Конспект урока по русскому языку.

1
0
Материал опубликован 6 January

РСО-Алания, г.Владикавказ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканский физико-математический лицей–интернат»

Учитель: Чувилкина Елена Юрьевна

Возраст: 56 лет

Класс: 4

Учебная дисциплина: Русский язык

Образовательная система: «Начальная школа XXI»

Тема урока: «Связь слов в словосочетании. Согласование»

Цель: создать условия для  усвоения учащимися понятия «согласование» как типа  подчинительной связи слов в словосочетаниях.

Задачи: 

- создать условия для развития навыка выделения словосочетаний с типом связи согласование из предложения;

- выяснить отличительные особенности данного типа связи слов в словосочетании;

- развить умения  определять главное и зависимое слово в данном типе словосочетаний;

- создать условия формирования культуры учебного труда.

Использованные интернет-ресурсы:

t.me/anstvsbee



Ход урока:


Организационное начало.

Мотивация к учебной деятельности.

Правило дня: «Не проблемы должны толкать тебя в спину, а вперёд вести мечты!»

- Что необходимо для того, чтобы мечты сбывались? (ответы детей: много знать и уметь, развиваться, получать новые знания, много работать)

- Так, благодаря упорному труду учёных, конструкторов, лётчиков, сбылась мечта всего человечества: человек полетел в космос. Когда это произошло? (12 апреля 1961 года)

- Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

- Урок русского языка сегодня посвящён этому знаменательному событию.

- Запишите число, «Классная работа». Надеваем воображаемые шлемы. И, как сказал когда-то Юрий Алексеевич Гагарин: «Поехали!»

Звучит космическая музыка (20 секунд).

Актуализация учебных знаний.

- Итак, мы на борту космического корабля, где продолжаем изучать русский язык. Шлемы можно снять.

- Над какой темой мы работаем в последнее время? (Словосочетание.)

- Что называют словосочетанием? (Словосочетанием называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью (от одного слова к другому можно задать вопрос).

- Какие типы подчинительной связи вам известны? (Согласование, управление, примыкание.)

- Во вклейке вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание.

t1736159221aa.png

зв_зда

пл_нета

со_нце

к_мета

р_кета

лун_ход

Изучение новой темы.

- Слова какой части речи использованы во вклейке? (имена существительные).

- Работая в парах, к трём именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите получившиеся словосочетания. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слова, укажите, какой частью речи они выражены.

- Составьте схему словосочетаний на доске.

t1736159221ab.gifХ

имя прил. + имя сущ.

- Как вы определили, какое слово главное, а какое зависимое?

- Определите тип связи в этих словосочетаниях. (Согласование).

- Вы уже знаете, что имена прилагательные согласуются с именами существительными. Что это значит? (Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано.)

- Попробуйте дать определение типу связи согласование. (Ответы детей.)

- Проверить правильность ваших суждений можно по учебнику. Откройте урок 114. В каком блоке мы работаем? Прочитайте тему урока. Прочитайте определение. Правильно ли вы определили, что такое согласование?

- Что произойдёт в словосочетании с именем прилагательным, если изменится имя существительное? Понаблюдайте за словосочетаниями дорогая книга и дорогие книги в учебнике. (Имя прилагательное станет в то же число и в тот же падеж, что и имя существительное.)

- Авторы учебника предлагают нам алгоритм нахождения словосочетания с согласованием. Прочтите.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

- Пользуясь алгоритмом, работая в парах, найдите словосочетания с согласованием в тексте на карточке.

t1736159221ac.png

Люди разных стран давно мечтали проникнуть в космос.

А совершил этот полёт впервые Юрий Алексеевич Гагарин.

В Звёздном городке под Москвой в музее Гагарина стоит космический корабль «Восток». На нём Юрий Алексеевич 12 апреля 1961 года открыл человечеству путь в космос.

- Отметьте главное и зависимое слово. Определите род, число и падеж. Почему я не уточняю, об имени существительном или об имени прилагательном идёт речь? ((Имя прилагательное согласуется с именем существительным, то есть стоит в том же роде, числе и падеже.)

Одновременно группа работает над другим текстом на ту же тематику.

Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества космический полёт вокруг Земли. Гагарин стартовал с космодрома Байконур не корабле «Восток». Он пробыл в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю.

Проверка работы в парах: разных стран – мн.ч., Р.п.

в Звёздном городке – ед.ч., м.р., П.п.

космический корабль –ед.ч., м.р., И.п.

Проверка работы в группе: первый полёт – ед.ч., м.р., В.п.

космический полёт – ед.ч., м.р., В.п.

- Что вы заметили? (При согласовании зависимым словом может быть не только имя прилагательное, но и числительное, так как оно отвечает на те же вопросы.)

- Составьте схему этого словосочетания на доске.

t1736159221ab.gifХ

Имя числит. + имя сущ.

- Придумайте заголовок к тексту, используя словосочетание с числительным. (Первый полёт в космос.)

- Составьте и запишите одно предложение, в котором будет вся важная информация на эту тему.

- Какие словосочетания с согласованием вы использовали?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Тест

Фамилия, имя

1. Укажите верное определение:

а) словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу подчинительной связью

б) словосочетание – это сочетание подлежащего и сказуемого

в) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

2. Словосочетание может состоять:

а) из однородных членов

б) из подлежащего и сказуемого

в) из главного и зависимого слова

3. В каком словосочетании вид связи – согласование?

а) быстро доехать

б) прогулка по лесу

в) ласковое солнышко​​​​​​​

Проверка:

1) а

2) в

3) в

7. Включение в систему знаний и повторение.

Выполнение в парах упр. 2, стр. 121. Проверка.

8. Рефлексия учебной деятельности.

- Какова была тема урока?

- Чему вы учились на уроке?

- Какой тип связи называется согласованием?

- Всё ли получилось?

- С таким знаниями – хоть в космос! А если у кого-то не всё получилось, то необходимо собраться с духом и проработать эту тему ещё раз. Ведь, как говорил Юрий Алексеевич Гагарин: «Главная сила в человеке – это сила духа!..»

Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

У.с.119-122 – знать определение и алгоритм нахождения словосочетаний с согласованием; упр. 3 – прочитай текст, выпиши словосочетания с согласованием, укажи части речи.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.