Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Какой из знаков самый важный Ь или Ъ?»
Пояснительная записка к презентации
Тип урока:
Урок рефлексии.
Цель:
- развить и закрепить умения писать слова с разделительным ь;
- закрепить навыки различия слов с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова.
УУД:
Личностные:
1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.
3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.
Регулятивные:
1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.
2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.
6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.
Познавательные:
1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.
3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.
4.Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
5.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
1.Формирование умения слушать и понимать других.
2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.
Оборудование:
Презентация, учебник.
Деятельность учителя | Деятельность обучаемого |
1.Мотивация к коррекционной деятельности. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. - Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. | Эмоциональный настрой на познавательную деятельность. |
2. Актуализация и пробное учебное действие. - Откройте свои тетради и запишите число, классная работа. - Давайте начнем урок с минутки чистописания. Откройте тетрадь на с.39 упр. 93. - Какое у вас любимое время года? - А у меня осень. Поэты об осени написали много красивых стихотворений. Например, (на слайде 1): Осень длинной тонкой кистью Перекрашивает листья. (И. Михайлова) - О каком осеннем явлении говорится в стихотворении? - С кем автор сравнивает осень? - Прочитайте слова с ь. Какую роль он выполняет в этих словах? - Когда пишется разделительный мягкий знак? - А почему именно перед этими гласными? - Верно. Давайте произнесем слово листья медленно, какие звуки обозначает здесь буква я? - А в слове кистью буква ю какие звуки обозначает? Произнесем слово. - Ребята, подумайте, а есть ли в этих строчках слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука (кроме слов листья, кистью)? - Почему в слове перекрашивает не пишется разделительный ь, ведь в слове есть звук [й']? - Почему в слове длинной пишется две буквы н? Сравните: длина – длинный. - Прочитайте стихотворение по слогам, запомните. Закройте учебник. Кто очень хорошо запомнил, произнесет еще раз всему классу. - Напишите по памяти. - Проверьте написанное по образцу и подчеркните мягкий знак. - Молодцы ребята, все справились с этим заданием. - Ребята, сегодня у нас непростая задача. Сегодня дед Всевед из города Грамматика обратился к нам за помощью. В этой стране поссорились два брата – близнеца мягкие знаки: мягкий знак разделительный и мягкий знак обозначающий мягкость согласных на письме. Спор о том, кто важнее. Поэтому на уроке мы должны решить, какой же из знаков самый нужный в этом городе. | Пишут сочетания жи, ши. Ответы детей. - О том, что листья меняют цвет. - С художником - Осень, кистью, листья. Смягчает согласную на конце слова и разделяет согласную от гласной буквы. - После согласной перед буквами е, ё, ю, я, и. - Обозначают 2 звука. [й,а] [й,у] - Перекрашивает - Потому что впереди стоит гласная буква. - Потому что при помощи суффикса - н - образовалось новое слово. Читают стихотворение и запоминают. Записывают по памяти. Проверяют по образцу. |
3.Локализация индивидуальных затруднений. - Ребята, послушайте внимательно правила города Грамматика и скажите, о чем они? Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает, Может только показать, Как согласный прочитать. Перед е, ё, и, ю, я Я в корнях стою, друзья. - Как вы думаете, какая будет тема урока? | - ь как показатель мягкости согласных - Разделительный ь - Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме |
4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. - В любом городе есть улицы, переулки, площади, проспекты. Первая улица страны “Грамматика” - это Загадочный переулок. Здесь очень любят загадывать загадки друг другу. - Вам на дом было задано придумать загадки, чтобы в них были слова с ь. Давайте их сейчас послушаем, отгадаем и найдем те слова, в которых присутствует ь. Затем определим роль ь, запишем эти слова в тетради и подчеркнем мягкий знак. - Молодцы, очень интересные загадки. | Загадывают загадки, отвечают на вопросы и записывают слова в тетради. |
5.Реализация построенного проекта. - Идем дальше по нашему городу. Теперь на нашем пути оказалась торговая площадь. И жители этой площади просят помочь им вставить в слова ь там, где он нужен. - Откройте свои учебники на с. 133 упр. 206. Вам необходимо устно вставить пропущенные буквы и выписать только те предложения, в которых есть слова с разделительным ь и подчеркните его. - Все выписали нужные предложения? Тогда один из вас выйдет к доске и прочитает свои варианты. (Слайд 2) Вы в это время должны сравнить ответ со своими записями в тетрадях и подчеркнуть мягкий знак. - Ребята, а вот 6 предложение – загадка. Какой же ответ? Физкультминутка | Читают упражнение, вставляют устно пропущенные буквы и выписывают только те предложения, в которых есть слова с разделительным ь. Проверка выполненного задания: 2.Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться. 3. Илья собирал сучья для костра. 4. Птицы вьют гнезда на деревьях. 5. Дождь льет – земля пьет. 6. Ночью на небе один золотистый апельсин.
- Месяц. |
6.Обобщение затруднений во внешней речи. - После того как мы с вами порезвились, мы незаметно пришли на улицу Танцев, и здесь нужно разделиться на группы. - Откройте дидактический материал на с. 84 упр. 194. Давайте распределим предложения по группам: 1, 2 и 3 предложения. Сейчас каждая группа должна прочитать свое предложение, запомнить его и написание слов в нем. Затем закройте дидактический материал, и запишите в своих тетрадях эти предложения по памяти. 1. В гости к Федосье Матрена пришла, к чаю пришла, лимон принесла. 2. Женя празднует рожденье – юбиляру восемь лет! Подарили гости Жене пушку, танк и пистолет. 3. Мы с приятелем вдвоем замечательно живем! Мы такие с ним друзья – куда он, туда и я! - А теперь откройте свои учебники и проверьте. Затем подчерните мягкий знак. Теперь кто – то один из каждой группы объяснит написание мягкого знака в своем предложении. | Записывают предложения по памяти. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Итак, продолжаем наше путешествие. И мы попадаем на детскую площадку, где крокодил Гена и Чебурашка решили построить домики для слов. - Давайте поселим слова с Ь в домики. (Слайд 3) Для левого домика нужно брать слова с ь – обозначающий мягкость согласных на письме, а для правого слова с ь – разделительным. У себя в тетради запишем слова в столбики и подчеркнем мягкий знак. - Вьюга, яблонька, муравьи, сосульки, листья, зверьки, деньки, перья. - Обменяйтесь тетрадями. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. (Слайд 4) Возьмите простой карандаш и подчеркните одной чертой мягкий знак, а там, где Ь разделительный подчеркните еще гласную букву двумя чертами. | Дети помещают слова в домики самостоятельно. Яблонька Вьюга Сосульки Муравьи Зверьки Листья Деньки Перья |
8. Включение в систему знаний и повторение. - И вот мы повернули и попадаем в Спортивный городок. А здесь нас встречает футболист Муравьишко. Он огорчен. Нужно забивать голы, но в какие ворота, он не знает. В его воротах слова, где Ь – показатель мягкости, а ему нужно забивать голы только в ворота, где слова с Ь - разделительным. Давайте ему поможем. Расскажем, как отличить Ь, обозначающий мягкость согласных на письме от разделительного Ь? - Давайте запишем все слова, которые должен будет разобрать муравей. - Готовы? Работаем самостоятельно. (Слайд 5) Обез _яна, красны_е, вороб_и, долга_я, солов_и, нова_я, бел_ё, зелене_ет, скам_я, тво_ё. - Проверьте написанное, подчеркните мягкий знак. (Слайд 6) - Дайте подчеркнем те слова, которые муравьишка должен отправить в ворота соперника. Напомню, что нужно забивать голы в ворота с разделительным Ь. - Сколько слов получилось с разделительным Ь? - А сколько с Ь обозначающий мягкость согласных на письме? - Значит, с каким счетом выиграл муравьишка? - Молодцы! - Вот и подходит к завершению наше путешествие по городу Грамматика. И в завершении пути мы с вами попали в картинную галерею. - Посмотрите на слайд: 1 картина: (Слайд 7) - Кто мне скажет, что это за сказка? Большую, маленькую, Мишенька, медведь, стульчик, синенькая, сесть. - Для чего же нужен мягкий знак в данных словах? Когда он пишется? - Молодцы ребята. 2 картина: (Слайд 8) - Кто мне скажет, что это за сказка? Человечьим, щучьему, веленью, хотенью. - Для чего же нужен мягкий знак в данных словах? Когда он пишется? - Молодцы. 3 картина: (Слайд 9) - Посмотрите на третью картину. - Какое время года изображено? - Какие слова на этой картине? - Для чего же нужен мягкий знак в этих словах? - Молодцы, ребята! | 1. Необходимо посмотреть какие следующие буквы? Есть ли Е, Ё, И, Ю, Я? 2.Слышится ли в слове после согласного звук [й]? Обезьяна, красные, воробьи, долгая, соловьи, новая, бельё, зеленеет, скамья, твоё. - 5 слов. - 0. Нет слов. - Со счетом 5:0. - Сказка « Три медведя» - Для смягчения согласных букв на письме. После согласной и перед согласной буквой, когда их нужно смягчить. - Сказка «По щучьему веленью, по моему хотенью» - Для разделения согласных букв от гласных. После согласной и перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я. - «Приближение весны» Капель, сосульки, птичьи, с капелью, чириканье, маленькое. - Для разделения и обозначения мягкости согласных на письме. |
9. Рефлексия - Ну что ж, закончилось наше путешествие по стране Грамматика. Ребята, кто у нас поссорился в этой стране? - И мы должны помочь братьям, решить их проблему. Как вы думаете, какой же мягкий знак нужнее в стране Грамматики? - Что вы знаете о мягком знаке? - Какое задание у вас вызвало затруднение? - Какое задание вам понравилось больше всего? Выставление оценок. Домашнее задание: Упр. 195 («Дид. мат.) | - Два брата – близнеца мягкие знаки: мягкий знак разделительный и мягкий знак смягчающий. - Оба - Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме и разделяет согласные от гласных букв. |