Конспект урока по русскому языку, тема "Суффикс"

0
0
Материал опубликован 8 December

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема: Суффикс как часть слова.

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова; способствовать развитию умения определять функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Задачи урока:

Обучающие: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.

Развивающие: развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.

Воспитательные: привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется интерактивная доска, презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал.

Планируемые результаты (предметные): наблюдают за языковым материалом. Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Личностные результаты: оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; ориентируются на понимание причин успеха в освоении новых знаний и оперативных действий.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.

Р – составляют план и последовательность действий.

К – строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы.

Основное содержание темы, понятия, термины: суффикс как часть слова, функции, значение и местонахождение суффикса в слове.

Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технологии: элементы проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ, использование здоровьесберегающих технологий.



ХОД УРОКА

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Николаевна, сегодня я проведу урок русского языка!

- Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.


- Огромное солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя поделить.

А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь, ты должен друзьям подарить.



- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

9 февраля. Классная работа.

- Обязательно выделим орфограммы.

- На доске: зашифрованная буква

t1733684520aa.jpg

- Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш, ш», обратите внимание на параллельность наклонных линий и соразмерность элементов.

- Поменяйтесь тетрадями, подчеркните зеленым карандашом лучшую букву у соседа, затем пропишите в своей тетради буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

- Отгадайте загадку.

Есть большой и светлый дом,

Почемучек много в нём.

И пишут они, и считают,

Читают, творят и мечтают. (Школа)

- Как называют мальчика, который посещает занятия в школе? Прежде чем ответить, подумайте. Это однокоренное слово слову школа. (школьник)

- Как называют девочку, которая ходит в школу? (школьница)

- Как назвать участок рядом со школой? (пришкольный)

- Что вы можете сказать об этих словах? (один корень, близкие по значению)

-Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

- Выделим известные части слов. (разбирают слова)

- Итак, мы выделили окончание, корень, приставку и основу.

- У нас осталась не выделенная часть.

- Как вы думаете, какова цель нашей работы? (Познакомиться с новой частью слова).

- Попробуйте сформулировать основные задачи сегодняшнего урока. (Узнать: - как называется новая часть в слове; - как она обозначается; - для чего она нужна; - где стоит в слове)

- Давайте решать эти учебные задачи.

- Откройте учебник на с. 46. (работа по учебнику).

- От слов данных в прямоугольниках, нужно образовать новые слова.

- Прочитайте слова в прямоугольниках.

- Кого они называют? (животных)

- Какое сочетание букв нужно добавить? (ёнок). Образуйте с этим сочетанием новые слова. Кого они называют? (детенышей животных).

- Какая часть слова указывает на то, что они называют детёнышей животных? (ёнок, суффикс).

- Новая часть слова называется СУФФИКС.

- Какой вывод можем сделать? Для чего нужен суффикс? (для образования новых слов).

- Вернемся к однокоренным словам: школа, школьник, школьница, пришкольный. Выделим суффикс, его принято обозначать уголком, вот так.

- Скажите, где в слове находится суффикс. (после корня).

- Предлагаю немного отдохнуть. Прошу всех встать.

(физкультминутка)

Ну-ка, дайте нам продукты, раз, два, раз, два (кладут ладошка на ладошку)

Мясо, яйца и фрукты, раз, два, раз, два (загибают пальчики)

И получится тогда

Очень вкусная еда. (гладят по животику)


- Кто же готовит вкусную еду? (повар)

- Повар - это очень важная и нужная профессия. Повара в школе готовят вкусную и полезную еду, которая даёт много сил.

Ходит в белом колпаке

С поварёшкою в руке

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

- Сегодня я вам предлагаю тоже немного побыть поварами и приготовить волшебные бутерброды под названием «Части слова». Возьмите в руки 1 конверт. Достаньте содержимое. Что у нас есть для бутербродов. (Хлеб, колбаса, огурец). Ваша задача собрать бутерброды правильно. На хлебе написано правило про каждую часть слова, на колбасе написано название части слова, а на огурчике показано, как эту часть обозначать. (1 бутерброд КОРЕНЬ собираем вместе, 2 приставка, 3 окончание, основа, суффикс)

- Молодцы, собрали правильно, а сейчас попробуем сделать общий вывод и сформулировать правило, что же такое суффикс.

1. Значимая часть слова

2. Стоит после корня

3. Служит для образования слов

4. Выделяется уголком

- Пишем слово повар в тетрадь. Выделим орфограммы. Можно ли проверить написание этого слова? (нет, словарное слово)

- Написание этого слова нужно запомнить. Подберите к слову повар однокоренные слова.

Пальчиковая гимнастика

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

- Продолжаем работу. Вот мы сейчас с вами говорили про профессию повара, он варит каши, суп, вкусные жарит котлеты и так далее, но есть повара, которые занимаются выпечкой, как их называют? (пекарь)

- Верно, пекарь-это тоже повар, но у него узкая специальность, он изготавливает только выпечку. И теперь мы будем пЕкарями. К нам в гости пришли дракончики и просят нас угостить их имбирными пряниками.

- Посмотрите на доску у каждого дракончика есть схема слова по составу, мы сейчас будем подбирать в соответствии со схемой. Начнем вместе.

- Я беру пряник со словом ……………….

- Записываем его в тетрадь с заглавной буквы. – Разбираем его по составу. Выделяем окончание. Выделяем корень. Выделяем основу. Выделяем приставку. Выделяем суффикс. (продолжаем работать со словами, пока каждому дракону не найдем пряник).

- Работа с интерактивной доской.

ИТОГ УРОКА
(Узнать: - как называется новая часть в слове; - как она обозначается; - для чего она нужна; - где стоит в слове)

РЕФЛЕКСИЯ

- Вы так славно потрудились, все большие молодцы, пришло время для отметок. Прошу взять второй конверт. Достаньте содержимое. Вам нужно оценить себя самим.

- Выберите, кем вы были на уроке.

1. Пчелка – хорошо потрудился на уроке

2. Ленивец – весь урок ленился

3. Попугай – весь урок болтал

4. Медведь – весь урок спал.

- Рядом прошу поставить себе отметку за урок.

- Спасибо, ребята.

- Поделитесь пожалуйста со мной Вашим настроение, с которым Вы сейчас уйдете. А поможет нам с Вами известный мультипликационный герой узнали? (спанч-боб)

- Он бывает веселым, бывает радостным, а бывает совсем грустным. Выберите, какое у Вас настроение? И прикрепите прищепку к спанч бобу.

СПАСИБО ЗА УРОК.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.