12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Почебыт Татьяна Евгеньевна3298
Россия, Карелия респ., Кондопога
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Автор:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г.Кондопоги

Республики Карелия

Почебыт Татьяна Евгеньевна

Конспект урока русского языка в 6 классе (УМК Т.А.Ладыженской)

Тема: «Этимология»

Цель урока:

познакомить с понятием «этимология»; закрепить знания о способах образования слов;

формировать навыки исследования с использованием разных источников информации, в том числе ИКТ;

развивать познавательную активность на основе поисковой деятельности;

развивать творческие способности, аналитическое мышление, кругозор учащихся;

воспитывать уважение к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; к творческой деятельности по алгоритму, по индивидуальному плану;

формирование навыка организации и анализа своей деятельности.

Предметные:

закрепление и углубление усвоенных ранее знаний по темам «Морфемика», «Основные способы образования слов», «Словари», « Словарная статья»;

распознавание и анализ основных единиц языка, проведение различных видов анализа слова,

написание текста-описания и рассуждения на лингвистическую тему.

Метапредметные:

Способность извлекать недостающую информацию из разных источников, справочной литературы; составлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме, эффективно сотрудничать в команде, в парах;

определение и формулирование познавательной цели, поиск, анализ и отбор необходимой информации;

приобретение навыка самоконтроля, взаимоконтроля через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Тип урока: урок - исследование

Методы: наглядный, проблемно-поисковый, анализ в группах

Формы работы учащихся: групповая (парная), индивидуальная

Оборудование: интерактивная доска, презентация, компьютер, планшеты или смартфоны с выходом в Интернет;

Словари: Толковый словарь С.И.Ожегова; Школьный словообразовательный словарь А.Н.Тихонова, Краткий этимологический словарь Н.М.Шанского;

Медиафайлы, Интернет-адреса указаны в конспекте.

Ход урока

I.Орг.момент. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Каждый день в школе вы узнаете много нового. Чтобы поддержать ваши успехи, предлагаю вашему вниманию высказывание знаменитого мыслителя Артура Шопенгауэра:

«Как для обыкновенного человека познание служит фонарем, который освещает ему путь, для гения оно — солнце, которое озаряет для него мир».

Для меня важно, чтобы урок был познавательным и интересным, чтобы вы могли научиться открывать тайны ключом познания.

IIПовторение изученного материала.

- Ребята, на предыдущем уроке мы узнали, что слова в русском языке образуются несколькими способами. Давайте повторим их. Предлагаю выполнить интерактивное .задание «Пазл»

(На интерактивной доске работают с упражнением коллективно, индивидуально – на своих телефонах и планшетах).

Проверка. Обмен мнениями о выполнении.

III.Актуализация знаний.

1.Аналитическая беседа.

- Ребята, кто такой «исследователь»? Как мы узнали значение слова?

Ответы учащихся. (Тот, кто занимается исследованием, следует за каким-то фактом, открытием. Значение слова можно узнать, определяя корень слова, а также, обратившись к толковому словарю).

- Верно, и мы, как исследователи, попробуем свои силы в открытии тайн русского языка.

Приоткрыть завесу тайны этого слова нам помог корень «-след-». Но во всех ли словах корень помогает раскрыть значение?

- Давайте уточним, как образовано слово РУБАШКА? Найдите ответ в данной задаче:

t1605784092aa.png


 

Для этого выполните морфемный разбор слова. Проверьте по схеме:

1.Окончание слова.

2.Основа.

3.Приставка (если есть).

4.Суффикс (если есть).

5.Корень слова.Подбор однокоренных слов.

6.Общее значение слова.

(схема морфемного разбора: https://www.easel.ly/browserEasel/12508900 )

- Каким способом образовано слово РУБАШКА?

(Образовано от слова РУБАХА с помощью суффикса –К-.)

Однако есть в русском языке слова, схожие по смыслу, но не обладающие одинаковым корнем.

Отсюда возникает вопрос:

- Можно ли значение слова пояснить, разобрав его по составу?

- Как безошибочно определять однокоренные слова?

Вывод: Морфемный разбор слова можно выполнить, если можешь предположить его корень или вспомнить однокоренные слова. Однако и это не уберегает от ошибок в понимании значения слова, вычленения морфем.

2. Постановка проблемного вопроса:

- В словах РУБИТЬ, РУБАХА, РУБИЩЕ, РУБЕЖ, РУБЛЬ – один и тот же корень?

(просмотр файла: https://www.easel.ly/browserEasel/12507769 )

 

g1605784192.jpg

Возникает проблемный вопрос:

Что является ключом к разгадке слова?

IV.Новый материал

1. «Мозговой штурм». Работа в группах.

Вопросы для решения проблемы:

- Почему исконно русские слова не всегда понятны носителям языка?

- Можно ли по толковому словарю узнать значение слова?

-Какими источниками можно воспользоваться, чтобы выяснить происхождение слова и его построение?

2. Работа со словарями. Дополнительный материал – 
в приложении отрывок стихотворения А.С.Пушкина

(Учащиеся получают коды доступа или работают по печатным словарям).

Записи по ходу работы ведут в таблице в тетрадях:

Исследуемое слово слово

Значение по толковому словарю

Этимология

(+,-)

Родственные слова русского языка

(+,-)

рубаха

 

 

 

рубище

 

 

 

рубеж

 

 

 

рубль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Слово рубаха – родственное слову «рубить», «рубище», «рубеж», «рубль», но однокоренными они не являются.

Вывод учащихся по проблеме: ключом является этимологический анализ слова, этимологический словарь.

3.Знакомство с понятием темы

- Наука о происхождении слов – этимология. (учебник, п.34, с.100).

Ученый Л.Успенский писал: «Этимология, как всякая другая наука, удовлетворяет естественное влечение человеческого ума к познанию истины».

Давайте убедимся в возможностях, открывающихся нам с помощью этимологии. Помощниками для нас будут этимологические словари и статьи ученых-лингвистов о словах.

V.Физминутка

VI .Поисковая работа в группах

Задание: Выясните, какова история слова ВРАЧ? Как связано его значение с этимологией?

(получают коды доступа электронных словарей, работают с печатными словарями, ведут записи в таблице).

Вывод. Слово ВРАЧ исследователи связывают со старо-славянским *врачь, болгарским *врач "колдун", сербохорватским *вра̑ч "прорицатель", словенским *vráč "врач".

Словарь Фасмера: «Эти слова производят от *врать и *ворча́ть. В таком случае первоначально значение:"заклинатель, колдун", которые умели заговаривать, лечить словесно. С другой стороны, ВРАТЬ – болтать лишнее, говорить неправду. Таким образом, история указывает на то, что врач – тот, кто обладает даром словами убирать боль, применять волшебство. Также ученые пришли к выводу, что лингвистический анализ указывает на связь русского языка с другими языками (болгарским, сербохорватским, латинским, литовским и др.).

Свои предположения об этом слове также высказал Л.Успенский в книге «Почему не иначе?».

Электронная версия: Л.Успенский. «Почему не иначе?» http://www.pochemyneinache.com/book/str8.html


VII.Рефлексия.

Беседа.

-Ребята, какие возникали трудности?

- Понравилось ли вам исследовать слова?

Опрос (проводится на раздаточном материале или в онлайн-формате с учетом оставшегося времени, доступно по ссылке: https://forms.gle/RJi4cPhcnZqJJiiCA)

1.Что называется "этимологией"?

А. Наука, изучающая правила написания слов.

Б. Наука, изучающая происхождение слов

В. Наука, которая изучает, от чего и с помощью чего образованы слова.

2. Что можно узнать благодаря этимологии?

А. правописание слова

Б. историю слова

В. слова-родственники

3.Как влияет знание этимологии на грамотность и почему?

Напиши развернутый ответ. Приведи примеры.

VIII. Итоги урока.

IX.Домашнее задание

Читать п.34.Письменное задание по выбору учащихся:

Упр. 177, составьте план текста.

Упр. 179 по плану:

Значение слова по толковому словарю

Происхождение слова, его этимология.

Родственные слова.

Использованные ресурсы:

1.Интерактивное упражнение-пазл «Повторяем способы образования слов» https://learningapps.org/display?v=puzyqf8nk20

2.Схема морфемного разбора - инфографика: https://www.easel.ly/browserEasel/12508900

3.Проблемный вопрос – инфографика https://www.easel.ly/browserEasel/12507769

4.Страница из книги Л.Успенского (электронная версия). «Почему не иначе?» http://www.pochemyneinache.com/book/str8.html

5. Опрос в формате Google: https://forms.gle/RJi4cPhcnZqJJiiCA

6. Руководство по работе для учителя и учащихся https://www.obrazstroy.ru/blog/google-docs/

Словари (изображения):

словарь Фасмера https://znachenieslova.ru/template/theme/img/dic/fasmer.jpg

Словообразвоательный словарь https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1019576021.jpg

словарь Даля http://lell33.ucoz.ru/_ld/29/58690248.jpg

Словарь славянских языков https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1019487195.jpg

Этимологический словарь Шанского  https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1007439217.jpg

Краткий этимологический словарь Шанского  https://www.libex.ru/img/x/27/0d/90367.jpg

Историко-этимологический словарь  http://www.konkurentov.net/_files/1/0/1015065643.jpg


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Ильина Оксана Геннадьевна, 19.11.20 в 14:34 2 Ответить Пожаловаться
Татьяна Евгеньевна,спасибо за интересный урок!
Почебыт Татьяна Евгеньевна, 19.11.20 в 16:07 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Оксана Геннадьевна!
Паненкова Ирина Михайловна, 19.11.20 в 17:11 2 Ответить Пожаловаться
Татьяна Евгеньевна, спасибо за развитие мышления детей и их активность на уроке в процессе укрепления их знаний.
Почебыт Татьяна Евгеньевна, 20.11.20 в 21:14 0 Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна, спасибо за теплые слова!
Наталья Алексеевна Яковлева, 19.11.20 в 19:23 2 Ответить Пожаловаться
Татьяна Евгеньевна! Спасибо за познавательный урок! Если не возражаете, возьму себе на заметку))
Почебыт Татьяна Евгеньевна, 20.11.20 в 21:14 0 Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна, буду рада! Спасибо за отзыв.
Селиванова Галина Геннадьевна, 19.11.20 в 21:31 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Евгеньевна! Люблю давать этот урок. тема интересная и конспект получился познавательным.
Почебыт Татьяна Евгеньевна, 20.11.20 в 21:16 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Геннадьевна! И мне эта тема интересна. Ищу подходы..

Отредактировано 20-11-2020 21:17

Максакова Наталья Михайловна, 27.12.20 в 15:17 1 Ответить Пожаловаться
Познавательный и интересный урок, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.