Конспект урока по русскому языку в 9 классе.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по типу экзаменационного.( задание 13.3)
Цели урока:
- сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 13.3);
- сформировать умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, сопоставлять материал, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме; формирование метапредметных компетенций;
3)воспитательные: формирование понятия о сильном характере.
Методы обучения: проблемно-поисковый, деятельностный.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 13.3.
Формируемые УУД:
- Регулятивные: постановка цели, планирование, умение следовать плану, корректировать информацию
- Познавательные: умение находить информацию, анализировать ее, сопоставлять, сравнивать.
- Коммуникативные: умение создавать текст с учетом целей высказывания и требований к структурным элементам.
Эпиграф к уроку:
Надобно иметь силу характера говорить и делать одно и то же.
А. И. Герцен
ХОД УРОКА.
Организационный момент и рефлексия.
Слово учителя: Сегодня, ребята, у нас важный урок подготовки к предстоящим экзаменам. Среди многих умений, которые вам понадобятся на экзамене, это, конечно же, умение писать сочинение-рассуждение. И на уроке мы будем работать над формированием этих умений.
Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 13.3).
Ребята, давайте сформулируем цели урока.
Предполагаемые ответы детей:
- вспомнить и закрепить структуру сочинения-рассуждения;
- отработать навык составления алгоритма сочинения;
- научиться отбирать нужный материал;
- составить письменные тезисы;
- аргументировать основные положения своей работы.
Учитель: В качестве эпиграфа к уроку предлагаю высказывание известного русского писателя Александра Ивановича Герцена. Ребята, внимательно прочитав эпиграф, попытайтесь определить ключевое слово, с которым сегодня на уроке мы будем работать.
Ответы детей. Ключевое слово, с определением которого мы будем работать – сила характера сильный характер.
Учитель: Вспомним требования к написанию сочинения-рассуждения.
Обратите внимание на критерии оценивания выполнения задания 13.3 /чтение/.
Какие в них требования к сочинению-рассуждению?
Определение ключевого слова и его комментарий - 1 балл
Два примера - аргумента - 3 балла
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения - 2 балла
Композиционная стройность - 1 балл. Итого: 7 баллов.
Ответ ученика: Таким образом, Текст должен характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью.
Работа по теме урока.
- Для продолжения работы нам необходимо вспомнить структурные части сочинения-рассуждения.
Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.
Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?
Ответ ученика: Памятка №1. Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.
Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?
Ответ ученика: Памятка № 2
1. Вступление. Определение предложенного в задании слова + Комментарий определения.
2. Первый пример – аргумент из текста + комментарий
3. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта + комментарий.
Второй аргумент может быть от противного: о том, что люди бывают равнодушными, чёрствыми, забывают о сострадании.
4. Заключение−вывод
Составление карты-схемы сочинения-рассуждения
Перед вами на столах лежат таблицы, которые нужно заполнять в течение всей работы с текстом. В конце урока у вас должны быть заполнены все графы. Если вы все сделаете правильно, то к концу занятия у вас будет готовая схема для написания сочинения, которая станет вашим домашним заданием.
Тезис,определение+комментарий (ответ на вопрос, обозначенный в теме сочинения) | Что такое сильный характер? Попробуем разобраться в смысле данного понятия.(Определение понятия).Я считаю,что (комментарий). |
Аргумент.№1 из текста | Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту… |
Аргумент.№2 из жизненного или читательского опыта | Проиллюстрировать, что такое |
Вывод | Таким образом, |
Учитель.Что такое сильный характер? Может, вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?
- Все ли смогли дать определение «сильный характер»? (Нет, не все.)
- В конце занятия у нас будет возможность ещё раз вернуться к этому вопросу.
Итак мы будем работать над сочинением-рассуждением «В чем может проявляться сила характера?» -
Почему рассуждение? Что значит рассуждать? (Это значит искать ответ на какой-то вопрос, что-то объяснять, доказывать).
Итак, продолжим свою работу:
13.3 Смотрим задание 13.3. Читаем...
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чем может проявляться сила характера?» Дайте определение понятию СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР... Что это? /Пояснение/
-Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?
- Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?
III. Работа с кластером ( подбор слов, понятий, помогающих в написании определения слова, его комментарии)
Учитель: работа по сбору материала к сочинению. Предлагаю поразмышлять над понятием сострадание, определить лексическое значение этого слова. Для этой работы мы разделимся на группы и составим кластер «СИЛА ХАРАКТЕРА».
