Конспект урока физкультуры «Формирование навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста» (1 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 6
Муниципального образования г.Новороссийск Краснодарского края
«Современные технологии преподавания на уроках»
Аристова Н. Н., учитель физической культуры
пояснительная записка
При разработке урока «Формирование навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста» за основу была принята примерная программа по физической культуре «Стандарты второго поколения», Москва «Просвещение» 2010 год. Урок разработан на основе раздела «Физкультурно–оздоровительная деятельность». Урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии сотрудничества, технологии критического мышления. В данном уроке, предлагается материал для практического использования при формировании правильной осанки и указывается, как она должна формироваться, какими средствами необходимо развивать ее у детей.
В разработке представлены цели и задачи урока, содержание материала по профилактике и коррекции нарушений осанки, комплексы упражнений на развитие физических качеств, которые можно применять в процессе ежедневной утренней зарядки, гимнастики после дневного сна и в качестве домашних заданий.
Урок «Формирование навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста» имеет физкультурно-оздоровительную направленность, по уровню освоения урок комбинированный, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, формирование межличностных отношений в процессе урока.
Новизна урока в том, что он учитывает специфику физического развития младшего школьника, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, музыкальное сопровождение, создает у занимающихся положительный настрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития. Урок в первом классе становится уроком бодрости, мышечной радости, эстетического наслаждения.
Актуальность урока
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12, 3 %, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %
Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент.
В школьном возрасте, когда дети значительную часть времени по 5-6 и более часов сидят за партой в школе и за столом дома, осанка может изменяться в худшую сторону, если у ребенка недостаточно развита мышечная система. Вместе с тем статическая выносливость у школьников невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Таким образом, проблема формирования правильной осанки является актуальной.
По мере роста ребенка родителям и учителям, как дома, так и в школе, необходимо тщательно следить за тем, чтобы ребенок правильно ходил, сидел, двигался. Соблюдение этого требования имеет не только эстетическое, но главным образом физиологическое значение для ослабленных детей. Правильная осанка обеспечивает нормальную деятельность опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, способствует более экономичному расходованию энергии при выполнении физических нагрузок. Особенно важно, чтобы физическое развитие ребенка было организовано правильно. Для этого необходимо в интересной, игровой форме проделывать с детьми простейшие гимнастические упражнения, приучающие их правильно держать позвоночник и голову, укрепляющие мускулатуру туловища и улучшающие согласованность движений.
Педагогическая целесообразность- позволяет решить проблему формирования правильной осанки ее коррекции, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
цель:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся.
задачи:
ОбразовательныеФормирование элементарных знаний о личной гигиене; режиме дня; влиянии физических упражнений на состояние здоровья; развитие двигательных способностей;
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
о соблюдении правил техники безопасности на уроках.
Развивающиегармоничное укрепление мышц и развитие силовой выносливости;
развивать двигательные способности посредством подвижных игр ;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательныеспособствовать развитию дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе двигательной деятельности;
пропаганда здорового образа жизни;
Урок рассчитан на детей 7-8 лет.
Срок реализации раздела программы - 8 часов.
По КТП урок № 7 с начала учебного года.
Количество учащихся в классе: 28 человек.
Форма организации детей на уроке: групповая, игровая, индивидуально-игровая.
Форма проведения урока : комбинированная.
Форма и способы проверки результативности учебного процесса:
Основной показатель работы - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, физической, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Учитель используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебного года 2 раза в год.
ожидаемые результаты
На первом этапе обучения:
У детей формируется представление о правильной осанке.
На втором этапе обучения:
У детей закрепляется навык точности выполнения двигательного действия.
На третьем этапе:
Реализуется конечная цель обучения - образование прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства.
Будут знать:
- что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
- о режиме дня, личной гигиене;
-правила поведения на занятиях и в повседневной жизни;
Будут уметь:
-выполнять комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц;
выполнять комплексы упражнений на развитие физических качеств
-овладеют школой движений;
-приобщаться к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм;
Разовьют следующие качества:
улучшат гибкость движений ;
улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
способы проверки результативности
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.
формы подведения итогов
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей физической подготовке, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом
План-конспект урока по физической культуре
для учащихся 1-х классов ( по ФГОС)
Тема: « Формирование навыка правильной осанки у детей младшего школьного возраста»
Место проведения: спортивный зал гимназии
Время проведения: 35 минут
Инвентарь: мешочки с песком, коврики, мячи, 2 фишки, гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, магнитофон
Задачи урока: 1) Формировать представление о правильной осанке.
2) Совершенствование физических качеств
3) Эстафета с мячом. Подвижная игра «Кот проснулся».
4) Развитие координационных способностей.
