Конспект урока математики в 1 классе «Упражнения в подборе и назывании основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
(индивидуальное обучение на дому)
Топоркова Светлана Евгеньевна, г. Череповец, МБОУ «ОШО с ОВЗ 35», учитель
Класс: 1-й
Тема урока: «Упражнения в подборе и назывании основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)».
Место урока: 3 четверть.
Форма: индивидуальная
Категория обучающихся: вариант 2
Краткая характеристика учащегося.
Саша Ч. – 8 лет, ребенок с УУО, частыми эпилептическими приступами. Обучается на дому. Девочка практически не говорит (объясняется с помощью отдельных звуков, слогов), но речь окружающих понимает хорошо. Моторика рук, пальцев развита слабо. Рисовать, обводить по контуру, штриховать, раскрашивать, работать с ножницами, пластилином самостоятельно не может. Пробуем работать способом «рука в руке», но от помощи взрослого девочка категорически отказывается. Т.к. Саша очень любит всевозможные наклейки, сборные картинки, пазлы, мозаику, стараюсь занятия строить исходя из ее интересов. Любимый мультипликационный герой – свинка Пеппа (частый «гость» наших занятий) – Саша никогда не откажется ей «помочь».
Цель: совершенствовать знания о геометрических фигурах через создание условий для познавательного развития детей и упражняться в подборе и назывании основных геометрических фигур.
Задачи:
образовательные:
актуализировать знания о геометрических фигурах,
формировать умение выделять их среди других фигур, сравнивать между собой.
коррекционно – развивающие:
развивать пространственные представления, воображение, моторику, элементы логического мышления, память, речь, практическую деятельность;
продолжать развивать навыки ориентировки в макропространстве (комнате) и на микроплоскости (рабочем столе) с помощью зрения;
способствовать развитию зрительных функций: цветовосприятия, локализации, остроты зрения;
совершенствовать зрительно-моторную координацию;
развивать мелкую моторику;
развивать творческую активность.
воспитательные:
воспитывать желание прийти на помощь;
способствовать проявлению положительных эмоций.
Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, нравственные.
Оборудование: фигурки свинки Пеппы грустной и веселой (можно использовать игрушку); геометрические фикуры из картона разных размеров и цветов; заготовка с нарисованными контурами геометрических фигур (отгадки к загадкам); цветные карандаши; разрезная картинка «Кукольный домик» из геометрических фигур, «Коврик» и заплатки к нему, релаксационная музыка весны, мелодия природы (любая) на ноутбуке или телефоне.
Содержание и технология урока
№п/п | Этапы урока | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД (БУД) | |
деятельность учителя | деятельность обучающихся | |||
1. | Организационный момент | - Сашенька, посмотри, кто пришел к нам на занятие! - Но Пеппа чем-то озадачена… Оказывается, сегодня в школе зверята знакомились с различными фигурами. И Пеппе задали домашнее задание. Поможем ей справиться? Саша, если ты согласна, можешь хлопать, если нет – топать. | - Пеппа (Пе) (здесь далее в скобках: ответы Саши в виде отдельных слогов) - Да. Хлопает. | формировать умение включаться в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации (личностные БУД) |
2. | Актуализация знаний | - Саша, скажи, а ты уже знаешь какие-нибудь геометрические фигуры? - Назови их, пожалуйста. - Молодец, ты уже так много фигур знаешь! | - Да. - Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал (ка, ку, ти, пи, ва) | формировать умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные БУД) |
3. | Целеполагание и мотивация | - А сейчас вместе со свинкой Пеппой мы еще раз повторим все, что ты уже знаешь о фигурах, поупражняемся в их различении и поиграем. Согласна? | - Да. Хлопает. | формировать способность принимать цели и произвольно включаться в деятельность (регулятивные БУД) |
4. | Усвоение новых знаний и способов усвоения Загадки. Рисование фигур по контуру. | - Первое задание такое: нужно внимательно послушать загадку, найти ответ среди фигур и обвести нужную фигуру по контуру. 1. Нет углов у меня - Попробуем обвести круг по вспомогательной линии. Для этого нам потребуется красный карандаш. Помогает, если ребенок принимает помощь - Следующая загадка. Слушаем внимательно! 2. Я фигура – хоть куда, - Правильно квадрат. Саша, возьми зеленый карандаш и обведи его, пожалуйста. - И последняя загадка. 3. На фигуру посмотри - Пеппа хочет, чтобы мы обвели треугольник синим карандашом. - Посмотри, Пеппа заулыбалась, она очень довольна тем, как ты ей помогла! | -Круг (ку) Находит среди нарисованных фигур. Берет красный карандаш и обводит круг по пунктиру (возможна помощь) - Квадрат (ка) Берет зеленый карандаш и обводит квадрат по пунктиру (возможна помощь) - Треугольник (ти) Берет синий карандаш и обводит треугольник по пунктиру (возможна помощь) | - формировать умение обобщать и классифицировать по признакам (загадки) (познавательные БУД) - формировать умение слушать и понимать речь других (коммуникативные БУД) |
