Конспект урока по русскому языку.
РСО-Алания, г.Владикавказ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканский физико-математический лицей–интернат»
Учитель: Чувилкина Елена Юрьевна
Возраст: 56 лет
Класс: 4
Учебная дисциплина: Русский язык
Образовательная система: «Начальная школа XXI»
Тема урока: «Связь слов в словосочетании. Согласование»
Цель: создать условия для усвоения учащимися понятия «согласование» как типа подчинительной связи слов в словосочетаниях.
Задачи:
- создать условия для развития навыка выделения словосочетаний с типом связи согласование из предложения;
- выяснить отличительные особенности данного типа связи слов в словосочетании;
- развить умения определять главное и зависимое слово в данном типе словосочетаний;
- создать условия формирования культуры учебного труда.
Использованные интернет-ресурсы:
t.me/anstvsbee
Ход урока:
Организационное начало.
Мотивация к учебной деятельности.
Правило дня: «Не проблемы должны толкать тебя в спину, а вперёд вести мечты!»
- Что необходимо для того, чтобы мечты сбывались? (ответы детей: много знать и уметь, развиваться, получать новые знания, много работать)
- Так, благодаря упорному труду учёных, конструкторов, лётчиков, сбылась мечта всего человечества: человек полетел в космос. Когда это произошло? (12 апреля 1961 года)
- Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Урок русского языка сегодня посвящён этому знаменательному событию.
- Запишите число, «Классная работа». Надеваем воображаемые шлемы. И, как сказал когда-то Юрий Алексеевич Гагарин: «Поехали!»
Звучит космическая музыка (20 секунд).
Актуализация учебных знаний.
- Итак, мы на борту космического корабля, где продолжаем изучать русский язык. Шлемы можно снять.
- Над какой темой мы работаем в последнее время? (Словосочетание.)
- Что называют словосочетанием? (Словосочетанием называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью (от одного слова к другому можно задать вопрос).
- Какие типы подчинительной связи вам известны? (Согласование, управление, примыкание.)
- Во вклейке вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание.
|
зв_зда пл_нета со_нце к_мета р_кета лун_ход |
Изучение новой темы.
- Слова какой части речи использованы во вклейке? (имена существительные).
- Работая в парах, к трём именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите получившиеся словосочетания. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слова, укажите, какой частью речи они выражены.
- Составьте схему словосочетаний на доске.
Х
имя прил. + имя сущ.
- Как вы определили, какое слово главное, а какое зависимое?
- Определите тип связи в этих словосочетаниях. (Согласование).
- Вы уже знаете, что имена прилагательные согласуются с именами существительными. Что это значит? (Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано.)
- Попробуйте дать определение типу связи согласование. (Ответы детей.)
- Проверить правильность ваших суждений можно по учебнику. Откройте урок 114. В каком блоке мы работаем? Прочитайте тему урока. Прочитайте определение. Правильно ли вы определили, что такое согласование?
- Что произойдёт в словосочетании с именем прилагательным, если изменится имя существительное? Понаблюдайте за словосочетаниями дорогая книга и дорогие книги в учебнике. (Имя прилагательное станет в то же число и в тот же падеж, что и имя существительное.)
- Авторы учебника предлагают нам алгоритм нахождения словосочетания с согласованием. Прочтите.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
- Пользуясь алгоритмом, работая в парах, найдите словосочетания с согласованием в тексте на карточке.
Люди разных стран давно мечтали проникнуть в космос. А совершил этот полёт впервые Юрий Алексеевич Гагарин. В Звёздном городке под Москвой в музее Гагарина стоит космический корабль «Восток». На нём Юрий Алексеевич 12 апреля 1961 года открыл человечеству путь в космос. |
- Отметьте главное и зависимое слово. Определите род, число и падеж. Почему я не уточняю, об имени существительном или об имени прилагательном идёт речь? ((Имя прилагательное согласуется с именем существительным, то есть стоит в том же роде, числе и падеже.)
Одновременно группа работает над другим текстом на ту же тематику.
Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества космический полёт вокруг Земли. Гагарин стартовал с космодрома Байконур не корабле «Восток». Он пробыл в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю.
Проверка работы в парах: разных стран – мн.ч., Р.п.
в Звёздном городке – ед.ч., м.р., П.п.
космический корабль –ед.ч., м.р., И.п.
Проверка работы в группе: первый полёт – ед.ч., м.р., В.п.
космический полёт – ед.ч., м.р., В.п.
- Что вы заметили? (При согласовании зависимым словом может быть не только имя прилагательное, но и числительное, так как оно отвечает на те же вопросы.)
- Составьте схему этого словосочетания на доске.
Х
Имя числит. + имя сущ.
- Придумайте заголовок к тексту, используя словосочетание с числительным. (Первый полёт в космос.)
- Составьте и запишите одно предложение, в котором будет вся важная информация на эту тему.
- Какие словосочетания с согласованием вы использовали?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Тест |
Фамилия, имя |
1. Укажите верное определение: а) словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу подчинительной связью б) словосочетание – это сочетание подлежащего и сказуемого в) словосочетание – это соединение слов одной части речи. |
2. Словосочетание может состоять: а) из однородных членов б) из подлежащего и сказуемого в) из главного и зависимого слова |
3. В каком словосочетании вид связи – согласование? а) быстро доехать б) прогулка по лесу в) ласковое солнышко |
Проверка:
1) а
2) в
3) в
7. Включение в систему знаний и повторение.
Выполнение в парах упр. 2, стр. 121. Проверка.
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Какова была тема урока?
- Чему вы учились на уроке?
- Какой тип связи называется согласованием?
- Всё ли получилось?
- С таким знаниями – хоть в космос! А если у кого-то не всё получилось, то необходимо собраться с духом и проработать эту тему ещё раз. Ведь, как говорил Юрий Алексеевич Гагарин: «Главная сила в человеке – это сила духа!..»
Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
У.с.119-122 – знать определение и алгоритм нахождения словосочетаний с согласованием; упр. 3 – прочитай текст, выпиши словосочетания с согласованием, укажи части речи.