12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Снитко Мария Александровна131
Россия, Тамбовская обл., Моршанск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

Конспект урока по русскому языку на тему " Какой из знаков самый важный Ь или Ъ?"



Тип урока:

Урок рефлексии.

Цель:

- развить и закрепить умения писать слова с разделительным ь;

- закрепить навыки различия слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.

УУД:

Личностные:

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.

Регулятивные:

1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.

2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.

Познавательные:

1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.

3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

4.Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

5.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.

Оборудование:

Презентация, учебник.

Деятельность учителя

Деятельность обучаемого

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Эмоциональный настрой на познавательную деятельность.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

- Откройте свои тетради и запишите число, классная работа.

- Давайте начнем урок с минутки чистописания. Откройте тетрадь на с.39 упр. 93.

- Какое у вас любимое время года?

- А у меня осень. Поэты об осени написали много красивых стихотворений. Например,

(на слайде 1):

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

(И. Михайлова)

- О каком осеннем явлении говорится в стихотворении?

- С кем автор сравнивает осень?

- Прочитайте слова с ь. Какую роль он выполняет в этих словах?

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

- А почему именно перед этими гласными?

- Верно. Давайте произнесем слово листья медленно, какие звуки обозначает здесь буква я?

- А в слове кистью буква ю какие звуки обозначает? Произнесем слово.

- Ребята, подумайте, а есть ли в этих строчках слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука (кроме слов листья, кистью)?

- Почему в слове перекрашивает не пишется разделительный ь, ведь в слове есть звук [й']?

- Почему в слове длинной пишется две буквы н? Сравните: длина – длинный.

- Прочитайте стихотворение по слогам, запомните. Закройте учебник. Кто очень хорошо запомнил, произнесет еще раз всему классу.

- Напишите по памяти.

- Проверьте написанное по образцу и подчеркните мягкий знак.

- Молодцы ребята, все справились с этим заданием.

- Ребята, сегодня у нас непростая задача. Сегодня дед Всевед из города Грамматика обратился к нам за помощью. В этой стране поссорились два брата – близнеца мягкие знаки: мягкий знак разделительный и мягкий знак обозначающий мягкость согласных на письме. Спор о том, кто важнее. Поэтому   на уроке мы должны решить, какой же из знаков самый нужный в этом городе.

Пишут сочетания жи, ши.

Ответы детей.

- О том, что листья меняют цвет.

- С художником

- Осень, кистью, листья. Смягчает согласную на конце слова и разделяет согласную от гласной буквы.

- После согласной перед буквами е, ё, ю, я, и.

- Обозначают 2 звука.

[й,а]

[й,у]

- Перекрашивает

- Потому что впереди стоит гласная буква.

- Потому что при помощи суффикса - н - образовалось новое слово.

Читают стихотворение и запоминают.

Записывают по памяти.

Проверяют по образцу.

3.Локализация индивидуальных затруднений.

- Ребята, послушайте внимательно правила города Грамматика и скажите, о чем они?

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласный прочитать.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья.

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

- ь как показатель мягкости согласных

- Разделительный ь

- Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме

4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

- В любом городе есть улицы, переулки, площади, проспекты. Первая улица страны “Грамматика” - это Загадочный переулок. Здесь очень любят загадывать загадки друг другу.

- Вам на дом было задано придумать загадки, чтобы в них были слова с ь. Давайте их сейчас послушаем, отгадаем и найдем те слова, в которых присутствует ь. Затем определим роль ь, запишем эти слова в тетради и подчеркнем мягкий знак.

- Молодцы, очень интересные загадки.

Загадывают загадки, отвечают на вопросы и записывают слова в тетради.

5.Реализация построенного проекта.

- Идем дальше по нашему городу. Теперь на нашем пути оказалась торговая площадь. И жители этой площади просят помочь им вставить в слова ь там, где он нужен.

- Откройте свои учебники на с. 133 упр. 206.

Вам необходимо устно вставить пропущенные буквы и выписать только те предложения, в которых есть слова с разделительным ь и подчеркните его.

- Все выписали нужные предложения? Тогда один из вас выйдет к доске и прочитает свои варианты. (Слайд 2) Вы в это время должны сравнить ответ со своими записями в тетрадях и подчеркнуть мягкий знак.

- Ребята, а вот 6 предложение – загадка. Какой же ответ?

Физкультминутка

Читают упражнение, вставляют устно пропущенные буквы и выписывают только те предложения, в которых есть слова с разделительным ь.

Проверка выполненного задания: 2.Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться. 3. Илья собирал сучья для костра. 4. Птицы вьют гнезда на деревьях. 5. Дождь льет – земля пьет. 6. Ночью на небе один золотистый апельсин.

- Месяц.

6.Обобщение затруднений во внешней речи.

- После того как мы с вами порезвились, мы незаметно пришли на улицу Танцев, и здесь нужно разделиться на группы.

- Откройте дидактический материал на с. 84 упр. 194. Давайте распределим предложения по группам: 1, 2 и 3 предложения. Сейчас каждая группа должна прочитать свое предложение, запомнить его и написание слов в нем. Затем закройте дидактический материал, и запишите в своих тетрадях эти предложения по памяти.

1. В гости к Федосье Матрена пришла, к чаю пришла, лимон принесла. 2. Женя празднует рожденье – юбиляру восемь лет! Подарили гости Жене пушку, танк и пистолет. 3. Мы с приятелем вдвоем замечательно живем! Мы такие с ним друзья – куда он, туда и я!

- А теперь откройте свои учебники и проверьте. Затем подчерните мягкий знак. Теперь кто – то один из каждой группы объяснит написание мягкого знака в своем предложении.

Записывают предложения по памяти.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Итак, продолжаем наше путешествие. И мы попадаем на детскую площадку, где крокодил Гена и Чебурашка решили построить домики для слов.

- Давайте поселим слова с Ь в домики. (Слайд 3) Для левого домика нужно брать слова с ь – обозначающий мягкость согласных на письме, а для правого слова с ь – разделительным. У себя в тетради запишем слова в столбики и подчеркнем мягкий знак.

- Вьюга, яблонька, муравьи, сосульки, листья, зверьки, деньки, перья.

- Обменяйтесь тетрадями. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд 4) Возьмите простой карандаш и подчеркните одной чертой мягкий знак, а там, где Ь разделительный подчеркните еще гласную букву двумя чертами.

Дети помещают слова в домики самостоятельно.

Яблонька Вьюга

Сосульки Муравьи

Зверьки Листья

Деньки Перья

8. Включение в систему знаний и повторение.

- И вот мы повернули и попадаем в Спортивный городок. А здесь нас встречает  футболист Муравьишко.  Он  огорчен. Нужно забивать голы, но в какие ворота, он не знает. В его воротах слова, где Ь – показатель мягкости, а ему нужно забивать голы только в ворота, где слова с Ь - разделительным. Давайте ему поможем. Расскажем, как отличить Ь, обозначающий мягкость согласных на письме от разделительного Ь?

- Давайте запишем все слова, которые должен будет разобрать муравей.

- Готовы? Работаем самостоятельно. (Слайд 5)

Обез _яна, красны_е, вороб_и, долга_я, солов_и, нова_я, бел_ё, зелене_ет, скам_я, тво_ё. 

- Проверьте написанное, подчеркните мягкий знак. (Слайд 6)

- Дайте подчеркнем те слова, которые муравьишка должен отправить в ворота соперника. Напомню, что нужно забивать голы в ворота с разделительным Ь.

- Сколько слов получилось с разделительным Ь?

- А сколько с Ь обозначающий мягкость согласных на письме?

- Значит, с каким счетом выиграл муравьишка?

- Молодцы!

- Вот и подходит к завершению наше путешествие по городу Грамматика. И в завершении пути мы с вами попали в картинную галерею.

- Посмотрите на слайд:

1 картина: (Слайд 7)

- Кто мне скажет, что это за сказка?

Большую, маленькую, Мишенька, медведь, стульчик, синенькая, сесть.

- Для чего же нужен мягкий знак в данных словах? Когда он пишется?

- Молодцы ребята.

2 картина: (Слайд 8)

- Кто мне скажет, что это за сказка?

Человечьим, щучьему, веленью, хотенью.

- Для чего же нужен мягкий знак в данных словах? Когда он пишется?

- Молодцы.

3 картина: (Слайд 9)

- Посмотрите на третью картину.

- Какое время года изображено?  

- Какие слова на этой картине?

- Для чего же нужен мягкий знак в этих словах?

- Молодцы, ребята!

1. Необходимо посмотреть какие следующие буквы? Есть ли Е, Ё, И, Ю, Я?

2.Слышится ли в слове после согласного звук [й]?

Обезьяна, красные, воробьи, долгая, соловьи, новая, бельё, зеленеет, скамья, твоё. 

- 5 слов.

- 0. Нет слов.

- Со счетом 5:0.

- Сказка « Три медведя»

- Для смягчения согласных букв на письме. После согласной и перед согласной буквой, когда их нужно смягчить.

- Сказка «По щучьему веленью, по моему хотенью»

- Для разделения согласных букв от гласных. После согласной и перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я.

- «Приближение весны»

Капель, сосульки, птичьи, с капелью, чириканье, маленькое.

- Для разделения и обозначения мягкости согласных на письме.

9. Рефлексия

- Ну что ж, закончилось наше путешествие по стране Грамматика. Ребята, кто у нас поссорился в этой стране?

- И мы должны помочь братьям, решить их проблему. Как вы думаете, какой же мягкий знак нужнее в стране Грамматики?

- Что вы знаете о мягком знаке?

- Какое задание у вас вызвало затруднение?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

Выставление оценок.

Домашнее задание: Упр. 195

(«Дид. мат.) 


Ъ и Ь
PPT / 5.93 Мб

- Два брата – близнеца мягкие знаки: мягкий знак разделительный и мягкий знак смягчающий.

- Оба

- Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме и разделяет согласные от гласных букв.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.