5. | Первичное закрепление Игра «Собери чертеж» Игра «Построй домик для кукол» | - Мы помогли выполнить домашнее задание свинке, теперь можно и поиграть! Но что такое, она снова грустит! Посмотри, ее кукольный домик поломался. Саша, ты поможешь Пеппе построить новый домик? - Но для того, чтобы начать строительство домика, нам нужен чертеж, а Джорж его случайно испортил. Давай составим картинку из кусочков. - Чертеж готов! Посмотри на него и покажи, пожалуйста, стену домика. Какую фигуру она напоминает? - Покажи крышу. - Какая фигура нужна для крыши? - Окна? - Какие фигуры Саша использует для окон? - Мы ничего не позабыли? - Из какой фигуры сделаем трубу? - Каких фигур нам потребуется больше других? - Молодец. Приступаем к строительству. Сашенька, будь внимательна, фигуры должны быть по форме, размеру и цвету такие же, как и на чертеже. На столе 9 геометрических фигур. Учитель помогает выбрать нужные и собрать домик, если есть необходимость. | - Да. Хлопает. Собирает разрезную картинку. Показывает стену. - Квадрат (ка). Показывает крышу. - Треугольник (ти). Показывает. - Квадрат и круг (ка, ку) Показывает трубу. - Из квадрата (ка) - Квадратов (ка) Строит кукольный домик на столе из геометрических фигур. | - формировать умение слышать и понимать инструкцию в игровой деятельности с помощью взрослого (познавательные БУД) - формировать умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (регулятивные БУД) - формировать умение находить определенные фигуры из множества других (предметные БУД) |
6. | Динамическая релаксационная разгрузка Релаксационная минутка Динамическая разгрузка: игра «Прятки» | -Замечательный домик построила Саша для кукол свинки Пеппы. Наверное, устала. Отдохнем немного? - Положи ручки перед собой на стол, опусти на них голову и закрой глазки. Не открывай, пока звучит музыка. Звучит релаксационная музыка весны, мелодия природы (любая). Пока звучит музыка, учитель прячет в комнате 6 геом-х фигур на уровне глаз, ниже и выше уровня глаз. - Сашенька открой глазки и осмотрись вокруг. Ничего нового в комнате не заметила? - Свинка Пеппа решила немного пошалить и спрятала в комнате 6 разных фигур. Пройдись по комнате и постарайся их найти. Если возникнут сложности, можешь обратиться за помощью. Если требуется помощь, учитель дает инструкцию, например: иди вперед, повернись направо, посмотри наверх, встань на цыпочки и т.д. - Молодец, Саша. Ты собрала все фигуры. | - Да. Хлопает. Принимает нужную позу, слушает музыку. - Да. Хлопает. (или -Нет. Топает.) Ищет спрятанные фигуры. | - формировать умение слушать и выполнять инструкцию (коммуникативные БУД) формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь (коммуникативные БУД) |
7. | Первичный контроль Игра «Почини коврик» | - Что такое с Пеппой? Она снова грустит… Коврик из ее кукольного домика совсем прохудился. Поможем Пеппе поставить на него заплатки? - Сашенька, постарайся подобрать заплатки нужной формы и цвета. | - Да. Хлопает. - Наклеивает заплатки (геометрические фигуры) на коврик. | формировать умение находить определенные по форме, цвету, размеру фигуры из множества других (предметные БУД) |
8. | Рефлексия | - Сашенька, какая ты молодец! Домашнее задание Пеппе выполнить помогла, кукольный домик построила, коврик починила. Пеппа тебе очень благодарна! - А тебе было интересно на занятии? - Что понравилось больше всего? - Что было неинтересным, скучным? | Отвечает. Показывает жестами, мимикой. | формировать умение осуществлять личностную рефлексию (регулятивные БУД) |
Список литературы и интернет-ресурсов
https://infourok.ru/stihi-i-zagadki-o-geometricheskih-figurah-434172.html
https://www.redbubble.com/shop/peppa+pig+stickers?ref=work_taglist
Приложение
Заготовка с нарисованными контурами геометрических фигур
(отгадки к загадкам)
Разрезная картинка («чертеж»), геометрические фигуры для строительства, готовый «Кукольный домик»
Геометрические фигуры для игры «Прятки»
Игра «Почини коврик»
| | |
| | |
| | |
Картинки для вырезания: Пеппа грустная, Пеппа веселая
Можно использовать игрушку