Этап образовательного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
Личностная | Регулятивная | Познавательная | Коммуникативная | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Подготовительный(10 минут) 1.Построение, сообщение темы и плана урока. Познакомить с понятием «осанка». Устный опрос: -Что такое правильная осанка? -Объясните, почему нужно развивать правильную осанку? Итог. -Осанка - привычное положение тела человека во время движения и покоя. -Нарушение осанки ухудшает работу всего организма. 2. Разминка: повороты на месте: направо, налево, кругом. Ходьба в колонне по одному с различными положениями рук: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, перекатами с пятки на носок; Бег: обычный, приставными шагами правым, левым боком, «полетный бег» (широким легким шагом). Корригирующая гимнастика Ходьба по залу с мешочками на голове: Ходьба по гимнастическому бревну, перешагивание через гимнастическую скамейку, ходьба по гимнастической скамейке. Упражнения возле стены: -И.п. – основная стойка. Принять правильную осанку, касаясь спиной стены, сделать два-три шага вперед, присесть-встать. Вновь принять правильную осанку. -Принять правильную осанку, приподняться на носочках, удерживаясь в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и.п. - Принять правильную осанку, Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать и принять правильную осанку. - Принять правильную осанку, В правильном положении присесть, руки вперед, встать, руки вверх. - Принять правильную осанку, Поднять вверх правую, левую ногу. Ползание по гимнастической скамейке, лазание по гимнастической стенке. | Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, обратить внимание на внешний вид, настроить на урок. Формировать представления о правильной осанке; Строгое соблюдение гигиенического режима, систематические занятия физическими упражнениями, закаливание, правильное положение тела при стоянии, ходьбе, посадке за столом. Повторить сведения о правилах безопасного поведения во время занятий физическими упражнениями; Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока. Дыхание при беге свободное. Упражнения выполняются в колонне по одному, два круга по залу. Темп медленный, если мешочек упал с головы надо его поднять и продолжать движение. Правильная осанка принимается за счет касания стены лопатками, ягодичной областью, икроножными мышцами и пятками, голова приподнята. Упражнения для развития качества силы и координации. | Формирование интереса Умение выполнять упражнения с мешочками на голове, для укрепления мышц спины. Правильное выполнение задания. Безопасное поведение во время выполнения задания. | Активное участие в диалоге с учителем. Сознательное выполнение определенных упражнений. Определить последовательность и приоритет выполняемых упражнений. Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя. | Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя. Совместно с учителем делают вывод: что же такое «Осанка человека»? Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи. Произвольно строим речевое проговаривание упражнений за учителем при проведении разминки. | Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками. Строят высказывания по теме «Формирование правильной осанки». Обсудить ход предстоящей разминки. Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем. |
Основной (22 минуты) Эстафета « Эстафета с мячом» (5 минут) И.п.- команды стоят в колонну по одному. У капитанов в руках волейбольный мяч. По сигналу судьи капитаны передают мяч над головой сзади стоящему и т.д., когда мяч окажется у последних участников в колонне, они с мячом в руках подбегают к линии старта, и начинают бег по дистанции. Оббежав фишку, участник возвращается по прямой линии в начало колонны за линию старта, поворачивается к ней спиной и передает мяч следующему участнику и так далее, пока каждый участник не пробежит по дистанции. Эстафета заканчивается, когда последний участник команды преодолеет дистанцию, встанет в начало колонны и поднимет мяч вверх. Упражнения на гимнастических ковриках: (12 минут) «Рыбка», «Лодочка», «Зайчик», «Велосипед», «Крылышки», «Плавание брассом», «Лягушонок», «Корзиночка», «Кошка». Подвижная игра «Кот проснулся» (7 минут). Играющие встают по кругу. Выбирают водящего. В центре круга «кот», он спит на скамеечке, за кругом « мышки», свободно перемещающиеся по залу под музыкальное сопровождение. По команде руководителя « Кот проснулся! « он поднимается и обходит зал, все дети замирают на месте в определенной позе. Когда кто-то из «мышат» пошевелится, происходит смена « котов». | Класс делится на две команды. Выбрать капитанов. Придумать название команд. Объяснение правил игры. Расстояние между участниками в колонне произвольное. Ошибки: не допускается во время передачи мяча бросать его, подбивать, катить. В случае потери мяча, его подбирает игрок, потерявший мяч. После чего, он возвращается в точку, где был потерян мяч и продолжает выполнять эстафету. Участник, находящийся впереди колонны, не должен наступать или выходить за линию старта. Корригирующие упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины. Руководство работой, коррекция действий (по мере необходимости) В конце игры нужно отметить игроков, которые лучше всех принимали основную стойку, руки за спиной в замок. | Соблюдение правил выполнения игры, взаимодействовать в команде. Развитие доброжелательного отношения к учителю и товарищам. Активное включение в выполнение двигательного действия, взаимодействие со сверстниками, развитие внимания. | Принимать инструкцию учителя, четко ей следовать. Умение собраться, настроится на деятельность. | Уметь договариваться в совместной деятельности, взаимодействовать со сверстниками. Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время игровой деятельности. Формирование умения работать в группе, договариваться, контролировать действия партнера. Умение заметить достоинства и недостатки своего исполнения движений. Взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи. Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников. | |
Заключительный (3 минуты) 1.Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание. Учитель задает вопросы: -что нового узнали на уроке? Помочь сделать вывод, что правильная осанка формируется вследствие ежедневных физических упражнений(утренней гимнастики). -какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке? -оцените свою работу на уроке. Организованный уход. | Проверяем степень усвоения обучающимися УЗ. Для того , чтобы воспитать навык правильной осанки, необходимо знать какие упражнения выполнять для укрепления мышц туловища, (преимущественно спины и мышц брюшного пресса). Отметить лучших. Детей построить по парам. | Осознать нужность домашнего задания | Условия, необходимые для достижения поставлен-ной цели. Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя. Объяснять понятие «Формирование навыка правильной осанки». | Оценивают свою деятельность. | Выражают свое мнение об итогах работы на уроке. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |