12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чурсина Анна Сергеевна50
6

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Золотое правило нравственности" Эта работа принимает участие во Всероссийском конкурсе для учителей начальных классов на лучший план-конспект «Современный урок»

Эта работа принимает участие во Всероссийском конкурсе для учителей начальных классов на лучший план-конспект «Современный урок»

Предмет: ОРКСЭ

Тема: «Золотое правило нравственности»

Класс: 4 класс

Тип урока: комбинированный. изучение новой темы.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Технологическая карта урока.

Тема

Следовать нравственной установке.

Цель:

- учить детей выделять нравственную сторону явлений и поступков;

-анализ важности следования человеком нравственной установке;

-обучение выбору нравственных форм поведения.






Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием нравственная установка.

Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе; осмыслить роль и значение нравственной установки в жизни..

Формировать УУД:

- Личностные:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

Проявлять интерес к изучению темы.

Формировать умение высказывать своё мнение.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД:

строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

слушать и понимать речь других;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой учебной информации;

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


Планируемый результат

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь.

Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

Познавательные УУД: способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

Предметные: формировать у учащихся важность следования нравственной установке.

Основные понятия

Нравственная установка

Ресурсы:


Основы светской этики,4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. А. И. Шемшурина


Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах.





Технология проведе

ния


Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


Психологический настрой к учебной деятельности.



Дети отвечают на вопросы учителя жестами и изменением положения тела..


Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация











Здравствуйте, ребята! Настроение у нас отличное, 
А улыбки – дело привычное. 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок нам начинать пора. 

Я живу вот так!

А как вы живете?

Как вы стоите?

Как вы идете?

Как вы сидите?

А как вы молчите?

Начать сегодняшний урок я хочу со стихотворения. Послушайте, пожалуйста.

«Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь — это море, из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви»

Так вот сегодня мы с вами совершим путешествие на корабле. А поплывем мы с вами на остров Нравственной установки, где растут необычные деревья.


Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для одноклассников высказывания в рамках учебного диалога;

слушать и понимать речь других;

II. Актуализация опорных знаний.

Цели:

- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;

- выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- слушание и просмотр презентации










Организация подводящего диалога о нравственной установке

- Давайте вспомним изученный материал прошлого урока.

-Ребята, скажите, а что такое нравственность? Что такое нравственный поступок?

- Скажите, ребята, как гласит Золотое правило нравственности?

Откройте тетради, напишите дату и тему урока.

А сейчас, прошу вас оценить себя все ли вы знаете о нравственности?

Сейчас хорошенько подумайте и ответьте, пожалуйста,

-Чему бы вы хотели научиться на этом острове?

Очень важно нам научиться думать и поступать с позиции добра.

Уметь дать определение понятию «нравственность»,

сформулировать золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другим также, как ты бы хотел, чтобы с тобой поступали также».








Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Постановка проблемы.

Цели: обсуждение затруднения




Участие в беседе после просмотра презентации

Организация диалога






- Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

Думать о проблемах и решать их с позиции добра - важное для человека качество. Когда оно подкреплено потребностью поступать нравственно, то и реализовывается человеком во благо, а не во вред кому-либо и самому себе.

- Как вы думаете, почему не всегда совпадают наши намерения и поступки?

Часто получается, что человек хочет поступить хорошо, думает правильно, а поступает наоборот?

А вот почему так бывает?

Уметь рассказывать о традициях, которые сохранились в семье каждого ученика.


Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя








IV. Совместное открытие нового знания

Цель:

- устранение возникшего затруднения;


- слушание и просмотр презентации

- чтение и осмысление слов и разделение их на группы.

Дети высказывают свою готовность






















Дети наклеивают на деревья яблоки (яблоки будут отличаться цветом)















Мешает этому простая лень.


Организует учебный диалог












- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам, внимательно посмотреть на слова и попытаться сказать что это за слова? А можно ли их разделить?

Слова:

Лень

Вежливость
Эгоизм

Милосердие
Злоба
Грубость

Открытость
Безответственность

Смелость

Дружелюбие
Жадность

Доброта

На какие 2 группы можно поделить эти слова?

Работа проводится в группах. Ребята, я предлагаю украсить наши деревья плодами. А скажите мне яблоки возьмем одинакового цвета?

