Познавательные: формирование умения самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока; умение производить простые (анализ, синтез, обобщение) и составные (построение рассуждений, утверждений) логические действия;
• Коммуникативные: формирование умения полно и точно высказывать свою точку зрения, аргументировать свой выбор; учитывать позицию собеседника; умение вести диалог; умение работать в парах и группах;
3. Предметные: научиться различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию, формировать понятия значимости водоемов в жизни.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал для групп, ИКТ-презентация, оценочные листы, карта России, глобус, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | ||||||||||
1. Организационный момент. Слайд 1 Проверьте, все ли у вас готово к уроку: учебник, РТ, ручка, карандаши: Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Слушаем внимательно, Работаем старательно. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | ||||||||||
Актуализация знаний. - Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по нашей планете. Но для начала вспомним, где мы побывали и что видели на прошлом уроке. Для этого будем работать в парах на карточках. Нужно соединить линиями определения и слова, которые они обозначают. 1. Возвышенности на равнинах. (Холмы) 2.Ровные или почти ровные участки поверхности. (Равнины) 3.Горы, расположенные рядами. (Горные хребты) 4.Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или...(Подножием) 5.Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. (Овраги) 6.Самая высокая часть холма или горы. (Вершина) - Меняемся работами в парах, проверяем. (слайд 2) -Выставляют отметки (слайд 3) - Все ли слова распределили? (нет) - Какие слова у вас остались? (исток, устье, приток и русло) - Знаете ли вы, что они обозначают? - Хотите узнать? - Посмотрите на поверхность Земли с космоса и послушайте стихотворение (слайд 4): Если на карту Земли посмотреть, Земли на Земле всего одна треть. Странный вопрос возникает тогда: Планета должна называться «Вода»? -Почему поэт предложил переименовать планету? -Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки (слайды 5,6,7): 1. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна – И горька, и солона (море) 2. Молодые берёзки свои перед ним Поправляют причёски. И месяц, и звёзды – В нём всё отражается… Как это зеркало называется? (озеро) 3. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море (река) - Море, озеро, река - как можно назвать одним словом? -Какие водоёмы вы еще знаете? (пруд, ручей, родник, канал и т.д.) - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (тема).Слайд 8 Наводящими вопросами помогает сформулировать цель урока: - Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах. - Ребята, что вы знаете о водных богатствах планеты? - А что еще хотели бы узнать? - Можно ли воду на земле назвать богатством и почему? - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? - Прочитайте в учебнике на с. 82 задачи урока и выделите ключевые слова. | Соединяют линиями определения и слова на карточках. Осуществляют взаимоконтроль в парах. Отвечают на вопросы. Слушают стихотворение. Проговаривают свои предположения. Слушают и отгадывают загадки. Проговаривают свои предположения (о воде, о водоемах) Зачитывают задачи урока в учебнике, находят ключевые слова. | ||||||||||
Организует работу учащихся по поиску путей решения проблемы: - Откуда мы сможем найти ответы на эти вопросы? - Ребята, как вы думаете, как нам организовать работу на уроке так, чтобы собрать необходимую информацию, изучить её, ответить на вопросы? | Из учебника, сети интернет, спросить взрослого, телевидение…) Предлагают разделиться на группы | ||||||||||
1. Задает вопросы, показывает фотографии на слайде: - Нашу республику называют «Край родниковый», почему? Родник – это начало реки, поэтому у нас много разных водоемов. Мы отправляемся в путешествие по самой большой реке в Удмуртии. Кто знает, как она называется? (слайд 9) - Во время путешествия мы будем делать остановки и выполнять задания в группах, которые нам приготовила река. - Для путешествия нам понадобится транспорт – кораблики. Они у вас на партах. При выполнении каждого задания будем оценивать свою работу и закрашивать окна-иллюминаторы 3 цветами: зеленый - «Все получилось отлично!», желтый-«Получилось, но есть ошибки», красный- «Было сложно, пока не все получилось». -Возьмите ваши кораблики и оцените свою работу в парах под №1. - А сейчас давайте узнаем о реке больше информации. Сообщение ученика: Самая крупная река в нашей республике – Кама. Свое начало она берёт в Кезском районе в селе Кулига. Быстрой речкой течет на север в Кировскую область, затем на восток в Пермский край, а потом на юг и возвращается в Удмуртию. Протекает по юго-восточной части республики на протяжении 225 км. Берега живописные, течение спокойное. С давних пор Кама связана с жизнью удмуртского народа. Она была дорогой на Урал, в центр и на юг России. С ней связано развитие городов Сарапул, Воткинск и Камбарка. В 1961 году на реке Кама была построена гидроэлектростанция и сооружено водохранилище. Каму называют рекой – труженицей, по ней сплавляют лес, перевозят грузы и пассажиров. Общая длина реки составляет 1805 км. Кама впадает в Волгу. - ДЛЯ РАБОТЫ НАМ НУЖНО РАЗДЕЛИТЬСЯ НА ГРУППЫ Задание 1 «Виды водоемов» Работа в группах. - Какие новые слова услышали из сообщения. (водохранилище). - На голубых листочках дан текст. Необходимо в группе прочитать его и распределить слова море, океан, озеро, река, пруд, канал, водохранилище в таблице из рабочей тетради на с. 51: Какие бывают водоёмы Водные богатства нашей планеты - это запасы всей воды. Водные ресурсы Земли это: 1.Водоемы, которые созданы природой - естественные водоёмы. К ним относятся: океаны, моря, озёра, реки, болота. 2. Водоёмы, которые созданы искусственно (специально) людьми для своих хозяйственных нужд. Например, для получения электричества, разведения рыбы, для соединения двух рек между собой, для хранения воды для полива и т.д. К ним относятся: каналы, пруды, водохранилища. Таблица из РТ:
Организует проверку выполненного задания по вопросам: - Какие виды водоемов существуют? Читает описание искусственных водоемов на с.82 в учебнике. - Как появились и для чего нужны искусственные водоемы? -Возьмите ваши кораблики и оцените свою работу. Задание 2 «Части реки». Организует работу учащихся в группах с использованием информации из учебника. - А знаете ли вы, как образуется река? Где она начинается? Куда течет? - Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода? - Внимательно рассмотрите в учебнике на с.83. части реки. - У каждой группы на парте есть схема реки. Подпишите на ней исток и устье. Стрелкой обозначьте направление течения реки. На правом берегу нарисуйте человека, а на левом дерево. Организовывает проверку задания. Задает каждой группе по одному вопросу: (слайд 10) 1 группа: Как называют начало реки? (исток) 2 группа: Как называют место, где река впадает в другую реку, озеро или море? (устье) 3 группа: Как называют углубление, по которому течет река? (русло) 4 группа: Как определить, где правый, а где левый берег? 5 группа: Как называют другие реки, которые впадают в главную реку? (притоки) - Вот здесь и встретились нам слова, которые были неизвестны в начале урока. -Возьмите ваши кораблики и оцените свою работу. | Отвечают на вопросы. Закрашивают листы самооценки. Один ученик рассказывает у доски, остальные слушают информацию о реке Кама. Делятся на 5 групп. Читают текст на листочках. Заполняют таблицу. Группы отвечают на вопросы, сверяют ответы. Высказывают предположения. Слушают учителя. Догадываются, что пропущено в описании и называют. Закрашивают листы самооценки. Высказывают предположения. Рассматривают части реки по учебнику. Подписывают части на схеме. Один представитель из каждой группы выходит к доске, показывает результаты, отвечает на вопросы (если затрудняется в ответе на вопрос, помогает группа) Закрашивают листы самооценки. | ||||||||||
Предлагаю отдохнуть, все встаем: Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.) | Выполняют упражнения ориентируясь на текст и движения учителя | ||||||||||
Задание 3. «Работа с картой». Организует работу учащихся в группах с использованием информации из географической карты. - Ребята, а сейчас я предлагаю выйти за пределы нашей Удмуртии и увидеть разнообразие водоемов России. Для этого у вас на столах лежат карты (атласы). Внимательно их изучите и заполните таблицу с названиями рек, морей и озер (по два названия): (слайд 11)
Проверка задания по группам. -Возьмите ваши кораблики и оцените свою работу. | Рассматривают карту, заполняют таблицу. Проговаривают названия водоемов. Закрашивают листы самооценки. | ||||||||||
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Да-Нет». Если мое утверждение верное – поднимите зеленую карточку, если вы не согласны с утверждением –красную. 1. Озеро – это искусственный водоём (нет) 2. Начало реки – это исток (да) 3. Водохранилище – это естественный водоём (нет) 4. Место, где река впадает в море, называется руслом (нет) 5. Если смотреть в сторону течения реки, то слева будет левый берег реки (да) 6. Углубление, по которому течет река, называется руслом (да) 7. Река Кама самая крупная река в Удмуртии (да) -Возьмите ваши кораблики и оцените свою работу. | Поднимают сигнальные карточки зеленого (да) и красного (нет) цветов. Закрашивают листы самооценки. | ||||||||||
Вернемся к задачам из учебника на с.83. - Что составляет водные богатства нашей планеты? - Из каких частей состоит река? - На доске висит схема реки. Определите, как вы поняли нашу тему и приклейте свои кораблики: 1. У истока, если ничего не понял на уроке; 2. В русле реки, если многое понял, но остались вопросы; 3. В устье или в море, если все понял и уверен в своих знаниях. Задает вопросы нескольким учащимся: - Как оценишь работу группы? - Как оценишь свою работу? - Чем запомнилось занятие? - Что на уроке показалось трудным? | 1.Отвечают на вопросы. 2.Соотносят свои знания с критериями и прикрепляют кораблики к разным частям реки. Отвечают на вопросы | ||||||||||
Домашнее задание на выбор: 1.Рабочая тетрадь с.52-53 № 4, 5. 2.Приготовить сообщение об одном водоеме. 3.Написать памятку «Правила поведения на водоемах». | Записывают домашнее задание в дневники. |
Список использованных источников
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017.
Т.Н Максимова. Окружающий мир. Поурочные разработки: 2 класс. Москва «Вако», 2015.
http: //festival.1september.ru.
http: //nsportal.ru
Приложения
Работа в парах
1.Возвышенности на равнинах 2.Ровные или почти ровные участки поверхности 3.Горы, расположенные рядами 4.Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или... 5.Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами 6.Самая высокая часть холма или горы | | Подножием
Холмы Приток Равнины Исток Овраги Вершина Русло Горные хребты Устье |