КАКИМ БЫВАЕТ?
СЛОВА -ГИПЕРОНИМЫ
ИЩУ АРГУМЕНТЫ
В ЧЕМ ПОМОЖЕТ?
СИНОНИМЫ
ЧЕМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ?
ГДЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ?
СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
ИЗ ЧЕГО РОЖДАЕТСЯ ?
Какие эмоции
Слово учителя: Поработаем с толковыми словарями.
1. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твёрдый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твёрдость, не уступить в чём-н.). В характере чьём-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твёрдым характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером). Литературные характеры (персонажи с их характерными чертами).
2. Отличительное свойство, особенность, качество чего-н. Затяжной х. болезни. Беседа делового характера. Х. местности.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
Подберите синонимы к слову сильный характер.
Ответ ученика: Синонимы: стойкость духа, твёрдость духа, духовная сила
Учитель: из чего рождается сильный характер?
Ответ ученика: из формирования воли, стойкости, упорства
Учитель: где проявляется сильный характер?
Ответ ученика: в сложной или экстремальной ситуации.
Учитель: чем характеризуется сильный характер?
Ответ ученика: преодолением собственных страхов, контролем собственных эмоций, стойкостью и несгибаемостью своим идеям, стремлением добиться цели.
Учитель: в чем поможет?
Ответ ученика: выжить в самых сложных ситуациях, найти выход из затруднительного положения, преодолеть себя и жизненные невзгоды, удивить, заставит задуматься.
Учитель: подберите к понятию «сильный характер» слова с более широким значением (родовое понятие). Гиперонимы - слова, выражающие общее понятие: чувство, свойство, качество, способность, эмоции,
Ответ ученика: качество личности, способность личности, черта характера.
Учитель: где мы можем найти аргументы к понятию «сильный характер?»
Ответ ученика: в тексте, в литературе, в истории человечества, телепередачи, кинофильмы, в окружающем мире?
Учитель : какие эмоции вызывает понятие «сильный характер?»
Ответ ученика: восхищение, гордость,уважение, желание быть похожим.
IVРабота с понятием « сильный характер»(ПРИЕМ СИНКВЕЙН)
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Сильный характер
Всепобеждающий, несгибаемый
удивит, преодолеет, выживет
В сложной жизненной ситуации
Черта характера
Учитель : Таким образом, мы даем определение понятию «сильный характер». Запишите его в свою карту-схему. Это определение-первый абзац нашего сочинения. В этом же абзаце мы даем комментарий к данному определению. Отвечаем на вопрос ,заданный в теме сочинения: «В чем может проявляться сила характера?»
Ответ ученика: в преодолении собственных страхов, контролем за собственными эмоциями, стойкости своих убеждений, стремлении добиться целей,в любви к семье ,людям ,жизни.
У нас должна получиться примерно такая микротема:
Что такое сильный характер? Попробуем разобраться в смысле данного понятия. Сильный характер – это способность человека, в сложной ситуации заставить себя задуматься, проявить твердость духа и найти выход из затруднительного положения. Я считаю, что сильный характер проявляется в преодолении страхов, стойкости и несгибаемости убеждений. Люди с сильным характером достойны восхищения и уважения.
Материал для комментария:
С ситуацией, когда необходимо проявить сильный характер, стойкость духа человек сталкивается достаточно часто.
Человек проявляет сильный характер, исходя из собственных убеждений, жизненных принципов.
Нередко для проявления сильного характера требуются усилия души и разума.
На проявление стойкости духа по отношению к кому-либо влияет многое: семейные традиции, воспитание, жизненные ценности, формирование воли. /
V. Чтение текста. Работа с текстом.
Слово учителя: Обратимся к тексту Фриды Абрамовны Вигдоровой (Выразительное чтение учащимся. Учащиеся работают с текстом и находят ключевые слова.
Учитель : Найти ключевые слова. Для тех, кто работает с текстом, очень важно находить в нём ключевые слова. Что такое ключевое слово в тексте? Давайте разбираться.
Если правильно найти в тексте ключевые слова, то не составит никакого труда восстановить весь текст. Александр Блок говорил об этом примерно так: текст – это покрывало растянутое на нескольких колышках. Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые несут на себе содержательную нагрузку всего высказывания и располагаются в определённом порядке. Если они найдены и расположены правильно, то смысл текста будет ясен и понятен. Чтобы проверить правильность выполненной работы, нужно попробовать по этим словам восстановить текст. Попробуйте это сделать, если вам удастся, значит, с задачей мы справились успешно.
(1)Из дверей школы выходит Людмила Филипповна — директор. (2)Всё затихает, и директор поздравляет всех нас, учеников и учителей, с началом учебного года.
— (3)Это первый послевоенный учебный год, — говорит она. — (4)Мы с вами навсегда запомним, как мы собрались у дверей школы, чтобы начать занятия под чистым, свободным небом. (5)И сегодня, в такой большой праздничный день, я хочу напомнить вам о тех людях, которым мы обязаны своей свободой и счастьем, — о тех, кто храбро, самоотверженно сражался с врагом на фронтах Отечественной войны. (6)В этих боях погибли наши бывшие ученики: Гриша Данилов, Павлик Медведев, Нина Полянская.
(7)Мы слушаем её в глубокой тишине. (8)Она желает нам успеха, надеется, что мы будем упорно и хорошо работать. (9)Потом она поднимает руку: по всему двору разносится веселый звон колокольчика, и по его зову двери школы широко распахиваются перед нами.
(10)Раз после уроков я увидела, что кое-кто из ребят не уходит: собрались вокруг парты Горюнова. (11)Толя вытащил шахматную доску и расставляет фигуры. — (12)Кто из вас играет? — спросила я, подойдя ближе.
—(13)Я, — ответил Толя. — (14)И вот Саша, — кивнул он на друга, — и Глазков.
—(15)Можно мне попробовать? — спросила я.
(16)Ребята переглянулись, и Толя, по обыкновению краснея, ответил:
— Пожалуйста, Марина Николаевна. (17)Вы с кем будете играть?
—(18)Хочешь, сыграем с тобой?
(19)Мы перенесли доску на мой стол, уселись друг против друга, ребята тесно окружили нас — и сражение началось. (20)Толя оказался серьезным противником: толковым, расчетливым, осторожным. (21)Я играла немногим лучше его и неожиданно почувствовала, что волнуюсь. (22)Во-первых, мне казалось, что все симпатии на стороне Толи, все желают ему удачи, а это много значит — отношение окружающих! (23)Притом я вдруг поняла, что от исхода этой партии многое зависит, и решила, что мне просто необходимо выиграть. (24)Сдвинув брови, плотно сжав губы, мой противник изучал доску. (25)А рядом стоял его приятель Саша, и на его лице отражалось всё, что происходило на поле боя. (26)Он так переживал каждый Толин ход, словно это его, а не Толю ожидали победа или поражение.
(27)Я не очень-то могла наблюдать за окружающими, но не заметит, как ведёт себя Боря Левин, было невозможно. (28)Он «болел» за того, кому изменяло счастье. (29)Он не столько радовался хорошим ходам, сколько огорчался, если кто-нибудь из нас делал неправильный, по его мнению, ход. (30)Стоило мне или Толе взяться за фигуру, как раздавалось полное отчаяний «Эх!..». (31)В иные минуты он даже отворачивался, не в силах смотреть на наши действительные или воображаемые промахи.
—(32)Ты мешаешь, — сдержанно сказал наконец Толя. — (33)Раз не можешь смотреть спокойно, уходи.
(34)Боря присмирел.
(35)Через некоторое время я, сманеврировав своим чёрным конём, сняла Толиного слона. (36)Положение белых усложнилось. (37)Я посмотрела на серьезное лицо Толи. «(38)Зачем я так стараюсь выиграть?» (39)Ведь он совсем мальчик. (40)Даю же я иной раз Гале обыграть меня в шашки. (41)Он огорчится, а для меня проигрыш — не велика беда».
(42)Был мой ход — он, по-видимому, решал судьбу партии: вслед за слоном я могла заставить Толю пожертвовать ладьёй, и тогда… (43)Но я стала сосредоточенно разглядывать противоположный угол доски, словно обдумывая какую-то совсем новую комбинацию. (44)Но он посмотрел на меня с таким откровенным изумлением, что мне стало неловко, а присмиревшие было ребята зашевелились, и кто-то разочарованно прошептал: «Поддается…»
—(45)Вы ошиблись, Марина Николаевна, — сказал Толя. — (46)Возьмите ход обратно.
