12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лысова Александра367
олодой инициативный педагог с хорошими организаторскими способностями. Всегда заинтересована в развитии и обучении, что стараюсь привить как своим ученикам, так и их родителям, а также педагогам, с которыми общаюсь!
Россия, Алтайский край, Барнаул

Класс: 6

Тема урока: Составление рассказа от первого лица (р/р).

Цели (задачи) урока: формировать умение строить рассказ от первого лица по серии сюжетных картинок, развивать орфографические и пунктуационные умения.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: создать условия для развития письменной речи учащихся, развития умения составлять рассказ на основе его структурных частей.

Коммуникативные: развивать умение логически грамотно строить свою письменную и устную речь.

Тип урока: развитие речи (сочинение)

Основные методы: коммуникативный метод

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс Ч.2, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., карточка №1, карточка №2.

 

Этап урока, стадии, время, виды работы

Ход урока (деятельность учителя и учеников)

Организационный момент

2 мин.

 

 

- Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Александра Александровна. Присаживайтесь. Хлопните в ладоши девочки. Топните правой ногой мальчики.

Поднимите руку те, кто дома помогает родителям. Замечательно, и девочки, и мальчики помогают родителям в домашних делах.

(Визуально проверяю готовность учеников к уроку).

Подготовка к написанию сочинения

36 мин.

Эммерих Александр прочтет для вас стихотворение на тему помощи родителям.

(А. Эммерих читает Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»).

- Спасибо, Саша.

- Что такое юмор?

(Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех веселый, доброжелательный, помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. Юмористы намеренно смешат читателя, показывая смешных героев, описывая забавные события и ситуации. Смех помогает увидеть, понять, критически оценить, какое-то событие, человека или себя самого, одним словом, “смехотерапия”)

- Что вызывает улыбку при чтении стихотворения Э. Успенского? Какой прием автор использует для создания комического эффекта?

(Неожиданная концовка, мальчик помог бы маме, если был бы девочкой, но в то же время хочет, чтобы мама похвалила его как сына).

- Какое местоимение в этом стихотворении повторяется? (Личное местоимение «я».)От какого лица ведется повествование в стихотворении? (От первого лица)

– Цель нашего сегодняшнего урока – написать, сочинить юмористический рассказ, в котором повествование будет вестись от первого лица.

- Вспомните, какие типы текстов вы знаете? Укажите их особенности.

- Как называется тип текста, в котором передают действие в развитии? Текст, в котором рассказывается о событиях из жизни. (повествование)

- Тип текста, который характеризует предметы по их внешнему виду, передает детали. (описание)

- Как называется тип текста, который раскрывает суть предмета (рассуждение).

- Откройте учебник, стр. 171. Рассмотрите внимательно рисунки. Какой случай произошел с мальчиком? (выслушать 3-4 учеников).

- Какой тип текста предпочтительнее использовать для описания данной ситуации. Почему? (Повествование, потому что этот тип текста рассказывает о событиях жизни).

- Какие составные части рассказа вы знаете? Знакомы ли вы со словом «экспозиция»?

Экспозиция - вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем. (на слайде)

- На карточке подчеркните вопросы, которые подойдут для экспозиции нашего рассказа? На карточке №1 вопросы:

_____________________________

Где? Какой? Когда? Кто? Что? Зачем?

(При совместном обсуждении прийти к выводу, что следует подчеркнуть вопросы «Где? Когда? Кто?»)

- Как, по-вашему мнению, может завязаться действие рассказа? (решил втайне помочь маме)

- Судя по картинкам, каким образом развивалось действие? Запишем глаголы в тетрадь. (Решил помочь, встал, достал, испугался, любопытничал, ждал, испугал ,упал, свалился, слетел, оцарапал, дернулся, уронил, испортил).

- Что будет являться самым острым моментом, кульминацией, рассказа? (возвращение мамы/мама услышала шум и пришла на кухню)

- Как может закончится рассказ? Какая может быть развязка?

  1. Составные части рассказа (записать в тетрадь, рядом заголовки пунктов плана):

  • экспозиция (Где? Когда? Кто?)

  • завязка (решил втайне помочь маме)

  • развитие действия (что задумал герой – действия мальчика – действия котенка)

  • кульминация рассказа (приходит мама)

  • развязка

Карточка №2

  1. Подумайте. В какой обстановке, кому именно (брату, другу,веселой компаниии т.д.) вы будете рассказывать.

  2. Способы оживления рассказа: представьте себя на месте мальчика, введите в рассказ его размышления. В какую часть рассказа можно ввести диалоги с мамой? Вставьте описание предметов (банка, шкаф и т.д.), введите описание героя. Как вы опишите самый острый момент в развитии действия – с юмором, страхом, чувством удивления и т.д.?

  3. Вариант начала рассказа: Как часто родители называют меня бездельником! Так обидно слышать, что я никогда им не помогаю, ничего не умею делать! Вчера, в преддверии Международного женского дня, я постарался доказать им обратное.

Домашнее задание

2 минуты

- Как вы думаете, какое задание вы получите на дом?

- Поможет вам в этом план с составными частями рассказа и карточка №2.

Домашнее задание: сочинение – рассказ (упр. 405)

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.