Конспект урока «Рассказ от первого лица» (Русский язык, 6 класс)
Класс: 6
Тема урока: Составление рассказа от первого лица (р/р).
Цели (задачи) урока: формировать умение строить рассказ от первого лица по серии сюжетных картинок, развивать орфографические и пунктуационные умения.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: создать условия для развития письменной речи учащихся, развития умения составлять рассказ на основе его структурных частей.
Коммуникативные: развивать умение логически грамотно строить свою письменную и устную речь.
Тип урока: развитие речи (сочинение)
Основные методы: коммуникативный метод
Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс Ч.2, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., карточка №1, карточка №2.
Этап урока, стадии, время, виды работы |
Ход урока (деятельность учителя и учеников) |
Организационный момент 2 мин.
|
- Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Александра Александровна. Присаживайтесь. Хлопните в ладоши девочки. Топните правой ногой мальчики. Поднимите руку те, кто дома помогает родителям. Замечательно, и девочки, и мальчики помогают родителям в домашних делах. (Визуально проверяю готовность учеников к уроку). |
Подготовка к написанию сочинения 36 мин. |
Эммерих Александр прочтет для вас стихотворение на тему помощи родителям. (А. Эммерих читает Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»). - Спасибо, Саша. - Что такое юмор? (Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех веселый, доброжелательный, помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. Юмористы намеренно смешат читателя, показывая смешных героев, описывая забавные события и ситуации. Смех помогает увидеть, понять, критически оценить, какое-то событие, человека или себя самого, одним словом, “смехотерапия”) - Что вызывает улыбку при чтении стихотворения Э. Успенского? Какой прием автор использует для создания комического эффекта? (Неожиданная концовка, мальчик помог бы маме, если был бы девочкой, но в то же время хочет, чтобы мама похвалила его как сына). - Какое местоимение в этом стихотворении повторяется? (Личное местоимение «я».)От какого лица ведется повествование в стихотворении? (От первого лица) – Цель нашего сегодняшнего урока – написать, сочинить юмористический рассказ, в котором повествование будет вестись от первого лица. - Вспомните, какие типы текстов вы знаете? Укажите их особенности. - Как называется тип текста, в котором передают действие в развитии? Текст, в котором рассказывается о событиях из жизни. (повествование) - Тип текста, который характеризует предметы по их внешнему виду, передает детали. (описание) - Как называется тип текста, который раскрывает суть предмета (рассуждение). - Откройте учебник, стр. 171. Рассмотрите внимательно рисунки. Какой случай произошел с мальчиком? (выслушать 3-4 учеников). - Какой тип текста предпочтительнее использовать для описания данной ситуации. Почему? (Повествование, потому что этот тип текста рассказывает о событиях жизни). - Какие составные части рассказа вы знаете? Знакомы ли вы со словом «экспозиция»? Экспозиция - вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем. (на слайде) - На карточке подчеркните вопросы, которые подойдут для экспозиции нашего рассказа? На карточке №1 вопросы: _____________________________ Где? Какой? Когда? Кто? Что? Зачем? (При совместном обсуждении прийти к выводу, что следует подчеркнуть вопросы «Где? Когда? Кто?») - Как, по-вашему мнению, может завязаться действие рассказа? (решил втайне помочь маме) - Судя по картинкам, каким образом развивалось действие? Запишем глаголы в тетрадь. (Решил помочь, встал, достал, испугался, любопытничал, ждал, испугал ,упал, свалился, слетел, оцарапал, дернулся, уронил, испортил). - Что будет являться самым острым моментом, кульминацией, рассказа? (возвращение мамы/мама услышала шум и пришла на кухню) - Как может закончится рассказ? Какая может быть развязка?
Карточка №2
|
Домашнее задание 2 минуты |
- Как вы думаете, какое задание вы получите на дом? - Поможет вам в этом план с составными частями рассказа и карточка №2. Домашнее задание: сочинение – рассказ (упр. 405) |