—(47)Я сама виновата, впредь буду осторожнее, — возразила я, чувствуя, что тоже краснею.
(48)Но Толя не воспользовался моим великодушием, он не хотел победы, добытой по милости уступок и снисхождений. (49)Он сделал какой-то нейтральный ход, и тогда я пошла так, как собиралась прежде. (50)Белые сделали еще несколько попыток защититься, но тщетно: через несколько ходов стало ясно, что положение их безнадёжное.
— (51)Мат! — хором сказали ребята.
(52)Толя поднял на меня тёмные глаза и вдруг расплылся в широчайшей улыбке. (53)Я взглянула на часы: партия длилась сорок минут. (54)Если бы я разговаривала с Толей сорок минут подряд, узнала бы о нем больше, чем сейчас? (55)Едва ли.
Ответ ученика(Ключевые слова): принесли доску, уселись, сражение началось, противник толковый, расчетливый, но я играла лучше; волнуюсь, от исхода многое зависит, необходимо выиграть, положение усложнилось, он огорчиться, проигрыш – не велика беда, обдумываю комбинацию, даю возможность воспользоваться преимуществом, возьмите ход обратно, вы ошиблись, не воспользовался великодушием, не хотел победы, добытой снисхождением.
( иногда возникает проблема с нахождением ключевых слов ,ученики не понимают ситуацию в тексте, тогда можно использовать прием «Беседа по содержанию»).
1.Надо определить и сформулировать идею,.т.е.,то, что хочет нам сказать автор.
2.Выяснить,разобраться,через какой поступок, какой эпизод раскрывается тема или то понятие о котором мы пишем.
Читаем текст и ищем ответы на вопросы:
- Какова основная мысль текста?(Человек в сложной ситуации проявляет твердость духа, основываясь на своих жизненных ценностях ( в данном случае это честность. Даже в невыгодной для себя ситуации герой предпочитает честную игру.)
- Какая ситуация описывается в тексте? (игра в шахматы между учительницей и учеником)
- Кто играл лучше в шахматы? (УЧИТЕЛЬНИЦА)
-Почему учительница испытывала чувство волнения?(ВСЕ симпатии на стороне Толи)
- Почему учительница решает выиграть партию? ( от исхода партии многое зависело)
- Почему Марина Николаевна меняет решение «выиграть»?(он ребенок, огорчится, проигрыш-не великая беда)
- Почему Толя не воспользовался великодушием учительницы? (Потому что он хотел честной игры)
Ответы на эти вопросы и станут первым аргументом из прочитанного текста, который вы должны внести во вторую строку карты-схемы. Естественно, для того, чтобы начать этот абзац вы должны вставить какую-то вводную конструкцию, например Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту Ф.А.Вигдоровой. Автор повествует… То есть здесь вы описываете какой-то эпизод , который подтверждает ваше понятие. Ни в коем случае не пересказывайте текст, вы должны коротко выбрать тот эпизод, который вам нужен для того, чтобы подтвердить понятие. Заполняем карту -схему
VI.Работа над аргументом №2.
Мкротема №3 Пример “из жизни”. Второй пример идет из жизни, где вы можете придумать любую ситуацию, не обязательно вспоминать какую-то ситуацию. Если вы не можете вспомнить какую-то ситуацию, вы можете её придумать. Вы придумываете ситуацию, так же её описываете и одним предложением пишете почему именно эта ситуация, то есть где в этой ситуации пример сильного характера. Для того, чтобы вам зачли этот аргумент у вас должен быть пример из жизни + ваш вывод одним предложением в чем же заключается это понятие, которое вы раскрываете в этом примере.
Аргумент из жизненного опыта
Жизненный опыт бывает:
- опытом многих поколений (традиционно-историческим) — это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции;
- опытом людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ;
- опытом близких, родных, знакомых людей;
- собственным жизненным опытом.
из художественных произведений.
Учащиеся используют дневник –проект( тетради учащихся)
СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР - это КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА …… | |
аргументы из литературы; | аргументы из жизни |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Петр Гринев отказывается присягнуть бунтовщику Пугачеву, так как дал слово верно служить императрице. Юноша понимал ,что враг сильнее и его могут казнить за такой протест. Но сила характера помогла ему сохранить честь и достоинство. А.Н.Толстой «Русский характер» С главным героем Егором Дремовым случилось несчастье во время Курского побоища. Он еле выжил: лицо было сильно обуглено, но зрение сохранилось .После пластических операций ему восстановили нос,губы,веки ,уши. Егор стал уродом. Когда приехал домой не нашел в себе сил признаться родителям, что перед ним их сын. Но после письма матери ,герой нашел в себе силы и открылся им .Отец Егора говорил, «таким лицом ,как у этого,…гордиться нужно.» | В 2016 году в Сирии погиб старший лейтенант Александр Прохоренко. Он координировал огонь российской авиации в тылу противника в Пальмире. Боевики его окружили и хотели взять в плен, но российский солдат принял бой, а потом попросил командование нанести авиаудар по своим координатам. Сила характера- это способность к самопожертвованию. |
Учитель : переходя к третьему абзацу,нужно снова подобрать подходящую фразу-связку из клише. Например, «Проиллюстрировать данное понятие можно на примере из жизни». Заполняем карту-схему.
Учитель : микротема №4. Заключение. Вывод. В выводе вы обязательно должны использовать вводное слово, например, «Таким образом…» чтобы привязать этот вывод ко всем остальным абзацам, чтобы логика была не нарушена. После вводного слово надо написать общий вывод по всем абзацам, то есть фактически вы должны переформулировать свое вступление и написать, другими словами. Заполняем карту схему.
VII.Подведение итогов.
- Решили поставленные в начале урока задачи?
-Достигли мы поставленных в начале урока целей?
Рефлексия .Давайте составим правила человека с сильным характером:
Преодолевать собственные страхи
Контролировать свои эмоции
Отстаивать свои интересы и убеждения
Смотреть в будущее с оптимизмом
Находить выход из-за труднительных ситуаций
Восхищать окружающих
Оценки.
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение 13.3 на тему «В чем может проявиться сила характера?» по подготовленным материалам.
Приложение №1
КАРТА-СХЕМА(учащиеся заполняют в ходе урок
Тезис,определение+комментарий (ответ на вопрос, обозначенный в теме сочинения) | Что такое сильный характер? Попробуем разобраться в смысле данного понятия.(Определение понятия).Я считаю,что (комментарий). |
Аргумент.№1 из текста | Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту… |
Аргумент.№2 из жизненного или читательского опыта | Проиллюстрировать, что такое |
Вывод | Таким образом, |
Приложение №2
Итак, у нас должно получиться примерно такое сочинение-рассуждение.
Что такое сильный характер? Попробуем разобраться в смысле данного понятия. Сильный характер – это способность человека, в сложной ситуации заставить себя задуматься, проявить твердость духа и найти выход из затруднительного положения. Я считаю, что сильный характер проявляется в преодолении страхов, стойкости и несгибаемости убеждений. Люди с сильным характером достойны восхищения и уважения.
Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту Ф.А.Вигдоровой. Автор повествует об игре в шахматы между учительницей и учеником. Марина Николаевна играла в шахматы лучше, чем Толя, но чувство волнения овладели ею, потому что все симпатии были на стороне противника. Она поняла ,что от исхода партии многое зависит и решила выиграть .В ходе игры она наблюдала за Толей «серьезное лицо», «морщинка меж бровей» и поняла ,что ,проиграв ,ребенок огорчится и решила мальчику поддаться. Поступком учительницы герой был изумлен и попросил вернуть ход обратно. Толя предпочитает честную игру даже в невыгодной для него ситуации. Таким достойным поведением герой показал силу своего характера.
Проиллюстрировать данное понятие можно на примере из жизни. В 2016 году в Сирии погиб старший лейтенант Александр Прохоренко. Он координировал огонь российской авиации в тылу противника в Пальмире. Боевики его окружили и хотели взять в плен, но российский солдат принял бой, а потом попросил командование нанести авиаудар по своим коорди-натам. Сила характера проявляется в способности к самопожертвованию.
Таким образом, сила характера проявляется в самопожертвовании людей, в их стойкости ,упорстве, а также в преодолении себя и жизненных невзгод. Люди с сильным характером смотрят в будущее с верой, оптимизмом и находят всегда выход их экстренных ситуациях.
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна