Конспект урока литературы в 6 классе «Произведение А.П. Платонова "Неизвестный цветок"»
Конспект урока по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»
Класс: 6
Учитель: Чистякова Д.Е.
Тема: А. П. Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок».
Цели урока: вспомнить биографию А.П. Платонова; познакомить с историей написания сказки-были; создать условия для понимания основной мысли произведения; способствовать формированию у учащихся умения анализировать текст, делать выводы, высказывать свое мнение; развивать навыки критического мышления; способствовать воспитанию таких качеств, как сострадание, сопереживание, любовь ко всему живому.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация учащихся.
Чтение и обсуждение эпиграфа.
3. Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова (Клементова), познакомимся с его произведением «Неизвестный цветок». Узнаем о нелегкой судьбе сильного и выносливого цветка, а также познакомимся с милой девочкой Дашей, героиней этого произведения, которая способна на такие чувства, как доброта, понимание и сострадание.
Давайте поставим перед собой цели, которые нам необходимо будет достичь к концу урока.
1. Вспомнить биографию А.П.Платонова, узнать новые факты.
2. Прочитать произведение Платонова.
3. Определить основную идею произведения.
Запись в тетрадь темы и эпиграфа урока.
4. Изучение нового материала.
Знакомство с биографией писателя.
Работа с учебником (ст. 42-43)
История создания и жанровые особенности.
В последние годы жизни, подвергаясь болезни туберкулеза, А.П. Платонов писал детские произведения, сочетающие в себе реальное с фантастическим. В «Неизвестном цветке» фантастика почти не проявляет себя, особое внимание автор уделяет нравственно-философской проблематике. Эта сказка-быль явилась своеобразным завещанием для дочери больного писателя. Он создал «Неизвестный цветок» за год до своей смерти.
Сложно определить жанровую принадлежность произведения А.П. Платонова. Часто его относят к жанру рассказа, однако фантастические элементы приближают произведение к литературной сказке. Сам писатель называет свое творение сказкой-былью, так как в ней переплетаются вымышленные и реальные события. В современные А.П. Платонову времена было знаменитым выражение «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Именно жанр сказки-были позволяет автору передать главную мысль произведения.
Чтение и анализ произведения.
Итак, сейчас мы прочтем произведение «Неизвестный цветок» и попробуем ответить на вопрос, почему же автор назвал свое произведение сказкой-былью, и какова идея этого произведения.
Чтение текста с остановками.
Чтение вслух. Использование приёма: диалог с автором.
Примерные вопросы:
1. Как появился цветок на пустыре?
2. Чем питался цветок, выросший в бесплодной почве?
3. Почему листья цветка были разноцветными?
4. Как выглядел венчик цветка?
5. Как Даша оказалась на пустыре?
Прочитать эпизод встречи Даши с цветком по ролям.
Дочитываем произведение до конца.
5. Закрепление изученного материала.
Итак, вернемся к нашему вопросу, что в этом произведении сказочного, а что реального?
Учащиеся отвечают на вопрос.
- Вы сказали, что в сказке цветок показан как живое существо. Давайте перечитаем 3-4 абзацы и найдём ключевые слова в описании жизни цветка. Работаем в парах.
- К какому художественному приёму прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок?
- Какими чертами характера человека наделён главный герой сказки?
Давайте с вами вместе назовем эти черты характера, каждую из которых впишем в лепестки цветка, который вы видите на доске.
Какой он, наш цветок?
Первый лепесток: трудолюбивый.
Второй лепесток: выносливый.
Третий лепесток: сильный.
Четвертый лепесток: целеустремленный.
Пятый лепесток: жизнелюбивый.
Шестой лепесток: красивый. И красив он не только внешне, а безумно красив душой.
- Ребята, чему нас учит этот цветок?
Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком - тружеником. Его друзья - лучики солнца и ветер. Но вот в жизни цветка появляется еще один друг.
- А кто же стал другом для нашего прекрасного цветка?
- Правильно, девочка Даша.
- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? Ответ найдите в тексте. Ей было грустно. (Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат).
- Какие чувства испытала Даша при встрече с цветком?
- Почему она его поцеловала?
- Кого Даша привела на следующий день?
- Что сделали ребята для цветка?
- Как земля отблагодарила ребят?
- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? (Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота).
- Почему Даша загрустила?
- Что Даша увидела на обратной дороге меж двумя тесными камнями?
- Согласны ли вы с автором, который называет цветок героем?
Работа в группах: найти в тексте средства художественной выразительности.
Ребята работают в группах. Затем идет обсуждение.
6. Подведение итогов урока.
Какова же идея этого произведения? Над чем оно заставило вас задуматься?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Да, ребята, есть такая известная поговорка: «Жизнь прожить – не поле перейти». И очень часто для того, чтобы чего-то достичь, нужно много трудиться, нужно всегда любить и ценить свою жизнь, так как это - неоценимый подарок от Бога. Наш цветочек каждый день трудился и верил в светлое будущее, боролся за каждый день своей жизни. А девочка Даша учит нас помогать ближнему, учит доброте, милосердию и состраданию. И спасибо нашим героям за их урок духовности и нравственности!
Творческая работа: написать синквейн о цветке. Во время написания синквейна звучит мелодия: «Моя светлая грусть» (классическая музыка.)
Стихотворение
Делитесь своей добротой,
Частичкой своей души,
Ведь так не хватает порой
Кого-то, кто скажет: «Дыши!
Я верю в тебя! Вставай!»
Кто слезы утрет в тиши
И скажет: «Не унывай!»
Учитесь дарить тепло,
Так холодно в мире стало.
Бездушием замело
Дороги, добра так мало…
Учитесь любить, скорее!
Вы можете не успеть
Кого-то спасти, согреть…
А время всегда шустрее,
Тут лишь бы не очерстветь…
Автор: Чистякова Д.Е.
7. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему: «Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего».
Поляков Александр Васильевич
Чистякова Дарья Евгеньевна