Конспект урока музыки на тему «Русские народные инструменты» (4 класс)

4
0
Материал опубликован 6 November 2019

6


Автор: Учитель музыки Саморукова Алена Саитовна. Город Тюмень

4 класс.

Тема четверти – «Музыка моего народа».

Тема урока – «Русские народные инструменты».

Тип урока: интегрированный

Цель: познакомить ребят с историей музыкальных деревянных ложек, привить интерес к музыкальной русской культуре.

Задачи: развивать музыкальные способности, формировать навык игры по партитуре, учить различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания.

Ход урока:

Учитель. Здравствуйте, ребята. (Приветствую ребят поклоном как на Руси).

Дети. Здравствуйте! (кланяются)

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о музыке моего народа. Предлагаю распеться и вспомнить песню «А мы просо сеяли», которую мы изучили на прошлом уроке.

Распевка.

Дети выстраиваются. Исполняют песню с характерными движениями «стенка на стенку».

Учитель. Молодцы! Давайте вспомним, к какому жанру относиться русская народная песня «А мы просо сеяли».

Дети. Трудовые

Учитель. Правильно, а для чего люди пели песни перед тяжелой работой?

Дети. Чтобы поднять настроение.

Учитель. Хорошо! И сейчас мы с Вами чтобы тоже настроиться на работу, на получение новых знаний споем эту песню еще раз, украсив ее вот такими инструментами. (Раздаю инструменты: ложки и треугольник)

На экране появляется партитура.

Учитель. На экране представлена своеобразная партитура. Какие партии изображены в ней?

Дети. Первая партия – ложки, вторая треугольник, третья хлопки.

Учитель. Верно. Предлагаю порепетировать. Сыграем каждую партию отдельно. Начнем с партии ложек. Сначала вспомним, как правильно нужно их держать, есть несколько способов, мы используем самые простые. Итак, держим ложки за рукоятки в правой руке тыльной стороной черпаков друг к другу, оставляя между ними указательный палец, и ударяем по левой ладони. Либо берем одну ложку в правую другую в левую руку и просто ударяем ложки друг о друга.

Играем под счет, затем мы будет петь, а вы продолжаете играть.

Дети проигрывают партию ложек под счет, затем под пение при помощи партитуры и учителя.

Учитель. Обратите внимание, что в партитуре некоторые ложки больше, а некоторые меньше. С чем это связано?

Дети. Там, где ложка больше, удар будет сильнее

Учитель. Верно, так показаны сильные и слабые доли. Попробуем еще раз уже с выделением сильных долей.

Повторное исполнение партии ложек.

Учитель. Молодцы, а теперь послушаем треугольник.

Ученик играет на треугольнике под счет, затем под пение при помощи партитуры и учителя.

Учитель. Молодец. На какую долю приходится удар.

Ученик. В первую

Учитель. Верно. Это доля сильная или слабая?

Ученик. Сильная

Учитель. Хорошо. А теперь хлопки. Будьте внимательны. Сначала под счет, затем вы продолжаете играть, а мы будем петь.

Дети хлопают под счет, затем под пение при помощи партитуры и учителя.

Учитель. Получилось ли выделить первую долю?

Дети. Да

Учитель. Молодцы. Разделимся на группы. Первая группа певцы, вторая – ложки, третья хлопки, и треугольник.

Исполнение песни и игра на инструментах.

Смена групп и повторное исполнение.

Учитель. Молодцы! Садитесь на свои места. Скажите, а почему именно эти инструменты мы выбрали?

Дети. Потому что они подходят под эту песню. Песня русская народная и ложки и треугольник русские народные инструменты, а хлопки универсальный инструмент, можно в любой песне использовать.

Учитель. Молодцы. Интересней ли прозвучала песня с инструментами?

Дети. Да, веселее и богаче.

Учитель. Скажите, какой тембр у ложек и треугольника, одинаковый ли он?

Дети. Нет, разный. У ложек более теплый звук, не тянется у треугольника звонкий более холодный, и может звучать дольше

Учитель. С чем это связано?

Дети. Они сделаны из разного материала, они разной формы, звуки извлекаются по-разному.

Учитель. Верно. На каком инструменте вам понравилось играть больше всего?

Дети. На ложках

Учитель. А знаете ли вы историю музыкальных деревянных ложек?

Дети. Нет

На экране изображение деревянных ложек.

Учитель. Сегодня мы поговорим об истории деревянных ложек.

История русских деревянных ложек началась десять веков назад. Русские умельцы издавна славились резьбой по дереву. На протяжении столетий они передавали секреты изготовления деревянной ложки. Русское слово «ложка» произошло от слова «лог» овраг, углубление. Для изготовления деревянных ложек использовали экологически чистые породы деревьев: липу, сосну, клен, рябину, поэтому использовать деревянные ложки очень полезно, они не портят вкус приготовленной пищи.

В России до 18 века пользовались деревянными ложками. А вот расписывать ложки стали лишь начиная с 19 века. Рассмотрите внимательно ложки, которые у вас в руках, как они красиво расписаны. А как называется эта роспись? (http://reznoe7.ru/derevyanny-e-lozhki.html)

Дети. Хохлома. (На экране хохломская роспись)

Учитель. Молодцы. Музыкальные деревянные ложки по внешнему виду практически не отличаются от обычных столовых ложек. Только изготавливаются они из более твердых пород деревьев. Ведь каждое дерево имеет свой тембр. Обычно ложки делали из липы, но это дерево хрупкое, да и звук у липы очень слабый. Поэтому для оркестра изготавливают ложки из березы или клена. Музыкальные ложки имеют удлиненную рукоятку, на которую иногда вешают бубенцы.

Невозможно сейчас сказать точно, кому и когда пришла в голову идея сделать из деревянных ложек ударный инструмент, но уже давно они стали самым популярным национальным русским инструментом. Как вы думаете, как называются музыканты, которые играют на ложках? (http://reznoe7.ru/derevyanny-e-lozhki.html)

Дети. Ложкари.

Учитель. Правильно. Ложкари обычно используют в своей игре от 2 до 5 ложек. Звук извлекается путем ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр зависит от способа звукоизвлечения. Чаще всего исполнитель использует 3 ложки, две в левой руке и одна в правой. Удары производят третьей ложкой по двум в левой руке. Для удобства играют на руке или колене. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ложки)

(Учитель показывает способ игры тремя ложками)

Учитель. Давайте попробуем повторить на четыре счета.

Дети пробуют способ игры на трех ложках.

Учитель. Молодцы. Вы сейчас сами убедились, что играть на ложках не так-то просто, и чтоб играть хорошо, нужно много тренироваться. Согласны?

Дети. Да.

Учитель. Что мы узнали на уроке?

Дети. Мы познакомились с историей возникновения деревянных ложек и попробовали играть на трех ложках.

Учитель. А какие еще вы знаете русско-народные инструменты?

Дети. Балалайка, домра, гармошка, трещотки…

Учитель. Хорошо. В начале урока вы сказали, что треугольник русско-народный инструмент, но это не совсем верно. Так как треугольник заимствован из Турции, но он входит в состав русского народного оркестра. И именно о русском народном оркестре мы поговорим на следующем уроке.

Учитель. Домашнее задание нарисовать или вклеить в тетрадь один русский народный инструмент и составить небольшое, но интересное сообщение о нем.

Учитель. Наш урок окончен. До свидания. Будьте здоровы (Кланяюсь, как на Руси).

Дети тоже кланяются и покидают класс.

При проведении данного урока мы использовали деятельностный подход. Ребята сначала повторили песню «А мы просо сеяли», затем ритмизовали ее при помощи инструментов и хлопков, после чего обсуждали, почему использовали именно эти инструменты, какой у них тембр, знакомились с историей появления музыкальных деревянных ложек и попробовали поиграть на трех ложках.

Для создания аккомпанемента к песне «А мы просо сеяли» мы создали партитуру по примеру партитур, используемых в Британских международных школах. Партитура достаточна удобная, дети сразу увидели, на каких инструментах будут играть, где сильные и слабые доли, за счет размера изображений инструментов. В партитуре проставлен счет, что тоже очень удобно и понятно детям. У детей не возникло трудностей в игре по данной партитуре. Партитура являлась своеобразным помощником.


t1573031054aa.png



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации