Конспект урока по окружающему миру во 2 классе с использованием деятельностного метода
Конспект урока
по окружающему миру во 2 классе с использованием деятельностного метода.
Учебно-методический комплект «Школа России»
Окружающий мир 2 класс, стр. 68–69. А.А.Плешаков
Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.
Задачи урока:
предметные: познакомить с дикорастущими и культурными растениями;
метапредметные:
познавательные-(знаково-символические)-формировать умение понимать информацию, представленную в виде текста, таблиц, схем, иллюстраций;
Методика: деятельностный метод.
Демонстрационный материал:
1. Алгоритм (способ) чтения схемы:
Алгоритм чтения и дополнения схемы
«Группы культурных растений»:
1. прочитай словосочетание слева.
2. стрелку замени на слово: «делятся на группы»
3.Назови слово(группы) на которое показывает стрелка.
4.прочитай слово в скобках (название вида растения группы)
5.дополни ещё 1-2 растения каждой группы.
.
Раздаточный материал:
Карточки с названиями растений: картофель, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс
Ход урока.
1. Организационный момент. (Мотивирование к учебной деятельности)
У.: Сегодня утром я шла на работу тихо, чтобы любоваться осенней природой и невидимыми нитями между животными и …(чем?).
Д.:(растениями)
У.: Сегодня мы снова будем говорить о растениях.
2. Актуализация знаний (Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии)
У.: Посмотрите на доску, как можно одним словом сказать, что здесь изображено? ( на доске изображения: яблони, ели, малины, можжевельника, помидор, мать-и-мачехи)
Д.:(растения)
У.: На какие группы можно разделить растения?
Д.: Деревья, кустарники, травы.
У.: Разделите, пожалуйста
Д.(выполняют на интерактивной доске)
Деревья: яблоня, ель.
Кустарники: малина, можжевельник.
Травы: помидор, мать-и-мачеха
3. Постановка учебной задачи. (Выявление места и причины затруднения)
У.: Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны
У: А как бы вы назвали эти группы растений?
Таблица№1 (на доске).
Яблоня Ель
Малина Можжевельник
Помидор Мать-и-мачеха
У.: Почему возникло затруднение?
Д.: Не можем определить признак, по которому разделены
растения на группу.
Д. Возможно предположат (растения, которые растут сами по себе, и те, за которыми ухаживает человек-это дикорастущие и культурные растения -)
У.: Культурные растения учёные разделили на группы.
Таблица №2(заполнена частично)
У.: Итак, как вы сформулируете тему урока?
Д.: «Дикорастущие и культурные растения» (формулируют тему под руководством учителя)
У.: А как думаете, что нового мы должны узнать сегодня?
Д: Нам необходимо познакомиться с новыми группами растений.
У.: Что можно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? Где узнать?
4. Открытие нового знания. (Построение проекта выхода из затруднения)
У.: (фронтальная работа) Ребята, откройте учебник на с.68 прочитайте какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным?
Для чего человеку необходимы растения?
У.: Для чего люди выращивают культурные растения?
У.: Многие слова к нам пришли из других языков. Слово «культура» тоже пришло к нам из латинского языка, и означает оно «возделывание», «обрабатывание». Что значит «возделывание»? (выращивание, ухаживание)
Чтобы ответить на вопрос какие группы культурных растений существует, нужно прочитать схему в учебнике на с.69
Что для этого нужно узнать?
Д: как прочитать схему (способ)
5. Реализация построенного проекта.
У.: Сегодня мы познакомимся с алгоритмом (способом)
Алгоритм чтения и дополнения схемы.
«Группы культурных растений»:
1. прочитай словосочетание в синем прямоугольнике (слева).
2. стрелку замени на слово: «делятся на группы»
3.Назови слово (группы) на которое показывает стрелка.
4.прочитай слово в скобках (название видов растения группы)
5.назови ещё 1-2 растения каждой группы.
(На партах у каждого ученика)
6. Первичное закрепление с проговариванием.
У.: Откройте учебник на с.69. Поработаем в парах с таблицей
У. вас будет помощник – список растений из которого выберете нужное и дополните схему.
Список: (картофель, слива, рожь, пион, хлопок)
Д.: ( проговаривают способ ).
Выполняют задание. Проверяют с обсуждением.
У.: После того, как вы проверили свою работу, оцените свою работу приёмом «светофор»: зелёный – не допустил ни одной ошибки, всё понял; жёлтый – допустил 1-2 ошибки, есть вопрос; красный – допустил много ошибок, нужна помощь учителя.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
У.:А сейчас продолжим работу.
У.: Откройте рабочие тетради с.48 Используя информацию из текста учебника и схем, а также пользуясь алгоритмом, самостоятельно выполните задание №1,№2
У.: После самостоятельной работы вам необходимо выполнить самопроверку и самооценку. Чтобы выполнить самопроверку воспользуйтесь образцом (эталоном).
Эталон:
№2. 1.кустарники- малина ,травянистые растения-кабачок, деревья-черешня.
2.плодовые культуры-абрикос, прядильные культуры-хлопок, декоративные культуры-гладиолус, овощные культуры-баклажан, зерновые культуры
Критерий оценки: задание выполнено без ошибок- отлично, 1 ошибка-хорошо, 2 и более ошибок- повторить материал.
Анализ результатов сам.работы.
8. Включение в систему знаний.
У.: Вспомните, с чего мы начинали урок?
Д.: Какие бывают растения.
У.: Какие растения называются дикорастущими, культурными? Какие группы культурных растений существуют?
9. Рефлексия учебной деятельности
У: Вернёмся к таблице.
У.: Что мы знали?
У: Какие задачи ставили на урок?
Д.: Какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным; на какие группы они делятся
У: Удалось решить поставленные задачи? Каким способом?
Где можно применить новые знания?
У кого возникли трудности? С чем они связаны?
Оцените свою работу на уроке.( знак на парте)
Таблица №1
Растения |
|
? |
? |
Яблоня |
ель |
малина |
можжевельник |
помидор |
Мать-и-мачеха |
Таблица №2
Культурные растения |
? |
? |
? |
? |
? |