Конспект урока по робототехнике на тему «Общая функциональная схема робота»
Конспект урока по робототехнике в 7 «А» классе
Дата проведения урока: 15.10.2021г.
Учитель: Кузнецова З.С.
Тема урока: «Общая функциональная схема робота».
Цели урока:
Обучающие:
сообщение новых фактов
введение новых понятий, категорий
организация усвоения нового материала
изучение дополнительных свойств уже известных понятий
совершенствование, расширение известного знания.
Развивающие:
включают факторы умений:
устанавливать причинно-следственные связи
анализировать, сравнивать, строить доказательства
обобщать, выдвигать гипотезы, переносить знания в новую ситуацию
Воспитательные:
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности:
увлеченности, познавательного интереса, активности,
целеустремленности, силы воли, настойчивости, активности,
наблюдательности, интуиции, сообразительности,
одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
Тип занятия: Комбинированное занятие.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Закрепление в
памяти учащихся знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения.
Формы контроля: обсуждение результатов выполнения заданий.
Оборудование занятия: Проектор, учебник «Технология. Робототехника» 7-8 класс, Копосов Д.Г., ранее собранная приводная тележка Lego Educator.
План занятия
Этапы занятия | Задачи | Содержание деятельности | Планируемый результат |
Организационный | Сконцентрировать внимание учащихся на учебной деятельности. | Приветствие участников занятия, постановка цели занятия, подготовка рабочих мест. | Настроить класс на рабочий ритм. Мобилизовать учащихся для включения в учебный процесс. |
Подготовительный | Введение учащихся в новый материал Актуализировать знания учащихся, приобретенные на предыдущих уроках. | Повторение материала, изученного на предыдущем уроке с помощью фронтального опроса. | Заинтересовать учащихся, обобщить изученное на прошлом уроке, закрепить материал. Настроить учащихся на переход от предыдущей темы к новому материалу. |
Основной | Сообщение учащимся нового материала | Педагог сообщает учащимся новую информацию, рассказ сопровождается показом изображений на интерактивной доске. | Учащиеся слушают, задают вопросы, конспектируют необходимый материал в тетрадь. |
Закрепление изученного материала | Выполнение учащимися задания в тетради | Педагог рекомендует учащимся применить новый полученный материал в выполнении задания. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания в тетради. После выполнения задания, обсуждают его вместе с учителем |
Итоговый | Подведение итогов занятия | Оценка занятия, выявление плюсов и минусов. | Учащиеся оценивают свою работу, говорят, что получилось, и что нет, убирают рабочие места. |
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята!
Тема нашего сегодняшнего урока — «Общая функциональная схема робота». Сегодня на уроке мы повторим, что такое робот, как он устроен и как отличить его от роботизированного устройства.
Запишем тему урока.
2. Подготовительный этап.
Теперь давайте повторим то, что мы изучили на предыдущем уроке.
Вопросы для повторения:
Что такое робот?
Как он устроен?
Как отличить его от роботизированного устройства?
3. Основной этап.
Перейдем к изучению новой темы.
Робот в общем случае состоит из следующих систем:
Измерительная система
Управляющая система
Система связи с человеком или другими роботами
Исполнительная система
Измерительная система – это искусственные органы чувств робота (датчики). Они предназначены для восприятия информации о состоянии внешней среды и самого робота. В качестве элементов такой системы в созданном вами роботе используются датчики. Давайте их назовем. (Ультразвуковой, датчик касания и датчик цвета).
Управляющая система
Служит для реализации алгоритма управления приводами (моторами) механизмов исполнительной системы на основе сигналов обратной связи от сенсорной системы, а также для организации общения робота с человеком или другими роботами на понятном им языке. «Мозг» роботов обычно реализуется на базе управляющего компьютера. Интеллектуальные способности робота определяются алгоритмами и программным обеспечением его управляющей системы.
Система связи с человеком или другими роботами
Необходима для организации обмена информацией между роботом и человеком или другими роботами на понятном им языке. Как вы думаете, с помощью чего обеспечивалась система связи нашего робота? (Через порт PC при подключении к компьютеру)
Кроме того, вся информация от человека поступает к роботу через устройства ввода.
Исполнительная система
Определяет моторику робота (способность совершать различные движения) и служит для воздействия на окружающую среду. В качестве исполнительных систем обычно используют различные манипуляторы, самоходные тележки (как наша), синтезаторы речи, графопостроители и т.д., а также их комбинации.
Обратите внимание, что в собранном вами роботе не было манипуляционной системы. В том же кегельринге робот выталкивает объекты своим корпусом. Так что используется в качестве исполнительной системы в вашем роботе? (два больших мотора).
Закрепление изученного материала. Выполнение задания. Давайте рассмотрим общую функциональную схему робота на примере собранной ранее приводной тележки. Откроем учебник на странице 151 и рассмотрим схему.
Разберите эту схему на примере нашей тележки. Опишите в тетрадь, какие части робота соответствуют каждой системе схемы, и почему вы так считаете.
5. Итоговый этап. Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:
Повторили, что такое робот, как он устроен и как отличить робота от роботизированного устройства
Узнали, из каких систем состоит робот
Рассмотрели общую функциональную схему робота на примере приводной тележки, собранной ранее
Сегодня у нас был не обычный урок. В конце занятия я хочу предложить вам продолжить следующие фразы, чтобы сформулировать свое настроение:
Сегодня я узнал(а), что…
Было интересно…
Мне не понятно…
Мне понравилось…
3