Нет, отрицательные качества - черные яблоки, положительные- желтые и оранжевые.

Совершенно верно! Молодцы!

Очень большая дистанция может оказаться, например, между решением помыть посуду или навести порядок в доме, в комнате, чтобы облегчить труд маме, и самим поступком? Что этому мешает?

Смотрим на наши яблочки и отвечаем. То же бывает между стремлением взять на себя ответственность за организацию какого-то коллективного дела, нужного для всех в классе, и его осуществлением.

Ребята, так в таких случаях требуется усилие души, которое касается не простого физического действия, а именно осознания необходимости совершать нравственно направленные действия. А это связано с умением и выработанной привычкой думать о других, учитывать возможности и желания каждого, с умением чувствовать состояние другого человека и правильно реагировать на него.

Именно поэтому часто поступить нравственно по отношению к другому человеку, группе людей намного труднее, чем подумать о правильном поступке. Как же быть?

Уметь находить определение слов










Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;

смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме

V. Реализация построенного проекта

Цель:

- Проговаривание нового знания.


Выписывание термина нравственная установка


1.Организация самостоятельной работы в тетради

2.Организация учебного диалога после смыслового чтения текста и просмотра презентации.


Теперь, надеюсь, вы ответите на вопросы:

-Откройте учебники и найдите определение на стр. 102. Она помогает сформировать в себе привычку следовать золотому правилу.

Вывод: Нравственная установка - это готовность человека делать добрые дела.


Познавательные:

Общеучебные:

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий;

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Физминутка

VI.Первичное закрепление


Организация учебного диалога

Я вам буду называть черты характера. Если я назову отрицательную черту- молчите, если положительную- хлопайте в ладоши.

Слова

Обман, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие, мужество, честь, хвастливость,  жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность,  тактичность, болтливость,  правдивость, хитрость,  бестактность, лживость,  малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Молодцы!

Уметь рассказать про обычаи и обряды русского народа.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

VI.Самостоятельная работа.

Цель:

-каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет




Организация групповой творческой работы.





















Ребята, мы можем сделать такой вывод?

Человек умеет отделять хорошее от плохого?

Умеет, и вы это доказали.

Главное – научиться не давать волю плохим чувствам. Научиться делать добро.

-Это возможно? Может, человек от рождения получает дар творить добро или зло?

«Говорить, что нравственные идеалы врожденны или являются результатом инстинкта,- это всё равно, что утверждать, будто человек способен читать, не зная букв».

Арни Поль Гольбах

Любому человеку бывает непросто выполнить то, что необходимо, следовать велению души и существующим в обществе нормам, служащим ориентиров как можно и как нельзя поступать.

Эти нормы важны, потому что создавались жизнью и людьми веками и постепенно в систему нравственного поведения.

Значимость этого опыта отражены в фольклоре, национальных пословицах, поговорках , литературных произведениях, в эпосе каждого народа, религиозных сюжетах и заповедях.


Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном .

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что понравилось, что узнали нового








Организует фиксирование содержания.



Организует рефлексию.







Организует самооценку учебной деятельности.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?



Я была бы рада, если бы вы продолжили эти предложения:

-Больше всего мне понравилось…

- Сегодня я понял, что…

-Главным для меня на уроке было…

А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Я каждому раздаю кораблики

Если вам урок понравился –закрасьте зеленым цветом кораблик. Если вы уже многое знали и урок вам ничего нового не принес- закрасьте красным цветом.

Если тебе вообще урок не понравился и ты ничему не научился - желтым цветом.


Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VIII.Домашнее задание.


1. Подбери пословицы и поговорки об обычаях и обрядах русского народа

2.Нарисуйте каравай

Я вам выдаю корабль (судно) это наша жизнь. И чтобы судно поплыло, вы должны вдохнуть в паруса добрые ваши поступки, которые вы совершали и еще совершите.





Рабочий лист по ОРКСЭ 4 класс

«Золотое правило нравственности»

Нравственность- _______________________________________________________.


Нравственный поступок _________________________________________________

Золотое правило нравственности


Л.Н. Толстого «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

    Подели поступки на 2 группы. Покажи стрелками.

                             






























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.