12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистякова Дарья Евгеньевна27
Украина, Луганская Народная Республика, пгт. Семейкино

Конспект урока по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Класс: 6

Учитель: Чистякова Д.Е.

Тема: А. П. Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок».

Цели урока: вспомнить биографию А.П. Платонова; познакомить с историей написания сказки-были; создать условия для понимания основной мысли произведения; способствовать формированию у учащихся умения анализировать текст, делать выводы, высказывать свое мнение; развивать навыки критического мышления; способствовать воспитанию таких качеств, как сострадание, сопереживание, любовь ко всему живому.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:



Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учащихся.

t1581960089aa.jpg



Чтение и обсуждение эпиграфа.

3. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова (Клементова), познакомимся с его произведением «Неизвестный цветок». Узнаем о нелегкой судьбе сильного и выносливого цветка, а также познакомимся с милой девочкой Дашей, героиней этого произведения, которая способна на такие чувства, как доброта, понимание и сострадание.

Давайте поставим перед собой цели, которые нам необходимо будет достичь к концу урока.

1. Вспомнить биографию А.П.Платонова, узнать новые факты.

2. Прочитать произведение Платонова.

3. Определить основную идею произведения.

Запись в тетрадь темы и эпиграфа урока.

4. Изучение нового материала.

Знакомство с биографией писателя.

Работа с учебником (ст. 42-43)

История создания и жанровые особенности.

В последние годы жизни, подвергаясь болезни туберкулеза, А.П. Платонов писал детские произведения, сочетающие в себе реальное с фантастическим. В «Неизвестном цветке» фантастика почти не проявляет себя, особое внимание автор уделяет нравственно-философской проблематике. Эта сказка-быль явилась своеобразным завещанием для дочери больного писателя. Он создал «Неизвестный цветок» за год до своей смерти.

Сложно определить жанровую принадлежность произведения А.П. Платонова. Часто его относят к жанру рассказа, однако фантастические элементы приближают произведение к литературной сказке. Сам писатель называет свое творение сказкой-былью, так как в ней переплетаются вымышленные и реальные события. В современные А.П. Платонову времена было знаменитым выражение «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Именно жанр сказки-были позволяет автору передать главную мысль произведения.

Чтение и анализ произведения.

Итак, сейчас мы прочтем произведение «Неизвестный цветок» и попробуем ответить на вопрос, почему же автор назвал свое произведение сказкой-былью, и какова идея этого произведения.

Чтение текста с остановками.

Чтение вслух. Использование приёма: диалог с автором.

Примерные вопросы:

1. Как появился цветок на пустыре?

2. Чем питался цветок, выросший в бесплодной почве?

3. Почему листья цветка были разноцветными?

4. Как выглядел венчик цветка?

5. Как Даша оказалась на пустыре?

Прочитать эпизод встречи Даши с цветком по ролям.

Дочитываем произведение до конца.

5. Закрепление изученного материала.

Итак, вернемся к нашему вопросу, что в этом произведении сказочного, а что реального?

Учащиеся отвечают на вопрос.

- Вы сказали, что в сказке цветок показан как живое существо. Давайте перечитаем 3-4 абзацы и найдём ключевые слова в описании жизни цветка. Работаем в парах.

- К какому художественному приёму прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок?

- Какими чертами характера человека наделён главный герой сказки?

Давайте с вами вместе назовем эти черты характера, каждую из которых впишем в лепестки цветка, который вы видите на доске.

Какой он, наш цветок?

Первый лепесток: трудолюбивый.

Второй лепесток: выносливый.

Третий лепесток: сильный.

Четвертый лепесток: целеустремленный.

Пятый лепесток: жизнелюбивый.

Шестой лепесток: красивый. И красив он не только внешне, а безумно красив душой.

- Ребята, чему нас учит этот цветок?

Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком - тружеником. Его друзья - лучики солнца и ветер. Но вот в жизни цветка появляется еще один друг.

- А кто же стал другом для нашего прекрасного цветка?

- Правильно, девочка Даша.

- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? Ответ найдите в тексте. Ей было грустно. (Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат).

- Какие чувства испытала Даша при встрече с цветком?

- Почему она его поцеловала?

- Кого Даша привела на следующий день?

- Что сделали ребята для цветка?

- Как земля отблагодарила ребят?

- Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? (Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота).

- Почему Даша загрустила?

- Что Даша увидела на обратной дороге меж двумя тесными камнями?

- Согласны ли вы с автором, который называет цветок героем?

Работа в группах: найти в тексте средства художественной выразительности.

Ребята работают в группах. Затем идет обсуждение.

6. Подведение итогов урока.

Какова же идея этого произведения? Над чем оно заставило вас задуматься?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Да, ребята, есть такая известная поговорка: «Жизнь прожить – не поле перейти». И очень часто для того, чтобы чего-то достичь, нужно много трудиться, нужно всегда любить и ценить свою жизнь, так как это - неоценимый подарок от Бога. Наш цветочек каждый день трудился и верил в светлое будущее, боролся за каждый день своей жизни. А девочка Даша учит нас помогать ближнему, учит доброте, милосердию и состраданию. И спасибо нашим героям за их урок духовности и нравственности!

Творческая работа: написать синквейн о цветке. Во время написания синквейна звучит мелодия: «Моя светлая грусть» (классическая музыка.)

Стихотворение

Делитесь своей добротой,

Частичкой своей души,

Ведь так не хватает порой

Кого-то, кто скажет: «Дыши!

Я верю в тебя! Вставай!»

Кто слезы утрет в тиши

И скажет: «Не унывай!»

Учитесь дарить тепло,

Так холодно в мире стало.

Бездушием замело

Дороги, добра так мало…

Учитесь любить, скорее!

Вы можете не успеть

Кого-то спасти, согреть…

А время всегда шустрее,

Тут лишь бы не очерстветь…

Автор: Чистякова Д.Е.



7. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему: «Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего».









Опубликовано


Комментарии (2)

Поляков Александр Васильевич, 20.02.20 в 21:45 0Ответить Пожаловаться
Через тонкое понимание живого мы очень многое можем открыть в наших детях. Очень содержательный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.