12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аралина Ирина32
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

   Конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тема: О науке.        

Цели и задачи: дать учащимся первоначальное представление о науке, познакомить с ее различными отраслями, а также с деятельностью некоторых знаменитых учёных России, показать их вклад в науку. Рассказать об учёных, их способах познания мира, развивать познавательный интерес к изучению природы, формировать умения работать со словарём.. Продолжить формировать информационную грамотность.


                                                Ход урока:

    Организационный момент.

Подготовленные дети читают строки стихотворения

В. Чижова

В ПРИРОДЕ СТОЛЬКО КРАСОТЫ!
1 ученик

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

2 ученик
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

3 ученик
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
Учитель

-Давайте вспомним, чем мы занимались на уроках окружающего мира в 1 классе.

(высказывания ребят)

-Нравились вам уроки окружающего мира в 1 классе, я это точно знаю.

-Во 2 классе у нас тоже будет урок окружающего мира. что бы вы хотели узнать нового?(высказывания ребят)

Вывод:

Что мы будем делать с вами,

Что б природе стать друзьями?

Что б природе другом стать,

Тайны все её узнать.

Все загадки разгадать

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать качество-внимательность.

А поможет все узнать наша любознательность.

Только вместе, только дружно

Изучать природу нужно!

2.Знакомство с учебником

-Рассмотрим 1 часть учебника, по которому нам предстоит работать.

-Что вас заинтересовало?

-Что вам показалось необычным, незнакомым?

3. Работа над новым материалом

-Скажите, пожалуйста, какие помощники есть в вашем доме? Что облегчает нашу жизнь?

А теперь представим себе на миг, что все приборы исчезли. Нет электричества, из крана не бежит вода, нет газа, да и плиты газовой нет…

 -А ведь совсем недавно так жили люди, не было ни электричества, ни водопровода.

- Кто же все это придумал?

-Что же такое наука? (работа с учебником на стр. 6-7)

- А знаете ли вы, кого называют учеными?

Ученые – специалист в какой-либо области, внесший реальный вклад в науку.

- Каких ученых вы знаете? ( экологи, биологи, астрономы, физики, математики…)

-Чем занимаются ученые, допустим, экологи?

-Экологи – это люди, которые защищают природу. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех кто живет в природе, от исчезновения. Ученые экологи учат нас,  бережно относится к миру природы, к воде, земле, воздуху, к растениям, к животным.

-Биологи изучают живую природу.

-Географы и геологи изучают и описывают Землю, планету, на которой мы живём, находят полезные ископаемые. Полезные ископаемые очень нужны для жизнедеятельности человека.

-Астрономы изучают звёзды,планеты и другие космические тела.

- Кто знает основные науки о природе? ( астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология ).

- А как учёные изучают окружающий мир?

-С глубокой древности до наших дней многие люди прославили себя, занимаясь науками и изобретательством. Немало их было и в России. На этом уроке я хочу немного, совсем малую часть биографии М.Ломоносова и Д.Менделеева. О них и о других ученых вы узнаете позже…

Михайло Ломоносов родился8 (19) ноября 1711 года в рыбацкой   деревушке на севере России,  близ города Холмогоры Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же.  С 10 лет Михайло был  с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и чётко писал.В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с рыбным обозом из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой, помимо одежды (две рубахи и тулуп), лишь подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день, и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ними. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву].

В Москве Ломоносов поступил в славяно-греко-латинскую академию , так как латинский язык был международным языком науки.   Нелегки были годы учебы. Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше и выше всех. Вот как об этом он вспоминал : «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил». Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год. За пять лет он прошёл курс школы, и выучился латинскому и греческому языкам.     М. В. Ломоносов стал выдающимся ученым в разных областях науки. Уже при жизни учёного велика была его слава, причём не только в "пределах российских", но и в других странах.

Самый главный университет нашей страны носит его имя.


Дмитрий Иванович Менделеев




Родился Дмитрий Иванович Менделеев в 1834 году в городе Тобольске в Сибири. Это русский ученый, который имел энциклопедические знания. Химия, физика, геология, метрология, воздухоплавание, приборостроение и ряд других областей науки, которыми занимался Д.И.Менделеев. Среди известных открытий-периодический закон химических элементов.

  -Изобретение орудий труда положило начало господству человека над природой, расширяло его кругозор и дало возможность открывать в предметах природы новые, ранее не известные свойства. Человечество накапливало знания, зарождались н науки, появились люди, которые были специалистами в той или иной ее части…Их стали называть учеными…

Ученые наблюдают за природными объектами, явлениями, высказывают предположения об их размерах, формах, строении, свойствах, движении. Затем проверяют свои гипотезы, продолжая наблюдать с помощью изобретённых приборов .С помощью микроскопа рассматривают мельчайшие частицы. Микроскоп – это увеличительный прибор. Телескоп служит для наблюдения далёких небесных тел. Чтобы уточнить и углубить знания о свойствах предметов и явлений окружающего мира, ученые проводят эксперименты на их моделях. После этого делают выводы и формулируют законы природы. Люди многих профессий пользуются научными знаниями. Очень часто при изучении природы применяют еще один метод – измерение. Измеряют, к примеру, размеры и массу, температуру, скорость движения, время протекания определенных процессов. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер, и др. На основании наблюдения, эксперимента и необходимых измерений – производят описание.         

А) Работа с учебником.(стр. 8-9)

Б)Работа в рабочей тетради.(стр.3)

    Закрепление.  Игра.

Угадай зашифрованное слово.

ИКМХИИ ( химики)    ОБОИГЛИ ( биологи )    ИКИИФЗ ( физики )

ОКЛЭГИО ( экологи )    НБИЮНЕЛДАЕ ( наблюдение )

5.Домашнее задание. Учебник с.6 – 9 пересказ

6.Итог урока.

 - Что изучали на уроке?  

- А какие запомнили основные науки о природе?

-  Что изучали на уроке?  


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.