Конспект урока математики в 1 классе «Упражнения в подборе и назывании основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)»

4
0
Материал опубликован 27 December 2020 в группе

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

(индивидуальное обучение на дому)

Топоркова Светлана Евгеньевна, г. Череповец, МБОУ «ОШО с ОВЗ 35», учитель


Класс: 1-й

Тема урока: «Упражнения в подборе и назывании основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)».

Место урока: 3 четверть.

Форма: индивидуальная

Категория обучающихся: вариант 2

Краткая характеристика учащегося.

Саша Ч. – 8 лет, ребенок с УУО, частыми эпилептическими приступами. Обучается на дому. Девочка практически не говорит (объясняется с помощью отдельных звуков, слогов), но речь окружающих понимает хорошо. Моторика рук, пальцев развита слабо. Рисовать, обводить по контуру, штриховать, раскрашивать, работать с ножницами, пластилином самостоятельно не может. Пробуем работать способом «рука в руке», но от помощи взрослого девочка категорически отказывается. Т.к. Саша очень любит всевозможные наклейки, сборные картинки, пазлы, мозаику, стараюсь занятия строить исходя из ее интересов. Любимый мультипликационный герой – свинка Пеппа (частый «гость» наших занятий) – Саша никогда не откажется ей «помочь».

Цель: совершенствовать знания о геометрических фигурах через создание условий для познавательного развития детей и упражняться в подборе и назывании основных геометрических фигур.

Задачи:

образовательные:

актуализировать знания о геометрических фигурах,

формировать умение выделять их среди других фигур, сравнивать между собой.

коррекционно – развивающие:

развивать пространственные представления, воображение, моторику, элементы логического мышления, память, речь, практическую деятельность;

продолжать развивать навыки ориентировки в макропространстве (комнате) и на микроплоскости (рабочем столе) с помощью зрения;

способствовать развитию зрительных функций: цветовосприятия, локализации, остроты зрения;

совершенствовать зрительно-моторную координацию;

развивать мелкую моторику;

развивать творческую активность.

воспитательные:

воспитывать желание прийти на помощь;

способствовать проявлению положительных эмоций.

Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, нравственные.

Оборудование: фигурки свинки Пеппы грустной и веселой (можно использовать игрушку); геометрические фикуры из картона разных размеров и цветов; заготовка с нарисованными контурами геометрических фигур (отгадки к загадкам); цветные карандаши; разрезная картинка «Кукольный домик» из геометрических фигур, «Коврик» и заплатки к нему, релаксационная музыка весны, мелодия природы (любая) на ноутбуке или телефоне.

Содержание и технология урока


п/п

Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД (БУД)

деятельность учителя

деятельность обучающихся

1.

Организационный момент


- Сашенька, посмотри, кто пришел к нам на занятие! - Но Пеппа чем-то озадачена… Оказывается, сегодня в школе зверята знакомились с различными фигурами. И Пеппе задали домашнее задание. Поможем ей справиться? Саша, если ты согласна, можешь хлопать, если нет – топать.

- Пеппа (Пе)

(здесь далее в скобках: ответы Саши в виде отдельных слогов)


- Да. Хлопает.

формировать умение

включаться в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации (личностные БУД)

2.

Актуализация знаний


- Саша, скажи, а ты уже знаешь какие-нибудь геометрические фигуры?

- Назови их, пожалуйста.

- Молодец, ты уже так много фигур знаешь!


- Да.

- Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал (ка, ку, ти, пи, ва)

формировать умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные БУД)

3.

Целеполагание и мотивация

- А сейчас вместе со свинкой Пеппой мы еще раз повторим все, что ты уже знаешь о фигурах, поупражняемся в их различении и поиграем. Согласна?



- Да. Хлопает.

формировать способность принимать цели и произвольно включаться в деятельность (регулятивные БУД)

4.

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Загадки.

Рисование фигур по контуру.

- Первое задание такое: нужно внимательно послушать загадку, найти ответ среди фигур и обвести нужную фигуру по контуру.

1. Нет углов у меня 
И похож на блюдце я, 
На тарелку и на крышку, 
На кольцо, на колесо. 
Кто же я такой, друзья? 
Назовите вы меня!

- Попробуем обвести круг по вспомогательной линии. Для этого нам потребуется красный карандаш.

Помогает, если ребенок принимает помощь

- Следующая загадка. Слушаем внимательно!

2. Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….

- Правильно квадрат. Саша, возьми зеленый карандаш и обведи его, пожалуйста.

- И последняя загадка.

3. На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
 
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый…

- Пеппа хочет, чтобы мы обвели треугольник синим карандашом.

- Посмотри, Пеппа заулыбалась, она очень довольна тем, как ты ей помогла!









-Круг (ку)

Находит среди нарисованных фигур.

Берет красный карандаш и обводит круг по пунктиру (возможна помощь)





- Квадрат (ка)

Берет зеленый карандаш и обводит квадрат по пунктиру (возможна помощь)





- Треугольник (ти)

Берет синий карандаш и обводит треугольник по пунктиру (возможна помощь)

- формировать умение обобщать и классифицировать по признакам (загадки) (познавательные БУД)

- формировать умение слушать и понимать речь других

(коммуникативные БУД)



5.

Первичное закрепление




Игра «Собери чертеж»



Игра «Построй домик для кукол»

- Мы помогли выполнить домашнее задание свинке, теперь можно и поиграть! Но что такое, она снова грустит! Посмотри, ее кукольный домик поломался. Саша, ты поможешь Пеппе построить новый домик?

- Но для того, чтобы начать строительство домика, нам нужен чертеж, а Джорж его случайно испортил. Давай составим картинку из кусочков.

- Чертеж готов! Посмотри на него и покажи, пожалуйста, стену домика. Какую фигуру она напоминает?

- Покажи крышу.

- Какая фигура нужна для крыши?

- Окна?

- Какие фигуры Саша использует для окон?

- Мы ничего не позабыли?

- Из какой фигуры сделаем трубу?

- Каких фигур нам потребуется больше других?

- Молодец. Приступаем к строительству. Сашенька, будь внимательна, фигуры должны быть по форме, размеру и цвету такие же, как и на чертеже.

На столе 9 геометрических фигур. Учитель помогает выбрать нужные и собрать домик, если есть необходимость.





- Да. Хлопает.


Собирает разрезную картинку.


Показывает стену.

- Квадрат (ка).

Показывает крышу.

- Треугольник (ти).

Показывает.

- Квадрат и круг (ка, ку)

Показывает трубу.

- Из квадрата (ка)

- Квадратов (ка)




Строит кукольный домик на столе из геометрических фигур.

- формировать умение слышать и понимать инструкцию в игровой деятельности с помощью взрослого (познавательные БУД)

- формировать умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(регулятивные БУД)

- формировать умение находить определенные фигуры из множества других (предметные БУД)

6.

Динамическая релаксационная разгрузка



Релаксационная минутка





Динамическая разгрузка: игра «Прятки»



-Замечательный домик построила Саша для кукол свинки Пеппы. Наверное, устала. Отдохнем немного?

- Положи ручки перед собой на стол, опусти на них голову и закрой глазки. Не открывай, пока звучит музыка.

Звучит релаксационная музыка весны, мелодия природы (любая).

Пока звучит музыка, учитель прячет в комнате 6 геом-х фигур на уровне глаз, ниже и выше уровня глаз.

- Сашенька открой глазки и осмотрись вокруг. Ничего нового в комнате не заметила?

- Свинка Пеппа решила немного пошалить и спрятала в комнате 6 разных фигур. Пройдись по комнате и постарайся их найти. Если возникнут сложности, можешь обратиться за помощью.

Если требуется помощь, учитель дает инструкцию, например: иди вперед, повернись направо, посмотри наверх, встань на цыпочки и т.д.

- Молодец, Саша. Ты собрала все фигуры.


- Да. Хлопает.

Принимает нужную позу, слушает музыку.







- Да. Хлопает. (или -Нет. Топает.)


Ищет спрятанные фигуры.





- формировать умение слушать и выполнять инструкцию

(коммуникативные БУД)







формировать умение обращаться за помощью и принимать помощь (коммуникативные БУД)

7.

Первичный контроль


Игра «Почини коврик»


- Что такое с Пеппой? Она снова грустит… Коврик из ее кукольного домика совсем прохудился. Поможем Пеппе поставить на него заплатки?

- Сашенька, постарайся подобрать заплатки нужной формы и цвета.



- Да. Хлопает.

- Наклеивает заплатки (геометрические фигуры) на коврик.

формировать умение находить определенные по форме, цвету, размеру фигуры из множества других (предметные БУД)


8.

Рефлексия


- Сашенька, какая ты молодец! Домашнее задание Пеппе выполнить помогла, кукольный домик построила, коврик починила. Пеппа тебе очень благодарна!

- А тебе было интересно на занятии?

- Что понравилось больше всего?

- Что было неинтересным, скучным?






Отвечает. Показывает жестами, мимикой.



формировать умение осуществлять личностную рефлексию (регулятивные БУД)


Список литературы и интернет-ресурсов

https://infourok.ru/stihi-i-zagadki-o-geometricheskih-figurah-434172.html

https://www.redbubble.com/shop/peppa+pig+stickers?ref=work_taglist























Приложение


Заготовка с нарисованными контурами геометрических фигур

(отгадки к загадкам)

t1609075927aa.gif



t1609075927ab.gif














t1609075927ac.gif











Разрезная картинка («чертеж»), геометрические фигуры для строительства, готовый «Кукольный домик»

t1609075927ad.png t1609075927ae.png


t1609075927af.png

Геометрические фигуры для игры «Прятки»

t1609075927ag.png

Игра «Почини коврик»

t1609075927ah.gif

t1609075927ai.gif

t1609075927aj.gif


t1609075927ai.gif

t1609075927ah.gif

t1609075927aj.gif

t1609075927ah.gif

t1609075927aj.gif

t1609075927ai.gif

t1609075927ak.gift1609075927al.gift1609075927am.gift1609075927an.gift1609075927ao.gif




t1609075927ap.gift1609075927aq.gift1609075927ar.gift1609075927as.gif





Картинки для вырезания: Пеппа грустная, Пеппа веселая

t1609075927at.pngt1609075927au.png


Можно использовать игрушку


t1609075927av.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации