Конспект урока по русскому языку. Тема "Закрепление. Три склонения существительных"

0
0
Материал опубликован 24 October



УМК, название и автор учебника: Школа России, русский язык, В.П. Канакина.

Тема урока: «Закрепление. Три склонения существительных»

Цель урока: закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические

Предметные

Актуализировать знания о части речи «имя существительное»;

Закрепить знание о трёх склонениях имен существительных;

Закрепить умение определять склонение имен существительных.

Знают часть речи «имя существительное»;


Знают склонения имен существительных;


Умеют определять склонения имен существительных.

Развивающие

Метапредметные

Развивать способности к самостоятельному целеполаганию и определению смыслов собственной деятельности

Развивать умения находить информацию, выделять главное, существенное, дополнять, преобразовывать полученную информацию, адаптировать ее к решению поставленных задач

Развивать умения по выбору рациональных способов деятельности

Развивать умения по саморегуляции деятельности

Развивать рефлексивные способности

Развивать мыслительные процессы

познавательные:

базовые логические действия:

- ориентируются в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределённая форма, однородные члены предложения, сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.

базовые исследовательские действия:

- сравнивают несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее целесообразный

работа с информацией:

- выбирают источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебнопрактической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники и словари

регулятивные:

самоорганизация:

- самостоятельно планируют действия по решению учебной задачи для получения результата

самоконтроль и самооценка:

- находят ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины

коммуникативные:

общение:

- создают устные и письменные тексты, адекватные ситуации общения.

совместная деятельность:

- выполняют совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы, планы, идеи

Воспитательные

Личностные

-Воспитывать ценностное отношение, умение понимать друг друга.

-Проявляют ценностное отношение, понимают друг друга.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Примечания

Организационно-мотивационный этап (самоопределение к учебной деятельности)

1 минута

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Полина Андреевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку.

- Покажите пять пальцев если у вас хорошее настроение, если у вас плохое настроение – покажите кулачок. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

- Напоминаю вам, что на уроке спину держим прямо, ноги стоят ровно на полу, отвечаем по поднятой руке.

- Сегодня у нас не простой урок, а урок - путешествие в королевство Русского языка. И мы сегодня не ученики, а путешественники. У нас с вами есть маршрутный лист с остановками, на которых мы будем останавливаться и выполнять задания.

- Приветствуют учителя.


- Присаживаются.

- Проверяют содержимое на парте.


- Смотрят маршрутный лист.

Ф

-

Актуализация и постановка проблемы урока

5 минут

- Первая наша остановка — это чистописание.

- Сейчас, возьмите и откройте тетрадь. От предыдущей работы. Отступаем 2 строки, на третьей пишем число с заглавной буквы, сегодня четвёртое декабря. Какие здесь есть орфограммы?

- С новой строки с заглавной буквы пишем: Классная работа. Какие здесь есть орфограммы?

- С новой строки с заглавной буквы пишем: Классная работа. Какие здесь есть орфограммы?

- Ребята, сейчас мы выполним с вами минутку чистописания строчной буквы е.

- Все записали? Молодцы. Хорошо. Мы с вами прошли остановку чистописание. Поставим рядом с ней галочку и идем дальше. Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.

- Сейчас я под диктовку продиктую вам слова. Вы должны записать их у себя в тетради. Кто пойдет к доске для выполнения данного задания? Записываем первое слово с красной строки, с заглавной буквы. Остальные со строчной через запятую. Слова: аграном, беседа, беседовать, телефон, вчера.

- Все записали? Теперь поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

- Правильно. Мы прошли озеро словарных слов. Теперь мы отправляемся на улицу, который носит название «Существительное». Где нам надо выполним задание.

- Я буду называть слова, вам нужно будет определить их склонение

Слова: конь, мышь, папа, машины, печка, слоны, кровать, попугай, деревня, щедрость, ласка, чуткость, мир.

- Правильно. Похожие задания вы выполняли на прошлом уроке




- Числительное. Безударная гласная в корне Е. Удвоенная согласная «сс» в слове классная, непроверяемая безударная гласная «а» в слове работа.




- Прописывают «е»







- Пишут словарные слова









- Определяют склонения


- 2 -скл, 3-скл, 1-скл, 1-скл,2-скл,3-скл,2-скл,1-скл, 3-скл, 1-скл, 3-скл, 2-скл.

Ф


Постановка цели, темы и плана урока

 


- Ребята, вот то, что мы с вами сейчас делали в последнем задании попробуйте из этого определить, чему же мы будем учиться, какой материал мы будем закреплять сегодня на уроке

- Правильно, цель нашего урока закрепить умение определять склонение.

- А исходя из этой цели давайте сформулируем тему нашего урока

- Совершенно, верно. Отметим, что прошли остановку и идем дальше на «Тема»

Цель: закрепить умение определять склонение имени существительного.

Тема: Закрепление. Три склонения имени существительного.

Ф


Закрепление в деятельности


- Что такое существительное?


- Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?









- Какие постоянные признаки есть у имени существительного?











- Расскажите о трех склонения имен существительных











- Как определить склонение существительного?







- Что такое косвенные падежи?

-  Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?




- Вам в парах сейчас нужно соединить вопросы, вспомогательные слова с названием падежей.

- В парах работаем сообща, дружно, не мешаем другим и сидим ровно.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Молодцы.






- Мы пришли на остановку «Разминка». Давайте немного отдохнем. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. -присядьте, если ко 2скл - руки вверх, если к Зскл - сделайте наклоны вправо и влево.

- Мы отдохнули и можем идти дальше. Наша следующая остановка «3 склонения»

- У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно вставить пропущенную букву и определить склонение имени существительного и падеж. Каждый выходит к доске и делает по одному предложению.

Узнать о рождени_ (_______), деревья в ине_ (________),заботиться о просвещени_ (________),к Дарь_ (_______) Петровн_ (_______), об увеличении пенси_ (________), вернуться из арми_ (_______), выйти из алле_ (_________), сообщить о пребывани_ (_______) в санатори_ (_______), в тёмном ущель_( ), о далёком кра_ (_________), подъехать к станци_ (_________), огонь батаре_ (________), сушить на батаре_ (_________), при десятиэтажном здани_ (_______), к Лиди_ (_________) Андреевн_ (________), в гоголевском " Ви_" ( _________), отпуск в ма_ (______ ), в вечном стремлень_ ( _______), в стремлени_ ( __________ ) к побед_ ( _________ ), включить в сочинени_ (_______)












- Молодцы. Все сделали правильно.

- Выполним задание на смарт-доске.


- Давайте отметим, что прошли остановку.

- это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет

- У имени существительного есть непостоянные признаки - число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал - журналы. Падежей в русском языке - шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам — значит просклонять или изменить окончание по вопросу.

- Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений.

- Мы узнали, что к 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К Зскл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.

это изменение существительных по падежам и числам

- Чтобы определить склонение существительного нужно:

1) Определить род существительного.

2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.

3) По роду и окончанию определить склонение.


- Все падежи кроме И.П.

- Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:

Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного - это ед.ч., И.п.

Определить род и окончание существительного. Например: на парте. Ставлю в начальную форму. Что? Парта. Определяю род:  она, моя- ж.р., окончание - а. Значит существительное на парте - 1 скл.

- Кому?                                                         Р.п.

Вижу                                                             Д.п.

Нет                                                                В.п.

Без предлога не употребляется                  П.п.

Кого?                                                            И.п./В.п.

Что?                                                              П.п.

Думать                                                          И.п.

Подлежащее                                                Р.п./ В.п.



- Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мышь, яблоня.





Узнать о рождении — второе склонение, предложный падеж. Деревья в инее — второе склонение, предложный падеж.Заботиться о просвещении — второе склонение, предложный падеж. К Дарье Петровне — первое склонение, дательный падеж. Об увеличении пенсии — первое склонение, предложный падеж. Вернуться из армии — первое склонение, падеж родительный. Выйти из аллеи — первое склонение, падеж родительный. Сообщить о пребывании — второе склонение, предложный падеж. В санатории — второе склонение, предложный падеж. В темном ущелье — второе склонение, предложный падеж. О далеком крае — второе склонение, предложный падеж. Подъехать к станции — первое склонение, дательный падеж. Огонь батареи — первое склонение, родительный падеж. Сушить на батарее — первое склонение, предложный падеж. При десятиэтажном здании — второе склонение, предложный падеж. К Лидии Андреевне — первое склонение, дательный падеж. В гоголевском "Вие" — второе склонение, предложный падеж. Отпуск в мае — второе склонение, предложный падеж. В вечном стремлении — второе склонение, предложный падеж. В стремлении к победе — первое склонение, предложный падеж (стремление), дательный падеж (победа). Включить в сочинение — второе склонение, винительный падеж.


- https://uchebnik.mos.ru/exam/challenge/74538675

https://uchebnik.mos.ru/exam/challenge/74538767





Ф















































П


































































Смарт доска

Раздаточный материал

Закрепление во внешней речи


- И теперь мы с вами будем работать устно на остановке «Знайка».

- Хорошо. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать.

- Склонение это?

- 1 склонение?

- как определить тип склонения имени существительного?

- 2 склонение?

- приведите пример сущ. 2 – скл.

- косвенные падежи это?

- Отлично. Молодцы. Отметим, что прошли остановку и идем дальше.


- это изменение существительных по падежам и числам

- ж.р. и м.р. – а-я-.

- по роду имени существительного и его окончанию в начальной форме

- м.р. окончание 0, с.р. – о.е.

- море, берег

- все, кроме И.п.


Ф


Дифференцированная самостоятельная работа с взаимопроверкой


- У нас осталась предпоследняя остановка «Проверяйка». Ребята, у вас на столах лежит карточка с тестом. Возьмите и подпишите их. Вам нужно самостоятельно ответить на 5 вопросов.

1. Отметь верное утверждение знаком «+».

Склонением называется изменение имён существительных по числам.

Склонением называется изменение имён существительных по падежам.

2. Отметь знаком «-» строчки, в которых вопросы падежа указаны неправильно.

Р. п. Кого? Что?

Д. п. Кому? Чему?

В. п. Кого? Что?

Т. п. О ком? О чём?

3. Зачеркни лишний предлог.

Предлоги, которые употребляются с предложным падежом: о, на, по, при.


4. Обозначь цифрами порядок действий для определения падежа име­ни существительного в предложении.

Поставь вопрос к существительному.

По вопросу и предлогу определи падеж.

Найди слово, от которого имя существительное зависит в пред­ложении.

5. Отметь знаком «х» слово, от которого в предложении зависит выде­ленное имя существительное.

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась…

- Напоминаю, что спина прямая.

- Все выполнили? Хорошо. Теперь обменяйтесь карточками и проверьте ответы с доски.









- Выполняют тест





















- Взаимопроверка














И


Подведение итогов, исходя из цели урока

3 минуты

- Какая тема у нас сегодня на уроке была?

- Какую цель мы с вами сегодня ставили на урок?

- Достигли ли мы её?

- Все остановки прошли?

- Цель: закрепить умение определять склонение имени существительного.

- Тема: Закрепление. Три склонения имени существительного.

Ф

Слайд тема/цель

Рефлексия учебной деятельности

(достижение цели, решение задач, самооценка/самопроверка взаимооценка/взаимопроверка деятельности)

1 минута

- И наша последняя остановка – рефлексия.

- У вас лежат карточки. Если все получилось, то поднимите желтую, если ничего не получилось красную.

- На столе лежит круг, если у вас отличное настроение закрасьте его весь, если нет настроения – то половину кругу. Какое у вас настроение?

- Молодцы. Спасибо за урок. До свидания.

- Выполняют рефлексию.

Ф

Раздаточный материал



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации