Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Этимология»

18
11
Материал опубликован 19 November 2020 в группе

Автор:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г.Кондопоги

Республики Карелия

Почебыт Татьяна Евгеньевна

Конспект урока русского языка в 6 классе (УМК Т.А.Ладыженской)

Тема: «Этимология»

Цель урока:

познакомить с понятием «этимология»; закрепить знания о способах образования слов;

формировать навыки исследования с использованием разных источников информации, в том числе ИКТ;

развивать познавательную активность на основе поисковой деятельности;

развивать творческие способности, аналитическое мышление, кругозор учащихся;

воспитывать уважение к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; к творческой деятельности по алгоритму, по индивидуальному плану;

формирование навыка организации и анализа своей деятельности.

Предметные:

закрепление и углубление усвоенных ранее знаний по темам «Морфемика», «Основные способы образования слов», «Словари», « Словарная статья»;

распознавание и анализ основных единиц языка, проведение различных видов анализа слова,

написание текста-описания и рассуждения на лингвистическую тему.

Метапредметные:

Способность извлекать недостающую информацию из разных источников, справочной литературы; составлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме, эффективно сотрудничать в команде, в парах;

определение и формулирование познавательной цели, поиск, анализ и отбор необходимой информации;

приобретение навыка самоконтроля, взаимоконтроля через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Тип урока: урок - исследование

Методы: наглядный, проблемно-поисковый, анализ в группах

Формы работы учащихся: групповая (парная), индивидуальная

Оборудование: интерактивная доска, презентация, компьютер, планшеты или смартфоны с выходом в Интернет;

Словари: Толковый словарь С.И.Ожегова; Школьный словообразовательный словарь А.Н.Тихонова, Краткий этимологический словарь Н.М.Шанского;

Медиафайлы, Интернет-адреса указаны в конспекте.

Ход урока

I.Орг.момент. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Каждый день в школе вы узнаете много нового. Чтобы поддержать ваши успехи, предлагаю вашему вниманию высказывание знаменитого мыслителя Артура Шопенгауэра:

«Как для обыкновенного человека познание служит фонарем, который освещает ему путь, для гения оно — солнце, которое озаряет для него мир».

Для меня важно, чтобы урок был познавательным и интересным, чтобы вы могли научиться открывать тайны ключом познания.

IIПовторение изученного материала.

- Ребята, на предыдущем уроке мы узнали, что слова в русском языке образуются несколькими способами. Давайте повторим их. Предлагаю выполнить интерактивное .задание «Пазл»

(На интерактивной доске работают с упражнением коллективно, индивидуально – на своих телефонах и планшетах).

Проверка. Обмен мнениями о выполнении.

III.Актуализация знаний.

1.Аналитическая беседа.

- Ребята, кто такой «исследователь»? Как мы узнали значение слова?

Ответы учащихся. (Тот, кто занимается исследованием, следует за каким-то фактом, открытием. Значение слова можно узнать, определяя корень слова, а также, обратившись к толковому словарю).

- Верно, и мы, как исследователи, попробуем свои силы в открытии тайн русского языка.

Приоткрыть завесу тайны этого слова нам помог корень «-след-». Но во всех ли словах корень помогает раскрыть значение?

- Давайте уточним, как образовано слово РУБАШКА? Найдите ответ в данной задаче:

t1605784092aa.png


 

Для этого выполните морфемный разбор слова. Проверьте по схеме:

1.Окончание слова.

2.Основа.

3.Приставка (если есть).

4.Суффикс (если есть).

5.Корень слова.Подбор однокоренных слов.

6.Общее значение слова.

(схема морфемного разбора: https://www.easel.ly/browserEasel/12508900 )

- Каким способом образовано слово РУБАШКА?

(Образовано от слова РУБАХА с помощью суффикса –К-.)

Однако есть в русском языке слова, схожие по смыслу, но не обладающие одинаковым корнем.

Отсюда возникает вопрос:

- Можно ли значение слова пояснить, разобрав его по составу?

- Как безошибочно определять однокоренные слова?

Вывод: Морфемный разбор слова можно выполнить, если можешь предположить его корень или вспомнить однокоренные слова. Однако и это не уберегает от ошибок в понимании значения слова, вычленения морфем.

2. Постановка проблемного вопроса:

- В словах РУБИТЬ, РУБАХА, РУБИЩЕ, РУБЕЖ, РУБЛЬ – один и тот же корень?

(просмотр файла: https://www.easel.ly/browserEasel/12507769 )

 

g1605784192.jpg

Возникает проблемный вопрос:

Что является ключом к разгадке слова?

IV.Новый материал

1. «Мозговой штурм». Работа в группах.

Вопросы для решения проблемы:

- Почему исконно русские слова не всегда понятны носителям языка?

- Можно ли по толковому словарю узнать значение слова?

-Какими источниками можно воспользоваться, чтобы выяснить происхождение слова и его построение?

2. Работа со словарями. Дополнительный материал – 
в приложении отрывок стихотворения А.С.Пушкина

(Учащиеся получают коды доступа или работают по печатным словарям).

Записи по ходу работы ведут в таблице в тетрадях:

Исследуемое слово слово

Значение по толковому словарю

Этимология

(+,-)

Родственные слова русского языка

(+,-)

рубаха

 

 

 

рубище

 

 

 

рубеж

 

 

 

рубль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Слово рубаха – родственное слову «рубить», «рубище», «рубеж», «рубль», но однокоренными они не являются.

Вывод учащихся по проблеме: ключом является этимологический анализ слова, этимологический словарь.

3.Знакомство с понятием темы

- Наука о происхождении слов – этимология. (учебник, п.34, с.100).

Ученый Л.Успенский писал: «Этимология, как всякая другая наука, удовлетворяет естественное влечение человеческого ума к познанию истины».

Давайте убедимся в возможностях, открывающихся нам с помощью этимологии. Помощниками для нас будут этимологические словари и статьи ученых-лингвистов о словах.

V.Физминутка

VI .Поисковая работа в группах

Задание: Выясните, какова история слова ВРАЧ? Как связано его значение с этимологией?

(получают коды доступа электронных словарей, работают с печатными словарями, ведут записи в таблице).

Вывод. Слово ВРАЧ исследователи связывают со старо-славянским *врачь, болгарским *врач "колдун", сербохорватским *вра̑ч "прорицатель", словенским *vráč "врач".

Словарь Фасмера: «Эти слова производят от *врать и *ворча́ть. В таком случае первоначально значение:"заклинатель, колдун", которые умели заговаривать, лечить словесно. С другой стороны, ВРАТЬ – болтать лишнее, говорить неправду. Таким образом, история указывает на то, что врач – тот, кто обладает даром словами убирать боль, применять волшебство. Также ученые пришли к выводу, что лингвистический анализ указывает на связь русского языка с другими языками (болгарским, сербохорватским, латинским, литовским и др.).

Свои предположения об этом слове также высказал Л.Успенский в книге «Почему не иначе?».

Электронная версия: Л.Успенский. «Почему не иначе?» http://www.pochemyneinache.com/book/str8.html


VII.Рефлексия.

Беседа.

-Ребята, какие возникали трудности?

- Понравилось ли вам исследовать слова?

Опрос (проводится на раздаточном материале или в онлайн-формате с учетом оставшегося времени, доступно по ссылке: https://forms.gle/RJi4cPhcnZqJJiiCA)

1.Что называется "этимологией"?

А. Наука, изучающая правила написания слов.

Б. Наука, изучающая происхождение слов

В. Наука, которая изучает, от чего и с помощью чего образованы слова.

2. Что можно узнать благодаря этимологии?

А. правописание слова

Б. историю слова

В. слова-родственники

3.Как влияет знание этимологии на грамотность и почему?

Напиши развернутый ответ. Приведи примеры.

VIII. Итоги урока.

IX.Домашнее задание

Читать п.34.Письменное задание по выбору учащихся:

Упр. 177, составьте план текста.

Упр. 179 по плану:

Значение слова по толковому словарю

Происхождение слова, его этимология.

Родственные слова.

Использованные ресурсы:

1.Интерактивное упражнение-пазл «Повторяем способы образования слов» https://learningapps.org/display?v=puzyqf8nk20

2.Схема морфемного разбора - инфографика: https://www.easel.ly/browserEasel/12508900

3.Проблемный вопрос – инфографика https://www.easel.ly/browserEasel/12507769

4.Страница из книги Л.Успенского (электронная версия). «Почему не иначе?» http://www.pochemyneinache.com/book/str8.html

5. Опрос в формате Google: https://forms.gle/RJi4cPhcnZqJJiiCA

6. Руководство по работе для учителя и учащихся https://www.obrazstroy.ru/blog/google-docs/

Словари (изображения):

словарь Фасмера https://znachenieslova.ru/template/theme/img/dic/fasmer.jpg

Словообразвоательный словарь https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1019576021.jpg

словарь Даля http://lell33.ucoz.ru/_ld/29/58690248.jpg

Словарь славянских языков https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1019487195.jpg

Этимологический словарь Шанского  https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1007439217.jpg

Краткий этимологический словарь Шанского  https://www.libex.ru/img/x/27/0d/90367.jpg

Историко-этимологический словарь  http://www.konkurentov.net/_files/1/0/1015065643.jpg


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Евгеньевна,спасибо за интересный урок!

19 November 2020

Спасибо за отзыв, Оксана Геннадьевна!

19 November 2020

Татьяна Евгеньевна, спасибо за развитие мышления детей и их активность на уроке в процессе укрепления их знаний.

19 November 2020

Ирина Михайловна, спасибо за теплые слова!

20 November 2020

Татьяна Евгеньевна! Спасибо за познавательный урок! Если не возражаете, возьму себе на заметку))

19 November 2020

Наталья Алексеевна, буду рада! Спасибо за отзыв.

20 November 2020

Спасибо, Татьяна Евгеньевна! Люблю давать этот урок. тема интересная и конспект получился познавательным.

19 November 2020

Спасибо, Галина Геннадьевна! И мне эта тема интересна. Ищу подходы..

20 November 2020

Познавательный и интересный урок, спасибо!

27 December 2020

Татьяна Евгеньевна, большое спасибо! Сама часто "откапываю" в словарях интересный материл по этимологии. Ваш урок замечательный!

7 April 2023

Спасибо за внимание к работам, Ирина Викторовна!

17 May 2023