12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
lhanina17
3

Конспект урока по родной русской литературе "Метафоричность русской загадки"

Конспект урока по родной русской литературе

5 класс

Тема «Метафоричность русской загадки»

Цели:

1. Дать понятие о метафоре. Раскрыть существенные признаки метафоры.

2. Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, объяснять значение слов, употребляемых в переносном значении. Устанавливать образную и изобразительно-выразительную функции слов. Развивать способность соотносить произведения устного народного творчества с историей своей страны. Развивать творческие способности.

3. Воспитывать любовь к Родине через язык.


Ход урока



I. Организационный этап (слайд 1)

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня нас ждет интересное путешествие в историю.

II. Актуализация знаний. 

- Ребята, обратите внимание на экран. Вы, наверное, уже догадались, как будет звучать тема нашего урока? К какому жанру можно отнести эти небольшие произведения? (ответы детей)

- Правильно! Это загадки. С загадками мы знакомились на уроках литературы, и вы помните, что это один из жанров фольклора.

Как вы думаете, от какого слова произошло слово «загадка»? (ответы детей). В древнерусском языке слово «гадать обозначало «думать, «размышлять». Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, их восприятие природы и отношение к окружающей действительности.

Примеры загадок с пояснением (слайд 2).

Как вы думаете для чего мы изучаем загадки? Что интересного мы можем сегодня узнать? чему можем научиться? (ответы детей)

- Мы с вами уже знаем, что загадки могут относится к различным сферам жизни. Давайте вспомним, какие тематические группы загадок нам знакомы Давайте разделимся на три группы! Первая группа ищет все загадки на тему «Природа», вторая «Быт», третья «Грамота»

На экране загадки (отгадываем, называет тематическую группу)

III. Первичное усвоение новых знаний.

1. Объяснение нового материала

-Вы молодцы, отгадали все загадки, вспомнили много тематических групп загадок. Давайте немного окунемся в историю. Загадки происходят из глубокой древности. Учёные предполагают, происхождение этого жанра устного народного творчества связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, чтобы не давать настоящие названия животным, предметам, явлениям. Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды. Избегали произносить названия болезней, волка, черта, змеи и др. Сибирские крестьяне, чтобы не навлечь на себя беды и по забывчивости не сказать дурного слова о медведе, называли его «дедушка», «зверь», «хозяин». Такой особый иносказательный язык и стал основой для русских загадок.

В древности загадки служили средством испытания мудрости. Люди, умевшие загадывать загадки, пользовались особым уважением. Постепенно загадки приобрели игровой, развлекательный характер. Их любят и взрослые и дети. Вы когда-нибудь задумывались, как устроена загадка? Как мы понимаем, что это загадка и ее нужно отгадывать?

Посмотрите на экран (слайд 3)

1. Новая метла по-новому метет.

2. Бытовой предмет для уборки мусора на длинной палке.

3. Скручена, связана на нож посажена.

- Какое из этих предложений является загадкой? Почему? По каким признакам вы это определили? (ребята без труда находят загадку и пробуют объяснить свой выбор). Загадка – это иносказательное описание предмета, основанное на уподоблении по каким-либо признакам. Такое уподобление называется метафорой (слайд 4).

Запись в тетрадь «Метафора - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства между ними. Уподобление может создаваться по различным признакам: цвету, форме, функции»

2. Работа с раздаточным материалом

У вас на партах карточки с загадками, давайте их разгадаем! И попробуем назвать признак на основе которого построена метафора

НАД БАБУШКИНОЙ ИЗБУШКОЙ

ВИСИТ ХЛЕБА КРАЮШКА (МЕСЯЦ)

Метафора построена на сходстве по форме.

ЧЕРНЫЙ КОНЬ

СКАЧЕТ В ОГОНЬ(КОЧЕРГА)

Сходство по цвету.

НЕ КУСТ, А СЛИСТОЧКАМИ,

НЕ РУБАШКА, А СШИТА.

НЕ ЧЕЛОВЕК, А РАССКАЗЫВАЕТ(КНИГА)

В этой загадке несколько метафор по внешним признакам и по функции.

Первые три загадки комментирует учитель, далее дети по цепочке работают с карточками по этой же схеме.

IV. Первичное закрепление

- Для того, чтобы разгадывать загадки, нужно иметь цепкий ум, хорошую эрудицию. Я знаю, что вы все творческие ребята. Попробуем сами сочинить загадку, используя метафору. На Руси люди очень точно подмечали схожесть предметов по каким-либо признакам, и поэтому загадки сочиняли интересные сложные. Как же сочинить загадку? (слайд 5)

1. Выбрать предмет, который вы хотите загадать.

2. Определить характерные особенности, сходные с особенностями другого предмета.

3. Составить загадку в виде небольшого рассказа.

4. Сократить, оставить самое значимое.

5. Зарифмовать.

V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Чтение придуманных загадок, коррекция, обсуждение метафор.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия. (слайд 6,7).

 1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Базовый уровень: найти и выписать 3 русские загадки о грамоте и книгах или о домашнем хозяйстве.

Уровень повышенной сложности: найти и выписать 3 русские загадки о грамоте и книгах или о домашнем хозяйстве, определить на каком сходном признаке построена метафора.

Высокий: придумать рифмованную загадку  о грамоте и книжной мудрости, нарисовать к ней иллюстрацию, уметь объяснить, что такое метафора.

2. Рефлексия (подведение итогов занятия) (слайд 7)

Сегодня на уроке все работали активно, молодцы!

Оценки за работу на уроке...

О чем мы сегодня говорили?

Что вспомнили?

Что нового узнали?

Чему научились?

Все ли было понятно?

Урок был интересным?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.